Римская
община в начале республиканского периода была одним из полисов Апеннинскогого
полуострова. Полис (по-латыни civitas) - это, как правило, небольшое
рабовладельческое государство с единственным городом - центром политической и
культурной жизни. Город обычно был окружен оборонительными стенами и
представлял собой крепость - убежище окрестных жителей в дни военных
опасностей. Гражданами общины были лишь местные уроженцы, владевшие земельными
участками. Пришельцы и иноземцы, а тем более рабы не имели права владеть землей
и потому не являлись гражданами. Граждане должны были служить в ополчении,
принимать участие в народных собраниях. Исполнительная власть исправлялась
выборными "магистрантами". Коллектив граждан решал политические дела
на народных собраниях и защищал границы своего небольшого государства,
собираясь в ополчение. Над гражданином не было давления бюрократии; сама
государственная машина не представлялась ему чем-то чуждым и страшным.
Гражданин вместе со своими рабами обрабатывал свой участок, голосовал в
народном собрании и выбирал магистратов, с оружием в руках отстаивал родной
город от врагов. Для гражданина полисной общины было характерно чувство
свободы, сознательного выбора своих действий. Если нужно было идти в поход, то
гражданин знал, что это не прихоть должностного лица, а суровая необходимость
борьбы с врагом; если народное собрание решало обложить граждан налогом, то это
вызывалось необходимостью, а не произволом правительства. Главные поступки и
меры представлялись жителю города-государства понятными, реальными. К тому же
принимались эти меры на народном собрании, в котором участвовал сам гражданин.
Подобный порядок порождал чувство свободы, собственного достоинства, уверенности
в своих силах, спокойный реальный взгляд на жизнь и существующие отношения.
Поскольку все политические и военные вопросы решались коллективно на народном
собрании или в ополчении, то это формировало чувство коллективизма, гражданской
общности, мешало развитию индивидуализма. Отдельная личность, ее мысли и
интересы растворялись в гражданском коллективе. Для античных рабовладельческих
полисов характерно стремление к обособленности и замкнутости. Особенно ярко это
проявляется в жизни земледельческих общин, одной из которых был Рим. Граждане,
обрабатывая свои земельные участки, вели натуральное хозяйство и мало нуждались
в посторонней помощи. Со стороны соседей могла исходить опасность земельных
захватов, поэтому граждане античных городов-государств обычно находились в
натянутых отношениях как раз с ближайшими соседями. Эта натянутость еще более
усиливала замкнутость общины, ее враждебность, направленную вовне, ее
агрессивность. Этим, в частности, объясняется тесная связь гражданской и
военной организации в античных общинах. Граждане общины, мелкие землевладельцы,
занятые тяжелым сельскохозяйственным трудом, стремились не к заимствованию
новых мыслей и идей, а к сохранению дедовских нравов и обычаев, с опаской
относились ко всему новому, иноземному. Привязанность к своему местному,
дедовскому, исконному - одна из ярких особенностей идеологии аграрного полиса.
Кризис полисного строя общины начался с проникновения в среду гражданства
пришлых элементов, которые стояли вне общинной политической и военной организации.
Развивающееся рабство и социальное расслоение самого гражданства разлагали
полисные порядки и учреждения. Постепенно, по мере развития римских завоеваний
римская община, город-государство, расположенное на Тибре, сменилось громадной
державой, включавшей весь Апеннинский полуостров и многие заморские территории
с многомиллионным населением многими городами, сложным хозяйством, разными
классами, постоянной армией, сложным государственным аппаратом. Разложение
античного полиса привело к кризису и идеологии его гражданства. Наблюдается
отход от коллективизма и рост индивидуализма, противопоставление отдельной
личности коллективу, люди теряют спокойствие и внутреннюю уравновешенность.
Старинные дедовские нравы подвергаются осмеянию и критике, в римскую среду
начинают проникать иные нравы, иноземная идеология и религия. 3. Римская драма
и поэзия.
