Месопотамская цивилизация. Обзорная статья

       Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом. Самоназвание  этой области - Сеннаар. С Севера и Востока Месопотамию окружали горы Армянского и Иранского нагорий, на Западе она граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга ее омывал Персидский залив.

       Центр развития древнейшей цивилизации находился  в  Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, а южная – Шумер. Не позднее 4 тыс. до н.э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения, постепенно они заняли всю территорию Месопотамии. Откуда пришли шумеры до сих пор не известно, но согласно легенде, распространенной среди самих шумеров, с островов Персидского залива. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками не установлены. В северной части Месопотамии, начиная с первой половины 3 тыс. до н.э., жили семиты, скотоводческие племена древней Передней Азии и Сирийской степи, язык  семитских племен назывался аккадским. В южной части Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу – на ассирийском диалекте ассирийского языка. В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на Юг и концу 3 тыс. до н.э. заняли всю южную Месопотамию; в результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский, однако он продолжал существовать как язык науки и религиозного культа до 1 в. н.э. 

       В конце 3 тыс. до н.э. в Месопотамию из сирийской степи начали проникать западно-семитские скотоводческие племена, которые вавилоняне называли амореями ( кочевники ). С 3 тыс. до н.э. в северной Месопотамии, от верховья реки Диялы до оз. Урмии, обитали племена кутии или гутии. С древнейших времен на севере Месопотамии жили также хурритские племена, которые создали государство Митанни. В 3-2 тыс. до н.э. хурриты и их близкие родственники урартские племена занимали всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли племя и страну хурритов Субарту.  Во второй половине 2 тыс. до н.э. из Северной Аравии в Сирийскую степь, Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племен.

       К концу 13 в. до н.э. арамеи создали в Западной Сирии и Южной Месопотамии множество мелких княжеств, а к началу 1 тыс. до н.э. арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и северной Месопотамии. В 8 в. до н.э. арамейские государства были захвачены Ассирией, однако после этого влияние арамейского языка усилилось, к концу 7 в. до н.э. вся Сирия говорила по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в  Месопотамии.

       В 8-7 вв. до н.э. ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покоренных народов из одного района Ассирийской державы в другой, цель – затруднить взаимопонимание между различными племенами, тем самым предотвратить их мятежи против ассирийского ига и заселить опустошенные во время бесконечных войн территории. В результате неизбежного смешения языков победителем выходил арамейский. Начиная с 9 в. до н.э. в южную Месопотамию начали вторгаться родственные арамеям халдейские племена, постепенно занявшие всю Вавилонию. В 1 в. н.э. вавилоняне полностью слились с халдеями и арамеями.

       На рубеже 4 и 3 тыс. до н.э. примерно одновременно с возникновением государства в Египте, в нижней части Междуречья Тигра и Евфрата появляются первые государства. В начале 3 тыс. до н.э. на территории южной Месопотамии сложилось несколько небольших городов-государств, они располагались на холмах и были окружены стенами, в каждом жило около 40-50 тыс. человек. На крайнем юго-западе  находился город Ур, имевший огромное значение в политической истории Шумера. В центре Месопотамии находился город Ниппур – главное святилище всего Шумера. В первой половине 3 тыс. до н.э. в Шумере создалось несколько политических центров, правители которых носили титул лугаль (большой человек ) или энси (самостоятельный владыка, который первоначально был жрецом-строителем ). Во второй половине 3 тыс. до н.э.  на  главенство в Шумере стал претендовать город Лагаш. В середине 25 в.до н.э.  он разгромил своего главного врага – город Умму, а народные массы, ущемленные в своих экономических и политических правах, объединились вокруг одного из влиятельных граждан города Уруинимгины (Урукагины). Все вместе взятые факты привели к тому, что Уруинимгина стал новым энси. За период своего шестилетнего правления он провел важнее социальные реформы, были отменены поборы с жреческого персонала, увеличено натуральное довольствие подневольных храмных работников, восстановлена независимость храмового хозяйства от царской администрации, восстановлена судебная организация в сельских общинах, была ликвидирована полиандрия (многомужество) – все эти изменения были объявлены договором  Уруинимгина с главным богом Лагаша Нингирсу,  по которому первый являлся исполнителем его воли.

       Пока Уруинимгина был занят реформами,  началась война между Лагашем и Уммой, она закончилась победой правителя Уммы Лугальзагесси. Он отменил только недавно введенные реформы и распространил свое господство почти на весь Шумер, столицей которого теперь стал город Урук.

