Монеты для выкупа первенца: древний и современный еврейский ритуал

Пидьон А-Бен (פִּדיוֹן הַבֵּן) — религиозный обряд, который проводится евреями еще с библейских времен. Пидьон А-Бен на иврите означает выкуп сына, в данном случае первенца. Этот обряд позволяет отцу первенца выкупить его из служения Б-гу. «ибо Мои все первенцы у сынов Израилевых, от человека до скота: в тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я освятил их Себе» (Числа 8:17 или Бемидбар, 3:13). Истребление первенцев, упомянутое выше, относится к последней казни, которой Б-г подверг Египет в Исходе. Там же (13:2) Б-г специально поясняет Моисею этот выкуп: «освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они.» Позже, в пустыне, евреи потеряли веру в Б-га и сделали золотого тельца. Только колено Леви не участвовало в этом возврате к языческим ритуалам. После этого эпизода Б-г объявил, что колено Леви будет служить вместо первенцев, и что первенцы должны быть выкуплены: «и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай.» (Исход 13:13). После замены первенцев Левитами Б-г указывает правила такого «выкупа»: «Все, разверзающее ложесна у всякой плоти, которую приносят Господу, из людей и из скота, да будет твоим; только первенец из людей должен быть выкуплен, и первородное из скота нечистого должно быть выкуплено; а выкуп за них: начиная от одного месяца, по оценке твоей, бери выкуп пять сиклей серебра, по сиклю священному, который в двадцать гер» (Числа 18:15-16).

Сейчас обряд Пидьон А-Бен точно следует этому предписанию. На 31-ый день после рождения отец приносит первенца мужского пола к Коэну (из рода священников) и говорит ему, что ребенок — первенец у матери. Затем Коэн спрашивает отца, оставляет ли тот сына ему или хочет выкупить. Тогда отец говорит, что хочет его выкупить. Отец дает Коэну пять серебряных монет (или их эквивалент) и произносит короткую молитву, подтверждая выполнение заповеди выкупа первенца. Потом Коэн проносит деньги над головой ребенка, освобождая его от служения, и благословляет ребенка. 

Пидьон А-Бен была серьезной материальной помощью для колена священников. Поскольку им запрещалось иметь наделы земли (Второзаконие 18:2, Числа 18:20), а Иудея изначально была аграрной, то Коэнам приходилось зависеть от иных средств к существованию. Пять кусков серебра, уплаченные в качестве выкупа первенца, были одним из способов обеспечить себя.

В 1975 г. Правительство Израиля решило увековечить этот важный обряд монетой Pidyon Haben (см. рис. 1). На реверсе этой монеты видны 5 древних шекелей, предназначавшихся для уплаты выкупа Пидьон А-Бен. Интересно, что именно эти монеты использовались для выкупа первенца. За весь античный период эти монеты были единственными серебряными шекелями, отчеканенными независимыми еврейскими властями до 1948 г. Однако, эти шекели чеканились только в течение пяти лет, с 66 по 70 гг.  н.э. Тем не менее, известно, что этот обряд проводился за сотни лет до и после упомянутого периода. Отсюда возникает вопрос, какими были традиционные формы уплаты как до 66 г. н.э., так и после 70 г.  н.э.

Рис. 1

Изначально шекель был не стандартом монеты, а мерой веса. Сейчас шекель на иврите значит вес (прим. перев. — это не совсем так, вес на иврите — мишкаль, но корень тот же самый). Поскольку чеканка монет не производилась до конца 7 в. до н.э, логично предположить, что исходной платой за Выкуп служила мера серебра, а не монеты. Археологические свидетельства указывают что шекель серебром составлял около 11, 4 г. Таким образом, плата Пидьон А-Бен должна была составлять около 68 г. серебра. В середине 6 в. до н.э. чеканка монет начала становиться заметным видом экономического обмена, но примерно до 400 г. до н.э. она был в древнем Израиле несущественна. С этого времени до 126 г. до н.э. можно только догадываться, какие серебряные монеты были преобладающими и одобренными для оплаты Выкупа. С начала выпуска монет до времен Александра Великого Иудея была под протекторатом Персии. Тогда персидский сикль  (весом около 8, 45 г) или афинская тетрадрахма (вес около 17 г) наиболее вероятно были основными в местной торговле (рис. 2). Был даже выпуск монет в Газе, где чеканились местные имитации афинских тетрадрахм. Следуя Дэвиду Хендину (David Hendin), Лео Мильденберг (Leo Mildenberg) предполагает, что в это время в Иудее имели хождение серебряные монеты местной чеканки, а не монеты Персидской империи. Однако, хотя вес тех монет  составлял от 0, 3 до 4, 2 г, трудно представить, что Коэн согласился бы принять пять таких монет в качестве Выкупа.

Рис. 2.

Примерно в 334 г. денежная система Александра стала преобладающей в регионе. Он чеканил высококачественные монеты стабильной чистоты и веса, которые признавались по всему известному на тот момент миру (вес 17 г). Местные монетные дворы в Акко и Библосе подтверждают, что его тетрадрахмы имели хождение в Иудее (рис. 3). Несомненно, такие монеты были доступны для ритуальных целей, таких, как Пидьон А-Бен. Правление Александра было кратким, и через несколько лет Диадохи  поделили его империю на мелкие царства. К 312 г. до н.э. Иудея уже была под контролем Птолемеев.

Рис. 3.

Еврейская экономика была прочно связана с экономикой империи Птолемеев. Основной серебряной монетой стала тетрадрахма Птолемеев (Рис. 4). Эти монеты чеканились в Газе (Gaza), Акко и Яффо (Joppa) и широко использовались на местных рынках Иудеи. При Птолемее Первом вес тетрадрахмы был уменьшен до 15, 8 г, а затем в течение следующих 20 лет постепенно снизился до 14, 3 г. Этот вес оставался неизменным все время, пока Иудея находилась под властью Египта.

Рис. 4.

В 201 г. до н.э. после пяти войн Иудея была отобрана у Птолемеев и попала в сферу влияния Селевкидов. Примерно в течение 100 лет территория Келе-Сирии (Coele-Syria) и Иудеи была предметом споров между Птолемеями и Селевкидами. При Антиохе Третьем Иудея стала политически и финансово зависеть от Селевкидов. Сирийская тетрадрахма стала основной серебряной монетой в торговле, а использование монет Птолемеев прекратилось. Изначально значительная часть еврейского населения одобряли смену сюзеренства. Однако, при Антиохе Четвертом (175-164 г.г. до н.э.) произошло открытое восстание евреев под руководством Хасмонеев (Hasmoneans).

Хасмонеи (также известные как Маккавеи (Maccabees)) постепенно смогли добиться полной автономии и во время правления Иоанна Гиркана (135-104 гг. до н.э.) начали чеканить собственные еврейские монеты. Однако серебряные монеты не чеканились никогда, только мелкие бронзовые. Хотя евреи обладали полной независимостью, они продолжали пользоваться тетрадрахмами Селевкидов (рис. 5) для обряда Пидьон А-Бен.

Рис. 5.

В 126 г. до н.э. Тир (Tyre) также добился независимости от империи Селевкидов, и немедленно начал чеканить монеты большого номинала. В это время Селевкиды вели династические войны. Часты были распри, и корона меняла владельца. Сирийские тетрадрахмы меняли вид,   многие правители чеканили монеты по различным стандартам — финикийскому (14 г) и аттическому (17 г). В то время, как вес серебряных тетрадрахм, выпускаемых в обращение Селевкидами, постоянно менялся Тир продолжал чеканить серебряные шекели постоянного веса и чистоты. С этого момента нет необходимости строить догадки о монетах, используемых для Пидьон А-Бен.

Со 126 г. до н.э. до Первой Иудейской войны в 66 г. н.э. серебряный шекель Тира (рис. 6) несомненно был  монетой, которая использовалась для совершения обряда Пидьон А-Бен. Мишна рассказывает, что это была единственная монета, которой можно было платить ежегодный налог в Храм, и подобным же образом — для Пидьон А-Бен. Мишна, книга раввинистических толкований устной Торы, гласит: «Пять сел для выкупа первенца в шекелях Тира», Бехорот 8:7. Преимущества этих монет состояло в безукоризненном качестве, с  пробой более 96%, и стабильном весе (обычно около 14 г)

Рис. 6.

