Эллинская цивилизация. Обзорная статья (часть 1)

Под эллинской цивилизацией мы понимаем цивилизацию, сложившуюся в пределах Греции, или Эллады, если следовать древнему самоназванию этой страны. В ее формировании приняли участие различные народы индоевропейской и неиндоевропейских языковых семей, хотя доминирующую роль сыграли эллины, предки современных греков.

Эллада занимала исключительно своеобразное положение: материковое (Ахейя), полуостровное (Пелопоннес) и островное (Эолия), что предопределило особую роль моря в жизни ее населения и причастность одновременно Западу и Востоку.

Эллины не являлись коренным населением рассматриваемой страны. До них здесь обитали племена, языковая и этническая принадлежность, которых остается проблематичной. От них сохранились древнейшие, непереводимые топонимы, оканчивающиеся на – нф: Коринф, Олинф, Тиринф и др. Скорее всего, доэллинское население не было индоевропейским и находилось в родстве с племенами Малой Азии. Уже в III тыс. до н. э. они умели строить ладьи и пользоваться парусом. Вероятно, к той эпохе должно восходить появление слова “таласса” - море, позднее заимствованного эллинами.

Еще до прихода эллинов особого расцвета достиг Крит. Около XXII в. до н. э. там возникли храмово-дворцовые комплексы Кносс и Фест. В них выделялся культовый и политический центр – Акрополь; вокруг находились мастерские ремесленников, в особенности многочисленных кузнецов и гончаров, размещались кладовые для зерна, вина, масла; остров пересекали совершенные дороги, укрепленные стенами и башнями, каменные водопроводы и каналы. На Крите в то время находились лучшие верфи, на которых строились весельные и парусные суда. Именно на Крите ранее всего сложилась письменность - иероглифика. Самые ранние ее памятники выявлены А. Эвансом в 1900 г. и датируются XXI в. до н. э. Критская иероглифика относится к нерасшифрованным типам письменности. В XVIII в. до н. э. на ее основе сложилось линейное письмо А, переходное от иероглифики к силлабографическому, т. е. слоговому письму. Пока уверенной дешифровки этого письма не существует.

В XVII в. до н. э. Кносс и Фест были разрушены землетрясением. Затем, в течение столетия пришлось заново отстраивать все храмы и дворцы. В это время был возведен в Кноссе новый дворец, названный А. Эвансом, его первооткрывателем, Минойским, по имени полумифического царя Миноса. Дворец занимал площадь 16 тыс. кв. м, состоял из 1500 помещений в 2-3 этажа; во дворце имелись ванные комнаты, уборные, весьма отлаженная канализация; стены дворца были украшены фресковыми росписями, а полы - мозаикой. По-видимому, на это время приходится утверждение царской власти и первой, т. н. Минойской династии. Критские цари располагали военным флотом, что и обеспечивало им господство в Восточном Средиземноморье, обозначавшееся как талассократия.

В правление Минойской династии был построен Лабиринт. Согласно легендарному преданию, он был построен Дедалом и предназначался для чудовища Минотавра, поедавшего людей. В реальности Лабиринт являлся особым сакральным местом, где совершались таинства посвящения царей и жрецов, сопровождавшиеся человеческими и животными жертвоприношениями, ритуальными поединками с быками. В правление Минойской династии возникли первые архивы, например: Кносский, который содержал более 2 тыс. табличек, или Пилосский, более 1 тыс. табличек. Тогда же появился первый денежный эквивалент – медные слитки в виде свернутой бычьей шкуры, весом 29 кг, который позднее был назван талантом.

В XXI в. до н. э. появились первые волны грекоязычных мигрантов – эллинов. Они происходили из степей Евразии, вели кочевой образ жизни, разводили коней, овец и коз; носили грубую неокрашенную шерстяную одежду – пеплос у женщин и хитон у мужчин; пользовались серой глиняной посудой, бронзовым оружием. Эллины разделялись на три группы племен: ахейцев, ионийцев и эолийцев. Ахейцы развивались гораздо быстрее других эллинских племен; они ранее всех восприняли развитую агрикультуру местного населения, разведение виноградной лозы и оливковых деревьев, технику каменного строительства и литье из бронзы, искусство навигации и керамики.

В XIX в. до н. э. ахейцы основали Микены, первый греческий протополис, открытый в 1874 г. Г. Шлиманом.

