К вопросу о чекане варварских подражаний в период денежного кризиса на Боспоре в 3 веке до н.э.

К вопросу о чекане варварских подражаний в период денежного кризиса на Боспоре в 3 веке до н.э.

Суханов В.И.

Толчком к написанию этой статьи послужила публикация /1/, в которой был затронут интересный и важный вопрос о возможности чекана варварских подражаний во время денежного кризиса в 3 в. до н.э. на Боспоре. Авторами была высказана гипотеза о возможности чеканки поддельных монет (подражаний) одним из племен, входивших в состав Боспорского государства, начавшимся во время кризиса и прекращенным по его окончании. Цель чекана – использовать подражания как законное платежное средство. В качестве примера приведена такого рода “монета-подражание” (рисунок 1):

Для того, чтобы ответить на вопрос о возможности подобных эмиссий, надо оценить социально-политическую и экономическую обстановку как в Боспорском государстве, так и в его окружении.

Отметим, что под “варварским чеканом” мы подразумеваем в этой статье эмиссии монет с изображениями, аналогичными изображениям на монетах регулярного боспорского чекана рассматриваемого периода, но осуществленными знатью одного из “варварских” племен.

В научной литературе понятие “варварские монеты-подражания” относительно Северного Причерноморья употребляется в отношении монет, чеканка которых осуществлялась в первые века н.э. в этом регионе местными племенами, в частности, скифами, сарматами (в том числе и аланами) и остготами. В основном все они подражали монетам римского чекана. Однако, известны и, к примеру, немногочисленные сарматские подражания боспорским медным монетам. Более ранние подражания монетам Боспорского государства, т.е. от его образования около 480 г. до н.э. и до рубежа эпох нам неизвестны. Парадоксальность и определенная комичность есть в том, что поначалу все было наоборот. По мнению ряда историков, греки на заре колонизации Черноморского побережья подражали “варварам” в монетной чеканке. Речь идет о так называемых монетах-стрелках, отливавшихся в виде наконечника стрелы, но без отверстия и с тупым концом. Такого рода денежные средства появились у скифов, вероятно, в конце 7 века до н.э. и позднее были переняты греками в несколько измененном варианте (рисунок 2):

Т.е. в это в этот период скорее можно говорить о “греческих монетах-подражаниях”.

В 3 веке до н.э. Боспорское государство было греко-варварским. В управлении участвовали и греческая аристократия и знать местных племен, обитавших на территории государства, т.е. синдов, меотов и т.д. Это означает, что лица из верхушки того или иного племени являлись боспорскими гражданами (добавим, привилегированными) и имела равные возможности к обогащению законным путем. Организация автономного чекана должна иметь прежде всего весомую причину – политическую или экономическую. Выпуск монет-подражаний, неотличимых от законных выпусков, т.е. фактически фальшивых денег, был бы не чем иным, как “воровским чеканом”. Трудно представить, что племенная знать пошла бы на столь сомнительную акцию, рискуя не только своим общественным положением, богатством, но и головой. Ведь законная власть всегда была сурова в отношении фальшивомонетчиков

Например, согласно знаменитым законам Солона за фальшивомонетничество карали смертной казнью. И Греция не была в этом смысле исключением. Естествено, мы исключаем из рассмотрения возможный чекан фальшивок частными лицами, т.е. обычными фальшивомонетчиками. Не рассматриваем мы и возможность тайного чекана, т.е. преступного, какой-либо группой лиц из племенной знати. Оба эти явления одного порядка. Впрочем, надо отметить, что среди десятков тысяч монет периода денежного кризиса на Боспоре пока не выявлено бесспорных фальшивок (по крайней мере, нам они неизвестны), чеканенных в это время. На наш взгляд это объясняется, во-первых, низкой покупательной способностью денег той поры. Т.е. подделка не несла большой экономической выгоды при условии вовсе не простой организации такого чекана даже только с технической точки зрения. Во-вторых, низкое качество изображений, разброс весовых характеристик, большое разнообразие штемпелей, использовавшихся для чекана одного и того же типа, наконец, практика массовых перечеканов, приводившая к появлению малоразборчивых изображений (рисунок 4):

привели к тому, что современному исследователю очень трудно выявить фальшивки.Итак, экономически “варварский чекан” представляется маловероятным. Монеты, выпущенные с политическими целями, должны бы были нести в своем изображении нечто, что придавало бы им прокламационный характер. Иными словами, эмиссии, осуществленные с политическими функциями, должны существенно отличаться от обычных боспорских монет. Такого рода монет не зафиксировано. Да и что, собственно, должно было декларировать племя, члены которого являются полноправными гражданами государства. По сути такая чеканка явилась бы вызовом властям Боспора, осуществляющим законные эмиссии. Если причины к автономным эмиссиям имелись, то их корни должны были лежать в желании племенной знати проводить свою собственную, сепаратную политику. Такого рода проявление независимости неизбежно привело бы к конфликту с законными властями. Была ли в этом заинтересована племенная верхушка, которая только и могла организовать этот чекан?! Напротив, племенная аристократия стремилась войти в правящую законную верхушку Боспорского государства. В 3 веке воины не только местных, но и соседних племен нанимались на боспорскую службу. Боспор был, бесспорно, самым могучим государством региона. Боспорское войско попросту смяло бы сепаратистов, вместе с их самоуправной монетной чеканкой.

Другое дело, к примеру, если идет борьба за власть в Боспорском государстве. В этом случае, как правило, часть племен поддерживает одну сторону, часть – другую. Тогда, в принципе, одна из противоборствующих сторон (или обе) могут осуществить свой собственный чекан. Если один из претендентов является, к примеру, вождем одного из племен, то можно, с натяжкой, назвать выпуски его монет “варварским чеканом”.

Но нет ни письменных упоминаний о событиях такого рода на Боспоре в этот период, ни самих монет, которые можно было бы связать с кем-либо из претендентов. Подобные события происходили на Боспоре в конце 4-го века до н.э. Тогда за власть боролись сыновья Перисада Первого. Причем младший, Евмел, привлек на свою сторону местное племя фатеев, а старшие, Притан и Сатир, скифов. Однако, монет, выпущенных от имени Евмела или его братьев тоже пока не зафиксировано. Хотя теоретически такие выпуски монет могли иметь место и быть, к примеру, безымянными.

Таким образом, “варварский чекан” со стороны племен, входивших в состав Боспорского государства, нам представляется маловероятным.

Остается рассмотреть соседние племена. Нетрудно убедиться, что и для них чекан подражаний законным боспорским деньгам не был оправдан ни экономически, ни политически. Речь может идти, например, о скифах. Для скифской знати (равно и для племенной верхушки любого другого племени) торговля скотом, рабами и пр. с Боспором являлась надежным и постоянным источником высоких доходов и качественных импортных товаров. Боспорское государство было для скифов важнейшим торговым партнером. Чеканить фальшивую монету - значит, идти на конфликт с могучим и полезным соседом. Это неразумно и опасно. Проще уж тогда прийти и взять все силой (попытки к чему неоднократно наблюдались в различных регионах и в разные временные периоды, в том числе и со стороны скифов), а не организовывать чекан массы медяков. Собственно, некоторое время Боспор даже платил скифам дань.

Не надо забывать еще и о том, что речь идет о времени денежного кризиса. Т.е. следовало производить огромное количество подражаний обесценившимся деньгам, чтобы сумма была более-менее приличной,  причем неотличимых от подлинных. В любом случае, подобные чеканы могут быть выявлены по определенным характерным особенностям, например, по штемпелям, вырезанных непрофессионально. Скрыть такую операцию не удалось бы ни от современников, ни от исследователей-нумизматов. Эмиссии же, осуществленные с политической целью, должны непременно и явно стилистически отличаться от боспорских. В качестве примера можно привести чеканку скифского царя Атея, осуществленную в первую очередь с политическими целями в середине 4-го в. до н.э. Его монеты никак нельзя назвать монетами-подражаниями. Или чеканку синдами собственной монеты (впрочем, вопрос эмитента здесь остается пока спорным), которые тоже ни с чем не спутаешь (рисунок 5):

Те же соображения правомерны в отношении других соседних племен. Следовательно, и племена-соседи Боспора, скорее всего, “варварский чекан” не осуществляли.

Совсем иная ситуация была в 3-4 веках нашей эры. Политическое положение в регионе изменилось и очень существенно. Боспорское государство испытывало мощный натиск пришлых племен. Племена утверждали себя в том числе и собственным чеканом монет. Тогда, например, появился так называемый “таманский денарий” (рисунок 6):


выпуск которого осуществлялся племенной властью остготов. Эти эмиссии были законным платежным средством остготов и выполняли как экономические, так и политические функции. Чекан их был длительным, массовым и вполне открытым. Более того, по мнению, некоторых исследователей / 2 / эти “денарии” вполне официально использовались именно во внешней торговле.

Вернемся к монете, упомянутой в начале статьи (рисунок 1). Монета, представленная на снимке, представляет собой, на наш взгляд, перечекан из деградированного типа “Безбородый Сатир/Лук, стрела, ПАN” (Анохин, № 133) в тип “Бородатый Сатир/Лук, стрела, ПАNТI ” (Анохин, № 145). Первоначальный тип можно распознать, если повернуть снимок против часовой стрелки на 80°. В этом положении лук и стрела на реверсе обоих типов узнаются легко. Аверс выглядит, как обычно, хуже из-за наложения двух более сложных, чем на реверсе, штемпелей. Чтобы рассмотреть черты безбородого Сатира, фото должно быть повернуто приблизительно на 135°. Такие перечеканы в нумизматической литературе известны. Перечеканом в этот же тип А., № 145 монеты более раннего выпуска (определить исходный тип сложно из-за плохого состояния монеты) является и монета, представленная на рисунке 3. По наблюдениям Шелова Д.Б. “подавляющее большинство их (речь идет о монетах типа А., № 145 – прим. Авт.) перечеканено из прежних пантикапейских монет, обращавшихся на боспорском рынке в третьей четверти 3 в.” / 3 /. Маловероятно, что эта монета является подделкой того времени, поскольку вырезать столь сложный штемпель много труднее, чем монету того же типа без следов перечекана. Да и не просматривается в фрагментах сохранившихся изображений на этом монетном кружке отличий от стандартных штемпелей исходного типа А., № 133 и А., № 145.

Таким образом, можно заключить, что на сегодняшний день нет ни артефактов, указывающих на “варварский чекан” в Боспорском государстве в период денежного кризиса 3 в. до н.э., ни предпосылок к его возникновению в рассматриваемый период.


Литература:

/1/ Петр Лобода , Евгений Арсюхин. Монета с надписью ПANTI...

/2/ С.А. Яценко. Германцы и аланы: о разрушениях в Приазовье в 236-276 гг. н.э., 1997

/3/ Д.Б. Шелов. Еще о боспорских монетах периода денежного кризиса 3 в. до н.э., СА, 1981 № 2

Примечание: монеты (рисунки 5,6) - с сайта Одесского виртуального музея нумизматики.



Источник: http://archeologia.narod.ru
Категория: Нумизматика | Добавил: konan (14.10.2009)
Просмотров: 2050 | Теги: чекан, нумизматика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]