Б.Б. Пиотровский
Урартская колесница В надписях урартских царей, содержащих записи о снаряжении войска, упоминаются и колесницы. Так, в текстах Ишпуини и Менуа, где приводятся данные о численности войска, сообщается, что на север было послано 66 колесниц, более тысячи всадников (цифра, обозначающая тысячи, не сохранилась) и 15 760 пехотинцев. В надписи урартов о походе к югу от оз. Урмия приводятся другие цифры о соотношении родов войск, а именно: 106 колесниц, 9174 всадника и 2704 пехотинца.1)
Долгое время единственным изображением урартской колесницы был оттиск печати, найденный на Топрах-кале.2) Теперь же, после раскопок на Кармир-блуре, внешний вид урартских колесниц нам хорошо известен. На шлемах и колчанах царей Аргишти I и Сардури II изображено немало колесниц и всадников.3) Колесница имеет тяжелый кузов, ось колеса помещена у самого задка, колесо массивное, в большинстве случаев с восьмью спицами (на некоторых рисунках как будто шесть спиц). Выгнутое дышло закрыто фигурами коней, часто отмечен ремень, соединяющий изогнутую часть дышла с кузовом.
На древнем Востоке колесница была распространена во многих странах. Она известна с начала III тысячелетия до н. э. по шумерским изображениям. Широкое развитие получила колесница в Хеттском государстве, в Египте, Северной Сирии, особенно прославленной была ассирийская колесница. Греция и Рим заимствовали колесницу у народов древнего Востока. Можно проследить закономерности развития ее форм на протяжении многих веков и особенности конструкций в разных странах.
Имеются сводные работы по колесницам древности,4) а также по колесницам Передней Азии, Сирии и Финикии,5) Греции и Италии.6) В этих работах устанавливаются характерные датирующие элементы типов колесниц.
Лучше других изучены ассирийские колесницы IX—VII вв. до н. э., изображения которых в большом количестве можно видеть [340] на рельефах царских дворцов. Ассирийские колесницы отчетливо разделяются на два типа — ранний и поздний.
Ранние ассирийские колесницы, относящиеся ко времени до правления Тиглатпаласара III (середина VIII в. до н. э.), отличаются массивностью кузова, удлиненным щитом над дышлом колесницы, которое от низа кузова отходит почти под прямым углом и имеет резкий выгиб к ярму. Дугообразное дышло, характерное для шумерских колесниц, в ассирийских отсутствует. Колеса в ранний период имели шесть спиц.
Колесницы времени после правления Тиглатпаласара III (вторая половина VIII в. и VII в до н. э.) особенно хорошо представлены на рельефах Саргона, Синахериба и Ашурбанипала. Они отличались легкостью, щит над дышлом заменялся тягой, скреплявшей верхнюю часть дышла с кузовом. Колеса делались легче и имели восемь спиц. Ось находилась у самого задка кузова.
Сопоставления урартских колесниц с ассирийскими не оставляют сомнения в том, что урартские повторяли форму ассирийских второго периода и имели также легкий кузов, дышло без щита и в колесах преимущественно восемь спиц.
Это обстоятельство подтверждает наблюдение, что урарты в начале VIII в. до н. э восприняли ассирийское вооружение, заменив им свое прежнее, по происхождению связанное с хеттским оружием. Тогда же была перенята до деталей и ассирийская колесница. К сожалению, археологами еще не найдены остатки урартских колесниц, но в 1957 г при раскопках Кармир-блура среди различных бронзовых изделий в 8-й кладовой для вина оказалась бронзовая голова коня (высотой 17 см), которую можно считать навершием дышла колесницы. Эта голова представляет собой выдающийся памятник урартского искусства и технического мастерства. Великолепно моделированная морда лошади с передней частью шеи отливалась в одной форме, а грива, уши и челка — в другой. Обе части были настолько искусно спаяны, что лишь излом обнаружил этот неожиданный [341] способ изготовления. Вместе с головой коня была найдена бронзовая загибавшаяся вверх ручка котла, завершающаяся головкой льва и имеющая надпись Сардури, сына Аргишти. Размеры головы коня, полая, вытянутая и почти вертикально поставленная шея позволяют предположить, что перед нами именно навершие дышла колесницы, соответствующее по форме украшениям ассирийских колесниц.