Государственное управление Основу государственной власти в Египетском государстве
составляла царская династия Птолемеев
(323/305-30 гг. до н.э.), которая была основана Птолемеем, сыном Лага1, одним из диадохов, бывшим полководцем
и телохранителем Александра Македонского. Все 14 царей,
принадлежавших к царской династии, носили имя Птолемей. Как считает Г.
Бенгстон, имя «Птолемей» происходит от греческого слова «polemos», т.е. «война», и означает «Воинственный» [11, С.29]. Цари официально различались по именам, которые они
получали при восшествии на престол. За исключением двух первых, Птолемея I Сотера (323/305-283 гг. до н.э.) и Птолемея II Филадельфа (282-246 гг. до н.э.), все Птолемеи либо
сразу после прихода к власти, либо несколько позднее присоединяли к своему
личному имени те или иные тронные имена, которые впоследствии становились
культовыми именами, о чем будет сказано ниже. Как правило, при установлении
тронных царских имен Птолемеи ограничивались одним, двумя или тремя звучными
элементами: Сотер – «спаситель»,
Филадельф – «любящий сестру», Эвергет – «благодетель», Филопатор – «любящий отца», Филометор – «любящий мать», Эпифан – «тот, который является как Бог» и ряд других [74, С.11]. Царицы династии Птолемеев носили имя Клеопатра. По
мнению Г. Бенгстона, имя «Клеопатра» означает «Славная своим отцом» [11,
С.323]. На протяжении всей истории эллинистического Египта царицы играли
большую роль в политической жизни страны. Клеопатры I-VI в разное
время являлись регентшами или соправительницами своих мужей-царей. Но только
Клеопатре VII Великой (51-30 гг. до н.э.)2, получившей тронное имя Теа Филопатора
(«Богиня, Любящая отца»), удалось сосредоточить в своих руках всю полноту
царской власти и управлять Египетским государством в 40-30-х гг. I в. до н.э. в качестве единоличного
правителя. При составлении любых официальных или частных
документов полностью указывалось тронное имя царя или царицы. И фактически
тронные имена
не только давали возможность различать царей и датировать события, но и, как
считает А. Кравчук, создавали вокруг их носителей ореол божественности [74,
С.12]. В существовании культа божественности царей Птолемеев
прослеживается влияние греческих идей, а также то, что правящая династия желала
иметь для своего правления определенную базовую основу. В Египте такой основой
явилась идея божественности царей, которая берет свое начало с создания
божественного культа Александра Македонского. Однако еще задолго до Александра некоторые греки
провозглашались богами, и им при жизни воздавались религиозные почести [84]. В настоящее время обожествление эллинистических
правителей, в т.ч. и царей и цариц из династии Птолемеев, рассматривается и как
чисто политический акт, и как проявление сервилизма со стороны городов, и как
почитание мощи и удачи полководца, вера в его харизму, и как простое выражение
благодарности, и, наконец, как своеобразное смешение религии и политики. Истоки
царского культа видели в обожествлении фараонов Древнего Египта, в
представлении о божественной природе «царственности» в Передней Азии, в
греческом культе героев, в первобытном преклонении перед маной вождей [175,
С.224]. По мнению же И.С. Свенцицкой, «влияние восточных
традиций бесспорно, но при рассмотрении царских культов необходимо учитывать ту
специфическую социально-психологическую атмосферу, которая существовала в
эллинистических полисах и способствовала восприятию именно этого влияния» [175,
С.224]. Так, если в доалександрийскую эпоху в Греции оказание божеских почестей
живым людям было достаточно редким явлением, то в период завоеваний Александра
Македонского и борьбы диадохов древнее почитание вождей, свойственное как
грекам, так и восточным народам, традиции культа героев, желание сохранить
покровительство вождя – все это в специфической социально-психологической
обстановке выразилось в преклонении перед удачливыми полководцами [175, С.224]. Прецедентом создания официального культа
божественного царя для эллинистического мира послужило формирование
официального культа Александра Македонского, который был учрежден Птолемеем I Сотером (323/305-283 гг. до н.э.) вскоре
после его воцарения в 305 г. до н.э. Так, в Александрии Египетской Александра
Македонского почитали и как Бога, и как героя – «основателя города». В 280 г.
