[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Этот интересно » Это интересно: факты, открытия, » История виноделия
История виноделия
konanДата: Четверг, 10.09.2009, 15:19 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 297
Награды: 7
Репутация: 30
Статус:

История виноделия уходит своими корнями далеко в глубь тысячелетий. Можно сказать, что человек впервые попробовал вино тогда, когда добытый им сок дикого винограда случайно забродил в кувшине... Это событие, произошедшее много тысяч лет назад, стало первым опытом виноделия. Известно, что виноградная лоза - vitis vinifera - одно из древнейших культурных растений на Земле. Среди ископаемой флоры Земного шара палеонтологи открыли и детально обследовали отпечатки винограда. Еще в третичный период, когда появились предки современных платанов и дубов, тополей и пальм, появилось и семейство так называемых ампельных (от греческого слова ampelos - виноград), то есть - виноградных растений. Правда, тот дикий, первобытный виноград сильно отличался от своего потомка. Археологические находки свидетельствуют о том, что виноградарством занимались 5 - 7 тыс. лет назад в Египте, Ассирии, Вавилоне, в Средней Азии.

 
konanДата: Четверг, 10.09.2009, 15:25 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 297
Награды: 7
Репутация: 30
Статус:
Древний Египет и Вавилония

Существуют доказательства того, что уже в Египте эпохи Древнего Царства было широко развито изготовление сбродившего виноградного сока. В Долине Царей, древнейшей усыпальнице фараонов, найдены многочисленные кувшины для сбродившего сусла. Их запечатывали смоляными пробками и клали вместе с другими предметами в могилу, чтобы умерший и в загробной жизни не был лишен веселящего душу напитка... Конечно, это вино вряд ли понравилось бы современному ценителю - в Египте и Междуречье виноделие стояло на самой примитивной ступени развития. Климат бассейна рек Нила, Тигра и Евфрата гораздо лучше подходил для выращивания ячменя - основного составляющего пива. Судя по археологическим находкам и барельефам из шумерского города Урук (впрочем, это относится к ранней истории Шумерской цивилизации), вино в малых количествах, как особенную роскошь, пили только цари и их придворные.
Шумерским богом виноделия был Энлиль, собственно, виноделие было одной из его многочисленных божественных функций - Энлиль был верховным божеством, повелителем вселенной, владыкой прочих богов. В шумерском эпосе так говорится о нем: "пальмовые рощи и виноградники заставил давать в изобилии мед и вино". Хотя, как уже сказано выше, виноград в Месопотамии рос плохо, и поэтому виноградное вино привозили с севера, то есть с Армянского нагорья. Тем не менее, и боги, и люди Шумера были знакомы с вином и его воздействием. Видимо, занятие виноторговлей, так же как и пивоварением, было почтенным в Шумере. Легендарная царица Ку-Баба была по происхождению корчмаркой.
Вино среди прочих подношений поступало во дворцы и храмы. Во время раскопок вышеупомянутого Урука был раскопан храм богини Иштар - аналога сидонской Астарты, греческой Афродиты и римской Венеры. Среди древнейших надписей (III тыс. до н.э.) на глиняных табличках была найдена и приходно-учетная документация храма о поставке различных продуктов, в том числе и вина.

 
ZesarДата: Четверг, 10.09.2009, 15:28 | Сообщение # 3
царь
Группа: Администраторы
Сообщений: 171
Награды: 3
Репутация: 3
Статус:
Дальний Восток

