Проблема фальшивых монет
Проблема фальшивых монет в последнее время приобрела на московском рынке
особое значение. Нумизматы разделились на два непримиримых лагеря: сторонники
первого лагеря, "гиперкритицизма", объявляют монету поддельной,
если не находят на ней "признаков подлинности". Вторые, "гуманисты",
определяют монету как настоящую при отсутствии "признаков подделки".
Как мы видим, мнения относительно подлинности диаметрально противоположны,
но нам все-таки кажется, что истина где-то посередине.
Ниже мы приводим конспект доклада, который прочитал американский нумизмат
Dennis J. Kroh на ежегодном собрании ANAC в Сиэтле 24 августа 1990 года.
В связи с некоторыми изменениями, произошедшими за несколько последних
лет, мы позволили себе несколько отредактировать текст статьи и сопроводить
его иллюстрациями фальшивых монет.
Copyright 1990 by Dennis J. Kroh
DENNIS J. KROH.
Античные монеты и современные подделки.
Введение
Подделки античных монет были всегда. В данном разделе мы не будем исследовать
подделки, которые делали античные фальшивомонетчики, но рассмотрим только
те современные подделки, которые преследуют цель обмануть доверчивого
коллекционера. Данный материал не претендует на истину в последней инстанции,
которую в данной теме видимо, не удастся установить никогда, а просто
преследует цель помочь начинающим собирателям разобраться в самых элементарных
признаках подделки.
Разновидности подделок:
Разновидность 1: изготовители таких "монет" рассчитывают обмануть
широкие народные массы туристов, которые, скорее всего, окажутся за тысячи
километров от места покупки, прежде чем выяснят, что они "попали".
Разновидность 2: изготовители намеревались ввести в заблуждение именно
коллекционеров на нумизматическом рынке, покупающих монеты на аукционе
или непосредственно от дилеров.
Ниже мы постараемся рассмотреть подробнее обе эти разновидности, и постараться
понять, как не попасть на эту удочку.
Разновидность 1. "Туристические подделки".
Большинство подделок античных монет не могут ввести в заблуждение коллекционера.
Это подделки первой разновидности, которые в настоящее время производятся
большими количествами в Греции, Турции, Египте и других странах Ближнего
Востока, где имеется большое количество древних руин, которые обеспечивают
большой приток туристов, то есть потенциальных покупателей. В большинстве
этих стран продажа подлинной монеты является очень серьезным преступлением
со всеми вытекающими юридическими последствиями, тогда как продажа "подражания"
той же самой монеты абсолютно не нарушает местных законов. В моих личных
путешествиях по развалинам античных городов я видел многочисленные стенды
"специально для туристов" по продаже таких "монет"
(иногда сотнями экземпляров), но я никогда не видел хотя бы одной подлинной
древней монеты ни на одном из них, если только это не было истерто до
степени полной неидентифицикации! Эти торговцы не являются специалистами,
поэтому они, как и большинство людей, склонны значительно преувеличивать
стоимость найденных ими подлинных монет. В связи с этой причиной, а также
из-за боязни законов, они даже не будут предлагать вам настоящие монеты,
чтобы не дай Бог, дешево их не продать!
Другое популярное "жульничество" заключается в том, что туриста
ведут к древним развалинам, во время осмотра которых и обнаруживают "настоящие
древние" монеты. Скорее всего, эти монеты час тому назад раскидали
перед вашим приходом дети вашего проводника. Несмотря на простоту этого
трюка, количество попавшихся на него покупателей достаточно велико, и
каждый дилер слышал подобный рассказ от своих клиентов. Большинство обыкновенных
людей не имеют никакого представления о стоимости и редкости античных
монет. Многие бывают просто поражены тем, что античные монеты вообще доступны
для покупки и не все находятся в музеях. (Впрочем, это касается даже дореволюционных
российских монет, нередко можно встретить владельца истертых медных монет
начала двадцатого века, пытающегося поменять 2-3 такие монеты на новый
автомобиль -примечание переводчика).
