[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Боевые колесницы
LeontichДата: Четверг, 21.05.2009, 20:50 | Сообщение # 1
сармат
Группа: Модераторы
Сообщений: 28
Награды: 1
Репутация: 2
Статус:
До создания настоящей кавалерии, примерно с 3500 года до н.э., в войсках древних государств использовались боевые колесницы. Этот род войск сохранился и после появления конницы и существовал вплоть до раннего Средневековья (например, в войсках кельтов), благодаря своей специфичности и выгоде применения в определённых условиях.

Согласно данным археологии первые колесницы появились в Тель-Халафе (древнее поселение в Месопотами), позже их широко использовали в шумерских городах-государствах, где в качестве движущей силы использовались ослы.

Между 2000 и 1500 гг. до н.э. колесницы, запряжённые лошадьми, распространились по всему Ближнему Востоку и были заимствованы египтянами, которые довели колесничные войска до совершенства.

Очень удобным было использование лучников на колесницах, когда один человек управлял повозкой, а "экипаж" вёл стрельбу. Также эффективным оружием были косы, которые ставились на оси колёс или бока колесниц. Не стоит, наверно, объяснять, какой урон противнику могли нанести железные колесницы с лезвиями по бокам. Один грохот металлических колесниц вселял ужас.

Однако в гористой местности использование колесниц, как правило, не оправдывало себя. Можно вспомнить как безуспешно боролись древние китайцы с хунну в горах на севере Китая, когда в войсках Поднебесной ещё не было настоящей кавалерии. Большие и неповоротливые, расчитанные на несколько человек, повозки, с большим трудом продвигались по горным тропам и оказывались практически бесполезными в столкновениях с мобильной варварской конницей.

Таким образом, использовать колесницы, было выгодным только на открытых пространствах.


Археология 3d - города и чудеса света
 
konanДата: Вторник, 07.07.2009, 10:35 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 297
Награды: 7
Репутация: 30
Статус:
Б.Б. Пиотровский
Урартская колесница

В надписях урартских царей, содержащих записи о снаряжении войска, упоминаются и колесницы. Так, в текстах Ишпуини и Менуа, где приводятся данные о численности войска, сообщается, что на север было послано 66 колесниц, более тысячи всадников (цифра, обозначающая тысячи, не сохранилась) и 15 760 пехотинцев. В надписи урартов о походе к югу от оз. Урмия приводятся другие цифры о соотношении родов войск, а именно: 106 колесниц, 9174 всадника и 2704 пехотинца.1)
Долгое время единственным изображением урартской колесницы был оттиск печати, найденный на Топрах-кале.2) Теперь же, после раскопок на Кармир-блуре, внешний вид урартских колесниц нам хорошо известен. На шлемах и колчанах царей Аргишти I и Сардури II изображено немало колесниц и всадников.3) Колесница имеет тяжелый кузов, ось колеса помещена у самого задка, колесо массивное, в большинстве случаев с восьмью спицами (на некоторых рисунках как будто шесть спиц). Выгнутое дышло закрыто фигурами коней, часто отмечен ремень, соединяющий изогнутую часть дышла с кузовом.
На древнем Востоке колесница была распространена во многих странах. Она известна с начала III тысячелетия до н. э. по шумерским изображениям. Широкое развитие получила колесница в Хеттском государстве, в Египте, Северной Сирии, особенно прославленной была ассирийская колесница. Греция и Рим заимствовали колесницу у народов древнего Востока. Можно проследить закономерности развития ее форм на протяжении многих веков и особенности конструкций в разных странах.

Имеются сводные работы по колесницам древности,4) а также по колесницам Передней Азии, Сирии и Финикии,5) Греции и Италии.6) В этих работах устанавливаются характерные датирующие элементы типов колесниц.