На
становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только
народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно
греческая литература. Первые собственно литературные произведения были
произведениями подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и
писателям создать оригинальные произведения на латинском языке, на скромном
фундаменте народной римской поэзии, когда рядом существовали богатейшая
греческая литература, прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская
мифология. Неудивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые
произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был
Ливий Андроник, грек из города Тарента (III в до н. э.). При взятии Тарента
римлянами, он попал в плен, был рабом и обучал грамоте детей своего господина.
Впоследствии он был отпущен на свободу и занялся литературой. Ливий Андроник
перевел на латинский язык "Одиссею" Гомера, он переделывал и
переводил на латынь греческие комедии и трагедии. По заказу коллегии понтификов
Ливий Андроник составил гимн в честь богини Юноны. Переводы Ливия Андроника
были очень вольными, это скорее были переделки оригинала, допускающие включение
новых отрывков, изменение имен, новые сцены. Произведения Ливия Андроника,
несовершенные и нескладные в литературном отношении, тем не менее сыграли
важную роль в становлении римской литературы. Они познакомили римлян с
замечательной греческой литературой, мифологией, с эпосом. и театром. Ливий
Андроник сделал самый трудный, первый шаг, он положил начало римской
художественной литературе, и в этом его бессмертная заслуга. Современниками
Ливия Андроника были римские поэты Невий и Энний. Гней Невий писал трагедии и
комедии, заимствуя сюжеты у греческих авторов, но влияние римской жизни в его
произведениях ощущается гораздо сильнее, чем у Ливия Андроника. Большой заслугой
Невия было составление поэмы о первой Пунической войне с кратким изложением
предшествующей истории Рима. Энний первый описал в стихах всю историю Рима,.
расположив события по годам. Если Ливий Андроник и Гной Невий писали сбой
произведения архаическим сатурническим стихом, то Энний первый ввел в оборот
более благозвучный стихотворный размер - обычный у греков гекзаметр. Крупнейшим
римским писателем конца III - начала I I в. до н. э.был Тит Макций Плавт (254 -
184 гг. до н. э.), актер по профессии. Ему приписывали составление 130 комедий,
из которых дошло до нашего времени 20. В отличие от своих предшественников он
работал только в дном жанре - комедийном, но зато Плавт создал выдающиеся
комедии, которые долго шли на римской сцене. Сюжеты комедий Плавта самые
разнообразные сцены из семейной жизни, из жизни воинов-наемников, городской
богемы. Одним из непременных героев комедий Плавта были рабы, как правило,
хитрые, находчивые, ловкие и жадные. Герои Плавта носят греческие имена, а
действие переносится в греческие города, что говорят о подражательности
плавтовских комедий. Однако за греческой внешностью плавтовских персонажей
скрываются римляне с их привычками и их бытом. Плавт, например, дает описание
римского форума, упоминает римских должностных лиц и римские городские порядки,
хотя действие развивается в греческом городе и подразумеваются греческие
обычаи. Комедии Плавта были первыми национальными римскими комедиями с ярким
римским юмором, сочным латинским языком. Национальный колорит обеспечивал плавтовским
пьесам долгий успех у римской публики. Видное место в римской литературе первой
половины I I в до н. э. занимал Публий Теренций Африканец (185 - 159 гг. до н.
э.), также составитель комедий. В отличие от Плавта Теренций старался не
включать в свои комедии римские сюжеты и ограничивался переска-зом греческих
авторов, особенно Менандра. Поэтому Теренция называли полуМенандром. Однако
Теренций обращал большое внимание на изящество и чистоту языка, его персонажи
были уже не неизменными на протяжении всей пьесы типами, а получали
психологическое развитие по ходу действий. Если Плавт и Теренний были
крупнейшййи сочинителями комедий, то Пакувий (220-130 гг. до н. 3.) и Акций
(170-85 гг. до и. э.) достигли известного совершенства в составлении римских
трагедий. Основой для составления их трагедий служили трагедии греческих
писателей, особенно Еврипида. Римские трагики познакомили римскую публику с
глубоким содержанием греческой трагедии, с ее богатой мифологией и философией.
