Император и правительство. Династия Хань

Китайский институт управления, основанный на наличии императора и правительства, оказался одним из самых устойчивых политических систем в истории человечества. Со времени рождения одной из первых империй, в 221 году до н. э., китайцы развивали кон­цепцию правительства как власть, основанную на со­четании политической ответственности и жесткой стратификации общества. Последнее означало, что взаимоотношения людей определялись исключительно тем положением, которое они занимали в социальной структуре. С общественным положением была связана разветвленная система административной власти и тех привилегий, которыми пользовались чиновники раз­ных рангов.

Концепция единой и всеобщей вертикали власти развивалась и поддерживалась религиозными предпи­саниями, философией и повседневной деятельностью власть предержащих. С течением времен изменились формы властных структур, менялись особенности раз­ных социальных групп, но жесткая вертикаль власти и абсолютное подчинение нижестоящих вышестоящим оставались незыблемыми. Каждый — от императора до мелкого чиновника — знал, что его положение в обще­ства и материальное благополучие определяются един­ством основных принципов устройства этого обще­ства.

Император, чиновники и подданные образовывали основные группы, на которые и делилось китайское общество. Иногда оно представлялось как пирамида, с низшими слоями общества в основании, самыми мно­гочисленными по количеству; все были связаны друг с другом и находились в соподчинении, кроме импера­тора, который был на самой вершине и не подчинял­ся никому.

Он считался высшим авторитетом и исполнителем божественной воли. Своим положением он был обязан как своему происхождению, так и личным качествам и почитался как земное воплощение божественного на­чала. Непререкаемость авторитета императора опреде­лялась его непосредственной связью с Небесным вла­дыкой, которого в китайской философии и литературе называли Небеса.

Императора воспринимали как Сына Неба и, следо­вательно, как посредника в отношениях Неба с землей. Наделенный особыми полномочиями Сын Неба, в свою очередь, обладал особыми правами и ожидал от своих земных подданных послушания и верности. Он располагал властью, необходимой для земного правле­ния. В то же время император не только получал опре­деленные привилегии, но и становился ответственным за процветание и благоденствие земных жителей, и всегда должен был вести себя в соответствии с занима­емым им положением.

Непосредственное управление всеми делами госу­дарства находилось в руках чиновников, полномочия которых определялись самим императором. Чиновни­ки имели ранг, их число росло вместе с развитием го­сударственной системы. Уже с первых лет существо­вания империй Хань и Цин чиновники стремились занять как можно более высокое место на иерархиче­ской лестнице, поскольку это влекло за собой и соот­ветствующие привилегии.

Низшая ступень общества — основная масса китай­ского населения — являлась основной рабочей силой. Они трудились в мастерских, возделывали поля, лови­ли рыбу в озерах и реках, добывали руду и минералы, строили дороги, мосты и укрепления. Их контакты с высшими слоями общества были достаточно редкими, но они неуклонно и тщательно исполняли свои обя­занности.

Хотя формально высокое положение императора определялось тем, что в его лице воздавали почести Небу, не меньшую роль играли и заслуги предков, благодаря которым он получал право на трон. Мно­гие императорские дома Китая образовывались в ре­зультате гражданских войн или иностранных втор­жений, власть передавалась от одного члена дома к другому отнюдь не мирным путем, а в ходе столк­новений или интриг. Иногда восшествие на трон со­провождалось насилием или даже кровопролитием.

Ко времени основания династии Хань (202 год до н. э.) в Китае еще не сложилось классовое обще­ство, хотя были чиновники и крестьяне, богатые и бедные, свободные земледельцы, ремесленники и бродяги, землевладельцы и рабы. Ханьские импера­торы происходили из династии Лю, которая не при­надлежала к высшему слою общества в современном понимании, поскольку подобных различий еще не существовало в начале II века до н. э. Родоначаль­ником династии стал военачальник Лю Бан — чело­век, вышедший из низов. Насколько известно, он действительно не обучался изящным искусствам и завоевал трон благодаря счастливому стечению об­стоятельств и способностям военачальника, прояв­ленным во время боев.

Как часто случается, утверждению династии пред­шествовала междоусобная война. Лю Бан как един­ственный выживший победитель принял на себя уп­равление владениями и имуществом противников. Победив соперников, он закрепил свое положение восшествием на трон в качестве императора и родо­начальника династии. Титул не только давал огром­ные привилегии, но и налагал особую ответствен- 1

ность .

Сразу же после утверждения династии Хань были предприняты определенные шаги, направленные на повышение статуса императора. Воспитание всех на­следников престола осуществлялось в условиях, фор­мировавших в них сознание своей исключительности, чтобы поднимать престиж и упрочивать власть импе­раторских домов.

Императорские покои располагались в самой от­даленной части дворца, вдали от посторонних глаз, он тщательно охранялся не только от возможных врагов, но и вообще от всех представителей «земно­го» мира. За высокими стенами, окружавшими двор­цовые строения, императора обихаживали слуги и помощники, чиновники и наставники. Во дворец можно было попасть только через специальные во­рота, окруженные сторожевыми башнями и охраня­емые часовыми.

В обитавшее здесь сообщество входили женщины, специально обученные удовлетворять потребности императора и подчинявшиеся только ему. В женских апартаментах прислуживали только евнухи.

Придворные круглосуточно дежурили у импера­торских покоев, ожидая возможных распоряжений. Особые служащие следили за исполнением религи­озных обрядов, они же готовили для императора еду и лекарства или воспитывали юных членов семьи в соответствии с их статусом.

Рис. 4. Подголовник (нефрит); обнаружен в гробнице,

принадле­жавшей, вероятно, ханьскому правителю (54—90 годы)

Мы рассмотрим только систему управления в целом (более подробно структура госу­дарственного устройства анализируется в главе «Чи­новничество»). Во многом администрация Ханьской империи унаследовала систему управления, существо­вавшую в Китае до начала эпохи императорских дина­стий (то есть до 202 года), усовершенствовав ее и при­способив к своим потребностям. Но за время четырех­сотлетнего правления династии Хань сформировались существенные различия между органами основных го­сударственных учреждений и той реальной властью, которой обладали определенные группы чиновников или придворных. Структура основывалась на обще­признанной власти императора и перенесении его рас­поряжений от вышестоящего чиновника к нижестоя­щему внутри сложной иерархии департаментов и уч­реждений.

Правительственная структура состояла из чинов­ников центральной администрации в главном горо­де и провинциальных органов власти, разбросанных по всей империи. Отношения между ними строились по принципу строгой иерархии, перемены в регио­нальном делении страны на них не влияли. Так, на территориях, присоединявшихся к империи в резуль­тате войн или вторжений, возникали новые провин­ции, на которые распространялась власть императо­ра. В периоды сокращения земель, военных неудач они становились самостоятельными образованиями, не влияя на общее административное устройство.

После ханьского периода, когда на территории Ки­тая возникало несколько династических правителей, каждый из них контролировал часть страны, управляя теми же методами.

Чиновники центрального правительства ханьско- го Китая несли ответственность за советы, даваемые императору, и принятие основных политических ре­шений вместе с ним или от его имени. Они устанав­ливали и контролировали систему взимания налогов, отвечали за порядок внутри Китая, разрабатывали способы защиты страны от внешних вторжений. Не­сколько постов в центральном правительстве распре­делялось среди пожилых государственных служащих, которые были заняты исключительно консультацион­ной деятельностью.

Главная ответственность возлагалась на двух выс­ших чиновников, должность которых, в соответствии с современной терминологией, можно определить как премьер-министр и государственный секретарь. Они подчинялись непосредственно императору, от их спо­собностей зависела эффективность управления госу­дарством. Чиновники получали сообщения от низших чинов и доводили, в свою очередь, сведения до импе­ратора, когда считали необходимым это сделать. Они также составляли подписываемые императором декре­ты, обеспечивавшие реализацию принятых решений. Все решения лично самим императором принимались только формально.

Следующими на служебной лестнице стояли девять основных государственных чиновников, или мини­стров, исполняющих управленческие функции. Они осуществляли религиозные церемонии, вели наблюде­ния за звездами и записи событий и фактов, управля­ли двором и императорским хозяйством, император­скими конюшнями, обеспечивали безопасность двор­ца, вершили суд и контролировали исполнение нака­заний за преступления. Кроме этого, принимали дань от иностранных правителей, оказывали им почести, воспитывали младших членов императорской семьи, чтобы те научились выполнять свой долг, собирали государственные налоги, управляли общественными работами, делали отчисления в императорскую казну и проводили соответствующие выплаты.

Каждой из девяти основных канцелярий, или госу­дарственных департаментов, управлял один чиновник, которому помогали несколько подчиненных, специ­альные обязанности распределялись между нескольки­ми отделами. Так, главный орган управления сельским хозяйством отвечал за поступление государственных налогов в виде зерна и денежных сборов, а также за выполнение государственных работ. Ему помогали служащие, которые контролировали различные виды деятельности: содержание в надлежащем состоянии государственных зернохранилищ, установление ста­бильных цен на основные продукты, обеспечение рас­пределения и транспортировки зерна в те регионы, которые испытывали в нем потребность.

Хранителю императорской казны, собиравшему часть налогов в виде денег, помогали несколько младших чиновников по поручениям, они ведали из­готовлением эмблем и значков, необходимых для чи­новников; осуществляли надзор за ремесленниками, изготовлявшими для императорского двора утварь и разные предметы роскоши.

Другие департаменты занимали более низкие сту­пени в служебной иерархии. Ими также руководи­ли чиновники центрального правительства, чаще всего занятые обычной писаниной, которую выполняли гражданские служащие, редко контактировав­шие с населением. Они обеспечивали продоволь­ствием высших военачальников, генералов «левой и правой руки», а также командующих авангардом и арьергардом, приравнивались по рангу к руководи­телям девяти департаментов и имели собственных подчиненных. Как только появлялась вакансия (из- за смерти, увольнения провинившегося или отстав­ки по возрасту), тотчас назначали другого человека. К счастью, сохранился достаточно полный список имен тех, кто занимал эти ведущие посты с 206 года до н. э. до 5 года н. э. Высшие чиновники менялись не так часто, поскольку постоянство было залогом их нормальной работы.

Власть в провинциях была представлена двумя ти­пами административных объединений — областями и царствами. В начале династии в империю входило все­го 15 областей и 10 царств. Но спустя примерно сотню лет многие царства были уничтожены, другие умень­шились по территории и разделились на несколько частей. Соответственно региональное деление стано­вилось более дробным, вдобавок на захваченных зем­лях образовывались новые области. Так, к 1—2 году н. э. в полном списке административных единиц империи насчитывалось 83 области и 20 царств.

Областями управляли губернаторы, которые на­значались центральным правительством, а во главе царств стояли правители. Среди них выделялись кровные родственники императора, причем по зако­ну умиравшему правителю должен был наследовать сын. Однако на практике все назначения местных правителей проходили под руководством централь­ного правительства. Назначаемый из центра помощ­ник правителя постоянно контролировал управление как царствами, так и областями.

В свою очередь, царства и области делились на префектуры. К 1—2 году н. э. существовало поряд­ка 1587 префектур, каждая из которых занимала тер­риторию, примерно равную Англии. Префектуры же делились на уезды, а те на округа.

Чиновники, ответственные за выполнение различ­ных правительственных задач, были ранжированы в зависимости от круга их обязанностей в префектурах, уездах или округах. В большинстве случаев назначе­ния на местах проводили провинциальные, а не цен­тральные власти. Жизнью уезда управляли уездные или окружные чиновники, которые отвечали за вы­полнение указов центрального правительства и рас­поряжений местных властей.

Они проводили сбор налога в виде зерна, текстиля или наличных денег с усадеб или селений. Начальни­ки уездной полиции следили за порядком, за поиском и арестом преступников, дезертиров, а также за теми, кто укрывал их. Местные чиновники отвечали за при­зыв людей на военную службу, на государственные работы, для обработки казенных земель, строительства дорог, крепостей и ирригационных сооружений.

Начальник уезда лично отвечал за строительство зернохранилищ, следил за поддержанием в должном состоянии каналов и дорог. И наконец, провинци­альные и местные власти отвечали за ремонт систем связи, без которых не могло быть обеспечено эффек­тивное управление.


Литература:

Лёве Майкл. Китай династии Хань. Быт, религия, культура / Пер. с англ. С. Федорова. — М.: ЗАО Центрполи- граф, 2005. — 224 с.

Категория: ИМПЕРИЯ ХАНЬ | Добавил: konan (15.08.2010)
Просмотров: 1742 | Теги: династия Хань, Древний Китай | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]