Лучше других изучены ассирийские колесницы IX—VII вв. до н. э., изображения которых в большом количестве можно видеть [340] на рельефах царских дворцов. Ассирийские колесницы отчетливо разделяются на два типа — ранний и поздний.
Ранние ассирийские колесницы, относящиеся ко времени до правления Тиглатпаласара III (середина VIII в. до н. э.), отличаются массивностью кузова, удлиненным щитом над дышлом колесницы, которое от низа кузова отходит почти под прямым углом и имеет резкий выгиб к ярму. Дугообразное дышло, характерное для шумерских колесниц, в ассирийских отсутствует. Колеса в ранний период имели шесть спиц.
Колесницы времени после правления Тиглатпаласара III (вторая половина VIII в. и VII в до н. э.) особенно хорошо представлены на рельефах Саргона, Синахериба и Ашурбанипала. Они отличались легкостью, щит над дышлом заменялся тягой, скреплявшей верхнюю часть дышла с кузовом. Колеса делались легче и имели восемь спиц. Ось находилась у самого задка кузова.
Сопоставления урартских колесниц с ассирийскими не оставляют сомнения в том, что урартские повторяли форму ассирийских второго периода и имели также легкий кузов, дышло без щита и в колесах преимущественно восемь спиц.
Это обстоятельство подтверждает наблюдение, что урарты в начале VIII в. до н. э восприняли ассирийское вооружение, заменив им свое прежнее, по происхождению связанное с хеттским оружием. Тогда же была перенята до деталей и ассирийская колесница. К сожалению, археологами еще не найдены остатки урартских колесниц, но в 1957 г при раскопках Кармир-блура среди различных бронзовых изделий в 8-й кладовой для вина оказалась бронзовая голова коня (высотой 17 см), которую можно считать навершием дышла колесницы. Эта голова представляет собой выдающийся памятник урартского искусства и технического мастерства. Великолепно моделированная морда лошади с передней частью шеи отливалась в одной форме, а грива, уши и челка — в другой. Обе части были настолько искусно спаяны, что лишь излом обнаружил этот неожиданный [341] способ изготовления. Вместе с головой коня была найдена бронзовая загибавшаяся вверх ручка котла, завершающаяся головкой льва и имеющая надпись Сардури, сына Аргишти. Размеры головы коня, полая, вытянутая и почти вертикально поставленная шея позволяют предположить, что перед нами именно навершие дышла колесницы, соответствующее по форме украшениям ассирийских колесниц.

 
ZesarДата: Суббота, 11.09.2010, 20:33 | Сообщение # 3
царь
Группа: Администраторы
Сообщений: 171
Награды: 3
Репутация: 3
Статус:
Не случайно, что великий век войн на древнем Ближнем Востоке, начало которому положили завоевания Саргона, сопровождался изобретением колесниц, древнейшего орудия войны. Колесницы в древнем мире почти равноценны военно-воздушным силам; они обеспечивали быструю переброску к месту боя, где метательные снаряды (преимущественно копья и стрелы) дождем сыпались на стоящего противника, тогда как возничие, благодаря скорости, чувствовали себя в относительной безопасности. Первым известным изображением колесницы, запряженной четырьмя онаграми (дикими ослами), является бронзовая статуэтка (примерно 3000 г. до н. э.), найденная в Тель-Аграбе (Ирак). 500 лет спустя на декорированной шкатулке из города Ур (Ирак), известной как Урский штандарт, изображены колесницы, сопровождаемые древнейшей армией.
В последующие 2000 лет колесницы постоянно совершенствовались (появились колеса со спицами и металлические оси). Они становились легче и прочнее, увеличивалась их скорость. Местные изобретатели лишь дополнили их отдельными деталями. Колесница из царского захоронения в Саламисе (Кипр, V в. до н. э.) оснащена большими металлическими трещотками, которые крепились к шасси для усиления устрашающего громоподобного звука, возникавшего при движении самой колесницы. Колесницы с кольями, длинными лезвиями, торчащими из осей, чтобы калечить ноги лошадей и солдат, были, по-видимому, изобретением персов: греческий историк Ксенофонт свидетельствует, что они были введены персидским царем Киром (559— 529 гг. до н. э.). Эту идею заимствовали британские кельты, которые боялись римских колесниц.
Производство колесниц, как мы видим, лежало в основе гонки вооружений древнего мира. Огромное количество их использовалось в крупнейших битвах II и I вв. до н. э. В битве при Кадете (Сирия, около 1270 г. до н. э.) 20 тысяч египтян во главе с фараоном Рамсесом столкнулись с 17-тысячной армией хеттов (Турция) на 2500 колесницах, запряженных двумя лошадьми каждая. Такая колесница вмещала минимум двух человек. Впоследствии обе стороны рассказывали о битве как о своей военной победе, цифры из поэмы, которую Рамсес поручил написать в ознаменование его «триумфа», возможно, сильно преувеличены.
 
konanДата: Понедельник, 13.12.2010, 21:22 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 297
Награды: 7
Репутация: 30
Статус:
Колесницы в древнем мире почти равноценны военно-воздушным силам; они обеспечивали быструю переброску к месту боя, где метательные снаряды (преимущественно копья и стрелы) дождем сыпались на стоящего противника, тогда как возничие, благодаря скорости, чувствовали себя в относительной безопасности. Первым известным изображением колесницы, запряженной четырьмя онаграми (дикими ослами), является бронзовая статуэтка (примерно 3000 г. до н. э.), найденная в Тель-Аграбе (Ирак). 500 лет спустя на декорированной шкатулке из города Ур (Ирак), известной как Урский штандарт, изображены колесницы, сопровождаемые древнейшей армией.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: