Эволюция военного искусства Древнего Китая (часть 2)

2.3. «Весны и Осени» (722 – 481 до н.э.)

 

В этот период происходили междоусобные войны из-за того, что династия Чжоу начала слабеть и разрушаться. Возвышение отдельных удельных князей стремившихся захватить власть в свои руки привело к бесконечным войнам. В следствие неуемной алчности мощных царей, масштаб военных действий в период «Весен и Осеней» резко вырос. Необходимым стало привлечение большого количества крестьян, ибо для участия в войнах уже не хватало представителей знати.

В начале этого периода бой, на открытой местности, по прежнему концентрировался вокруг колесниц, поддерживаемых пехотой, которой становилось все больше и больше.[1]

По началу действовали рыцарские законы, и этика боя требовала приверженности «Ли» (ритуал), но так как из-за больших потерь знати армия комплектовалась из кого попало, так, например, из крестьян и ремесленников, которые были мало связаны со всей этой атрибутикой, ритуал постепенно терял свое значение. И уже по прошествии века только глупец и обреченный на поражение обременял себя старыми этическими нормами. Хотя древний обычай индивидуального поединка сохранился в качестве начала к битве – но в целом вышел из моды.[2]

В начале периода армия насчитывала в ходе похода от 700 до 1000 колесниц, сопровождаемых уже десятьютысячным войском.[3] Однако к концу 481г до н.э.; такие сильные царства как Цинь и Ци, выставляли уже до 4 тысяч колесниц каждая и поддерживала их с помощью сорокатысячной пехоты.[4]

Боевое оружие походило на использовавшееся в период Западной ЧЖОУ, причем у пехоты были копья и короткие мечи, а алебарда оставалась у воинов на колеснице.[5]

С совершенствованием кузнечного мастерства менялось и оружие. Оно становилось более надежным, острее и смертельнее. Хотя производство бронзы оставалось распространенным, с открытием технологии литья железа и стали (произошло в конце периода «Весен и Осеней») из нее в основном изготавливались лишь сельскохозяйственные принадлежности и инвентарь.

Войны случались очень часто, и теперь даже самое сильное царство, если ему не удавалось подготовиться к обороне и обучить солдат, могло быть стерто с лица Земли. В этот период времени впервые были установлены физические нормативы для воинов действующей армии и для тех, кого отбирали в элитные части.

 

 

 

 

2.4. Период «Борющихся Царств» (403 – 221гг. до н.э.)

 

С начала периода «Борющихся Царств» в 1403г. до н.э. события стали сменять друг друга с калейдоскопической быстротой. В развитии войн эпохи «Весен и Осеней» Китай оказался разделенным на семь царств – гегемонов, каждое из которых контролировало значительную территорию, и 15 более мелких царств, обреченных на роль жертв.[6]

В период «Борющихся Царств» - высокая продуктивность сельского хозяйства и, как следствие, возросший уровень материального благосостояния привел к тому, что масштаб военных действий увеличился фантастически. В Шанские времена несколько тысяч человек в одном походе уже составляли армию, ныне же, слабые царства легко выставляли сто тысяч, а сильные в III в до н.э., имели постоянную армию в один миллион, и согласно источникам собирали еще 600 тысяч для одной кампании.[7]

В битве между Цинь и Чу количество воинов с обеих сторон превышало один миллион человек – впечатляющая цифра, даже если она несколько преувеличена. Численность войск стала решающей, ведь в предыдущей кампании Цинь с 200 тысячами воинов потерпело жесткое поражение. В следствие этого возросли потери: 100 тысяч воинов царства Вей погибло в битве при Малине в 341г. до н.э.; 240 тысяч воинов из воиска Хань и Вей пали в битве при Итцзюэ в 295г. до н.э.; и, наконец, 450 тысяч воинов царства Чу было истреблено в сражении у Чанпина в 260г. до н.э.[8]

