Раньше
других, примерно во второй половине II тысячелетия до н. э. складывается
цивилизация Чавин, наиболее полно воплотившая в себе черты формативного
периода. Ее ареал северо-западная часть современного Перу. Она уходит корнями в
глубину тысячелетий. Так, Дж. Берд обнаружил изображения кондоров и двухголовых
змей, сходные с чавинскими, в искусстве культуры Уака-Приета (вторая половина
III начало II тысячелетия до н. э.). История существования этой цивилизации
охватывает огромный отрезок времени; ее упадок начинается лишь в IV в. до н. э.
Влияние Чавина простирается на обширные территории северной и центральной части
перуанской сьерры и косты. Первая половина I тысячелетия н. э. является
периодом становления цивилизации Наска, генетически восходящей к
паракасской и вначале выступавшей лишь как одно из ее ответвлений,
окончательно отпочковываясь от нее на стыке III и IV в. н. э. Сохранив
в преобразованном виде многое из паракасского наследия, Наска дала в то
же время замечательные образцы оригинального проявления культуры
полихромную керамику, необычайно разнообразную по стилю и содержанию;
некоторые мотивы росписей (кошачьи хищники, двухголовые змеи) восходят
к культуре Паракас. Одной из загадок цивилизации Наска являются
многочисленные полосы и фигуры, прочерченные на пустынных плато юга
перуанского побережья. Содержание этой наземной росписи также
многообразно: геометрические линии и орнаменты, изображения паука,
рыбы, птицы. Отдельные линии достигают колоссальных размеров до 8 км!
Одно
из первых мест (если не первое) занимали мочика в сфере металлургии и
металлообработки (золото, серебро, медь и сплавы этих металлов). Значительные
успехи были достигнуты также в градостроительзнаковой системы. Наиболее
выразительное проявление культуры мочика это многообразная по форме, мастерски
выполненная керамика в виде скульптурных портретов, целых человеческих
фигур-сосудов, покрытых рисунками. Этот богатейший изобразительный материал, а
также некоторые иные данные позволяют судить о мочиканском обществе как о
раннем государственном образовании, идущем по пути становления деспотии с
высоким уровнем централизации и высокой степенью развития военного дела.
Цивилизация
Тиауанако вместе с родственной культурой Уари распространилась на огромной
территории. Хотя ее памятники уже в эпоху инков стали предметом восхищения,
изучения и даже попыток реставрации, вопрос о ее истоках долгое время оставался
невыясненным и до сих пор гипотетичен. Лишь в 1931 г. американский ученый
У. К. Беннет обнаружил в южной части бассейна озера Титикака на полуострове
Тарако остатки культуры Чирипа, предшествующей Тиауанако или современной ее
ранним этапам. Позже следы этой культуры были обнаружены и в других местах.
Датировка этих находок, определенная радиоуглеродным методом, середина, вторая
половина I тысячелетия до н. э.
Как
и в Центральных Андах, в Месоамерике насчитывается несколько древнейших
цивилизаций, причем роль праматери мексиканской культуры справедливо отводится
ольмекской цивилизации, самой древней в регионе. Судя по археологическим
памятникам, основным ареалом расселения ольмеков было побережье Мексиканского
залива. Трудно судить не только об этнолингвистической принадлежности ольмеков,
но и об их расовосемантических чертах. Гигантские базальтовые головы изображают
круглоголовых людей с несколько приплюснутым носом, опущенными углами рта,
толстыми губами. С другой стороны, на одной ольмекской каменной стеле
изображены длинноносые бородатые фигуры.Некоторые
исследователи склонны считать, что цивилизация майя могла возникнуть
непосредственно на основе ольмекской культуры и что ольмеки и майя до их
переселения в более южные районы один и тот же народ. Можно предположить также,
что частичная миграция ольмеков на Юкатан началась задолго до фатальных для
ольмекской цивилизации событий, и поэтому после поражения, пользуясь уже
проторенными путями, ольмеки смогли отступить на юг в относительном порядке, что
и позволило им в значительной степени сохранить многие элементы своей культуры
(или знание о них) и возродить их в новом регионе обитания.Название этой цивилизации происходит от наименования
ее центра города Теотиуакана, к которому и было долгое время приковано внимание
ее исследователей. Позднее было доказано, что граница ее распространения
намного шире территории города и его окрестностей. Проявления теотиуаканской
культуры были обнаружены на всей территории долины Мехико, а также в
прилегающих к ней частях штатов Идальго, Пуэбла, Морелос и Тласкала. Создатели
теотиуаканской цивилизации относились к языковой группе науа, в которую входило
население и последующих обществ, процветавших в долине Мехико, а именно
тольтеки и ацтеки.После упадка Теотиуакана в Месоамерике наступил
многовековой период, когда существенные изменения претерпела ее цивилизация
прежние города без фортификационных сооружений, управляемые мудрыми жрецами,
уступают место военным городам и самым воинственным религиям. Один из таких
городов Тула возникает к 950 г.
н.э. и становится столицей тольтеков. Борьба ТопильцинаКецалькоатля и его
сторонников за эти идеалы стала одним из основных факторов возникновения
специфической концепт выраженной термином тольтекайотль, олицетворяющей собой
высокий культурный и морально-этический уровень. Это был своеобразный
этносоциально-психологический стереотип, широко распространившийся среди как
самих тольтеков, так и некоторых соседних этносов. Народы, пришедшие на смену
тольтекам в Мексиканскую долину, долго еще считали культуру тольтеков
своеобразным эталоном, к которому следует стремиться, и сохраняли принципы
тольтекайотля. На
территории, занимаемой ныне мексиканским штатом Оахака, неподалеку от
Теуантепекского перешейка, отделяющего полуостров Юкатан от остальной Мексики,
находился центр еще одной древнейшей месоамериканской цивилизации сапотекской,
ведущей свое начало примерно со II в. н. э. Археологический материал, относящийся к этому
времени и обнаруженный в крупнейшем сапотекском поселении, ныне именуемом
Монте-Альбан, показывает, что последний являлся центром развитой культуры,
испытывавшей, однако, значительное влияние двух соседних цивилизаций
тольтекской и майя. Вместе с тем у сапотеков имелось много оригинальных
элементов культуры. Сапотекская цивилизация и ее центр Монте-Альбан погибли в
IX в. Причина гибели нашествие с севера новых племен миштеков.