до н.э. Птолемей II Филадельф (282-246 гг. до н.э.) устроил в Александрии
празднество религиозного характера в честь своего отца. Тем самым был установлен принцип, согласно которому цари,
подобно Александру Македонскому, после смерти, а иногда и при жизни официально
становились богами. Фактически именно при Птолемее II Филадельфе (282-246 гг. до н.э.) произошло окончательное
оформление культа божественности царя. Он стал носить официальный характер, а
также был распространен на еще здравствующих царей и их покойных
предшественников. В частности, в 270 г.
до н.э. Арсиноя II, вторая жена Птолемея II , была обожествлена мужем после ее смерти. Культ
Арсинои II быстро распространился по всей территории Египетского
царства и, прежде всего, в Арсиноитском номе, который находился в Фаюмском
оазисе и был назван в честь царицы. Центр культа Арсинои II находился в Крокодилополе. После же смерти Птолемея II Филадельфа (282-246 гг. до н.э.) каждый очередной
Птолемей официально становился при жизни богом и занимал свое место в официальном
божественном культе династии Птолемеев. Первое место в этом культе занимал
Александр Македонский, вслед за которым шел список обожествленных царей и их
супруг под их культовыми именами – боги
Сотеры, т.е. «спасители» (Птолемей I и
Береника III), боги Адельфы, т.е. «братья»
(Птолемей II и Арсиноя II), боги
Эвергеты, т.е. «благодетели» (Птолемей III
и Береника), боги Филопаторы, т.е. «любящие отца» (Птолемей IV и Арсиноя) и т.д. [147, С.65-66]. Так, в «Письме эпистратега Фиваиды Платона жителям
Патириса», датированном 88 г. до н.э., сообщается «о прибытии величайшего бога
спасителя царя в Мемфис...»3. В
письме речь конечно же шла о царе Птолемее IX
Сотере II (88-81 гг. до н.э.), на которого также был распространён
культ божественности Птолемеев. В связи с этим была выдумана и своя божественная
родословная династии Птолемеев, согласно которой Птолемеи происходили якобы от
Геракла и Диониса [147, С.66]. Существовавший официальный культ обожествления царской
династии прежде всего имел политический смысл, «обожествление Птолемеев служило
не столько целям идеологического воздействия на массы (вряд ли этот сугубо
официальный культ пробудил хоть какие-нибудь религиозные чувства у их
подданных), сколько укрепляло экономическую и политическую власть династии» [137, С.18]. Кроме того, цари стремились сделать свой культ
выходящим за рамки отдельного государства, придать ему по возможности всеобщий
характер: Птолемеев в Египте называли «правителями населённого мира» [175,
С.227]. Впоследствии, когда Рим постепенно стал играть ведущую
роль в эллинистическом мире, государства Восточного Средиземноморья стали
переносить элементы культа царей на римские божества и почитать его
полководцев. Так, культ богини Ромы почитался во многих эллинистических
государствах. Позже к нему присоединилось почитание римских полководцев
Фламинина и М. Аквилия. В I в. до н.э.
правители римских провинций почитались практически все, и уже Марк Туллий
Цицерон тревожился совершенно серьезно о том, чтобы не допустить такого культа
в отношении собственной личности. Но в конечном итоге все вышеперечисленные
культы растворились в официальных культах Римского государства [147, С.69-70]. Следует также отметить, что подобный Птолемеям культ
божественности царей был присущ царской династии Селевкидов и правителям
Пергамского царства. В целом же, в III-I вв. до н.э.
для эллинистического мира были характерны 2 тенденции в развитии царского
культа: 1.
Создание культов
династических, которые оправдали бы легитимность династий. 2.
Создание культов
полисных, выражавшихся в обожествлении отдельных царей в тех или иных городах. Династические культы устанавливались сверху. Для них
было характерно возведение династии к божественному прародителю и обожествление
царей – одного за другим из данной династии. Так, Птолемеи считались
преемниками фараонов – и по одному этому считались богами для египтян; но они
называли себя и родственниками Александра Македонского. Наряду с культами династическими в полисах существовали
локальные культы различных царей, которые устанавливались по решению местного
самоуправления и были проявлением личной связи царя и полиса. Полис обожествлял
его, как правило, в знак благодарности – сначала искренней, с течением времени
– традиционно-формальной [175, С.225-227]. Важной характерной особенностью династии Птолемеев
являлись заключаемые в ее среде кровные браки. Браки между братьями и сестрами
были нередки в Египте еще при фараонах. И такая весьма сильно распространенная
практика существовала не только в правящих домах, но и в простых египетских
семьях, что, как правило, имело имущественные соображения. Что касается
фараонов, а затем и Птолемеев, то они женились на своих родных и единокровных
сестрах, главным образом, по политическим соображениям, ибо опасались, что
сестра, выйдя замуж за аристократа, тем самым увеличит число возможных
претендентов на царский престол. С точки зрения сохранения «чистоты» династии,
в этом имелся определенный смысл, однако биологически браки внутри одной семьи
на протяжении нескольких поколений таили в себе угрозу здоровью представителей
царской династии. Обычай кровосмесительных браков с целью сохранения
чистоты царского рода Птолемеев в эллинистическом Египте был введен начиная с
Птолемея II Филадельфа (282-246 гг. до
н.э.). Так, например, царица Клеопатра VII
Великая (51-30 гг. до н.э.), следуя традициям династии Птолемеев,
являлась одновременно сестрой и законной супругой Птолемея XIII. Власть в царстве Птолемеев передавалась по наследству
– как правило, от отца к старшему сыну. При этом какие-либо исключения из этого
правила были редки и обусловлены были многочисленными интригами, которые
существовали при дворе Птолемеев. Так, Птолемей I Сотер (323/305-283 гг. до н.э.) сделал своим
преемником узаконенного побочного сына, ставшего впоследствии Птолемеем II Филадельфом (282-246 гг. до н.э.), предпочтя его
своему старшему сыну Птолемею Керавну. Фактически неограниченная власть царей из династии
Птолемеев оформилась из древневосточных, греческих и македонских
социально-экономических, политических и идеологических элементов. Цари считались неограниченными носителями власти и
источником права, они устанавливали законы, не нуждаясь в том, чтобы решения их
обсуждались кем-либо. Царь представлял собой как бы живой и одушевленный закон
(nomos empsychos),
что опять же объяснялось божественной сутью представителя династии Птолемеев.
Тексты, в которых отражалась всемогущая воля царя, отличались друг от друга.
Существовали законы (homoi), установления (diagrammata),
указы (prostagmata), которые часто имели
форму письма [87, С.48]. В связи с этим при царе действовала центральная
канцелярия, состоявшая из двух отделений, каждое из которых возглавлялось
особым царским секретаряем. Одно ведало
текущей перепиской, его возглавлял царский секретарь-эпистолограф. Различные
приказы царя составлялись и редактировались в другом отделении царской
канцелярии и записывались в специальной журнал, так, как это было еще при
дворе Александра Македонского. Заведовал этим отделением
секретарь-гипомнематограф. В обеих канцеляриях было много технических
работников [121, С.83]. Помощником эпистолографа был архидикаст, который
заведовал юриспруденцией. Цари имели в своем непосредственном распоряжении
аппарат придворной знати и особое военное учреждение, существовавшее постоянно
со времен Александра Македонского, - «агема», или царская гвардия. Это был
корпус царских пажей – мальчиков знатного происхождения, обучаемых для
выполнения разных поручений, и офицеров, составляющих личную гвардию царя. Прежде чем мы перейдем к рассмотрению непосредственно
государственного аппарата эллинистического Египта, необходимо отметить, что
Птолемеи не только сохранили традиционный аппарат государственной власти, но и
значительно увеличили его по сравнению с предшествующим периодом. Таким образом, одной из особенностей функционирования
Египетского государства в IV-I вв. до н.э. являлась деятельность внушительного по
своим размерам бюрократического аппарата государственной власти, который был сохранен Птолемеями вплоть до
римского завоевания Египта в 30 г. до н.э. Ближайшее окружение царя – так называемый «царский
двор», составляли его родственники и друзья, которые делились на ранги и
которые в действительности не были его родственниками и друзьями, а являлись
придворными чинами. Так, при царском дворе существовал ряд высших придворных
должностей: «родственников», «равных по почёту родственникам», «первых
друзей», «равных первым друзьям», «друзей», «преемников» и т.д. Все они составляли круг придворной знати, и из их
среды назначались руководители центральных ведомств, ведающих управлением
соответствующих отраслей, высшие
военачальники, среди которых выделялся главнокомандующий флотом – номарх. Фактически все высшие чиновники,
судьи и военные, а также царские родственники входили в состав царского двора.
