В мирное время. Экономика Ассирии

                 Сельское хозяйство

                Изначально, еще со времен своего появления в Северной Месопотамии, ассирийцы были скотоводами. Их племена спустились с гор в плодородные долины Двуречья и осели там. Помимо традиционных домашних животных — овец, коз, ослов и лошадей, ассирийцы приручили верблюда. В XIV-XIII веках до н.э. в Ассирии появляются двугорбые верблюды, а позднее, во времена наибольшего подъема страны — одногорбые. Их, очевидно, привезли в страну после войн с арабами. Верблюд оказался незаменим в качестве вьючного животного. Многие важные торговые пути Ассирии пролегали по безводным пустыням и степям, и купцы немедленно воспользовались сильными и неприхотливыми животными. Большую роль играли верблюды и в военных походах. Очень интересно сравнить клинописные таблички-договора о купле-продаже верблюдов в разные эпохи. Если в VIII в. до н.э. верблюд стоил в Ассирии почти 900 грамм серебра, то во времена Ашшурбанипала, когда Ассирия была как никогда богата и могущественна, стоимость этого животного составляла не более 5 грамм серебра — так много их было приведено из военных походов. Лошади использовались почти исключительно в военных целях — как верховые животные и в упряжках боевых колесниц.

                Менее жаркий, чем в Вавилонии, климат позволял выращивать в Ассирии фруктовые сады. В горных областях произрастал виноград. Многие ассирийские владыки устраивали близ дворца настоящие ботанические сады, в которых произрастали деревья и растения из различных стран. Синнахериб, например, повелел разбить в Ашшуре искусственный сад, занимавший площадь в 16000 кв. м. К этому саду были подведены специальные оросительные каналы. Подобные сады нередко встречались и в крупных усадьбах знатных ассирийцев.

                В целом сельское хозяйство Ассирии немногим отличалось от соседней Вавилонии. Обе страны использовали достижения прежних обитателей Двуречья — шумеров, чьи древние каналы по-прежнему исправно снабжали водой пахотные земли. Но столетия войн и набегов кочевых племен привели к тому, что значительная часть некогда разветвленной ирригационной системы Шумера была разрушена, почва засолилась и стала непригодна для выращивания нежной пшеницы. Поэтому основу пищи жителей Месопотамии — как северной, так и Южной — составлял ячмень, гораздо более стойкая культура.                  

 

                Ремесла

                Ремесленные навыки, как и многое другое, ассирийцы переняли у вавилонян, как те в свое время у шумеров. Кроме собственных мастеров, ассирийские владыки своими захватническими войнами обеспечивали постоянный приток в страну подневольных ремесленников из покоренных областей. Поэтому ремесла и прикладное искусство в Ассирии, особенно в период ее наибольшего расцвета, были весьма развиты.

                Ассирия была богата камнем — строительным материалом, крайне дефицитным в Шумере и в Вавилоне. Ассирийские крепости, дворцы с мощными крепостными стенами, развалины которых дошли до наших дней, свидетельствуют о высоком уровне развития строительного искусства и архитектуры Ассирийской державы.

                В значительно большей степени, чем в Вавилоне, была распространена в Ассирии монументальная скульптура. В каменоломнях близ Ниневии добывался известняк, из которого высекали статуи царей и знаменитых крылатых быков-шеду, хранителей дворца.

Шеду — этим словом называют ассиро-вавилонские клинописные архивы мифологические существа в образе крылатых быков с человеческим телом и львиными лапами. Статуи шеду устанавливались, как правило, у входа в царский дворец.

                Обработка металлов, имевшая громадное значение в жизни военного государства, каким являлась Ассирия, достигла чрезвычайно высокого уровня развития. Бронза и медь, основные металлы шумерской эпохи, в Ассирии уже к VIII в. до н.э. получили широкое распространение как в военном деле, так и в сельском хозяйстве и в быту. Железные инструменты — мотыги, плуги, лопаты — стали повседневным явлением, и цена на железо ощутимо упала. В связи с широким распространением железа стали развиваться такие виды прикладного искусства, как чеканка по металлу и литье. Ремесло кузнеца значительно усложнилось.

                Из прикладных ремесел, изобретенных ассирийцами, крайне важным для всей Месопотамии оказались обожженные кирпичи, покрытые разноцветной глазурью или узорами — изразцы, которыми украшались стены дворцов и храмов. Впоследствии искусство изготовления изразцов получило широкое распространение в Вавилоне, уже после падения Ассирии. Такими изразцами, например, были украшены стены и парадные ворота в самом Вавилоне времен Нововавилонского царства. Персы и арабские народы, жившие в этих краях, также переняли искусство изготовления изразцов у ассирийских мастеров.

