Раньше
других, примерно во второй половине II тысячелетия до н. э. складывается
цивилизация Чавин, наиболее полно воплотившая в себе черты формативного
периода. Ее ареал северо-западная часть современного Перу. Она уходит корнями в
глубину тысячелетий. Так, Дж. Берд обнаружил изображения кондоров и двухголовых
змей, сходные с чавинскими, в искусстве культуры Уака-Приета (вторая половина
III начало II тысячелетия до н. э.). История существования этой цивилизации
охватывает огромный отрезок времени; ее упадок начинается лишь в IV в. до н. э.
Влияние Чавина простирается на обширные территории северной и центральной части
перуанской сьерры и косты.
Первая половина I тысячелетия н. э. является
периодом становления цивилизации Наска, генетически восходящей к
паракасской и вначале выступавшей лишь как одно из ее ответвлений,
окончательно отпочковываясь от нее на стыке III и IV в. н. э. Сохранив
в преобразованном виде многое из паракасского наследия, Наска дала в то
же время замечательные образцы оригинального проявления культуры
полихромную керамику, необычайно разнообразную по стилю и содержанию;
некоторые мотивы росписей (кошачьи хищники, двухголовые змеи) восходят
к культуре Паракас. Одной из загадок цивилизации Наска являются
многочисленные полосы и фигуры, прочерченные на пустынных плато юга
перуанского побережья. Содержание этой наземной росписи также
многообразно: геометрические линии и орнаменты, изображения паука,
рыбы, птицы. Отдельные линии достигают колоссальных размеров до 8 км!
Одно
из первых мест (если не первое) занимали мочика в сфере металлургии и
металлообработки (золото, серебро, медь и сплавы этих металлов). Значительные
успехи были достигнуты также в градостроительзнаковой системы. Наиболее
выразительное проявление культуры мочика это многообразная по форме, мастерски
выполненная керамика в виде скульптурных портретов, целых человеческих
фигур-сосудов, покрытых рисунками. Этот богатейший изобразительный материал, а
также некоторые иные данные позволяют судить о мочиканском обществе как о
раннем государственном образовании, идущем по пути становления деспотии с
высоким уровнем централизации и высокой степенью развития военного дела.
Цивилизация
Тиауанако вместе с родственной культурой Уари распространилась на огромной
территории. Хотя ее памятники уже в эпоху инков стали предметом восхищения,
изучения и даже попыток реставрации, вопрос о ее истоках долгое время оставался
невыясненным и до сих пор гипотетичен. Лишь в
Как
и в Центральных Андах, в Месоамерике насчитывается несколько древнейших
цивилизаций, причем роль праматери мексиканской культуры справедливо отводится
ольмекской цивилизации, самой древней в регионе. Судя по археологическим
памятникам, основным ареалом расселения ольмеков было побережье Мексиканского
залива. Трудно судить не только об этнолингвистической принадлежности ольмеков,
но и об их расовосемантических чертах. Гигантские базальтовые головы изображают
круглоголовых людей с несколько приплюснутым носом, опущенными углами рта,
толстыми губами. С другой стороны, на одной ольмекской каменной стеле
изображены длинноносые бородатые фигуры.
Название этой цивилизации происходит от наименования
ее центра города Теотиуакана, к которому и было долгое время приковано внимание
ее исследователей. Позднее было доказано, что граница ее распространения
намного шире территории города и его окрестностей. Проявления теотиуаканской
культуры были обнаружены на всей территории долины Мехико, а также в
прилегающих к ней частях штатов Идальго, Пуэбла, Морелос и Тласкала. Создатели
теотиуаканской цивилизации относились к языковой группе науа, в которую входило
население и последующих обществ, процветавших в долине Мехико, а именно
тольтеки и ацтеки.