Это была правящая верхушка эллинистического Египта, члены которой постоянно или
временно занимали высшие должности или выполняли единовременные государственные
поручения, официально исходившие от царя Птолемея. В эллинистическом Египте, кроме центральных канцелярий
и судебного управления, имелся и огромный центральный оперативный аппарат.
Военачальники от имени царя командовали армиями и флотом, а специальный
«секретарь вооруженных сил» ведал вербовкой и оплатой воинов. Экономическая жизнь эллинистического Египта находилась
в ведении финансовой администрации, состоявшей из огромного комплекса
учреждений непосредственно оперативного порядка, складов и канцелярий. В
названии этого учреждения – «басиликон»
- отождествлялись царь и государственные финансы Египетского царства. Управлял
им обычно самый доверенный человек царя из числа придворных – диойкет. В его
руках были основные нити управления, и его пребывание у власти могло быть
пресечено только царем. Обычно он действовал «именем царя Птолемея». Диойкет
имел свою канцелярию и большой разнообразный и разветвленный штат подчиненных
ему чиновников. Так, ответственным секретарем диойкета и одновременно
финансовым контролером по линии документальной канцелярской отчетности был
чиновник-эклогист [121, С.83-84]. Таким образом, в эллинистическом Египте
деятельность диойкета и подчиненного его юрисдикции финансового ведомства
приобрела особо важный характер. Практически все высшие должности в царской администрации
эллинистического Египта были заняты греками и македонянами, тогда как чиновники
среднего и низшего ранга набирались из местного населения, т.е. египтян [54,
С.306]. В административном отношении вся долина Нила – так
называемая «хора», которая представляла собой подавляющую часть территории
Египетского царства, осталась разделенной на так называемые номы (их
насчитывалось 42). Главный населенный пункт какого-либо нома, существовавшего в
Египте, назывался метрополией и был его административным центром. Каждый ном
состоял из более мелких административно-территориальных районов и был разделен,
как правило, на 2 топархии. Каждая топархия состояла из самых низовых
административных единиц, называвшихся «деревнями» (komai). При этом количество топархий и ком в разных номах
эллинистического Египта являлось неодинаковым. Особое устройство имел большой ном, расположенный в
Фаюме, который назывался Арсинойским. Этот ном делился на 3 крупные части – так
называемые мериды. В остальном же его подразделения не отличались от
подразделений других номов эллинистического Египта. Первоначально все номы, которые существовали в
Египетском царстве, управлялись номархами. Но еще при Птолемее I Сотере (323/305-283 гг. до н.э.), как следствие
завоевания эллинистического Египта греко-македонянами, рядом с древним номархом
появился греко-македонский стратег, к которому постепенно перешла верховная
власть в номе. Номовая администрация была детализирована уже при
Птолемее II Филадельфе (282-246 гг. до
н.э.). Номовые чиновники формально подчинялись непосредственно царю, а
фактически – соответствующим помощникам царя из центрального правительственного
аппарата, которые находились в Александрии. Во главе нома стоял стратег,
который заменил существовавшего в Древнем Египте номарха. Управление стратега
фактически возглавляло, обеспечивало необходимый для правительства порядок и
нормальное функционирование других номовых ведомств и канцелярий. Это была
военно-административная опора Птолемеев в номе. Таким образом, несмотря на то, что во всех номах
эллинистического Египта действовал
номарх, фактически вся военно-политическая власть в номах находилась в руках
стратега, а функции номарха сводились к управлению царскими владениями, т.е.
номарх превращался в чиновника по сельскохозяйственному ведомству. В числе
различных функций его основной обязанностью был надзор и первичная обработка
целины, являвшейся обычно царской землей. Кроме того, номархи ведали обширными
территориями, которые назывались номархиями и часто не совпадали с границами
номов. В Верхнем Египте, где часто происходили народные
восстания, существовал отдельный военный правитель, стратег Фиваиды, под
властью которого находились стратеги различных номов (в некоторых документах
он носит титул эпистратега). Важное значение в номах эллинистического Египта
приобрела должность эконома, который являлся представителем «басиликона» и
непосредственно назначался диойкетом, подчиняясь ему. Эконом возглавлял
финансовое ведомство в номе [114]. | |
| |
Просмотров: 2613 | | |
Всего комментариев: 0 | |