Шекели Тира чеканились с 126 г. до н.э. до 65 г. н.э. до Первой Иудейской войны (First Jewish Revolt). Когда она началась, шекели Тира перестали чеканиться. Для того, чтобы удовлетворить потребность в серебряных монетах большого номинала, восставшие евреи стали чеканить собственные шекели. Еврейские шекели Первой Иудейской войны были по весу и качеству близки к шекелям Тира (рис. 7). Затем они стали монетами для совершения иудейских религиозных обрядов, как изображено на вышеупомянутой израильской памятной монете, посвященной Пидьон А-Бен.

Рис. 7.

В то время, когда еврейские шекели и шекели Тира использовались локально в Иерусалиме, остальная часть Восточной Римской империи пользовалась римскими провинциальными тетрадрахмами в качестве основной монеты для торговли (рис. 8). При Нероне содержание серебра в провинциальных монетах упало до 80%. Хотя шекели Тира и еврейские шекели Первой Иудейской войны были все еще распространены в это время, после 70 г. н.э. чеканка шекелей высокого качества прекратилась. Для экономического и торгового использования стали доступны только римские провинциальные тетрадрахмы с более низким содержанием серебра. Мудрецы утвердили использование таких монет, определив в разные периоды времени приемлемые валюты для оплаты различных религиозных нужд. «Когда евреи вернулись из ссылки, они платили полшекеля в дариках (darics), затем они стали платить полшекеля в селах (selas), потом продолжали полшекеля платить в тебианах (tebain), и полшекеля в денариях (denars) (Мишна, Шкалим 2, 4).

Рис. 8.

Сразу после периода Первой Иудейской войны села стала основной серебряной монетой для оплаты гражданских штрафов и религиозных церемоний, как указывается в письменном и устном иудейском законе. Из документов о восстании Бар-Кохбы (Bar-Kokhba), найденных в Иудейской пустыне, известно, что села является эквивалентом римской тетрадрахмы. Хотя качество тетрадрахмы продолжало падать, она оставалась легальной формой оплаты во времена Талмуда. Несмотря на снижение стандарта тетрадрахмы до 15%-го содержания серебра к 249 г. н.э., раввинам приходилось иметь дело с тем, что может считаться признаваемой формой серебра. Раввины понимали это и допускали эквивалентные формы оплаты большинства сделок, в том числе и Пидьон А-Бен. …И все, что должно быть выкуплено <есть выкуплено> серебром или его эквивалентом, кроме уплат в шекелях (Бехорот 8:7).

Хотя римская монетная система была доминирующей в использовании серебряных монет в обряде Пидьон А-Бен, Вторая Иудейская война (Восстание Бар-Кохбы) (132-135 г.г. н.э.) инициировала последний период в чеканке „независимых“ еврейских монет. В это время евреи чеканили селы с уникальными еврейскими символами и идеологическими фразами (рис. 9). Однако, эти новые монеты не повторили чистоту старых шекелей Тира или Первого Восстания. Восставшие были заинтересованы, чтобы чеканка монет осуществлялась как можно быстрее для удовлетворения актуальных экономических потребностей. Поэтому они брали римские провинциальные тетрадрахмы периода от Нерона до Адриана и перечеканивали их своими штемпелями. Еврейские селы фактически были римскими тетрадрахмами измененного внешнего вида. Вполне понятно, что при разрушенном иерусалимском Храме не было необходимости в шекелях высокого достоинства прежних времен.

Рис. 9.