       Основной отраслью экономики Шумера было земледелие, основанное на развитой оросительной системе. К началу 3 тыс. до н.э. относится шумерский литературный памятник – земледельческий альманах, написанный в форме поучения, он содержит указания и советы по сохранению плодородия почв, описывает последовательность полевых работ. Развивалось ремесло, среди городских ремесленников было много строителей домов, уже в этот ранний период кирпич подвергается обжигу в печах, для облицовки зданий пользовались глазурованным кирпичом. Из местного сырья ремесленники имели в своем распоряжении лишь глину ( уже используется гончарный круг, а наиболее ценные сосуды покрываются эмалью и глазурью ), тростник, шерсть, кожу и лен. Бог мудрости Эа считался покровителем  всех мастеровых.

       Начиная с 27 в. до н.э. северная часть Месопотамии была заселена  аккадцами, их первым царем был Шаррумкен (истинный царь) или Саргон Древний,  основатель 3 династии царей Ура. Он вступил в длительную войну с Лугальзагесси, который властвовал почти во всех  шумерских городах. Напав первым, Лугальзагесси вскоре был повержен, а Саргон, создав первое в истории постоянное войско из 5400 человек, совершал успешные походы в Сирию, горы Тавра, Элам. При Саргоне сооружались новые каналы, была налажена общегосударственная оросительная система, введена единая система мер и весов. Аккад вел морскую торговлю с Индией и Восточной Аравией. В конце правления Саргона в стране буйствовал голод, который вызвал восстание, подавленное уже сыном Саргона – Римушем. Он правил недолго и был убит во время дворцового переворота. Следующего преемника постигла та же участь, и тогда на трон взошел внук Саргона - Нарам-Суэн, при котором Аккад достиг своего наивысшего могущества, а Нарам-Суэн стал величать себя могущественным богом Аккада и повелел изображать себя на рельефах в головном уборе украшенном рогами, которые считались божественным символом. Он также носил титул царя четырех стран света, так как вел много успешных завоевательных войн. Однако, при преемнике Нарам-Суэна Шаркалишарри (царь всех царей) начался распад Аккада; новому царю пришлось вступить в длительную борьбу с амореями на Западе и одновременно противостоять нашествию кутиев с Северо-Востока. В самой Месопотамии начались народные волнения и вскоре она была завоевана кутиями ( 2170 г. до н.э.), которых в 2109 г. до н.э. изгнал из страны царь города Урука Утухенгаль; он претендовал на царствование над всем Шумером, но владычество перешло городу Уру, где правил Ур-Намму, при котором царская власть приобрела деспотический характер. Царь был верховным судьей и главой государственного аппарата. В стране действовал налаженный транспорт, гонцы рассылались с документами во все концы государства. Сын Ур-Намму, Шульги ( 2093-2046 г. до н.э.) добился своего обожествления, в храмах ставились его изваяния, которым приносились жертвы. Шульги издал законы, которые свидетельствуют о существовании разработанной судебной системы, более демократичной, чем предыдущие. При преемниках Шульги большую опасность для государства стали представлять аморейские племена, которые нападали на Месопотамию из Сирии. Чтобы приостановить продвижение амореев, цари 3 династии Ура соорудили линию укреплений, но страна опять была разрознена и непрочна, в 2003 г. власть 3 династии Ура была свергнута.

       Около 1894 г. до н.э. амореи создали самостоятельное государство со столицей в Вавилоне; начиная с этого времени роль Вавилона, самого молодого из городов Месопотамии, неуклонно росла в течении многих веков. Кроме Вавилона амореи образовали царства в Аккаде со столицей Иссине, в Ларсе, Эшнунне. 