В XVI в. до н. э. ахейцы заняли о. Крит, вывезли в качестве трофеев немало предметов критского искусства, захватили в качестве пленников-рабов сотни и тысячи критских мастеров и художников. В это время Микены достигли наибольшего богатства и процветания. С XV в. до н. э. в Микенах утвердилась наследственная царская власть (басилейя), сложилась т. н. династия купольных гробниц. Царский некрополь включал в себя 24 гробницы, заполненные бронзовыми и керамическими вазами, сосудами из горного хрусталя, изделиями из золота, серебра, электра, т. е. сплава золота и серебра, и драгоценных камней; в одной из гробниц была найдена электровая погребальная маска царя. Особым величием выделялся Микенский акрополь: его окружали киклопические стены и украшали Львиные Врата. Центральную часть акрополя занимал царский дворец; в нем имелся роскошный тронный зал, украшенный настенными росписями в критском стиле.

В XV в. до н. э. ахейцы приступили к колонизации Малой Азии. Они вступили в контакты с финикийцами и испытали достаточно сильное воздействие финикийской культуры. Ахейцы восприняли традиции высоко развитой финикийской книжности и само слово библосдля обозначения книг. От финикийцев они унаследовали способы приготовления красной краски и красных чернил - пурпур, получавшейся из желез морского моллюска. Под влиянием финикийцев у ахейцев сложилось линейное письмо Б, в котором впервые встречаются знаки для обозначения отдельных звуков - гласных. Это письмо дешифровал М. Вентрис в 1952 г. и доказал, что язык этого письма был уже греческим.

С XV в. до н. э. к эллинскому поселению в Микенах добавляются несколько сот новых укрепленных протополисов, из которых выделялись Фивы и Афины. Около XIV в. до н. э. ахейские мигранты поселились в Троаде, вытеснили хеттов и основали Трою, которая была открыта в 1871 г. все тем же Г. Шлиманом. В XIII в. до н. э. ахейцы предпринимали плавания в Понт Эвксинский, что было воспето в эпических преданиях об аргонавтах. Около 1275 г. до н. э. Троя была разрушена сильным землетрясением, беззащитный город был захвачен хеттами. Завоевание вызвало ответный поход ахейцев, что стало, основным сюжетом эпоса о Троянской войне. Во главе похода встал басилевс Микен Агамемнон, первый известный правитель Микенского царства, правивший в первой половине XIII в. до н. э. Война длилась до 1200 г. до н. э. и закончилась взятием Трои.

В XII в. до н. э. в Элладу вторглись дорийцы, принадлежавшие к протоиллирийским и протомакедонским племенам. Они отличались исключительной воинственностью и жестокостью. Возглавляли дорийское завоевание Гераклиды, потомки Геракла. Дорийцы захватили и разрушили Микены, Афины, Тиринф, Пилос и другие эллинские протополисы. Городская жизнь оказалась прерванной, городское население исчезло; ученые, художники и ремесленники эмигрировали. Достижения прежней культуры были утрачены: перестали функционировать верфи, поддерживаться морские сообщения, разрушились дороги и мосты, водопроводы и каналы, не стало каменных построек, величественных гробниц; исчезли фрески и расписные полы; была предана забвению письменность; грамотность стала преследоваться как занятие черной магией. Дома стали делаться из дерева и необожженного кирпича, глиняная посуда упростилась, искусную вазопись вытеснил геометрический орнамент, вместо захоронений в земле, стала практиковаться кремация. Замерла жизнь в святилищах - Дельфах, Делосе и др. Не стало ни царской власти, ни жречества, ни письменности. В то же время, дорийцы явно превосходили эллинов в военном отношении и в военизированных технологиях. Дорийцы умели обрабатывать железо, изготовляли железное вооружение, применяли линейное построение тяжелой пехоты, позднее получившее название фаланги, использовали конницу. Историки называют эту эпоху Гомеровской ( XI-IX в. до н. э.), по имени легендарного поэта-певца Гомера. Он, вероятнее всего, был уроженцем о. Хиоса и жил на рубеже IX-VIII в. до н. э. , еще до 776 г. до н. э. , года Первой Олимпиады, не известной поэту.

Только столетия спустя нравы дорийцев смягчились, они восприняли обычаи, моду и язык эллинов. Только к IX-VIII в. до н. э. стала восстанавливаться городская жизнь и общая культура Эллады. В VIII в. до н. э. восстанавливается и письменность, и она приобретает характер фонетического письма. Это было самым значительным открытием греков - возник греческий алфавит, первый в истории. Алфавит дал возможность точнее фиксировать и передавать социальную и культурную информацию, стал фактором стремительного развития знаний литературы и поэзии. Изобретение алфавита, без преувеличения, положило начало эллинской цивилизации.

Восстановление производительных сил к IX-VIII в. до н. э. , стабилизация социальных связей, общее возрождение культуры стали основными факторами возникновения греческого полиса, первого в мировой истории типа правового общества. Полис отличался от городских поселений предшествующего времени – протополисов - наличием сообщества граждан, которому принадлежал верховный суверенитет, т. е. права учреждать собственные органы управления, создавать свою военную организацию, устанавливать законы, отправлять судопроизводство, вводить собственные денежные и измерительные единицы и т. д.

Ранее всего полис начал получать правовое оформление в Афинах. В IX в. до н. э. вся полнота власти была сосредоточена в народном собрании - экклессии. Собрание избирало пожизненного правителя - архонта, который отличался от прежних басилевсов отсутствием царских инсигний и привилегий, отсутствием священнических и судебных полномочий. С 752 г. до н. э. архонты стали избираться только на 10 лет, а с 682 г. до н. э. стала избираться коллегия 9 архонтов сроком на 1 год.

В 594 г. до н. э. архонтом-эпонимом был избран Солон, происходивший из древнего царского рода Кодридов. Он отличался всесторонней образованностью, почитался одним из семи мудрецов, выделялся как незаурядный поэт, военачальник и дипломат, законодатель и реформатор. Солон провел в Афинах реформы, которые заложили основы демократии. Прежде всего, он осуществил сисахфию, отменив долговое рабство. Отныне грек не мог стать рабом грека. Затем, провел номофесию, реформу законодательства. Все афинские граждане были разделены на 4 класса по уровню доходов:

1. пентакосиомедимны, имевшие более 500 медимнов зерна годового дохода;

2. гиппии (всадники), имевшие более 300 медимнов зерна;

3. гоплиты (пехотинцы) с доходом более 150 медимнов зерна;

4. феты (судьи) с доходом менее 150 медимнов.

В зависимости от класса распределялись права и обязанности. Пентакосиомедимны получали право избираться на высшую должность -архонтов. Гиппии и гоплиты могли избираться на прочие государственные должности.

Совершив эти преобразования, Солон удалился в добровольное изгнание, и после его ухода Афинское государство было охвачено обострившимся соперничеством родов и борьбой партий. В Аттике того времени выделялось три партии: пэдиэи, жители равнины; они отражали интересы состоятельных землевладельцев; диакрии, обитатели гористой местности; они представляли интересы пастухов; и паралии, приморское население, состоявшее преимущественно из ремесленников, моряков и торговцев. Пожалуй, то был один из самых ранних примеров борьбы партий и вообще многопартийности.

В этой борьбе победителем вышел Писистрат, лидер пэдиэев. Пользуясь поддержкой фетов, он установил тиранию и начал репрессии против аристократии. Реквизированные земли Писистрат распределял среди безземельных фетов, содействуя таким образом выравниванию состояний и подготавливая переход к полной демократии.

В 509 г. до н. э. наследники Писистрата были свергнуты. В это время выдвинулся Клисфен. Выделяясь политическими и ораторскими талантами, Клисфен создал партию демоса. В 508 г. до н. э. он был избран первым архонтом и приступил к государственным преобразованиям, утвердившим демократию в Афинах.

Клисфен разделил все Афинское государство на 10 территориальных округов - фил, составлявших примерно равную численность граждан; при этом, каждая фила включала в себя приморскую, равнинную и горную территории. Изменился порядок формирования коллегиальных органов власти, приближающийся к модели представительной демократии. Булэ был увеличен до 500 человек, по 50 от каждой филы. Гелиэя была доведена до 6000 человек, по 600 от каждой филы.Все афинские граждане получали равные права участия в собраниях, суде и управлении.

Булэ приобрел характер демократического правительства полиса. Он ведал внутренними и внешними делами государства. Во главе стоял эпистат; он избирался по жребию из числа булевтеров на 1 день; он хранил печать полиса, ключи от казны, вел прием афинских граждан в булевтериии. Гелиэя, численно сравнявшаяся с правомочным народным собранием, приобрела новое качество, став, по сути, верхней палатой законодательного собрания. Только после получения большинства голосов в гелиэе проект становился номосом, т. е. законом.

Сам Клисфен, основатель демократии, стал первым афинским политиком, подвергнутым остракизму. Этим демократия проявила свою нетерпимость к выдающимся личностям. В то же время, институты демократии оказались слабыми перед посредственными личностями, но искусными демагогами, умело манипулировавшими настроениями народа в своих интересах.

Временем расцвета Афинского полиса и демократии обычно считают V в. до н. э. , связывая его с именем Перикла. В действительности же, V в. до н. э. оказался концом демократии в Афинах. Он провел серию законов, имевших целью, как декларировалось, расширение демократии. Была введена плата за исполнение государственных должностей, за участие в народном собрании. Затем была установлена плата за службу в армии. Не ограничившись этим, Перикл ввел феорикон, т. н. “зрелищные деньги”. При нем экклессия была поставлена над всеми законодательными, судебными и контролирующими институтами. Общество стало регулироваться не законами, а постановлениями народных собраний.

Несомненно, алфавит, полис и демократия являются высшими достижениями эллинской цивилизации. Но эллинам была свойственна особая социальная стратификация и особый характер семьи, основы общества, которые требуют специального освещения. Все общество делилось на свободных и несвободных – рабов, которые численно преобладали. Свободные, в свою очередь, делились на эллинов и неэллинов, которые назывались метэками или периэками. Гражданство распространялось только на эллинов. Их свобода ограничивалась интересами полиса. Граждане обязаны были участвовать в постоянных сборах, непрерывных общественных делах, в народных собраниях, выборных органах управления и т. п. Граждане были чрезмерно политизированы и ассоциированы; в сущности они не имели права на частную жизнь, частные интересы. Личная жизнь находилась под полным контролем полиса; за супружескую неверность, за плохое воспитание детей грозила атимия, бесчестье и лишение гражданских прав.

Несвободные занимали в эллинском обществе особое место. Они составляли по разным оценкам от 50% до 75%. Несвободные, или рабы, происходили в основном из пленников. В доцивилизованных обществах пленников либо убивали, либо съедали, о чем есть упоминания в Илиаде. Введение рабства, несомненно, было цивилизующим фактором: оно положило запрет на убийства пленников и каннибализм. Но цивилизующее воздействие рабства не следует преувеличивать. Раб воспринимался эллинами как вещь, одушевленное орудие, животное, наделенное способностью понимать речь. Раб не имел имени, но только кличку, не имел собственности, не имел права на брак, его союз с женщиной был только сожительством.

Наличие рабов оказывало двойственное влияние на эллинскую цивилизацию: с одной стороны, оно создало эллинам условия для свободного духовного развития, высвободив их от физического труда, и тем самым способствовало развитию искусств, философии, литературы, но с другой стороны, избыток рабов консервировал техническую отсталость общества, препятствовал техническому прогрессу.

Но еще более пагубное воздействие оказывало рабство на моральное состояние общества. Рабство рассматривалось как нечто естественное. Мыслители такого масштаба, как Платон и Аристотель, развили целую теорию, согласно которой существует категория людей, предназначенная по своей природе быть рабами; это люди с низким интеллектом, с неразвитым разумным началом; они движимы только низкими инстинктами, не способны самостоятельно разумно действовать и потому нуждаются в господине.

Характеристика семьи также способна пролить свет на некоторые теневые стороны эллинской цивилизации. Семья у эллинов была патриархальной. Ее главой был отец, муж. Он обладал полной властью над женой, детьми, слугами и рабами; он мог расплатиться ими за долги, мог принести в жертву; в его власти была жизнь и смерть домочадцев. Отец мог продать в рабство непослушных дочерей.

Мать семейства, жена считалась вещью в доме мужа, и она называлась соответственно – ойкурема. Мать не имела собственности. Единственной ее вещью была прялка, поэтому она являлась лишь госпожой прялки. Когда мать умирала, то рядом с ней клали ее прялку. Женщина жила на женской половине дома – в гинекее, она не смела без разрешения мужа выходить из гинекея; без сопровождения мужа женщина не могла появляться на улице.


Часть 2


Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: konan (24.02.2009)
Просмотров: 3198 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 1
  1. kadet73ilya

    wacko

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]