Четкие экономические и практические соображения заставили изменить серебряный стандарт, принятый для уплаты Пидтон А-Бен от шекелей Тира в пользу еврейских шекелей, затем римских тетрадрахм них также входят селы Второго Восстания). Сегодня до сих пор идут споры по поводу монет, пригодных для Пидьон А-Бен. Большая часть их сосредоточена на том, какое количество граммов серебра должно быть уплачено коэну в качестве выкупа. Банк Израиля продает серебряные монеты, специально предназначенные для церемонии Пидьон А-Бен, весящие 117 г. Однако, эелементарный расчет показывает, что в период Вторго Храма соответствующее количество серебра равнялось примерно 70 г. (5 шекелей каждый по 14 г). в США многие используют 5 старых серебряных долларов для этого обряда. Во многих общинах в настоящее время остается на усмотрение раввина, какую плату серебром в качестве Выкупа считать приемлемой. Некоторые раввины считают, что наиболее важен общий вес серебра, другие — что нужны именно пять серебряных монет в любой валюте. В то время, как точное количество серебра и форма, в которой оно должно выплачиваться, остается неясным, обряд Пидьон А-Бен является живой традицией, которая осуществляется во всем еврейском мире.

Интересное дополнение к этой дискуссии касается самарийской (Samarian) монеты, описанной у Мешорера и Кедара (Meshorer and Qedar). Самаритяне были ветвью евреев, которая была завоевана ассирийцами в 722 г. до н.э. Несмотря на ассимиляцию среди других племен, они продолжали следовать Торе и считали себя настоящими евреями. Монета, о которой идет речь, была отчеканена между 375 и 332 г. до н.э. (рис. 10, 11). Мешорер и Кедар описывают ее реверс следующим образом: „Пять дисков с совами, возможно изображение афинских монет“. Логично предположить, что эти афинские монеты, о которых они упоминают,  — афинские тетрадрахмы, известные также как „Совы“ („Owls“), благодаря изображениям сов на реверсе. Уже отмечалось, что афинские тетрадрахмы имели заметное хождение в Иудее в этот период. Эти „Совы“ — явные претенденты на то, чтобы быть монетами, признававшимися для уплаты Пидьон А-Бен. Могли ли эти пять монет, изображенные на реверсе этой самарийской монеты, изображать уплату пяти шекелей за Пидьон А-Бен? Разумеется самаритяне практиковали многие из обрядов своих собратьев в Иудее, и, вероятно, соблюдали обряд Пидьон А-Бен. В данный момент знаний о самаритянах недостаточно, чтобы подтвердить эту причудливую интерпретацию монеты, о которой идет речь. Однако, сходство между этой самарийской монетой и современной израильской памятной монеты Пидьон А-Бен, изготовленной более, чем на 2300 лет позже, впечатляющее.

Рис.10, 11.

Ронн Беррол (Ronn Berrol)


 

Литература:

(1) The Encyclopedia of Jewish Religion, pg 146

(2) To Be a Jew: A Guide to Jewish Observance in Contemporary Life, pgs 276-279

(3) The Jews in the Greek Age, Elias J. Bickerman, pg 153

(4) Guide to Biblical Coins, 4th Edition, David Hendin, pg 21

(5) Guide to Biblical Coins, 4th Edition, David Hendin, pg 61

(6) Early Hellenistic Coinage: From the Accession of Alexander to the Peace of Apamea, Otto Morkholm, pg10

(7) Ancient Means of Exchange, Weights and Coins, Ya'akov Meshorer, pg 49

  (8) Royal Greek Portrait Coins, Edward T. Newell, pgs 60-77

  (9) Coinage in the Roman Economy: 300 B.C. to A.D. 700, Kenneth W. Harl, pg 103

  (10) One Hundred Years of Tyrian Shekels, Ya'akov Meshorer, 1984

(11) Coinage in the Roman Economy: 300 B.C. to A.D. 700, Kenneth W. Harl, pg 105

(12) Bar-Kokhba, Yigal Yadin, pg 179-180

  (13) Coinage in the Roman Economy: 300 B.C. to A.D. 700, Kenneth W. Harl, pg 137

  (14) The Coinage of the Bar Kohkba War, Leo Mildenberg, pg 87

(15) Samarian Coinage, Ya'akov Meshorer and Shraga Qedar, pgs 65 &109



Источник: http://www.judaea.ru
Категория: Нумизматика | Добавил: konan (25.11.2008)
Просмотров: 2159 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]