       Вначале Вавилонское царство не играло особой роли. Первым царем, который начал активно  расширять пределы государства, был Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.). В 1785 г. до н.э. он завоевал Урук и Иссин, в 1763 г. Эшнунну и Ларсу, затем покорил область вдоль среднего течения Тигра, включая Ашшур. После смерти Хаммурапи вавилонским царем стал его сын Самсуилуна (1749-1712 г. до н.э.). Ему пришлось отражать натиск касситских племен, которые жили в горных областях в востоку от Вавилонии. Около 1742 г. до н.э. касситы во главе со своим царем Гандашем совершили поход на Вавилонию, но смогли утвердиться только в предгорьях к северо-востоку от нее. В конце 17 в. до н.э. Вавилония, переживавшая внутренний кризис, уже не играла значительной роли в политической истории Передней Азии и не могла сопротивляться чужеземным нашествиям. В 1594 г. до н.э. пришел конец господству вавилонской династии, а город был захвачен хеттским царем Мурсили 1, когда хетты вернулись с богатой добычей в свою страну Вавилон был захвачен царями Приморья. После этого  в 1518 г. до н.э. страна была покорена касситами, однако вскоре касситские цари были ассимилированы местным населением. Во 2 тыс. до н.э. в экономике Вавилонии происходили радикальные перемены, для этого времени была характерна активная правовая деятельность. Законы государства Эшнунны, составленные в начале 20 в. до н.э. на аккадском языке, содержат тарифы цен и оплаты труда, статьи  семейного, брачного и уголовного права. За супружескую измену со стороны жены, изнасилование замужней женщины и похищение ребенка предусматривалась смертная казнь. Судя по законам, рабы носили специальные клейма и не могли выйти за пределы города без разрешения хозяина. Ко второй половине 20 в. до н.э. относятся законы царя  Липит-Иштара, в которых регулируется статус рабов. Были установлены наказания за побег и за укрывательство раба от хозяина, если рабыня вступала в брак со свободным, то она и ее дети становились свободными. Но самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли считаются Законы Хаммурапи, увековеченные на черном базальтовом столбе. 282 статьи законов охватывают почти все аспекты жизни вавилонского общества. В кодексе впервые, хотя и не достаточно последовательно, используется принцип вины и злой воли, например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. В старовавилонский период общество состояло из полноправных граждан - авиллумов (сынов мужа), мушкенумов, юридически свободных, но неполноправных, так как они не являлись членами общины; так, например: если кто-нибудь нанес членовредительство сыну мужа, то он отвечал за это собственной жизнью, но если на месте сына мужа был мушкенум, то преступнику нужно было всего лишь заплатить штраф.

       Чтобы число воинов и налогоплательщиков не уменьшалось, Хаммурапи принял законы, которые облегчали участь свободного, но экономически нестабильного населения; так, например: долговое рабство на кредитора ограничивалось тремя годами, после чего любая задолженность считалась полностью погашенной. Воины получали от государства земельные наделы и обязаны были по первому требованию царя выступить в поход, эти наделы становились личной собственностью и  передавались по наследству. Чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт; прелюбодеяние со стороны жены каралось ее утоплением, но если муж решал простить жену, то от наказания освобождались и она и ее любовник. Отец не имел права лишать сыновей наследства и должен был научить их своему ремеслу.

       В отличие от Вавилонии, Ассирия была бедной страной. Превращением в крупный торгово-перевалочный центр она была обязана одному – выгодному географическому положению; на ее территории пролегали важные караванные пути, по которым из Северной Сирии, Малой Азии и Армении доставлялись в Вавилонию металлы и строительный лес, а в обмен вывозились продукты сельского хозяйства и ремесел. Наряду с этим, ассирийцы основали много торговых колоний за пределами своей страны, важнейшая из них находилась в г. Канесе в Малой Азии. Отношения между членами колонии и жителями Канеса регулировались местными законами, а во внутренних делах колония подчинялась Ашшуру, который облагал ее торговлю огромной пошлиной. Верховным органом власти в Ашшуре был совет старейшин, им велась датировка событий и отсчет времени. Сушествовала также наследственная должность правителя (ишшаккум), который имел право созывать совет, но без санкции последнего не мог принимать важные решения. Для удержания в своих руках караванных дорог и захвата новых Ассирии надо было иметь сильную военную власть. Именно это стало основой усиления власти ишшаккума; однако во второй половине 18 в. до н.э. Ассирию захватил Хаммурапи. Синхронно Ассирия утратила свою караванную монополию. К середине 2 тыс. до н.э. Ассирия была вынуждена признать власть царей Митанни; но вскоре начинается упадок Митанни, в чьи владения тоже началась экспансия. Во второй половине 13 в. при царе Тукульти-Нинтурте 1 (1244 – 1208 г. до н.э. ) Ассирия вновь стала могущественным государством Ближнего Востока; ассирийский правитель захватил Вавилонию и вел многочисленные войны, власть царя возросла, но сама Ассирия была истощена внутренними беспорядками. Период 15-11 в. до н.э. называют среднеассирийским, к тому времени относятся самые жестокие законы: земля стала предметом купли-продажи, хотя все еще считалась собственностью общин; рабов было мало и они стоили очень дорого; поэтому богатые стремились закабалить свободных землевладельцев с помощью заемных сделок;  и если ссуда не была погашена в срок, кредитор мог делать с заложником все, что угодно.

