Дороги - магистрали цивилизации
Дороги магистрали цивилизации С НЕЗАПАМЯТНЫХ времен люди поддерживали связь друг с другом благодаря разветвленной сети троп, больших и малых дорог. Дороги свидетельствуют о желании человека путешествовать и торговать, а также воевать и создавать империи. Да, дороги открывают темную сторону человеческой природы. Рассмотрение истории дорог со времен протоптанных человеком и скотом троп до современных многополосных автострад — это не просто путешествие в прошлое. Это также и исследование человеческой природы. Первые дороги «Первыми, кто серьезно занялся строительством дорог,— говорится в «Новой британской энциклопедии»,— вероятно, были жители Месопотамии». Они жили на территории между Тигром и Евфратом. В этой энциклопедии добавляется, что их дороги процессий «были вымощены обожженными кирпичами и камнями, которые скреплялись смолой». Это описание напоминает слова Библии о первых строительных материалах: «И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести» (Бытие 11:3). Для древних израильтян дороги, благодаря которым они выполняли религиозные обязанности, были очень важны. Примерно за 1 500 лет до рождения Иисуса Христа израильтянам повелевалось: «Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего [чтобы отпраздновать религиозный праздник], на место, которое изберет Он» (Второзаконие 16:16). Этим местом стал Иерусалим, и на эти радостные праздники израильтяне часто приходили всей семьей. Хорошие дороги были просто необходимы! Несомненно, главные дороги были хорошо построены. О Соломоне, который царствовал за тысячу лет до рождения Христа, древнееврейский историк Иосиф Флавий сказал: «Он обратил также особенное внимание на пути сообщения вообще, а в частности на те дороги, которые вели его в столицу Иерусалим, и приказал их вымостить черным камнем». В Израиле было шесть городов убежища, в которых прятались те, кто случайно убил человека. За состоянием дорог, ведущих в эти города, тщательно следили. А согласно иудейской традиции на каждом перекрестке были поставлены поддерживавшиеся в хорошем состоянии указатели, которые показывали путь в ближайший город убежища (Числа 35:6, 11—34). Дороги стали важны для расширения торговли, а в древние времена большим спросом пользовался шелк. Считается, что китайцы открыли способ производства шелка из нити, вырабатываемой шелкопрядом, еще задолго до появления израильского государства, но секрет производства шелка они хранили вплоть до времени после рождения Христа. Даже до этого шелк приобрел такую популярность на Западе, что, согласно книге Джеффри Хиндли «История дорог» («A History of Roads»), были изданы указы, «запрещавшие мужчинам носить его», так как «считалось, что это уподобляло мужчину женщине». Торговый путь, по которому из Китая перевозили шелк, стал известен как Великий шелковый путь. Когда в конце XIII века Марко Поло проехал по этому пути в Китай, Великий шелковый путь к тому времени уже существовал на протяжении 1 400 лет. Более 2 000 лет Великий шелковый путь был самым длинным в мире. Он протянулся примерно на 12 800 километров от родины шелка, Шанхая, в Китае до Гадеса (сейчас Кадис) в Испании. Военная значимость Строительству большого количества дорог способствовало стремление расширить границы империи. Система дорог Римской империи под правлением цезарей охватывала Европу, Северную Африку и Ближний Восток, и по подсчетам ее общая протяженность составляла 80 000 километров. Когда римские солдаты не воевали, они иногда строили и ремонтировали дороги. Современная история показала, какую важную роль играют дороги в завоевании новых территорий. В 1934 году, с началом программы по строительству автобана, ускорились темпы покорения Адольфом Гитлером других народов. По словам историка Хиндли, эта программа дала Германии «первую в мире сеть автомагистралей». Строительство дорог — целая наука С помощью инструмента, называемого грома, римские землемеры прокладывали дороги, которые были прямые, как стрелы. Каменотесы вырезали высокохудожественные мильные столбы, а инженеры определяли ограничения веса провозимых грузов. Дороги имели основание и прочное покрытие. Но самое важное, чему дороги обязаны своей долговечностью, была отличная система стоков: дороги имели небольшой выгиб и были подняты над окружающей местностью. В магазинах даже продавались дорожные карты. «Принимая во внимание достижения римлян в строительстве дорог,— говорит один историк,— автору трудно удержаться от похвал, и он считает, что едва ли найдется какой-нибудь другой памятник в истории человечества, который сослужил такую долгую службу, как дороги Италии». Аппиева дорога, которая бежит из Рима на юг, согласно книги «История дорог»,— это «первая мощеная дорога в истории Запада, о которой стоит упомянуть». Вымощенная лавовыми блоками, эта известная дорога в среднем была 6 метров в ширину. Это древнейшая и самая знаменитая из великих римских дорог, известная в древности как regina viarum, или "царица дорог". Длина via Appia — более 570 км, она соединяла Рим с портом Брундизием (совр. Бриндизи) на Адриатике, в пятке итальянского "сапога". Это была крупная военная магистраль, она связывала Рим с рядом важных морских портов, которые обеспечивали торговлю с Грецией и восточным Средиземноморьем. Благодаря превосходному качеству постройки Аппиева дорога использовалась еще в 6 в. н.