Эволюция военного искусства Древнего Китая

План.

1. Введение

2. Древний Китай

                2.1. Чжоу

                2.2. Западное Жоу

                2.3. «Весны и Осени»

2.4. Период «Борющихся Царств»

2.5. Цинь

3. Заключение

4. Библиография

 

1. Введение.

Даная работа направлена на изучение военного искусства Китая в древности и Средние века. Военное искусство Древнего Китая начало формироваться с древности. В древности и Средневековье жизнь китайского народа протекала в постоянных военных конфликтах. Я попытаюсь описать как развивалась их стратегия и оружие в этот период времени.

Опираясь на источники, литературу и монографию я попытался описать их развитие в военном деле. Данная тема заинтересовала меня прежде всего тем, что жизнь этого народа покрыта некой загадкой, сказочной мистикой. Огромное количество фактического материала, детальный показ различных сторон жизни китайского народа, той важной эпохи описывают множества документов и источников. В своей работе я использовал много дидактического материала и опирался на источники. Для того, чтобы разобраться в изучаемой теме надо в первую очередь охарактеризовать источники и литературу. Я опишу один из главных документов, который использовался в данной курсовой работе. Так, например, великолепная книга «Семь военных канонов Древнего Китая» является важным источником.

«У-цзин» является уникальным, если не единственным, учебником стратегического мышления, дошедшего до нас через тысячелетия беспрестанных конфликтов и войн, становления и гибели государств. Уроки боевых сражений и военных кампаний, вопросы тактики и стратегии, проблемы управления армией и государством и бесценный человеческий опыт изучались и передавались  из поколения в поколение, пока не были собраны воедино и отредактированы при династии Сунн, став не только азбукой военной мысли, но и материалом для императорских экзаменов на военную должность. На военную должность в обширной и могущественной империи, существовавшей к тому времени уже двенадцать веков.

Другая очень важная книга, которая использовалась в работе, - «Книга правителя области Шан» - один из наиболее значительных памятников общественно-политической мысли древнего Китая. В ней излагается учение Шан Яна (IV в. До н.э.) – основателя школы легистов, отстаивавшей деспотическую форму правления. Учение Шан Яна, воспринятое конфуцианцами в период с III в. до н.э. по III в. н.э., способствовало превращению  конфуцианства в государственную идеологию и оказало огромное влияние на дальнейшее развитие законодательства и правовых теорий не только Китая, но и многих стран Дальнего Востока.

В своем труде я использовал различную литературу, но эти две данные книги составили основную часть курсовой работы. По моей работе можно будет рассмотреть эволюцию военного дела Китая и его преобразования.

 

2. Древний Китай.

На северо-востоке от Индии за высокими и труднопроходимыми горами, располагается обширная Восточно-китайская равнина.[1] По равнине протекают две большие реки – Хуанхе и Янцзы.[2] Они берут начало в горах и впадают в море.[3]

Но, как и большинство древневековых государств Китай не мог обходиться без армии, которая постоянно эволюционировала. Хотя в поднебесной военной дело было «грязным» и среди народа оно не почиталось. Но ни одно государство того времени не могло обходиться без военной машины. Самозваные конфуцианцы, игнорируя учение самого Конфуция, начиная с ханьского периода осуждали и лицемерили на военную профессию. Однако, каким бы ни было их высококультурное самолюбование, нация не могла обойтись без армии полководцев, особенно ввиду постоянной «варварской» угрозы и непрекращающихся столкновений с кочевыми народами.

В течение веков китайская военная мысль, формируя стратегии и шлифуя правила ведения боя, улучшала боевой потенциал страны.

Политика, применявшаяся в начале исторической эпохи при Шан (1766 – 1045гг. до н.э.), менялась вслед за возрастанием численности войска, большей скоростью и мобильностью, появлением новых видов колющего и стрелкового оружия.[4] Шанская династия управляла теократическим государством, власть ее покоилась на важном мастерстве родов аристократии, а так же на религиозных верованиях и соответствующих институтах. В Шанской династии все население разделялось на четыре класса: правящие семьи; члены родового клана, выполнявшие чиновничьи обязанности, и прочая аристократия; простолюдины, т.е. зависимые крестьяне и рабы. [5]

Аристократия, жила в городах, где были дворцы и храмы. Простой народ обитал в землянках, занимался сельским хозяйством или ремеслом, а сверх того должен был нести воинскую повинность и участвовать в военных кампаниях.[6]

Технология литья бронзы быстро развивалась на протяжении всего периода с момента правления Шан. В то время оружие у знати было из бронзы, но простой народ не мог позволить себе такой роскоши. У простолюдинов сельскохозяйственное орудие и оружие было костяное, деревянное или каменное.[7]

До шанской  династии военные столкновения сводились преимущественно  к набегам и стычкам между поселениями, хотя отдельные вожди, очевидно, устанавливали какие-то основы власти,  и появлялись местные лидеры родовых союзов, подобные основателям династии Ся. С подъемом же Шан и утверждением центральной власти (хотя и не администрации) была создана постоянная гвардия численностью около тысячи человек.[8] Количество  воинов могло быть увеличено  в случае  необходимости: тогда главы родов и владетельные князья обязаны были снаряжать дополнительные армии. Хотя обычно войском командовал сам правитель, уже существовали зачатки военной бюрократии. Военная кампания против приграничных врагов могла востребовать от 3 до 5 тысяч человек, а поход против бросившего вызов государства – до 13 тысяч; исход битвы чаще всего решался в одном столкновении, но известны случаи, когда сражения длились несколько дней.[9] Войско разделялось на три части – левый фланг, правый фланг и центр – и состояло из двух подразделений: плохо организованной пехоты, выполнявшей вспомогательные функции, и колесниц, управляемых воинами из знати, несших  военную службу и являвшихся опорой государства.[10]

Войны, которые вела шанская династия, имели следующие цели: установление и укрепление сюзеренитета, массовый захват пленных и сокровищ. Контроль за территориями, находящимися за пределами главного домена, осуществлялся скорее через  систему вассалов, чем через централизованное управление. Награбленная добыча увеличивала богатство правящего дома и позволяла вознаградить за службу.[11] Некоторых пленников делали рабами и использовали на полевых работах или в доме, но большинство их приносилось в жертву, что было частью шанских религиозных обрядов.[12]

За несколько сот лет правления династии Шан оружие из бронзы получил каждый воин. Излюбленным оружием была «гэ», алебарда, потом копье и лук. Стрелы с бронзовыми наконечниками и луки, сила натяжения которых могла доходить до 160 фунтов, позволяли стрелять на значительное расстояние.[13] Кинжалы и топорики использовались в ближнем бою; кожаные доспехи и щиты – последние часто применялись в коллективных боевых действиях – служили весьма неплохой защитой против колючего и метательного оружия. Бронзовые шлемы должны были отражать шлемы и скользящие удары, а на доспехах и щитах дополнительно укреплялись тонкие бронзовые пластины.[14]

Так же в бою использовались колесницы. Экипаж колесниц в периоды поздней  Шан и Чжоу состоял из трех человек: возницы, лучника слева и воина с алебардой справа. Пять колесниц составляли отделение, а пять отделений – отряд.[15] К каждой колеснице приставлялось для поддержки 10-25 пехотинцев, а позднее – еще и авангард в количестве до 125 воинов. Шанская колесница была прямоугольной формы, на двух крепких, со множеством спиц, колесах. Везли повозку две лошади.[16] Своеобразными учениями были масштабные охоты, на которых использовались колесницы, что позволяло совершенствовать и искусство управления ею, и стрельбу, и умение сражаться на движущейся платформе, что требовало длительной тренировки. Это была весьма дорогостоящая боевая единица, ведь делали и ремонтировали ее специальные мастера, поэтому сражались на колесницах только воины из знатных родов, и лишь изредка к ним добавлялись простые рекруты.[17] Битвы выливались, таким образом, в определенное количество индивидуальных стычек, обставлявшихся соответствующим ритуалом (впрочем, возможно, в данном случае мы имеем дело с позднейшей романтизацией). Некоторые ученые отыскивали в источниках упоминания об охоте верхом на лошадях. Однако их толкования вызывают сомнение: очевидно, лошадей только запрягали в колесницу. В любом случае всадник без стремян и седла, которому, вдобавок, мешала длинная одежда, не мог стать эффективной боевой единицей до III в. до н.э.[18]

 

 

2.1. ЧЖОУ (1045 – 256 г. до н.э.)

 

ЧЖОУ (Chou), династия (и государство) в древнем Китае (1045 — ок. 256 г. до н. э).[19] Была основана У-ваном — вождем племени Чжоу, захватившим территорию государства Инь и положившим начало новой династии. [20]

Династия Чжоу пришла к власти, победив Шан в решающей битве при Муе. После победы Чжоу над Шан победившая династии переняла некоторые достижения побежденных и внесла свои новшества. Постоянное давление варваров вынуждала их совершенствовать военное мастерство, организацию и тактическую мысль. Оружие Чжоунцев были сходны с шанскими. Возможно, единственным их новшеством было широкое использование колесниц, что обеспечивало более быстрое передвижение и доставку большого количества оружия и провианта.[21] Чжоусты отличались своим уважением к противнику. По свидетельствам источников у чжоустов в армии существовали секретные люки, так называемые бирки.

