Генезис древнеиндийской цивилизации Обширная территория Индийского субконтинента делится
на несколько зон по климатическим условиям, рельефу местности и характеру почв.
Различна была и значимость отдельных регионов в исторических судьбах древней
Индии. Полупустынные ныне области северо-запада в глубокой
древности, возможно, были покрыты лесами. Почвы аллювиальных долин Инда и его
притоков отличались особым плодородием. Здесь и возникли первые поселения
земледельцев, а в III тысячелетии до х.э. — древнейшая в Южной Азии городская
цивилизация. С севера и северо-востока Индия отделена от остальной части Азии
хребтами Гималайских гор, поэтому именно северо-запад был той областью, через
которую проникали переселенцы и завоеватели, шли торговые караваны, распространялись
иноземные культурные влияния. Во II тысячелетии до х.э. здесь пролегал путь
индоевропейских племен ариев, в I тысячелетии до х.э. отдельные районы
подчинялись то персидским царям, то македонским наместникам, то греческим или
скифским (сакским) правителям. Наконец, в начале христианской эры вся эта
территория вошла в состав Кушанской державы[3] . Центральная часть Индо-Гангской равнины уже в
древности считалась священной «землей ариев» (Арьяварта). Между бассейнами
великих рек и в верховьях Ганга складывалась в первой половине I тысячелетия до
х.э. древнеиндийская цивилизация. С различными районами этой обширной равнины
связаны эпические предания, сохранившиеся в знаменитой поэме Махабхарата.
Северо-восток — средняя и нижняя часть бассейна Ганга — район повышенной
влажности и буйной тропической растительности. В сезон дождей в долине Ганга
нередки наводнения, дельта в древности была заболочена. Первоначальное
население занималось преимущественно рыболовством, охотой, примитивным
земледелием; лишь к середине I тысячелетия до х.э. в упорной борьбе с джунглями
началось широкое хозяйственное освоение этого района. Во второй половине того
же тысячелетия здесь располагались важнейшие политические и культурные центры
древней Индии[4] . Невысокие горы Виндхья отделяют Индо-Гангскую равнину
от п-ова Декан (древнеинд. Дакшина — «юг»). Декан представляет собой
плоскогорье, сложный рельеф которого способствовал изоляции отдельных районов.
Переход к цивилизации на юге произошел позднее, чем на севере. В труднодоступных
горных и лесных областях до нового времени население продолжало жить в условиях
племенного строя. Однако к концу эпохи древности на территории Декана сложились
крупные государства, которые по уровню социального и политического развития не
уступали странам, расположенным в долине Ганга. Центральную часть о-ва
Шри-Ланка (Цейлон) составляет лесистое нагорье, отделяющее северную равнину от
южной низменности, покрытой густыми лесами. Соперничество между этими двумя
основными областями характеризует политическую историю страны. Географическое
положение острова обусловливало тесные связи с южноиндийским побережьем, а с
развитием мореплавания в начале христианской эры — также с Юго-Восточной Азией,
Аравией и Египтом. Основное население современной Южной Азии принадлежит
к европеоидной расе, однако народности южной части п-ова Индостан и Шри-Ланки
по некоторым расовым признакам (темный цвет кожи и волос и др.) близки к
австралоидам. Встречаются и немногочисленные чисто австралоидные племена. Ряд
племен северо-востока относится к южномонголоидной расе. На севере ныне
преобладают индоевропейские языки (хинди, бенгальский и др.), на юге —
дравидийские (например, тамильский), ряд языков Декана и Северо-Восточной Индии
находится в родстве с языками Юго-Восточной Азии, Тибета и Китая (языки
тибето-бирманские и мунда). Большая часть антропологически однородного
населения Шри-Ланки говорит на индоевропейском (сингальском) языке, меньшая —
на дравидийском (тамильском). Древняя этническая история Южной Азии может быть
реконструирована лишь в самых общих чертах. Известно, что носители
индоевропейских языков (арии) проникли в Индию во II тысячелетии до х.э.
Возможно, в древности дравидоязычные племена занимали более обширные территории
в центральной и северо-западной части Индостана, а племена тибето-бирманские и
мунда - на северо-востоке. Сингалы переселились на Шри-Ланку с материка в
середине I тысячелетия до х.э., появление на острове тамильского населения
объясняется также неоднократными миграциями из Южной Индии (преимущественно в
начале христианской эры). В Южной Азии, как и повсюду на древнем Востоке, с
древнейших времен шел интенсивный процесс смешения народов и рас, и расовые
различия не совпадают с лингвистическими. Всю древнюю историю Южной Азии можно условно разделить
на следующие периоды: Древнейшая цивилизация (Индская) датируется примерно
XXIII- XVIII вв. до х.э. (возникновение первых городов, образование ранних
государств). Ко второй половине II тысячелетия до х.э. относится
появление индоевропейских племен, так называемых ариев. Период с конца II
тысячелетия до середины I тысячелетия до х.э. именуется «ведийским» — по
созданной в это время священной литературе вед. Можно выделить два его основных
этапа: ранний (XIII-Х вв. до х.э.) характеризуется расселением племен ариев в
Северной Индии, поздний — социальной и политической дифференциацией, приведшей
к образованию первых государств (IX- VI вв. до х.э.), главным образом в долине
Ганга. «Буддийский период» (V-III вв. до х.э.) — время
возникновения и распространения буддийской религии. Памятники, связанные с
буддизмом, являются наиболее важными историческими источниками. С точки зрения
социально-экономической и политической истории данный период отмечен началом
урбанизации и появлением крупных государств — вплоть до создания общеиндийской
державы Маурьев. II в. до х.э. — V в. х.э. можно рассматривать как
«классическую эпоху» древнеиндийской цивилизации, время становления наиболее
характерных особенностей социальной организации и культуры Южной Азии[5] . Южная Азия — одна из тех областей древнего мира, для
которых особенно характерна преемственность развития. В древности и в средние
века здесь не было резкой смены населения, устойчивостью отличались как
социальные отношения (кастовый строй), так и культурные традиции. Многие
произведения на литературных языках древней Индии (санскрите, пали) до сих пор
почитаются как священные книги индуизма или буддизма. Их веками и даже
тысячелетиями заботливо сохраняли, переписывали и комментировали. Последствия этого двояки. В отличие от большинства
стран Ближнего Востока памятники классической древнеиндийской литературы не
были найдены археологами и не требовали для своего прочтения дешифровки забытой
письменности и реконструкции мертвого языка. Фонд письменных источников,
находящихся в распоряжении соврмененного индолога, поистине необозрим,
поскольку значительная часть древних текстов сохранилась. Изучение санскрита
основывается на трудах самих древнеиндийских грамматиков, главным образом
грамматики Панини IV в. до х.э. Однако, с другой стороны, возникают значительные
сложности при исследовании этого обширного материала, уже отобранного многими
поколениями в качестве священного наследия. Литература представлена главным
образом религиозными гимнами (Ригведа и другие веды) и ритуальными
комментариями, эпическими поэмами (Махабхарата и Pa-маяна), сборниками
назиданий и притч. Для изучения общественных отношений в качестве основных
источников приходится использовать специальные трактаты о религиозно-моральном
долге (так называемые Законы Ману), о политическом искусстве (Артхашастра) или
о любви (Камасутра). Содержащиеся в них рассуждения нередко имеют отвлеченный,
схоластический или тенденциозный характер. К тому же практически все эти
произведения многослойны, время и место их составления не может быть определено
с достаточной точностью. Колоссальная по объему комментаторская литература
средневековья зачастую не столько помогает современному исследователю, сколько
тяготеет над его сознанием, препятствуя непредвзятой интерпретации древнего текста. Исторические события упоминаются в литературе довольно
редко, и обычно в полулегендарных повествованиях. Хроники составлялись лишь в
буддийских монастырях на Цейлоне в первые века христианской эры, и посвящены
они были преимущественно распространению учения Будды и взаимоотношениям между
монастырями. Не дошло до нашего времени ни государственных, ни частных архивов
с политической или хозяйственной документацией. Документы, как правило,
записывали на таком непрочном материале, как пальмовые листья, кусочки ткани
или бересты, — в жарком и влажном тропическом климате они не могли сохраниться.
Вместе с документами пропали, видимо, и многие литературные произведения, не
вошедшие в число тех, которые в средние века особо почитали и хранили,
постоянно переписывая. Если не учитывать плохо еще читаемые короткие надписи
на печатях Индской цивилизации (III-II тысячелетия до х.э.), то первые
эпиграфические памятники относятся лишь к эпохе Маурьев (надписи Ашоки III в.
до х.э.). Древнеиндийская эпиграфика не отличается ни богатством, ни
разнообразием. Надписи на камне, высеченные по приказу правителей, в основном
повествуют об их благочестивых деяниях — дарениях жрецам и монастырям,
строительстве водоемов или совершении крупных жертвоприношений. Даже о военных
походах и победах в них говорится редко. Монеты в Северной Индии появились в
середине I тысячелетия до х.э., но долгое время они оставались простыми
клеймеными кусочками меди или серебра. Значительную помощь в восстановлении
хронологии политических событий, экономических связей и культуры, нумизматика
оказывает для классического периода древнеиндийской истории. Длительное использование в качестве строительного
материала дерева (а не кирпича или камня), немногочисленность погребений
вследствие распространения обычая кремации и сравнительно позднее появление
скульптуры из камня и бронзы существенно ограничивают количество
археологических памятников. К тому же систематическое изучение индийских
древностей началось сравнительно поздно, в основном лишь в XX столетии. До
недавнего времени главной задачей индийской археологии являлось выяснение
стратиграфии (последовательности археологических слоев на городищах). Лишь
очень немногие городские центры, преимущественно древнейшие, такие, как
Мохенджо-Даро и Хараппа, раскапывались большими площадями. Таким образом, несмотря на обширность литературного
наследия, изучение экономической и политической истории древних народов Южной
Азии основывается пока еще на довольно узкой базе источников. За немногими
исключениями, достоверные данные о политических событиях скудны, а
социально-экономические отношения можно характеризовать лишь в общих чертах,
рассматривая крупные исторические периоды и обширные регионы. Исследователь
часто вынужден обращаться к методам исторической аналогии и реконструкциям,
исходящим из материала значительно более поздних эпох. Основная масса сведений
относится к области религии и культуры, но и они, по указанным особенностям
источников, с трудом могут быть рассмотрены в исторической перспективе. [1] См.
Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и
история. – М., 1983. С. 72 [2] См.: Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология:
Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. – М.: ГАУ
им. С. Орджоникидзе, 1998. С. 101 [3] См. История Востока (Восток в древности). – М.,
1999. Т. 1. С. 272 [4] Там же. С. 273 [5] Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. –
М., 1993. С. 71 | |
| |
Просмотров: 1905 | |
Всего комментариев: 0 | |