Только позже, оказавшись дома и оценив покупку у специалиста, они обнаруживают,
что они были обмануты, поэтому они обычно отказываются больше верить любой
древней монете независимо от надежности источника покупки. Очень часто
такой покупатель отказывается верить специалисту, определившему монету
как поддельную. Более того, это заявление специалиста вызывает негодование
у туриста, который уверяет, что "купил эту монету непосредственно
в Риме, где просто не может быть поддельных монет". Независимо от
того, сколько было опрошено экспертов, никто не смог дать ему такое заключение,
которое он хотел бы услышать.
В большинстве случаев такие "монеты" - нумизматические фантазии
(например, тетрадрахмы Александра Великого или афинские тетрадрахмы, чеканенные
в бронзе или золоте), или плохие копии подлинных экземпляров. Многие специально
обработаны, для того, чтобы придать им ложную "патину" или "налет
веков". Один из популярных методов нанесения такой патины заключается
в том, что монеты скармливают вместе с пищей козам, в желудке которых
и происходит данный процесс. Искусственность подобной патины легко определяется
специалистами, но для новичка они, зачастую, выглядят "очень старыми".
Нет нужды обсуждать дальше детали таких покупок. Мы уверены, что любая
монеты, купленная в перечисленных выше странах, в любом месте, кроме специального
нумизматического магазина, имеющего лицензию, будет на 100% современной
подделкой. Мы не советуем проверять вам свою удачу подобной покупкой,
так как помимо всего прочего вы можете нарушить местное законодательство
и испытать прелести даже тюремного заключения, (примеры тому есть среди
московских нумизматов - примечание переводчика).
Разновидность 2. "Подделки для коллекционеров".
Вторая разновидность содержит действительно опасные типы подделок, которые
были созданы, для того чтобы обмануть коллекционеров и дилеров для получения
большой прибыли. Эти "подделки для коллекционера" не столь распространены
на текущем рынке, как многие могут вообразить, и их частота значительно
упала в течение последних двух десятилетий, но они существуют, и могут
легко отравить удовольствие от нашего хобби, подрывая доверие коллекционера
к своей коллекции.
Имеются очень немного собирателей античных монет, кто не думал хоть раз
в жизни "держу пари, я могу сделать одну из таких монет". Хорошо,
что людей, которые действительно пробовали сделать это, не очень много,
и очень хорошо, что только очень немногие, действительно преуспели в этой
сфере.
Нумизматика - это настоящая наука. Специалисты-нумизматы, посвятившие
много времени изучению древних монет и их характеристик, используют научный
анализ для изучения монет и выявления подделок. Эти подделки выявляются
и "удаляются" с рынка почти с такой же скоростью, с какой они
появляются на нем.
Многие подделки разновидности 2 были изготовлены после 1820 года, и мы
счастливы, что большинство этих изделий, а именно подделки таких мастеров,
как Becker, Cigoi, Christodoulos, и Caprara, были изданы в различных книгах.
Бейрут традиционно был центром подделки античных монет, но в течение
последних пяти лет пальму первенства перехватили Болгария, Югославия и
Сицилия. Но хотя эти фальшивомонетчики очень квалифицированы, почти невозможно
полностью передать "стиль" настоящих античных монет и создавать
такое состояние поверхности монеты, которое достигается только естественным
старением за 2000 лет.
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
В этом разделе мы рассмотрим некоторых из наиболее обычных признаков
различных типов подделок античных монет.
"Литая монета": такие монеты изготавливаются на основе подлинных
монет, по которым изготавливается форма для литья, отдельная для каждой
стороны. Отличительной чертой таких монет является шов по краю монеты
в том месте, где соединяются две отливки. Также такие монеты имеют на
поверхности каверны от пузырьков воздуха, образовавшихся при литье, которые
иногда пытаются скрыть травлением или "искусственным износом".
Детали такой монеты обычно смягчаются и испытывают недостаток "остроты",
особенно в мелких частях, например, буквах легенды. Серебряные и золотые
экземпляры, изготовленные таким способом, почти всегда имеют неправильный
вес.
"Центробежное литье": это достаточно недавний по времени процесс
изготовления фальшивок, при котором монету крутят в центрифуге непосредственно
во время литья и последующей кристаллизации. Это процедура часто устраняет
воздушные пузырьки на поверхности и добавляет необходимой остроты мелким
деталям. Фланец монеты, тем не менее, выдает подделку, а ее вес, как правило,
не совпадает с настоящим.
"Электролизная копия": при таком способе с настоящей монеты
снимают при помощи электролиза копию в виде тонкой оболочки, попеременно
с каждой стороны. В дальнейшем эти оболочки спаиваются между собой, а
пространство внутри заполняется металлом. Иногда процесс электролиза продолжается
так долго, что получается не просто тонкая оболочка, а практически половина
монеты. Тем не менее, в месте спайки остается видимый шов. Вес таких экземпляров
(особенно монет драгоценного металла) всегда неправильный.
"Чеканная копия": матрицы для такой монеты вырезаны при помощи
современных инструментальных средств или спрессованы в прочной пластмассе.
Монетные заготовки сделаны по античной технологии, чеканка производится
также древним способом. Иногда для изготовления монетной заготовки для
фальшивки используется подлинная, но обычная монета, и тогда создается
более редкий тип. Но гораздо чаще монетная заготовка производится из современных
сплавов серебра или золота. В таком случае, при помощи спектрального анализа,
возможно, найти в сплаве монеты включения современных металлов, которые
не использовались в античном монетном деле, так как часто просто не существовали
в то время. Поверхности недавно отчеканенной монеты также не имеют такой
кристаллизации, как античные экземпляры, хотя они часто подвергаются процедуре
"искусственного износа". Вес таких монет также часто бывает
неправильным.
"Доработанный экземпляр": при этом фальшивомонетчик изменяет
надпись или деталь на подлинной монете путем дополнительной гравировки,
для того, чтобы создать более редкий тип данной монеты. Такая операция
обычно делается с римскими сестерциями. Обычно это достаточно легко обнаруживается
при помощи микроскопа.
НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ?
Перечисляемые ниже признаки есть и у подлинных и у поддельнных монет.
При этом нельзя выделить какой-то один основной определяющий признак.
"Вес": вес серебряных и золотых монет один из наиболее важных
показателей подлинности монеты. Он должен находиться в пределах ремедиума
монетной стопы, используемой в этом случае. Стандартный приблизительный
вес монеты может быть определен по справочникам и каталогам. Как не странно,
фальшивомонетчики не всегда стремятся выдержать необходимый вес монеты,
поэтому покупку необходимо начинать с взвешивания приобретаемого экземпляра.
Если вы не знаете или не можете выяснить вес серебряной или золотой монеты,
(особенно, если это дорогой экземпляр), лучше воздержитесь от покупки!
Вес бронзовых монет изменялся гораздо больше в пределах даже одного выпуска,
поэтому при покупке таких монет относитесь в весу не столь критически.
"Гурт": часто осмотр гурта обнаруживает шов от спайки или склейки
вокруг всей монеты, показывая очевидность подделки. Если имеется трещина
монетного кружка на гурте, проверьте, идет ли она через всю толщину металла.
Зачастую литые монеты имеют трещины, которые идут только до середины гурта,
а потом опять начинаются с середины, но уже немного в другом месте. Монетный
кружок с трещинами является хорошим признаком подлинности, в отличие от
гладкого, как будто вырезанного, монетного кружка, лишенного всяких трещин.
Также необходимо отметить, что большинство трещин сохраняют древнюю грязь,
которую чрезвычайно трудно удалить оттуда, и которая служит дополнительным
признаком подлинности. Самое главное, все фланцы, имеющие следы обработки
напильником, должны проверятся гораздо тщательнее, так как в большинстве
случаев указывают на несомненную подделку.
"Буквы": буквы легенды и мелкие детали на поверхности античной
монеты должны быть правильно размещены относительно друг друга. Размер
букв должен быть одинаков, а грани букв под увеличением должны иметь тот
же самый порядок износа, как и остальные части монеты.
"Ось аверса-реверса": взаимное расположение одной стороны монеты
к другой может быть определено при помощи простейшего способа. Держите
монету двумя пальцами в точках 12 и 6 часов, поверните ее относительно
получившейся оси и определите искомое расположение. Античные монеты часто,
но не всегда, были чеканены с определенной осью аверса-реверса, и это
обычно отмечается в каталогах. Это расположение - мелочь, на которую фальшивомонетчики
часто не обращают внимания. Например, если Вы видите, что почти весь (98
%) изданный материал данной монеты имеет ось 12:00, а Вам предлагают один
экземпляр с осью 4:00, Вы должны быть более подозрительными к ее подлинности.
