Древняя Индия. Древнеиндийская медицина

 

ДРЕВНЕЙШИЕ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ

 

Название древней страны «Индия» греческого происхождения. Оно связано с историей одной из величайших рек на северо-западе Индостанского субконтинента — Синдху, которую иранцы называли Хинду, а греки— Индос. На территории древней Индии располагаются современные государства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан.

Самая древняя рабовладельческая цивилизация в этом регионе— хараппская культура — сформировалась на территории Пакистана в долине реки Инд. В III тысячелетии до н. э. здесь начали возводить первые города из обожженного кирпича: Мохенджо-Даро, Хараппа, Чанху-Даро.

Строились они по заранее разработанному плану, что свидетельствует о высоком уровне гигиенических знаний и традициях сохранения здоровья в древней Индии.

Город Мохенджо-Даро был сооружен по меньшей мере в XXV веке до н. э. Его площадь составляла около 2,5 квадратного километра, а число жителей, по подсчетам ученых, колебалось от 35 до 100 тысяч человек. Прямые улицы Мохенджо-Даро, ориентированные с запада на восток и с юга на север, являют собой первый в истории пример планировки города. Дома из обожженного кирпича— двух-или трехэтажные, в них было до 30 комнат. В городе имелись мастерские, зернохранилище (его размеры 61X46 метров), платформа для помола зерна, санитарно-технические сооружения (колодцы, бани, бассейн, система для отвода нечистот)— древнейшие из известных в настоящее время гигиенических сооружений мира.

Самое замечательное из них— общественная купальня. В ее центре размещался уникальный бассейн (возможно, культового назначения) длиной 12 метров, шириной 7 метров и глубиной около 3 метров. Дно бассейна покрыто битумом, притом так тщательно, что водонепроницаемость его сохраняется в течение четырех с половиной тысячелетий. С двух сторон в бассейн ведут лестницы с площадками для купания. Вода в нем была проточной: поступая по одним трубам, она постоянно вытекала по другим.

По всему периметру бассейн был окружен аркадой небольших комнат для омовений. Здесь же располагались две бани, которые, по мнению исследователей, нагревались горячим воздухом и использовались для культовых обрядов.

В различных районах города имелись колодцы, выложенные обожженным кирпичом; их диаметр достигал 1 метра. В больших домах строились собственные колодцы; помещения, где они находились, были тщательно вымощены.


 В каждом каменном доме отводилась комната для мытья и омовений. В одном из ее углов был водосток: через толщу стены трубы выходили в водосточную систему города, которая, по замечанию английского индолога А. Бэшема. представляет собой «одно из самых впечатляющих достижений индской цивилизации... Ни одна другая древняя цивилизация, даже римская,, не имела такой совершенной системы водопровода». Сверху все каналы покрывались хорошо пригнанными кирпичами, которые легко можно было снимать при осмотре v- чистке системы. Глубина уличных каналов составляла 50—60 сантиметров, размеры магистральных труб достигали 2 метров, и человек, следивший за их состоянием, мог свободно в них передвигаться. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ямы, покрытые плотно притертыми крышками.

Все это говорит о высокой культуре древнейшей цивилизации долины Инда, которая сумела за две тысячи лет до римского водопровода создать наиболее совершенный образец санитарно-технического строительства.

 

ИСКУСНЫЕ ХИРУРГИ

 

Древнюю Индию часто называют страной мудрецов. В этом немалая заслуга врачевателей, слава о которых распространилась далеко за пределами страны. Наибольшего совершенства искусство врачевания («аюрведа» — учение о долгой жизни) достигло в классический период истории древней Индии (вторая половина I тысячелетия до н. э.— первая половина I тысячелетия н. э.), когда центр древнеиндийской цивилизации переместился в долину реки Ганг. В конце этого периода были записаны выдающиеся памятники аюрведической литературы «Ча-рака-самхита» и «Сушрута-самхита». Первая посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 индийских лекарственных средствах. Вторая — трактат о хирургии, где описано более 300 операций, свыше 120 медицинских инструментов и более 650 лекарственных средств. Ее автор — выдающийся врач древности Сушрута— считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба и верным источником славы».

Индийские хирурги, не имея представления об антисептике и асептике, добились тщательного соблюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью, ловкостью и отличным владением инструмента. Изготовлялись хирургические инструменты опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. Наточенные так, что ими можно было разрезать волос, они хранились в специальных деревянных коробках.

Согласно медицинским текстам, врачеватели древней Индии производили ампутации, камнесечения, грыжесечения, пластические операции на лице. Они «умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII века, когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учиться у индийцев искусству ринопластики»,— пишет А. Бэшем в книге «Чудо, которым была Индия». Способ ринопластики (то есть восстановления утраченного носа), подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки. Подобным способом выполнялись и другие восстановительные операции на лице.

Не менее блистательна и операция   удаления   помутневшего хрусталика— катаракты. Сушрута не случайно описал 76 глазных болезней и методы их лечения— ведь хрусталик считался в Индии одной из важнейших частей организма, в которой сохраняется «вечный огонь».

Особой областью врачевания считалось родовспоможение, которому Сушрута также уделял большое внимание. В его труде описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, методы извлечения плода при неправильном предлежании, например, поворот плода на ножку (описанный также римским врачом Сораном во II веке н. э.), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца), даны также советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни.

 Искусство оперативного лечения в древней Индии было самым высоким в истории древнего мира — ни один народ древности не достиг в этой области такого совершенства.

 

ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА

 

Согласно древним легендам, одной из 14 драгоценных вещей, созданных богами путем смешения земли и моря, был ученый-врачеватель. Его положение в обществе было весьма высоким, но и требования к нему предъявлялись большие. Он должен был в равной степени владеть всеми сторонами врачебного искусства. «Врач, неискусный в операциях, приходит у постели больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение,— писал Сушрута в своем трактате,— врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом».

Распространено мнение о том, что основы врачебной этики были заложены в Древней Греции и сконцентрированы в клятве древнегреческих врачей, названной впоследствии именем Гиппократа (впервые она была записана в III веке до н. э. учеными города Александрии спустя сто лет после смерти Гиппократа). Однако задолго до этого в древней Индии существовала проповедь, которую учитель искусства врачевания произносил перед своими учениками на торжественной церемонии, посвященной окончанию обучения. Она приведена в трактате «Чарака-самхита»: «Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни... Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей... Вы должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания.

Когда вы идете в дом больного, вы должны направить свои слова, мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и ею лечению... Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить... никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному...»

Врачебная этика древней Индии неукоснительно требовала, чтобы «врач, который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни...»

Право врачебной практики давал раджа. Он же внимательно следил за деятельностью врачей и соблюдением врачебной этики. Особенно строго преследовалось неправильное лечение. Согласно Законам Ману, за неправильное лечение животных врачеватель выплачивал низкий штраф, за неправильное лечение людей средних сословий — средний, а царских чиновников — высокий штраф. Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врачевателя и брахманов (служителей культа); и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество.

В.наши дни, когда вопросам врачебной этики уделяется все большее внимание, обращение к наследию древних, их традициям, выработанным в течение тысячелетий, весьма актуально,— медицина древней Индии на протяжении всей истории оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины во многих регионах земного шара.

 

 

Т. С. СОРОКИНА, доктор медицинских наук 

 

 



Источник: http://lechebnik.info
Категория: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ | Добавил: konan (07.07.2009)
Просмотров: 3188 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]