       В конце 13 в до н.э. начинается упадок Вавилонии. Столетие спустя эламский  царь Шутрук-Наххунте 1 решил, что настал час расплаты с давним врагом и напал на Вавилонию. Его сын также продолжал политику грабежа Вавилонии. Вавилоняне объединились вокруг своего царя Эллиль-надин-аххе, чтобы спасти свою страну, но трехлетняя война закончилась победой эламитов. Вскоре при Навуходоносоре 1 (1126-1105 г. до н.э.) в Вавилонии наступил кратковременный расцвет. Около крепости Дер произошла битва, в которой вавилоняне одержали победу над эламитами. После этого Навуходоносор стал претендовать на власть над всей Вавилонией, он и ее преемники носили титул царь Вавилонии, царь Шумера и Аккада, царь четырех сторон света. Столицей государства стал Вавилон. В 11 в. до н.э. Вавилония в союзе с Ассирией вынуждена бороться против арамеев. Целый век понадобился  ассирийцам для того, чтобы восстановить свое господство в Северной Месопотамии. После этого наступает время многочисленных походов, направленных на захват новых территорий. Не встретив сопротивления, ассирийцы прошли земли Вавилонии и Сирии, пока не встретились с организованным отпором государств Сирии, Палестины, Финикии и Киликии. Во главе союза стоял город Дамаск. В результате битвы ассирийское войско потерпело поражение. Но вскоре в самом союзе произошел раскол, и ассирийцы с новой 120 тысячной армией сумели установить свое господство в Сирии. Начиная с 9 в. до н.э.  в истории Вавилонии упоминаются племена халдеев, они прочно заняли южную часть Вавилонии, жили родами под управлением вождей. Во времена ассирийских походов халдеи завладели почти всей территорией Вавилонии. Позднее Ассирия и Вавилония находились в мирных отношениях; последней правил Набосар, которому удалось установить управление лишь в центральной части государства. Могущество Ассирии ослабевает при правлении Тиглатпаласара 3 (745 – 727 г. до н.э.). Он провел крупные  административные и военные реформы, плюс ко всему изменил политику в отношении покоренного населения; теперь местных жителей стали в массовом порядке переселять в этнически чуждые им области, а на их место пригонять пленных из других покоренных областей. Была создана постоянная армия, находившаяся на полном государственном обеспечении. Ассирия превратилась в ведущую в военном отношении державу на Ближнем Востоке и смогла восстановить свою завоевательную политику. В 735 г. до н.э. Тиглатпаласар 3 совершил поход через всю территорию Урарту, захватил Дамаск, подчинил себе Финикию и Вавилонию. Теперь ассирийская держава охватывала все страны от Средиземного моря до Персидского залива. Преемники Тиглатпаласара на протяжении ста лет сохраняли гигантскую империю.