э. Даже в наши дни значительная часть этой живописной дороги сохранилась и пригодна к эксплуатации. Постройку дороги начал ок. 312 до н.э. цензор Аппий Клавдий Цек. Первый ее отрезок длиной в 212 км соединял Рим с Капуей. Первоначально дорога была посыпана гравием. До Таррацины, или Анксура, она была почти прямой, несмотря на пересеченную местность и Помптинские болота, которые приходилось постоянно осушать, чтобы поддерживать сохранность дороги. За Таррациной она сворачивала в глубь полуострова, по направлению к Фундам, через горы проходила к Формиям, а оттуда к Минтурнам и Капуе. Дорога, имевшая ок. 6 м в ширину, была вымощена массивными блоками из базальта. Скрепленные известковым раствором, блоки укладывались таким образом, чтобы дорожное полотно имело выпуклую форму, благодаря чему вода могла быстро с него стекать. Отдельные участки дороги проходили по насыпям, пересекавшим неглубокие овраги, в ряде мест вдоль нее были сооружены каменные стенки и скамьи. Аппиева дорога имела ответвления, соединявшие ее с другими большими дорогами, такими, как via Domitiana, via Aurelia и via Herculia. О том, какое высокое значение придавалось Аппиевой дороге, можно судить по тому, что во времена империи за ней надзирал куратор в ранге претора. Эту дорогу иногда называют Старой Аппиевой дорогой (via Appia antiqua), чтобы отличить ее от другой дороги с тем же названием, построенной в 1780-х годах между Римом и Альбанским озером.Отрезок Рим — Капуя строился в течение ок. 100 лет начиная с 298 до н.э. Начальные несколько километров дороги римляне облюбовали для постройки красивых гробниц и памятников. Второй отрезок дороги, от Капуи на юг, был проложен ок. 244 до н.э. и шел к Беневенту, Венузии, Таренту, заканчиваясь в Брундизии. Многих не меньше поражает умение древних индейцев Южной Америки строить дороги. С XIII по XVI век инки создали сеть дорог протяженностью 16 000 километров, которая объединяла народ, насчитывавший почти 10 000 000 человек. Эти дороги пролегали через самую суровую и неровную местность, какую только можно представить, через пустыню, через влажные леса и даже через могучие Перуанские Анды! Об одной такой дороге в «Новой британской энциклопедии» сообщается: «Дорога в Андах была удивительной. Она была 7,5 метра шириной и серпантином полого спускалась по высоким горным хребтам. Для дороги были вырублены галереи в скалах, на протяжении сотен метров были построены подпорные стенки, поддерживавшие полотно дороги. Овраги и ущелья заполнялись прочной каменной кладкой, а над широкими горными речками подвешивались на канатах из шерсти или растительных волокон мосты. В большинстве районов поверхность дорог выкладывалась из камней, широко использовался асфальт». Лошади инкам были неизвестны, а сеть их дорог представляла собой не что иное, как «настоящую беговую дорожку для царских гонцов». Один историк отметил: «На всем протяжении дороги примерно через каждые два километра стояли почтовые станции, в которых размещалось по небольшому гарнизону и по смене профессиональных бегунов. Дорога была разделена на достаточно короткие для передачи эстафеты отрезки, по которым день и ночь бегали гонцы; благодаря этой службе послание из столицы Куско доходило до города Кито, расположенного в 2 000 километрах, за пять дней. Это значит, что в среднем гонцы бегали со скоростью 15 километров в час на высоте не менее 4 000 метров над уровнем моря; такой скорости не удалось достигнуть даже римской имперской почте!» Источник трагедий Артерии человеческого тела могут закупориться, что приводит к трагическим последствиям. Дороги же, которые прежде способствовали повышению уровня жизни, могут запруживаться транспортом и понижать этот уровень жизни. К тому же дороги, проложенные через влажнотропические леса, пустыни, буш или национальные парки, приносят большой вред живой природе. А также часто страдают местные народности и леса, в которых они живут. В книге «Как мы строим дороги» («How We Build Roads») говорится: «Ради Трансамазонской автомагистрали, хотя и построенной во имя прогресса, были уничтожены большие территории влажнотропического леса, к тому же она принесла несчастье многим людям, живущим в лесу, полностью разрушив их прежний образ жизни». Достается и городам, так как с каждым годом все больше транспорта запруживает городские магистрали. Там, где есть денежные средства, строится автострада. Но со временем движение по таким автострадам становится более интенсивным, что приводит к большему загрязнению, которое, в свою очередь, крадет у миллионов людей здоровье. К тому же по подсчетам ежегодно по всему миру в автомобильных катастрофах погибает примерно 500 000 человек, 15 миллионов получают травмы, а некоторые — тяжелые увечья. Для сравнения: в Первую мировую войну погибло около девяти миллионов солдат и офицеров. Но через какое-то время эта война закончилась. На дорогах же люди продолжают погибать каждый день: более 1 000 человек сегодня, завтра, послезавтра... (Материал взят из публикаций общества Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania) | |
| |
Просмотров: 2066 | |
Всего комментариев: 0 | |