Эллинская цивилизация. Обзорная статья (часть 2)

Эллинской цивилизации была свойственна особая экономическая система. Само слово экономика” греческого происхождения - оно обозначало “домашнее хозяйство”. Основой экономики эллинов была верховная собственность полиса на землю. Полис распределял земли среди своих граждан, контролировал использование земли, мог изымать земельные владения за бесхозяйственность и расточительность; земельные владения не подлежали отчуждению и дроблению при передаче по наследству. В то же время, у эллинов развивалась частная собственность на постройки, движимое имущество, скот, рабов, однако и здесь не было полной свободы отчуждения, и передвижение собственности находилось под контролем полиса, в особенности, если имущество переходило из рук эллинов в руки метэков, или иностранцев. Известно, что многие выдающиеся деятели культуры, например, Геродот и Сократ, привлекались к суду за распродажу своего имущества и значительные расходы на путешествия. Эллада принадлежала к числу тех немногих стран, прогресс которых строился не на земледельческой экономике, но на торговом обмене. Еще в XVI в. до н. э., до завоевания дорийцев, в Элладе получил хождение унаследованный от критян денежный эквивалент-талант. В VIII в. до н. э., одновременно с алфавитом, в Элладе появилась первая монета - драхма, с выбитыми на ней знаками полиса и гарантированным весом. Сами по себе деньги были изобретены в Лидии, малоазийском царстве, но именно в Элладе они получили особое развитие. Появилось ростовщичество, ссуда денег под процент. Возникло искусство накопления денег, основанное на способности денег давать прирост, или новые деньги; позднее это искусство будет названо Аристотелем хрематистикой.

Воспроизводство политического, социального, экономического опыта, его передачу из поколения в поколение обеспечивала система образования. Эллинская школа оформилась в классический период. Само слово “школа” означает досуг. Различались школы начальной, средней и высшей ступени. В школах начальной ступени обучались дети 7-12 лет; они постигали чтение, письмо, основы счета, занимались музыкой и спортом. Школы средней ступени - эфебии, иногда гимнасии, предназначались для юношей 12-18 лет; в них изучались гимнастика, грамматика, риторика, декламация.

Одну из первых школ высшей ступени основал Пифагор (582-500 г. до н. э.). Она называлась мусейон и представляла собой полурелигиозное объединение, в котором произносилась особая клятва, совершались особые ритуалы. Школа находилась за пределами города, в священной роще; занятия проводились в форме бесед между учителем и учениками во время прогулок; учителя и ученики проживали совместно. В школе изучались арифметика, математика, геометрия и философия. Подобную же школу представляла собой Академия, основанная Платоном в 388 г. до н. э. в пригороде Афин, в саду Академа. В это особое заведение входили “посвященные”, академики и кандидаты.

Близкую по характеру, но с уклоном в естественные науки, школу представлял собой Ликей, основанный Аристотелем (384-322 г. до н. э.) в роще Аполлона Ликейского близ Афин. Последователи Аристотеля назывались перипатетиками, т. е. прохаживающимися, поскольку обучение проходило в ходе прогулок по аллеям Ликейской рощи. Ученики собирали и систематизировали сведения по различным отраслям знаний - о литературе, формах полисного устройства, о растениях, животном мире, камнях и т. д. Субсидировалась учебная и научная деятельность Ликея Александром Македонским.

Все указанные учреждения были доступны только для полноправных граждан и их сыновей. Для метэков, периэков и прочих неэллинов они были закрыты. Исключение составляли только Афины, где в одном из пригородов была создана киниками школа для переселенцев - Киносарг, которая была свободной и бесплатной. Она была альтернативной не только в социальном смысле, но и по содержанию образования. В Киносарге осваивалась философия кинизма, критиковавшая традиционные ценности эллинского полиса.

Эллинская цивилизация не только выработала основные образовательные институты, дошедшие в модифицированном виде до настоящего времени, но и создала науку как таковую и сформировала важнейшие отрасли научного знания. Основателем науки нередко называют Фалеса Милетского (625-547 г. до н. э.), ученого разносторонних талантов; он первым дал рациональное объяснение солнечных затмений, возникновения жизни без участия богов из воды как первоначала всего сущего; он умел определять высоту пирамид, расчитывать циклы движения небесных светил; на основе точных математических расчетов он предсказал солнечное затмение 585 г. до н. э., и эта дата считается датой рождения европейской науки.

В Элладе возникла философия как самая абстрактная наука о природе, обществе и человеке. Ее истоки восходят к VI в. до н. э., к деятельности софистов, мудрецов – тому же Фалесу Милетскому, Гераклиту Эффескому, Пифагору, Анаксимандру.

 Эллада стала родиной геометрии и математики. Фалес и Пифагор сформулировали первые теоремы. Последователи Пифагора открыли иррациональные числа. Евдокс  разработал теорию пропорций и начал применять буквы для обозначения геометрических фигур, заложив основы геометрической алгебры. Эвклид систематизировал знания по геометрии и математике в своем трактате Начала”; Диофант занимался решением уравнений и алгебраическими счислениями.

Элладе обязана своим становлением физика. Здесь нужно указать на открытия Архимеда; он ввел понятие центра тяжести, разработал методы его определения; он сформулировал законы рычага; не случайно Архимеду приписывают фразу: “Дай мне точку опоры, и я сдвину Землю.

Достаточно обширные познания небесной сферы были известны уже предшественникам эллинов, но только в Элладе они приобрели характер рациональной теории; именно у эллинов возникли теоретическая астрономия и само обозначение науки о небесных светилах. Гицет (V в. до н. э.) и Экфант (IV в. до н. э.) разработали геоцентрическую концепцию, согласно которой Земля находится в центре вселенной, и вокруг нее вращаются Солнце, Луна и другие светила. Аристарх предложил совершенно иную, гелиоцентрическую концепцию, по которой Солнце является центром вселенной, а Земля, как и другие светила вращаются вокруг Солнца. Апполоний из Перги (+220 г. до н. э.) развил учение об эллипсе, параболе и гиперболе, которые были открыты Менасхмосом еще в середине IV в. до н. э.

В Элладе сложилась и география. Пифей Массалийский (+330 г. до н. э.) оставил первые географические описания европейских народов, включая побережья Средиземного и Северного морей. Эратосфен из Кирены (+194 г. до н. э.) вычислил окружность Земли в 24700 миль, допустив ошибку всего лишь в 250 миль.

Только в Элладе зародилась наука о прошлом – история, само обозначение которой должно осмысляться как исследование”. Геродот составил историю народов Средиземноморского мира; Фукидид ввел понятие “закона истории”, приемы исторической критики. Эратосфен предпринял исследование в области исторической хронологии, использовав египетские папирусы; он установил даты Первой Олимпиады, Троянской войны; он изобрел новый календарь в 365 дней и с високосным годом.

Нельзя не сказать и о медицине, освобожденной от магических представлений и основанной на опыте. Ее подлинным основателем стал Гиппократ. Медицина должна была способствовать сохранению здоровья, красоты и продлению жизни. Эрасистрат сделал открытия в физиологии, описав функции органов.

Можно, без преувеличения, утверждать, что некоторые другие науки, считающиеся достоянием современности, зародились в Древней Греции. Например, политология, определенно, ведет свое начало от ПолитииАристотеля, который создал учение о формах политического устройства.

Говоря о науках, нельзя не отметить достижений эллинов в технике. Еще до вторжения дорийцев эллинам был известен патронный винторезный токарный станок, на котором можно было вытачивать цилиндры, шары, конусы. Архимеду были хорошо известны винты, блоки, лебедки, зубчатые передачи; он прославился изобретением ирригационных и военных машин; он впервые стал использовать болт. Его последователь Ктесибий (II в. до н. э.) создал зубчатое колесо, счетчик оборотов; усовершенствовал водяные часы, которые могли отмечать время боем и движением фигур; он изобрел гидравлический насос и создал множество механизмов для извлечения вина из бочек, воды из подвалов, гноя из ран и т. п. Но пожалуй, самым выдающимся инженером Эллады был Герон Александрийский (150-100 г. до н. э.), автор сочинения “Театр автоматов”, основатель первой технической школы. Им созданы самые разнообразные механизмы диоптры, воздушный орган, фонтаны; он открыл свойства пара и создал эолипил, первую паровую машину. Характерно, что это изобретение использовалось отнюдь не для облегчения труда рабов, но в театральных зрелищах: машины Герона заставляли танцевать механических марионеток, сражаться искусственного Геракла, приводить в движение любые фигуры, открывать врата храма и т. д.

Технические достижения эллинов широко использовались в архитектуре. Они значительно продвинулись вперед в технологиях обработки камня, мрамора. Они выработали основные архитектурные формы, до сих пор применяемые в строительстве. Они изобрели ордер – способы соединения несущих и несомых частей в архитектуре, которые и сегодня являются неотъемлемыми признаками европейского города. Эллины разработали все основные архитектурные элементы от фундамента до кровли, на века создав своеобразную строительную азбуку.

Изобретение алфавита дало колоссальный толчок развитию литературы и поэзии. Поэзия в Элладе была всеобъемлющей:поэтами были военачальники и политики, жрецы и законодатели; стихами были записаны законы и научные трактаты. В VIII в. до н. э. возник греческий алфавит, а уже в VII в. до н. э. мы застаем в Элладе блестящую поэзию, разнообразие поэтических форм и жанров. Самым талантливым был Архилох (704-640 г. до н. э.), сын рабыни, оруженосец бога войны Ареса, погибший в битве. Он считается родоначальником лирики, самой чувственной и интимной поэзии; он впервые ввел эподы, т. е. басни и сатиру. В VI в. до н. э. в мире поэтов Эллады первенствовала Сафо, основательница женской общины, посвященной Афродите, грациям и музам, своеобразной школы любви, прославившей Лесбос. Тогда же зародилась трагедия: еще Писистрат устраивал во время Дионийских празднеств состязание трагедий. Но подлинным создателем трагедии стал Эсхил (V в. до н. э.), герой Марафонской и Саламинской битв. Если трагедия считалась возвышенным жанром и была обращена к богам и героям, то комедия являлась сниженным жанром, подобающим для отражения человеческих деяний. Творцом комедии был Аристофан (V в. до н. э.), сын селянина. Среди состязаний на Олимпиадах и других играх особое место занимали конкурсы поэтов и певцов, которые также награждались лавровыми венками и прославлялись в скульптуре. Эллада в древности была самой просвещенной страной, где все читали и писали. Каталог писателей Эллады, составленный Каллимахом, включал 1100 имен. Эллинские писатели отличались удивительной плодовитостью. Некий Дидим был отмечен как автор 3500 книг.

Апогеем расцвета эллинской цивилизации стало время Александра Македонского (336-323 г. до н. э.). Варвар, получивший греческое воспитание, он установил в результате жестоких завоеваний огромную империю:помимо собственно Греции, в нее входили Иллирия, Скифия, Сирия, Финикия, Египет, Персия, западная часть Индии; столицей стал Вавилон. Александр считал себя сыном бога Зевса и ставил себе целью установление господства над миром; ему приписывают, в связи с этим, стремление установить власть не только над землей, но и над другими стихиями; считается, что Александр Македонский был первым человеком, поднявшимся в воздух на шаре; что он первым опустился в батискафе на дно моря. После внезапной смерти Александра от малярии развернулась ожесточенная борьба между диадохами, преемниками, в результате которой империя распалась.


Источник: История древнего мира. Курс лекций. М. 2002. 340 с

Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: konan (24.02.2009)
Просмотров: 2893 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]