       В 626 г. до н.э. в Вавилонии вспыхнуло восстание против ассирийского владычества, во главе его стоял халдейский вождь Набопаласар. Вначале он смог установить свою власть лишь на Севере Вавилонии, восстановив традиционный союз халдейских племен с Эламом. Набопаласар осадил Ниппур, но взять его не удалось. Вскоре Вавилон присоединился к Набопаласару, и последний основал халдейскую или нововавилонскую династию. Началась долгая десятилетняя война с ассирийцами, в результате которой вавилонянам удалось захватить Урук и Ниппур, а также столицу Ассирии Ашшур. После этого лишь отдельные части Ассирийской Державы продолжали сопротивление, но и они вскоре были завоеваны. Таким образом на всем Ближнем Востоке осталось только три могущественных государства: Мидия, Вавилония и Египет.  Весной 607 г. до н.э. Набопаласар передал командование армией своему сыну Навуходоносору, сосредоточив в своих руках управление внутренними делами государства, перед наследником престола стояла задача захвата Сирии и Палестины, но до этого необходимо было покорить г.Каркемиш где находился сильный египетский гарнизон. Весной 605 г. до н.э. вавилонское войско напало на Каркемиш и египетский гарнизон был уничтожен, после этого Сирия и Палестина подчинились вавилонянам, несколько позднее были покорены и финикийские города. Будучи в    завоеванной Сирии, Навуходоносор получил известие о смерти отца и спешно отправился в Вавилон, где был официально признан царем. В начале 598 г. до н.э. он совершил поход в Северную Аравию, стремясь установить там свой контроль над караванными путями. К этому времени царь Иудеи Иоаким, побуждаемый уговорами фараона Нехо, отпал от Вавилонии. Навуходоносор осадил Иерусалим, а царем Иудеи поставил Седекию. Новый египетский фараон Априй решил установить свою власть  в Финикии и уговорил Седекию поднять восстанию против вавилонян. Навуходоносор решительно оттеснил египетское войско к прежней границе и после 18-месячной осады захватил Иерусалим. Теперь иудейское царство было ликвидировано и присоединено к Нововавилонской державе в качестве рядовой провинции. При Навуходоносоре 2 Вавилон превратился в процветающую страну, был построен новый царский дворец, сооружен семиэтажный зиккурат Этеменанки (Вавилонская башня), разбиты знаменитые висячие сады Семирамиды; кроме того, вокруг Вавилона были воздвигнуты мощные фортификационные сооружения, чтобы обезопасить столицу от возможных вражеских нападений. В 562 г. до н.э. Навуходоносор 2 умер. После этого вавилонская знать и жречество начали активно вмешиваться в проводимую его преемниками политику и уничтожать неугодных им царей. В течение следующих 12 лет на престоле сменилось три царя. В 556 г.до н.э. трон достался Набониду, который был арамеем. Он стал проводить религиозную реформу, выдвигая на первое место культ бога Луны Сина в ущерб культу верховного бога Мардука, тем самым он стремился создать могущественную державу, объединив вокруг себя арамейские племена, среди которых культ Сина был очень популярен. Однако эта реформа привела его к конфликту со жречеством древних храмов в Вавилоне, Борсиппе, Уруке. В 533 г. до н.э. началась война между Мидией и Персией, воспользовавшись этим Набонид захватил мидийский город Харран и область Тейма тем самым установив контроль над караванными дорогами. Пока Набонид был занят внешней политикой на западе, у восточных границ Вавилона появился могущественный противник царь Кир 2, который уже завоевал Мидию, Лидию и многие другие страны, имел огромную армию и поскольку Набонид в ходе своей религиозной реформы потерял внутреннюю поддержку, Кир 2 с помощью недовольных Набонидом быстро установил в Вавилонии свое правление.

       Персидское завоевание и утрата Вавилонией независимости не означали конца месопотамской цивилизации. Для самих вавилонян приход персов поначалу казался очередной сменой правящей династии. Прежнего величия и славы Вавилона хватило местным жителям для того, чтобы не испытывать перед завоевателями чувства ущербности и неполноценности. Персы со своей стороны также относились к святыням и культуре народов Месопотамии с должным уважением. Вавилон сохранял положение одного из величайших городов мира. Александр Македонский, разбив персов при Гавгамелах, вступил в 331 г. до н.э. в Вавилон, где он короновался, принес жертвы Мардуку и отдал распоряжение восстановить древние храмы. По замыслу Александра Вавилон в Месопотамии и Александрия в Египте должны были стать столицами его империи. Изрядно пострадавшая в ходе  сорокалетней войны диадохов Вавилония осталась за Селевком, преемники которого владели ею до 126 г до н.э., когда страну захватили парфяне. Таким образом, месопотамская культура просуществовала еще полтысячелетия после краха собственной государственности. Приход эллинов в Междуречье явился поворотным моментом в истории месопотамской цивилизации; если с персами вавилоняне могли чувствовать себя на равных, то эллинам они уступали практически во всем. К моменту прихода эллинов арамеи, персы и арабы составляли большой процент населения Месопотамии; в живом общении арамейский язык начал вытеснять вавилонский и ассирийский. При Селевкидах старая месопотамская культура сохранялась в державшихся старины общинах, объединявшихся вокруг наиболее крупных и почитаемых храмов. Подлинными ее носителями были ученые писцы и жрецы. Однако что значила эта ученость для эллинов, которые уже были знакомы с творениями Платона и Аристотеля, традиционные представления и ценности оказались устаревшими, так как не могли удовлетворить запросов критического и динамического сознания эллинов и эллинизированных жителей месопотамских городов. Сложная клинопись не могла конкурировать ни с арамейским, ни с греческим письмом. Месопотамская литература, доступная только знатокам клинописи, осталась незамеченной, искусство не импонировало греческому вкусу, местные культы также не были признаны. В тоже время греческая культура не могла не прельщать многих из неконсервативно настроенных вавилонян. Помимо всего прочего причастность к культуре завоевателей открыла путь к социальному успеху. Как и в других странах эллинистического Востока, в Месопотамии эллинизация происходила сознательно и затрагивала в первую очередь верхи местного общества, а затем уже низы. Для вавилонской культуры это означало потерю немалого числа активных и способных людей, перешедших в эллинство. Однако импульс, данный греками, с течением времени ослабевал, тогда как процесс варваризации пришлых эллинов шел по нарастающей, он начался с социальных низов переселенцев  и вскоре греки растворились в массе местного населения.

       Месопотамская цивилизация – одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце 4 тыс. до н.э. человеческое общество вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, что означает сложение культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания, все это тесным образом связано с урбанизацией, сложной социальной дифференциацией, становлением государственности и гражданского общества. Для догородской бесписьменной культуры характерна симпрактичность информационных процессов; иными словами, основные виды деятельности не требовали каких-либо самостоятельных коммуникативных каналов. Мышление человека первобытной культуры можно определить как комплексное с преобладание предметной логики, уровень развития его личности можно назвать дорефлексивным. С рождением цивилизации симпрактичность преодолевается и возникает теоретическая текстовая деятельность, связанная с новыми видами общественной практики (управление, учет, планирование и т.п.). Эти виды деятельности создают условия для возникновения категориального мышления и понятийной логики. К этой новой культуре была причастна лишь часть древнего общества, а именно: ученые-писцы и чиновники-бюрократы. На протяжении всего периода древности первобытная культура сохранялась и сосуществовала бок о бок с древней. Не маловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации. Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже 4-3 тыс. до н.э. По-видимому, она сложилась на основе системы учетных фишек, которую вытеснила и заменила. В 9-4 тыс. до н.э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учета различных продуктов и товаров трехмерные символы – маленькие глиняные шарики, конусы и т.д. В 4 тыс. до н.э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак, на внешней стороне иногда ставили оттиск всех фишек, которые заключены внутрь; необходимость в самих фишках таким образом отпала – достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой знаками-рисунками. Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и специфическую линзообразную форму древнейших табличек. Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал одно или несколько слов. Совершенствование системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа, в результате появились клинописные оттиски. Одновременно происходит фонетизация письма, т.е. значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении но и в отрыве от него. Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы, развитая же клинописная система, способная передавать все оттенки речи, выработалась лишь к середине 3 тыс. до н.э. Престиж месопотамской культуры и письменности был столь велик, что во второй половине 2 тыс. до н.э.,  несмотря на упадок политического могущества Вавилона и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся средством международного общения на всем Ближнем Востоке. При школах – академиях ( эдубба) создавались библиотеки по многим отраслям знания, существовали и частные собрания глиняных книг. Крупные храмы и дворцы также нередко имели кроме хозяйственно-административных архивов большие библиотеки, самая известная из них – библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала. Большая часть того, что мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев была получена при изучении этих 25 тыс. табличек и фрагментов, извлеченных из этой библиотеки. Древнемесопотамская словесность включает как памятники фольклорного происхождения, так и произведения авторские. Самым выдающимся памятником является аккадский Эпос о Гильгамеше, который повествует о поисках бессмертия, о смысле человеческой жизни. Огромный интерес представляют старовавилонская "Поэма об Атрахасисе" повествующая о сотворении человека и всемирном потопе, и культовый космогонический эпос Энума элиш (Когда вверху). Дошла из Месопотамии и поэма-сказка о проделках хитреца, "Поэма о страданиях невиновного", "Разговор господина с рабом" и "Вавилонская теодицея". Мы до сих пор пользуемся позиционной системой цифр и шестидесятеричным счетом шумеров, деля круг на 360 градусов, час на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Шумеры ввели систему определения лунных фаз (Набуриан), продолжительность солнечного года (Киден).  Родившаяся, по-видимому, на рубеже 3-2 тыс. до н.э. идея единой истинной царственной власти, переходящей со временем из одного города-государства в другой, пережила тысячелетия. Войдя в Библию (Книга Давида) как идея смены царств, она стала достоянием раннехристианской историософии и послужила одним из источников возникновения на Руси в начале 16 в. теории Москва – Третий Рим. Характерно, что инсигнии византийских императоров и русских царей происходят из Вавилона.


Источник: История древнего мира. Курс лекций. М. 2002. 340 с

Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: konan (24.02.2009)
Просмотров: 4716 | Рейтинг: 4.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]