- Правитель и его командующие имели секретные бирки восьми видов.[22]

Бирка, означающая великую победу над врагом, длиной в 1 орут.[23]

Бирка, сообщающая об отступлении врага и глубоком проникновении на его землю, 7 дюймов длиной.[24] Или же бирка, сообщающая о потере всех преимуществ и капитуляции армии, 3 дюйма длиной и т.д.[25] Эти данные содержались в строгой секретности и если враг  каким-либо способом узнавал о существовании и значении этих бирок следовало убить всех, кто  слышал и мог знать об этом. Так же чжоусты знали ,как найти оружие для наступления и защиты в обычной жизни. Так ,например, палки для копания послужат как рогатки и «ежи».[26] Различные мотыги – как копья и алебарды с наконечниками.[27]Соломенные плащи и большие зонты могут служить доспехами и щитами. Большие мотыги, лопаты, топоры, пилы, ступы и пестики – инструменты для штурма стен.[28]

 

2.2. Западное ЧЖОУ (1045 – 770 до н.э.)

 

После окончательного завоевания окраин и подчинения их центру через феодальную систему,  впервые несколько столетий периода Западной Чжоу не происходило никаких больших перемен в военной технологии и стратегии, но военное дело двигалось вперед. С улучшение качества выделки и обработки кожи  появляются доспехи и у пехоты, чья роль в бою неуклонно возрастала.[29] Технология обработки металла улучшает его прочность, форма оружия понемногу изменяется, оно становится длиннее, мощнее и универсальнее, чем прежде, и к концу периода Западной Чжоу в 771 г. до н.э. появился уже настоящий меч.[30] Но однако, основным оружием для сражения ,как на колеснице так и в пешем строю оставалась  алебарда.

«Весны и Осени» (722 – 481) в этот период происходили  междоусобные войны из-за того, что династия Чжоу начала слабеть и разрушаться. Возвышение отдельных удельных князей стремящихся захватить власть в свои руки приводило к бесконечным войнам, Вследствие неуемной алчности мощных царств, масштаб  военных действий в период «Весен и осеней»  резко вырос. Необходимым стало привлечение большого количества крестьян, ибо для участия войнах ,уже не хватало представителей знати. В начале этого периода бой, на открытой местности, по-прежнему концентрировался вокруг колесниц, поддерживаемой пехотой, которой становилось все больше и больше.[31] По началу действовали рыцарские законы, этика боя требовала приверженности «Ли» (ритуалу), но так как из-за больших потерь знати армия комплектовалась, из кого попало. Так, например, из крестьян и ремесленников, которые были мало связаны со всей этой атрибутикой, ритуал постепенно терял свое значение. И уже по прошествию века только глупцы и обреченные на  поражения обрекали себя старыми этическими нормами, хотя древний обычай индивидуального поединка  сохранялся  в качестве начала к битве – но в целом вышел из моды.[32]

 


[1] История древнего мира. [Учеб. для ср. шк. – 3-е изд. – Ф.П.Коровкин. – М.: Просвещение, 1988г. – 255с., 16л. карт.:ил. – ISBN., стр.95

[2] там же

[3] там же

[4] У-цзин. Семь военных канонов древнего Китая. [Пер. с англ. Котенко Р.В., предисловие и комментарии: Ralf D. Sawyer – СПб.: издательская группа «Евразия», 2001 - 448страниц, стр.12

[5] там же

[6] У-цзин, стр.14

[7] там же

[8] У-цзин, стр.15

[9] там же

[10] У-цзин, стр.16

[11] там же

[12] там же

[13] там же

[14] там же

[15] У-цзин, стр.17

[16] там же

[17] там же

[18] там же

[19] www.KM.ru

[20] там же

[21] У-Цзин, стр. 18

[22] У-Цзин, стр. 93

[23] Там же

[24] Там же

[25] Там же

[26] У-Цзин, стр. 102

[27] Там же

[28] Там же

[29] У-Цзин, стр. 20

[30] У-Цзин, стр. 20

[31] У-Цзин, стр. 22

[32] там же

[33] там же

[34] У-цзин, стр.22

[35] там же

[36] там же

[37] там же

Категория: ПЕРИОД ВОСТОЧНОГО ЧЖОУ | Добавил: konan (30.10.2008)
Просмотров: 1863 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]