В коллекции Иракского музея в Багдаде есть небольшой незамысловатый глиняный кувшин, который несмотря на свой невзрачный вид археологической наукой был назван самой удивительной находкой. Ибо, хотя ему около двух тысяч лет, кувшин, по всей видимости, является корпусом аккумуляторной батареи.
Загадочный предмет был найден в июне 1936 г., когда рабочие, расчищая землю для прокладывания нового железнодорожного полотна неподалеку от Багдада, случайно обнаружили древнее захоронение. Археологи вошли внутрь и обнаружили, что могила являлась частью поселения в период Парфянского царства (примерно 250 г. до н. э. — 250 г. н. э.). Раскопки дали богатейший материал — резной кирпич, гончарные изделия, стекло и металлические предметы и овальный глиняный кувшин с его любопытнейшим содержимым: медная труба с одним закрытым концом, железный прут и несколько осыпавшихся кусочков битума (асфальта).
Заинтригованный отчетами о находке физик Уолтер Уинтон из Британского музея в Лондоне приехал в Багдад и осмотрел кувшин. Он был поражен: «Добавьте немного любой кислоты или даже уксуса в медный сосуд, и вы получите простой элемент, генерирующий электрический ток. Несколько таких элементов, если их соединить в ряд, могут стать аккумулятором, который даст достаточно тока, чтобы зазвонил колокольчик, зажглась лампа или заработал небольшой электрический двигатель».
О том, что предмет был электрическим аккумулятором, Уиньтон сказал «вполне ясно и убедительно». У него возникли сомнения только насчет того, что он был единственным в своем роде. Археологические «единичные предметы» — всегда наиболее трудный для объяснения вид находок. Уинтон не знал, что в парфянском городе Ктесифоне, неподалеку от Багдада, были обнаружены другие кувшины. С ними находились различные предметы магии — амулеты, которые позволяют предположить, что этими кувшинами пользовались алхимики, которые не оставили нам никакого ключа к разгадке их назначения. Идеально было бы, как заметил Уинтон, если бы горшок был найден с проводами или, еще лучше, — с целым рядом таких сосудов, соединенных вместе, что не вызывало бы никакого сомнения в их назначении. Однако, рассуждал Уинтон в 1967 г., если это не аккумулятор, то тогда что же? «Будучи по образованию не археологом, я перескочил прямо к самому простому научному решению. Я пока не представляю, для чего еще его могли использовать.»
Однако и 25 лет спустя никто не в состоянии предложить другое правдоподобное объяснение назначения загадочного кувшина. Основным доказательством остается то, что он прекрасно работает как электрический элемент. Модель кувшина с содержимым была исследована во время двух опытов, проводимых независимо друг от друга в США. При наполнении доверху медной трубки уксусной кислотой (уксусом или вином) в качестве электролита (можно также использовать серную или лимонную кислоту) модель в течение 18 дней вырабатывала ток в половину вольта.