Обратим свой взор на Дальний Восток. Культура вина там и сейчас, если не считать Японию, не сильно распространена. А как там обстояло дело в древности?
В Китае, согласно древнему преданию, некто Ю за 2000 лет до нашей эры был первым, приготовившим из винограда вино. Попробовав новый напиток, император запретил его употребление, изгнал Ю из Китая и предсказал гибель всем народам, которые станут пить вино. Однако в источнике 1122 г. до н.э. есть прямые указания на то, что виноград в Китае в ту пору уже был. В провинциях Шаньси, Шеньси, Пече-ли вино пили уже столь обильно, что это даже вызывало беспорядки. Застольные песни всех эпох свидетельствуют, что китайцы были большие охотники до вина. В старинной книге "Большая ботаника" винограду посвящен особый параграф, где говорится: вино подносилось городами в виде почетного дара своим правителям, наместникам и даже императорам. В 1373 г н.э. Тай-Иссу, основатель последней династии, в последний раз принял этот дар из Шаньси и запретил поднесение вина на будущее время. При этом он заявил: "Я пью очень мало вина и не желаю, чтобы это незначительное количество могло причинить какие-нибудь хлопоты моему народу".
Таким образом, виноград в Китае испытал много превратностей судьбы: не раз подвергался запрещению, которое при некоторых правителях исполнялось столь строго, что всякое воспоминание об этом растении исчезало. Когда же виноград вводился опять, современники полагали, что он появился впервые. Именно поэтому считалось, что этот плод стал известен в Поднебесной очень поздно и занесен туда с Запада - из Самарканда, Персии, Тибета, Кашкара.
Введение винограда в Японию совершилось так же давно, как и в Китай. И здесь также новая культура подверглась преследованию. Например, шесть или семь столетий назад император повелел уничтожить все виноградники, оставив лишь по одному кусту "на дым". Между тем, в маленьком местечке Джураку, недалеко от Киото, сорт vitis vinifera культивировался с незапамятных времен. Согласно древним хроникам, этот род культуры вообще пользовался предпочтением и когда-то занимал большие пространства. Виноград "Джураку" давал превосходные вина, похожие на португальские... Также славились здесь сорта "Кохиу", "Кошю", "Яма-буто". Маленькие черные ягоды "Яма-буто" очень приятны на вкус. Их сок заключает в себе очень много красящих веществ - в частности, из него изготовляли превосходные красные чернила.

 
ZesarДата: Четверг, 10.09.2009, 15:29 | Сообщение # 4
царь
Группа: Администраторы
Сообщений: 171
Награды: 3
Репутация: 3
Статус:
Новый Свет

Достоверных свидетельств о том, культивировался ли виноград коренным населением Америки, нет. Вряд ли - индейцы, как правило, вели кочевой образ жизни, при котором невозможен уход за лозой. То, что дикий виноград рос в Новом Свете, несомненно: в саге о Лейфе Эйриксоне, викинге, открывшем в 1000 г. н.э. Гренландию, приводится забавный рассказ о том, как высадившись на незнакомую землю, спутники Лейфа пошли на разведку. Один из них вернулся только к вечеру пьяным - он поел сбродивших на солнце ягод дикого винограда. Викинги назвали эту землю Винланд - Страна Вина. Возможно, это был остров Ньюфаундленд.

 
BellissimoДата: Воскресенье, 27.09.2009, 09:01 | Сообщение # 5
сармат
Группа: Проверенные
Сообщений: 48
Награды: 4
Репутация: 2
Статус:
И в Библии постоянно вино упоминается...Возьмите хоть Ноя, хоть кровь Христа. Всё не так просто с историей алкоголя. biggrin Главное, не увлекаться!

Мир интереснее, чем кажется на первый взгляд...
 
konanДата: Пятница, 17.09.2010, 13:57 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 297
Награды: 7
Репутация: 30
Статус:
Первый винный сосуд появился так же естественно, как каменный наконечник стрелы и палка-копалка. В небольшом углублении в уступе скалы кто-то случайно забыл горсть перезрелого винограда. Пролежав там несколько дней, он забродил и впервые в истории отстоялся и стал опьяняющим напитком. Так началась история вина. Прогресс не стоит на месте, и крохотная выбоинка углублялась и совершенствовалась, пока под влиянием трудолюбивых рук не превратилась в грубо выдолбленный горшок. В VI веке до н.э. древние египтяне и «глиняный» народ - шумеры уже мастерили сосуды из обожженной глины. Удобная тара по прозванью «хранилище огня» на долгое время стала мощным подспорьем виноделию, организуя его важнейшие этапы - выдержку и хранение. Античные вместилища вина - амфоры стали эталоном красоты и практической ценности. За счет длинного и узкого горлышка, заткнутого паклей и залитого смолой или воском, вино в широкой «бедренной» части дольше сохранялось, меньше испарялось и портилось. Заостренная «ножка» копила на дне осадок, а при наливании вина не давала его встревожить. С ее помощью амфору закрепляли в мягкой почве, чтобы вино сохраняло прохладу. Изящная конусовидная форма была на руку морским торговцам. В трюмах судов они укладывали амфоры веером впритык друг к другу. Крупнейшие экземпляры - до 100 л использовали для хранения в погребе либо закапывали в землю на 15-20 лет. Помимо крупных амфор для созревания вина служили пифосы - двухметровые яйцевидные сосуды, покрытые изнутри смесью смолы пиний с пчелиным воском и растительным ладаном. На Кавказе кувшины, схожие с амфорами, называли квеври и карасы, в Средней и Малой Азии - хумы или кумы. Для племен-кочевников глиняная тара была тяжела, и они нашли отличный выход - хранить и перевозить вино и кумыс в кожаном мешке. Его называли козий мех, козевка, бурдюк или турсук. Прадед его -гигантский винный мешок из пантерьих шкур - был сшит в III веке до н.э. для египетского царя Птолемея Филадельфа. Козью или овечью шкуру, вывернутую наизнанку, снаружи натирали солью, а изнутри пропитывали горелым дегтем. Волосяной покров служил дополнительным фильтром. Грузины и армяне тоже выделывали такие меха, именуя их гуда и ткчори. Были у них и «румбы» - гигантские мешки в 300 л из шкур быка и буйвола. Во Франции кожаный сосуд получил название «бутье», от которого, возможно, пошло слово «бутыль». Дубовые бочки, по одной версии, придумал в середине IV века до н.э. ученик Платона -древнегреческий философ Спевсипп Афинский.
 
konanДата: Пятница, 17.09.2010, 13:57 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 297
Награды: 7
Репутация: 30
Статус:
Однако звездный час их наступил в хозяйстве галлов. В то время как римляне, трепетно лелея плотно закупоренные амфоры, использовали бочки лишь для перевозки вина, галлы воспели бочку как символ достатка винодела. В отличие от холодной и сумрачной глины бочка позволяло вину дышать через поры дерева одновременно впитывая аромат дуба, что придавало особые оттенки будущему напитку. Однако тут начинается черная полоса в истории виноделия: после падения Римской империи из обихода исчез обычай плотной укупорки вин, и в Средние века изрядное количество бочек просто не закрывалось. От контакта с воздухом вина кисли - приходилось их быстро выпивать. Но трудолюбивые виноделы год от года набирались опыта и вновь обретали утерянные технологии. Мощным толчком в деле выдержки и хранения виноградного напитка стало изобретение стекла, а вместе с ним стеклянной бутыли. Первые экземпляры были неуклюжие, толстостенные и кривые, с мутно-грязным стеклом, обезображенным вкрапленными кое-где пузырями. Однако, несмотря на издержки, бутылка была чрезвычайно удобна. Настоящим бутылочным раем в период Возрождения стали итальянские города Фаэнца и Урбино. В формах из металла отливали сосуды самых разных габаритов - от высоких и плоских до пухлых и шарообразных. Для удобства и прочности их обвивали ивовыми прутиками, в горлышке делали ушки для переносного ремешка. Затычки для бутылок чаще были из дерева, завернутого в пеньку и смоченного оливковым маслом. Сверху затычку, заливали воском или сургучом, на которых винодел ставил свою печать. Со временем стало ясно - затычка играет ведущую роль в мастерстве хранения. Вино в тщательно закупоренных бутылках сохраняло качества гораздо дольше. Поэтому в XVII-XVIII веках стали появляться плотно притертые, герметичные затычки. Настоящую революцию в сфере укупоривания вин в начале XVIII века произвело открытие пробки. Ее стали делать из коры пробкового дуба, произраставшего в Западном Средиземноморье. Французский монах-бенедиктинец Дом Пе-риньон одним из первых заменил деревянные затычки, обернутые промасленными листьями конопли, на небольшой пробковый цилиндрик. Пробка была легка, эластична и хорошо предохраняла вино от внешних вторжений. К XIX веку условия выдержки и хранения вина были строго учтены и систематизированы. Венцом достижений стало стационарное убежище напитка богов - винный погреб. В его устройстве было много хитростей. Чтобы сохранить нужную температуру, погреб рыли глубоко под землей, используя почву для термоизоляции. Лучшим был кирпичный сводчатый погреб с песчаным, земляным или каменным полом. Во избежание солнечного нагрева дверь прорубали на север. Зимой, сберегая тепло, окна накрывали соломенными щитами, для доступа свежего воздуха делали отдушины.Пе-ред закладкой вина погреб проветривали, окуривали розмарином и можжевельником. Бутылки и бочки клали на бок - для лучшего образования осадка: бочки - на крепкие деревянные чурбаки, бутыли -рядами друг на друга, перекладывая дранкой. Для защиты вина от запахов в погребе не хранили пахучие сыры, чеснок, капусту и растительное масло. Важна была и удаленность от улицы. Тряска от проехавшей кареты приводила к взбалтыванию - это отражалось на вкусе. Драгоценные бутылки берегли даже от сверкания молний, перед грозой плотно обкладывая отверстия погреба дерном. В эпоху усовершенствованных технологий во второй половине XX века у винных погребов появились младшие братья - винные холодильники, которые ныне обслуживают нужды рестораторов и любителей вина в условиях большого города.
 
ZesarДата: Пятница, 08.04.2011, 13:21 | Сообщение # 8
царь
Группа: Администраторы
Сообщений: 171
Награды: 3
Репутация: 3
Статус:
Возрожден рецепт пива, которое варили древние кельты

Археоботаник Ханс-Петер Стика из Университета Хойенхайм (Штуттгарт, ФРГ), считает, что выяснил рецепт пива, которое варили древние кельты.
Исследователь изучает руины поселения раннего железного века (ок. 500 года до н. э.) в Эбердинген-Хохдорфе. Особый интерес у него вызвали шесть канав, вырытых для приготовления ячменного солода. В ходе раскопок обнаружены несколько тысяч обугленных зёрен.
По мнению ученого, ячмень лежал в воде, пока не начинал прорастать. Затем на обоих концах канавы разводились костры, которые должны были подсушить зёрна и придать солоду тёмный цвет и аромат дыма. Медленная сушка стимулировала рост бактерий, производящих молочную кислоту, которая добавляла кислинку в конечный продукт.
Кроме того, найдены семена белены: их применяли для усиления опьяняющего эффекта. Стика считает также, что в пиве присутствовали к тому же полынь и (или) семена моркови — этот рецепт был известен в средневековые времена.
В итоге вкус пива должен был сильно отличаться от современного, в котором доминирует аромат хмеля. Последний начали использовать только в районе 800 года.
Брожение вызывалось добавлением либо специально выращенных дрожжей, либо мёда и фруктов, в которых содержатся дикие дрожжи. В конечном итоге получался мутный напиток с дрожжевым осадком. Употребляли его при "комнатной" температуре.
Однако, это далеко не самое старое пиво на земле. На Ближнем Востоке его варили ещё 5 500 лет назад.

 
konanДата: Четверг, 13.09.2012, 11:10 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 297
Награды: 7
Репутация: 30
Статус:
Древние египтяне считали, что все права на изобретение хмельного напитка имел бог Осирис. Он через жрецов и передал им технологию приготовления ячменного солода. До нас даже дошли остатки пивоварни, которой владела Нефертити. На стенах заведения сохранились фрески, на которых была изображена сама царица, разливающая пиво через ситечко. Это был один из способов очистки ячменного напитка от примесей. До нашего времени дошел и один из рецептов древнеегипетского пива. Согласно нему, нужно несколько раз намочить хороший ячмень до образования «хлопьев», после чего высушить и приготовить из него хлеб, добавив закваску. Затем поверхностно поджарить и снова настоять на воде. Жидкость, которая при этом получалась, процеживали через тонкое решето или цедилку.