Столь значительные кампании требовали долгой подготовки, сборов и соответственного оснащения. Вместо нескольких дней или недель на марше и пары дней битвы, как это было при Шан, ныне требовались месяцы и годы, сражения длились по десять дней, а войны продолжались по году и более. Управление такими значительными ресурсами и таким количеством воинов требовало большого искусства и потому полководцы и командиры были в цене. По всей стране крестьян приписывали к воинам, обучали их военному делу на сезонной основе и, в случае необходимости, мобилизовали их.[9]

Искусство полководца и его обязанности также изменились в то время, когда, стратегия и тактика стала настолько затейливой и сложной, что замена полководца могла, и часто так и было, привести армию к поражению и подвергнуть опасности все государство.

В период Шан и ранней Чжоу битвы проводились на открытой, незащищенной равнине, а армии лишь во время маршей встречали на своем пути города. Хотя какие-то укрепления существовали – как например, защищенные земляные стены неолитического и шанского периодов, которые продолжать в ходе раскопок.[10]

В период «Борющихся Царств» правители предпринимали меры для защиты своих владений от врагов. На границах и по всей территории строились «великие стены», валы, форты и сторожевые башни. Землю защищали больше, чем людей, ведь цели войны изменились и каждое царство желало не пленных и сокровищ, а уничтожения врага путем захвата его земли, разгрома армии и установления контроля над населением захваченных территорий.[11]

По всей территории Китая растут укрепленные города, которые превращались в транспортные узлы. Поэтому если в период Западной Чжоу и «Весен и Осеней» разумнее было обойти города, чем терять ресурсы и людей, осаждая и атакуя его, теперь города захватывались и разрушались повсеместно.[12]

Появлялись технические приспособления для штурма и защиты городов: огромные осадные орудия (катапульты, баллисты, подвижные щиты, тараны и «шагающие башни»).[13] Потребовались инженеры, специалисты по взятию и обороне крепостных стен.

На протяжении IV в до н.э. - массовый рост численности пехоты. Под постоянным давлением всадников из степей китайское правительство осознает необходимость создания конных подразделений (до этого у китайцев кавалерии никогда не было). Хотя история появления лошадей в Китае еще не выяснена до конца, известно, что в 307г. до н.э. правитель У-лин из северного царства Чжао, несмотря на многочисленные возражения заставил своих воинов облачиться в «варварские одежды» (короткая куртка и штаны) вместо обычных и почитаемых халатов, дабы ускорить создание конных частей.[14] И уже начиная с V в до н.э. всадники постепенно появляются в Китае.

Искусство верховой езды пришло вероятно из Ирана и из степей Центральной Азии. У-лин был первый из известных нам кто создал конное войско, что сразу же повысило наступательный потенциал Чжао.

Седло, там где оно существовало, было очень примитивным – только скрученное одеяло, стремена же появились в конце Хань.[15] Всадники, таким образом, были вынуждены выполнять нелегкую задачу, управлять лошадью и одновременно стрелять из лука или сражаться мечом.[16] Возможность таких воинов была ограниченной. Преимущество было лишь в ее скорости и мобильности, чем собственно боевой мощью. Таким образом, появление конницы улучшало мобильность войска, так как теперь воины были не прикреплены к колесницам и могли уже сражаться на любой местности (колесницам требовалась ровная поверхность).

С огромными ордами закованной в доспехи пехоты, вооруженной копьями, алебардами и мечами (возможно уже из железа) войны в беспринципных масштабах стали не только возможными, но и неотвратимыми.[17]

 

2.5. Цинь (221 – 207гг. до н.э.)

 

Империя Цинь занимала огромную территорию от Южной Маньчжурии до Сычуани и Гуандуна.[18] Сложилась она во второй половине III в. до н. э. в результате захвата правителем одного из китайских княжеств — Цинь — территории, фактически существовавшей лишь номинально империи Чжоу.[19]

Успешные войны, которые в IVIII вв. до н. э. вело государство Цинь против других самостоятельных китайских княжеств: Чу, Чжао, Ци, Вэй, Янь, Хань — в 221 до н. э. окончились свержением древней династии Чжоу и установлением циньского господства на всей территории государства Чжоу.[20]

Цинь Шихуанди уничтожил независимые государственные образования, а также осуществил аграрные, финансовые и военные реформы по типу преобразований в государстве Цинь сановником Шан Яном в 358-348 до н. э. Кроме того, империя была разделена на 36 областей (выполнявших также роль военных округов), в каждую из которых были назначены гражданский и военный администраторы.[21]

К 221г. до н.э. в Китае на месте разрозненных государств создается единая империя Цинь с центральной властью.[22] В циньской империи использовались поощрения для тех, кто служил ей верой и правдой.[23] При этой династии развиваются укрепительные сооружения, так например в 212г. до н.э. для защиты северных границ империи от набегов кочевников начато строительство Великой китайской стены – грандиозного фортификационного сооружения.[24]

На вооружении армии по прежнему остаются мечи алебарды, арбалеты, луки и т.п. Большая роль отводится конным частям.

4. Заключение

И так данная курсовая была посвящена эволюции военного искусства Древнего и Средневекового Китая. В этой работе мы рассмотрели армию китайского народа древности и средних веков: их вооружение, тактику и стратегию боя и военные реформы. Данная тема курсовой работы дает понять, как нелегки были условия выживания этого народа в ту далекую эпоху.

За несколько сот лет Китай наращивал свой военный потенциал и копил опыт военной деятельности. В период древности и Средних веков Китай произошла эволюция китайской военной системы, например начиная с тысячной армии ее численность возросла до миллиона.

Рассмотрев источники и монографии можно узнать о военной системе Китая много интересного. Как такая большая страна смогла противостоять многочисленным противникам, набегам кочевников и смогла выжить? Наверное, причины этого кроятся в огромном таланте китайских полководцев. Их знания передавались из поколения в поколение и стали учебником для многих стран.

 

 

5. Библиография

 

1. История древнего мира. [Учеб. для ср. шк. – 3-е изд. – Ф.П.Коровкин. – М.: Просвещение, 1988г. – 255с., 16л. карт.:ил. – ISBN.

2. История средних веков. [Учеб. для стр. кл. – 27-е изд. – Е.В. Агибалова; Г.М. Донской. – М.: Просвещение, 1991г. – 319с.:ил., карт. – ISBN.

3. Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу). Изд. 2-е, доп. Пер. с кит; вступ. ст; коммент; послесл. Л.С.Переломова. – М.: Ладомир, 1993 (Памятники письменности Востока. XXв – 392с.).

4. У-цзин. Семь военных канонов древнего Китая. [Пер. с англ. Котенко Р.В., предисловие и комментарии: Ralf D. Sawyer – СПб.: издательская группа «Евразия», 2001 - 448страниц.

5. doubleshadow.narod.ru

6. marbio-www.dvgu.ru/lib

7. mega.KM.ru



[1] там же

[2] У-цзин, стр.22

[3] там же

[4] там же

[5] там же

[6] У-цзин, стр.23

[7] У-цзин, стр.23

[8] У-цзин, стр.24

[9] там же

[10] У-цзин, стр.25

[11] там же

[12] У-цзин, стр.25

[13] там же

[14] У-цзин, стр.26

[15] там же

[16] там же

[17] У-цзин, стр.26

[18] www.KM.ru

[19] там же

[20] mega.KM.ru

[21] mega.KM.ru (статья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890-1907гг.)

[22] Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу). Изд. 2-е, доп. Пер. с кит; вступ. ст; коммент; послесл. Л.С.Переломова. – М.: Ладомир, 1993 (Памятники письменности Востока. XXв – 392с.), стр.116

[23] там же

[24] www.KM.ru

Категория: ПЕРИОД ВОСТОЧНОГО ЧЖОУ | Добавил: konan (30.10.2008)
Просмотров: 1428 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]