Однако в отличие от комедий Плавта римская трагедия всегда была подражательной,
слабо связанной с реальной римской действительностью. Римская комедия и
трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих образцов и
считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром был
жанр так называемой сатуры. Словом "сатура" обозначалось блюдо,
наполненное разными плодами. Затем сатурой стали называть смесь разных стихов -
длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером. Поэт Энний
назвал словом "сатура" свой сборник стихов, полуразвлекательных,
полупоучительных. Как литературный жанр сатура получила большое развитие в
творчестве Гая Луцилия. За свою долгую жизнь (180-102 гг. до н. э.) Луцилий
написал 30 книг сатур. В них он обличает пороки современного ему общества:
корыстолюбие, взяточничество, моральное разложение, клятвопреступление,
жадность. Широкое развитие рабства, расцвет экономики, успешные завоевания Рима
привели к росту богатств, скоплению их в немногих руках, погоне за ними, к
моральному разложению аристократии. Реальная жизнь давала сюжеты для сатур
Луцелия, которые положили начало реалистическому направлению в римской
литературе. После Луцилия окончательно определился жанр сатуры как небольшого
обличительного произведения. Произведения всех перечисленных писателей были
поэтическими, написанными в стихах. От поэта к поэту совершенствовалась
латинская поэтическая речь. Теперь уже в стихах научились выражать сложные
философские понятия и движение тонких человеческих чувств. Знакомство с греческой
литературой, классической трагедией, новоаттической комедией, изящной и
изысканной александрийской поэзией обогащало развивающуюся латинскую
литературу. Знакомство с греческой религией и мифологией, изучение богатой
философии, замечательного греческого искусства расширяло кругозор римских
поэтов, писателей, государственных деятелей, ораторов. Обогащенные и
собственным опытом, и влиянием греческой литературы, римские поэты и писатели I
в. до н. э. рассматривали произведения авторов III и I I вв. до н. э. как
грубые и варварские. Римская поэзия I в. до н. э. поднялась на новую, более
высокую ступень. В I в. до и. э. жили многие поэты, увлечение писанием стихов
было повальным, но среди этого множества высятся два гиганта римской поэзии -
Тит Лукреций Кар (95 - 51 гг. до н. э.) и Гай Валерий Катулл (87 - 54 гг. до н.
э.). Лукрецию принадлежит замечательная поэма "О природе вещей" в
шести книгах. Поэма Лукреция - это философская поэма, она излагает учение
эллинистического философа Эпикура (об атомистической теории мироздания, о
природе богов, о материальности души, о происхождении земли, неба, моря,
небесных тел и живых существ, о развитии человечества и человеческой культуры
от первобытного состояния до времени Лукреция). Основная цель поэмы Лукреция -
дать материалистическое объяснение всего существующего, освободить разум и
чувства человека от страха, суеверия, мистики и религии, показать любовь и
наслаждение жизнью. Лукреций излагает сложнейшие философские понятия в
увлекательной поэтической форме, его описания наполнены звучными эпитетами,
меткими сравнениями, чудными поэтическими образами. Поэма Лукреция -
произведение столь же сугубо философское, сколь и истинно поэтическое. "В
ней, - справедливо отмечал Цицерон, - много блеска природного дарования, но вместе
с тем и искусства". В поэме Лукреция латинский язык достиг новой вершины;
язык земледельцев и воинов, краткий, отрывистый и бедный, в искусных руках
Лукреция оказался емким, богатым, полным оттенков, пригодным для передачи
тончайших человеческих чувств и глубоких философских категорий. Крупнейшим
поэтом конца Республики был Катулл, мастер лирической поэзии, перу которого
принадлежат мелкие стихотворения, где он описывает чувства человека: любовь
радостную, любовь и ревность, дружбу, любовь к природе, к милым отеческим
местам. Ряд стихотворений Катулла направлен против диктаторских намерений
Цезаря, против его алчных клевретов. На поэтическое творчество Катулла оказала
влияние александ-рийская поэзия с ее особым вниманием к мифологии, изысканности
языка, к личным переживаниям автора. В мировой лирической поэзии стихи Катулла
занимают заметное место. Поэзию Катулла высоко оценивал Пушкин. 4. Римская
прозаическая литература.
Драма
и поэзия были главными, но не единственными видами латинской литературы. Параллельно
развивалась и проза. Долгое время, вплоть до I I в. до н. э., сочинения в прозе
были немногочисленными и представляли собой главным образом краткие записи
исторических событий и норм права. Как и ранняя поэзия, ранняя римская проза
была подражательной. Первые литературные произведения и писались по-гречески,
хотя в них излагалась римская история. Первым прозаическим произведением на
латинском языке был труд Катана Старшего "О сельском хозяйстве",
написанный в конце 90-х - начале 80-х годов I I в. до н. э. другие произведения
Катана были тоже написаны на латинском языке; так, Катан издал около 150 своих
речей, написал Римскую историю, сочинение по медицине, ораторскому искусству.
Как Ливий Андроник был первым римским поэтом, так и Катод был первым римским
прозаиком, и в этом их великая заслуга перед Римской литературой. Наиболее
выдающиеся римские писатели, мастера прозаического слова жили и творили в I в.
до н. э. Это Марк Теренций Варрон (116 - 27 гг. до н. э.) и Марк Туллий Цицерон
(106 - 43 гг. до н. э.) - два корифея римской литературы и вообще латинской
культуры. Теренций Варрон - уникальный писатель, он написал около 74 сочинений
в 620 книгах (к сожалению, почти все они погибли). Главное произведение Варрона
- "Древности дел божеских и человеческих" в 41 книге - энциклопедия
историческая, географическая и религиозная, его перу принадлежат многочисленные
грамматические и историко-литературные сочинения ("О латинском
языке", "О латинской речи", "О грамматике", "О
комедиях Плавта"), "Портреты".- биографии наиболее выдающихся
граждан, философские произведения ("Логисторики" - сборник
философских трактатов на разные темы, например об истории, о счастье, о безумии
и др.). Варрон вависал также трактат "О сельском хозяйстве", где вопросы
земледения изложены в хорошей литературной форме. Наконец, Варрону принадлежат
знаменитые "Менипповы сатуры" в 150 книгах - веселое и остроумное
поэтическое произведение. Заслуги Варрона в развитии римской литературы были
столь велики, что ему, единственному из римских писателей, еще при жизни
поставили памятник. Не меньшее, если не большее значение в истории латинской
культуры имело творчество Цицерона. Цицерон был выдающимся государственным
деятелем, прекрасным оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем.
В его руках латинский язык приобрел как бы новое звучание, новую
выразительность и пластичность. Проза Цицерона совершенна во всех отношениях,
она красочна, легка для понимания, разнообразна, богата содержанием, в ней
присутствует внутренний ритм. Цицерон писал в разных прозаических жанрах:
философские произведения ("О пределах добра и зла",
"Тускуланские беседы", "О природе богов" и др.),
юридические сочинения и речи ("О государстве", "Об обязанностях",
речи "против Верреса", "против Катилины", "Филиппики
против Антония"). Его перу принадлежат сочинения по теории ораторского
искусства ("Об ораторе", "Брут"), многочисленные письма -
изящные и непринужденные. Сочинения Цицерона познакомили римлян с греческой
философией, обогатили ее знанием многих вопросов юриспруденции, истории,
политических учений. Без сочинений Цицерона так же невозможно представить себе
последующую римскую литературу, как русскую литературу XIX в. без творчества
Пушкина. Произведения Цицерона усердно читались и перечитывались в последующие
века. Они сохранились до нашего времени с наибольшей полнотой (в сравнении с
произведениями других авторов). Крупным римским .писателем был Юлий Цезарь,
автор "Записок о галльской войне" и "Записок о гражданской
войне". Эти произведения представляют собой отчеты о двух войнах, которые
вел сам Цезарь. Выступая в роди писателя, Цезарь преследовал политические цели:
оправдать свои завоевательные и часто вероломные действия в Галлии, взвалить
ответственность за развязывание гражданской войны на своих противников.
"Записки" Цезаря - это выдающиеся литературные произведения, образцы
римской художественной прозы. Для них характерны продуманная ясная композиция,
простой, непринужденный рассказ, точный и правильный язык. Большим событием в
литературной жизни конца Республики был выход исторических сочинений Саллюстия
Криспа (86 - 35 гг. до н.э.): "О Югуртинской войне", "О заговоре
Каталины" и "История". Первые два произведения Саллюстия
являются образцами исторической монографии, написаны они с целью показать полную
неспособность римской знати управлять государством и необходимость установления
сильной власти. Сочинения Саллюстия являются вместе с тем и крупными
литературными произведениями. Написаны они мастерски, изложение внешне
спокойное, но за ним чувствуется внутреннее напряжение; описание конкретных
исторических фактов перемежается с философскими рассуждениями и блестящими
историческими портретами, речь краткая, емкая и очень выразительная. 5. Римская
архитектура IV-I вв. до н. э.
Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, с ростом города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиям были лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до и. э., небольшой храм Весты на форуме. Внутри города сохранились пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточные канавы сначала были открытыми, но затем их перекрыли деревянным настилом, а позднее и каменным сводом. Пожар Рима после взятия его галлами уничтожил большую часть городских зданий. После пожара Рим вновь застраивался стихийно, сохранив основные линии прежних улиц и площадей. Разросшийся город был обнесен новыми, так называемыми Сервиевыми стенами, представлявшими замечательное сооружение. Они состояли из главной наружной стены и опиравшегося на нее мощного земляного вала, который со стороны города был подперт другой, менее высокой стеной. Наружный панцирь был сложен из массивных квадратных блоков. Рост населения Рима привел к застройке пустырей, к уплотнению достроек. Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была реконструирована старая система клоак (канализация). Растущее население требовало хорошей воды, для подведения которой были построены два водопровода, прорытые под землей, длиной в несколько десятков километров. Новый этап городского строительства начался со I I в до н.э.: застраиваются не только пустыри, но и свалки, городская земля поднимается в цене. Вместо примитивных жилищ из сырца и дерева возникают в I в. н. э. многоэтажные, дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и бетона и даже из мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за много километров хорошую питьевую воду. Благоустраивается центр города - римский форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и храмы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота не могла не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах - парках, расположенных на окраинах города. Так появились роскошные сады Саллюстия и Лукулла. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы. В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. В отличие от греческих архитекторов, которые составляли план зданий, не следуя строгой симметрии его разных частей, римляне исходили из строгой симметрии. Они широко применяли греческие ордера - дорический, ионический и коринфский, причем самым излюбленным был у них пышный коринфский ордер. В отличие от греческой классической архитектуры, в которой ордера представляли собой органическое сочетание декоративного убранства с конструкцией здания, римляне использовали греческие ордера лишь как декоративный, украшательный элемент. Однако римляне развили ордерную систему и создали собственные ордера, отличающиеся от греческих. Такими ордерами был композитный, т. е. представляющий соединение элементов всех греческих ордеров в одном, ордер и так называемая ордерная аркада, т. е. совокупность арок, опирающихся на столбы или колонны. Римская архитектура в IV - I вв. до и. э. прошла два периода своего развития. Первый период охватывает IV - III вв. до н. э., когда Рим был относительно бедным и небольшим городом. Римская архитектура этого времени развивалась под сильным влиянием этрусской архитектуры; например, формы римского раннего храма и его декоративного убранства, применение арки и свода были заимствованы от этрусков. Ведущим типом сооружений являются военно-инженерные (оборонительные стены, например стена Сервия, построенная в IV в. до н. э.; некоторые части стены восходят к VI в. до н. э.) и гражданские (первые водопроводы и дороги - конец IV в. до н. э.). Второй период (I I - I вв. до н. э.) характеризуется широким применением бетона и сводчатых конструкций. Появляются новые типы зданий, например базилики где с | |
| |
Просмотров: 7479 | |
Всего комментариев: 0 | |