--------------------------------------------------------------------------------
Пиво в Древнем ЕгиптеОднако пиво приготовляли не только из ячменя, но и из пшеничного солода. Пиво вместе с луком и хлебом составляло рацион древних египтян. К примеру, в день строителям пирамид полагалось съесть три хлеба, выпить три жбана пива и заесть несколькими пучками чеснока и лука. Во времена Страбона пиво пользовалось популярностью в Александрии. Например, во время торжественных празднований, посвященных богам, пиво смешивали с вином и медом. В Египте центром пивоварения был город Пелузий в устье Нила. Не зря пиво называлось «пелузийским напитком».

Ячмень издавна культивировался и в Шумере, поэтому не удивительно, что на шумерских клинописных табличках была детально описана технология приготовления пива. Известна даже популярная шумерская поговорка: «Не знать пива — не знать радости». Удивительно, но населению всей Месопотамии было известно более 70 сортов пива, которые имели разные названия в зависимости от вкуса, цвета и других свойств.

Благодаря царю Хаммурапи были введены стандартные правила изготовления и продажи пива. Кстати, в Вавилоне приготовлением пива занимались исключительно женщины, однако после этого женщин не подпускали к такому сложному делу. За нарушение нормы назначения цен назначались штрафы или же женщину просто-напросто бросали в воду. Если приготовленное пиво оказывалось поддельным, его производителя топили или наказывали: он должен был пить свое же некачественное пиво до тех пор, пока не лопнет, то есть, пока не умрет.

В Древней Греции пиво ненавидели, там в почете было вино. А пиво, как ни странно, считалось напитком бедняков. Несмотря на это о пиве упоминали и врач Гиппократ, который посвятил этому напитку специальную книгу, и Аристотель, который писал о странном действии пива: якобы человек, опьяненный пивом, не шатается по сторонам, как это бывает после вина, а падает назад. Греки употребляли вино, при этом они сильно разбавляли его водой. Те, кто пил вино неразбавленным, считались пьяницами. Не употребляли пива и уважающие себя жители Древнего Рима. Однако известно свидетельство Плиния Старшего, который пишет о приготовлении пива в Кампании (Южная Италия) под названием «tragum». Древнеримский комедиограф Тит Маций Плавт подтверждает, что пиво употреблялось на празднествах, посвященных богине земледелия Церере, поэтому оно стало носить название «ceres».

В доколумбовой Америке пиво пользовалось широкой популярностью. Для его приготовления использовали зерно и солод, которые обычно смешивали в одинаковых пропорциях. После этого на сутки их заливали водой и дважды растирали до образования теста. Тесто заливали кипятком с добавлением холодной воды — получалась закваска. Спустя сутки жидкость кипятили и остужали с добавлением закваски — получалось сусло. Когда сусло остывало, в него добавляли сухой размолотый солод и оставляли бродить. После брожения, когда сусло покрывалось множеством больших пузырьков, его очищали через травяные сита. Такое пиво из сорго могло храниться 24 часа, из кукурузы — 15 часов.

Среди поклонников пива следует выделить фригийцев и фракийцев, у которых употреблялось два сорта пива: одно из ячменя, другое из пшена. А чтобы пиво было еще вкуснее, в него добавлялись какие-то травы. У кельтов пиво считалось традиционным напитком, приготовляемым из пшеницы и меда. Национальным напитком пиво было у древних германцев, его отличал кисловатый вкус.

Интересно узнать:
видимо, никогда так и не станет окончательно ясно, где и когда стали впервые применять хмель для пивоварения. Согласно мнению некоторых ученых, произошло это у славян. Он был известен среди культурных растений Киевской Руси. Традиционно лучшими сортами хмеля считались заакский (жатецкий), он же богемский, выведенный в Чехии в XV веке, баварский из окрестностей Шпальта, а также высший сорт кентского хмеля из Англии.
 
Форум » Этот интересно » Это интересно: факты, открытия, » История виноделия
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: