Мосты. Как бы мы обходились без них?
Мосты. Как бы мы обходились без них?

«Воздайте хвалу мосту, по которому прошли» (Джордж Коулман, английский драматург XIX века).


КОГДА вы в последний раз проходили по мосту? Заметили ли вы это? Ежедневно миллионы людей пользуются мостами. Мы уже просто не обращаем на мосты внимания. Мы, не задумываясь, проходим, проезжаем по ним или под ними. Но что было бы, не будь их?
На протяжении тысяч лет люди и животные могли преодолевать преграды, которые иначе были бы непроходимыми, будь то река, ущелье или овраг, благодаря всякого рода мостам. Трудно представить некоторые города без мостов: Каир, Лондон, Москву, Нью-Йорк, Сидней и многие другие. Да, история мостов уходит корнями в глубокую древность.

Мосты древности

Свыше 2 500 лет назад царица Вавилона Нитокрис построила мост через реку Евфрат. Почему? Греческий историк Геродот отвечает: «[Вавилон] состоял из двух частей, разделенных рекой. При прежних царях, чтобы попасть из одной половины города в другую, нужно было переправляться на лодке, что, мне думается, было неудобно». Используя для строительства брусья, обожженный кирпич и каменные глыбы, которые были скреплены железом и свинцом, Нитокрис соорудила мост через одну из известнейших рек древности.
Иногда мосты влияли на ход истории. Когда персидский царь Дарий Великий отправился в поход против скифов, он хотел пройти по кратчайшему сухопутному пути из Азии в Европу. Для этого ему нужно было переправить свою армию из 600 000 человек через пролив Босфор. Из-за густого тумана и коварных течений было опасно пересекать пролив на лодках, поэтому Дарий связал лодки вместе — получился понтонный мост длиной в 900 метров. Сегодня не нужно утруждать себя, подобно Дарию, чтобы пересечь пролив. Вы можете совершить поездку на автомобиле менее чем за две минуты, если воспользуетесь босфорскими мостами у Стамбула (Турция).
Если вы исследователь Библии, вы, может, припомните случай, когда отсутствие моста повлияло на ход истории. Вспомните, что случилось, когда вавилонский царь Навуходоносор осаждал островную часть города Тира. 13 лет он старался завоевать город, но не смог частично из-за того, что между островом и материком не было моста (Иезекииль 29:17—20). Островная часть города оставалась незавоеванной еще на протяжении трехсот лет до тех пор, пока Александр Македонский не построил дамбу от материка до острова.
К первому веку все дороги вели в Рим, но римлянам нужны были мосты, а также дороги, чтобы обеспечить хорошую связь в империи. Из камней весом до восьми тонн римские инженеры построили арочные мосты, которые были настолько искусно сделаны, что некоторые из них до сих пор стоят, хотя прошло более чем две тысячи лет. Акведуки и виадуки, построенные ими, также представляли собой мосты.
В средневековье мосты иногда служили крепостями. В 944 году саксы построили балочный мост через реку Темзу в Лондоне, чтобы отразить атаку датчан. Почти триста лет спустя этот балочный мост был заменен Лондонским мостом, прославленным в истории и в поэзии.
Ко времени, когда королева Елизавета I воссела на престол Англии, Лондонский мост больше не был просто каменной крепостью. Прямо на мосту были сооружены дома. На нижнем этаже были магазины. А на верхних? На них были квартиры богатых купцов и даже придворных. Лондонский мост стал центром общественной жизни Лондона. Плата за аренду магазинов и квартир шла на ремонт моста, и даже за проезд по Лондонскому мосту взималась пошлина!
В то время как европейцы строили мосты из дерева и камней, инки в Южной Америке делали их из веревок. Один знаменитый пример — это мост Сан-Луис-Рей над рекой Апуримак в Перу. Инки брали волокна растений и скручивали их вместе, чтобы получить канаты толщиной с человеческое тело. Канаты протягивались по каменным столбам и затем над рекой. Закрепив концы канатов с обеих сторон, они подвешивали на них платформу из деревянных планок, чтобы устроить переход. Ремонтные бригады обновляли канаты каждые два года. Этот мост был так хорошо построен и за ним так хорошо следили, что он прослужил пятьсот лет!

Мосты и наши изменяющиеся потребности

Мосты должны выдерживать землетрясения, сильные ветры и перепады температуры. Как мы увидели, до недавнего времени инженеры использовали дерево, кирпичи или камни при строительстве мостов. Когда в конце XIX века появились автомобили, потребовалось усовершенствовать и расширить уже существовавшие мосты, чтобы приспособить их к более тяжелому транспорту.
Изобретение паровоза также дало толчок строительству и разработке мостов. Кратчайшие железные дороги часто прокладывали над широким проливом или глубоким ущельем. Возможно ли было построить мост через ущелье, который бы выдерживал вес все большего и большего количества товарных вагонов? Какое-то время для этого использовались чугунные мосты. Одним из самых известных мостов начала XIX века был висячий мост через пролив Менай в Северном Уэльсе, разработанный шотландским инженером Томасом Телфордом и построенный в 1826 году. Он простирается на 176 метров и до сих пор в эксплуатации! Но чугун хрупок, и часто случались повреждения мостов. В конце же XIX века начали изготовлять сталь. У этого материала были качества, подходившие для постройки более длинных и надежных мостов.

Виды конструкций мостов


Существует семь основных конструкций мостов. Здесь мы вкратце обсудим две из них.
У консольных мостов два массивных пилона стоят на противоположных берегах реки. На каждом пилоне закреплены балки подобно тому, как укреплен трамплин для прыжков в воду на краю плавательного бассейна. Чтобы получился мост, балки затем соединяют посередине жестким пролетом.
Там, где течение реки сильное или грунт дна реки очень мягкий, часто предпочтительны консольные конструкции, потому что при этом не надо погружать быки моста посередине русла реки. Благодаря своей жесткости консольные мосты идеальны для такого тяжелого транспорта, как поезда.
Возможно, вы видели в цирке акробата, который ходит по туго натянутому канату. Знали ли вы, что он в сущности ходит по мосту — висячему мосту? Некоторые висячие мосты, которыми пользуются в наши дни, не намного сложнее туго натянутого каната. Они могут состоять из укрепленного с обоих концов каната, на котором подвешена корзина. Пассажир сидит в корзине и продвигается под уклон до тех пор, пока не достигает другого берега. Люди по всему миру во все времена пользовались простыми веревочными мостами.
Конечно, вы навряд ли рискнули бы проехать на автомобиле по мосту, сделанному из веревок. После того как были изобретены железные цепи и стальные тросы, стало возможным строительство висячих мостов, которые могут выдерживать большую нагрузку. У современных висячих мостов основной пролет может достигать 1 200 метров и более. Висячий мост обычно состоит из двух стальных быков, каждый из которых поддерживает пилон. Стальные тросы, состоящие из тысяч проволок, укреплены на пилонах и соединены с проезжей частью моста внизу. Тросы — это основные опоры, держащие вес транспорта и проезжей части. Если висячий мост построен правильно, то это один из самых надежных мостов в мире.
Может быть, раньше вы не обращали никакого внимания на мосты. Однако в следующий раз, когда вы будете проходить по знакомому мосту, спросите себя: «Что я знаю об этом мосте? Когда он был построен?» Присмотритесь к нему. Это консольный, висячий или какой-нибудь другой вид моста? Почему была выбрана именно эта конструкция?
Затем, проходя по нему, посмотрите вниз и спросите себя: «Как бы я обходился без него?»

Категория: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ | Добавил: konan (08.06.2008)
Просмотров: 1371 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]