 

                Торговля и дороги

                Географическое положение Ассирии было чрезвычайно выгодным — через Северную Месопотамию пролегали важные торговые пути, издавна соединявшие Шумер и Вавилонию со средиземноморскими государствами. Поэтому торговля всегда была одним из важнейших источников благосостояния страны.

                Купцы — как ассирийцы, так и иноземные — привозили в страну множество разнообразных товаров. Из Финикии и Ливана в Ассирию поступало дерево, самый дефицитный из строительных материалов, использовавшихся на Ближнем Востоке. Ливанские кедры, слава о которых гремела по всему Востоку как о непревзойденном дереве для строительства, использовались при возведении дворцов и храмов — и в качестве несущих балок и колонн, и для украшения внутреннего убранства помещений. Сирийцы, в частности Дамаск, поставляли ассирийским правителям ладан, благовония и ценные масла. Финикия, одна из богатейших средиземноморских держав, была источником слоновой кости и изделий из нее — резной инкрустации для мебели, статуэток и прочего. Сами ассирийцы практически не владели навыками работы с этим материалом — слоны, в глубокой древности водившиеся в Южной Месопотамии, к этому времени уже исчезли из Двуречья.

                Активная торговая деятельность велась не только за пределами Ассирии, но и внутри страны. Документы о купле-продаже земли, домов, скота или рабов в изобилии обнаруживаются в наши дни в  развалинах государственных архивов ассирийских правителей.

                Столь развитая торговля, ничем не уступавшая деловой активности шумеро-аккадских купцов-тамкаров, требовала хорошо развитой сети дорог. Одними из основных транспортных путей в Ассирии были, конечно, реки. Тигр, Евфрат, другие достаточно полноводные реки и искусственные каналы широко использовались для перевозки грузов на келеках и гуффах, двух основных типах судов, известных ассирийцам.

Келек — плот из толстых связок тростника.

Гуфф — лодка с деревянным каркасом, обтянутая кожей.

                Эти достаточно простые по своей конструкции суда позволяли осуществлять судоходство главным образом путем сплава вверх по течению реки, то есть не южнее Вавилона.

                Всю Ассирию опутывала сеть хорошо налаженных караванных маршрутов, которые вели на север к финикийским портам, в Армению, в Сирию, откуда по морю шли суда в Египет и на острова Средиземного моря. Караванные пути соединяли Ассирию практически со всеми крупными торговыми центрами Востока — Дамаском, Тиром, Пальмирой, многими другими городами.

                Но не только купцы нуждались в хороших дорогах. Постоянные войны, которые вели ассирийские цари, требовали не просто налаженных, а крепких, мощеных дорог, по которым можно было бы легко и быстро перебрасывать крупные войска. Ассирийцы научились строить превосходные дороги — умение, которое впоследствии переняли персы наряду с осознанием стратегической важности хороших дорог. На основных дорогах существовали разъезды стражников, охранявших дорогу от разрушений, а следующие по ней купеческие караваны — от нападений разбойников. В пустынных областях страны вдоль дорог выставляли небольшие гарнизоны и рыли колодцы. Гарнизоны могли передавать друг другу сообщения при помощь костров — такая система быстрого оповещения была крайне важна, особенно в том военизированном государстве, каким являлась Ассирия все века своего существования. Помимо системы сигнальных костров, развитая сеть дорог позволила правителям Ассирии организовать и своеобразную “почтовую службу”. Гонцы везли во все края царские послания наместникам и указы, а в каждом крупном городе был чиновник, ведавший отправкой писем царю.

                О том, сколь важное значение придавали ассирийские правители дорогам, может свидетельствовать хотя бы одна из надписей, сделанных Асархаддоном в заново отстроенном Вавилоне. ассирийский царь специально сообщает потомкам, что “открыл городские дороги на четыре стороны, чтобы вавилоняне могли сообщаться со всеми странами”. Порой дороги строились под конкретную необходимость — еще в XII веке до н.э. Тиглатпаласар I повелел выстроить дорогу “для войска и повозок” во время войны с одним из соседних государств. Ассирийцы умели также строить мосты — деревянные и каменные.

 

Литература:

Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура).

Категория: МЕСОПОТАМИЯ в ІІ тыс. до н.э. | Добавил: konan (23.11.2008)
Просмотров: 3090 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]