Этот признак гораздо более относится к римским монетам, чем к греческим.
"Поверхности": поле монеты должно быть свободным от каверн,
если монета в целом не показывает пористости повсюду. У литых монет именно
на поле остаются следы воздушных пузырьков, которые фальшивомонетчики
всегда стараются убрать либо травлением, либо механической обработкой.
Кристаллизация металла, наиболее часто замечаемая на трещинах гурта, это
обычно хороший признак подлинности монеты. Но необходимо отличать кристаллизацию
от коррозии, созданной кислотами при попытке искусственного старения.
Маленькие "волны" на полях золотых монет - хороший признак,
поскольку они указывают поток движения металла, когда монетный кружок
подвергался воздействию матрицей.
"Патина": совершенствование способов нанесения искусственной
патины достигло выдающихся результатов, но, тем не менее, патина все еще
хороший индикатор подлинности. Проверьте, является ли эта патина натуральной
(ее слой должен быть весьма толст), а не просто окраской металла. Трещины
на патине, в то время как возможно, Вы ими не довольны, являются хорошим
признаком. Искусственная патина более часто наносится на подлинные монеты,
чтобы увеличить их красоту и стоимость.
"Стиль": это самое трудный признак, чтобы описать его словами.
В основном, это касается обработки волос, глаз, носа и рта портрета на
античной монете, которые должны быть подобны другим изданным экземплярам.
Тонкие детали одеяния также часто извращаются или изобретаются фальшивомонетчиками,
особенно теми, кто может использовать как их прототип изношенный экземпляр
монеты. Личный опыт это единственный учитель для определения стиля монеты,
и, пропуская через себя множество монет, Вы со временем, необъяснимо даже
для себя, отбраковываете монеты, не похожие по стилю на античные.
"Изучение штампов": почти ВСЕ штампы античных монет, особенно
из Древней Греции, полностью учтены, и иллюстрации многих примеров каждого
монетного типа находятся в изданных каталогах больших музеев и частных
коллекций. Сравнивая с этими иллюстрациями свои монеты, часто можно найти,
что эти монеты чеканили теми же самыми матрицами, что является САМЫМ БОЛЬШИМ
признаком подлинности.
"Справочники": не имеется абсолютно никакой альтернативы покупке
и изучению каталогов и справочников для монет, которые Вы покупаете. ПО
КРАЙНЕЙ МЕРЕ, 10 % денег, которые Вы тратите на вашу коллекцию, должны
быть вложены в каталоги и справочники! Да, это, кажется, несколько дорогостоящим
мероприятием, возможно даже очень дорогим, но они обычно окупают свою
стоимость тем, что могут предохранить Вас от покупки фальшивок, что обошлось
бы Вам еще дороже. Вы можете выяснить, какие справочники являются подходящими
для вашей области коллекционирования от любого хорошо осведомленного коллекционера
или дилера.
ВАША ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА
- Покупать ваши монеты только у хорошо осведомленного и уважаемого
продавца. Каждый продавец (независимо от того, кто он) когда-нибудь
бессознательно продавал поддельную монету, но все честные продавцы немедленно
возместят ваши деньги, если подделка действительно случайно была ими
выпущена в продажу. Эта гарантия на Западе - всегда без срока давности.
Другое преимущество покупки ваших монет от специальных дилеров состоит
в том, что они издают иллюстрированные прейскуранты аукциона. Это превосходный
шанс для того, что в случае обнаружения подделки другим дилером или
специалистом, лот немедленно снимается с продажи или покупателю возвращаются
деньги.
- Обучить себя. Не смущайтесь купить специализированные справочники
относительно вашей области коллекционирования, и, прежде всего не бойтесь
ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ, независимо от того, какими бы глупыми они не могли
показаться. Большинство дилеров на Западе хочет, чтобы их клиенты были
информированы, но если ваш дилер не может или не хочет отвечать на Ваши
вопросы, видимо, скоро Вы будете покупать монеты у другого продавца.
- Посещение выставок. Осматривайте как можно больше монет, насколько
это вообще возможно. (К огромному сожалению, в Москве нет ни одного
места, где можно было бы посмотреть на музейные экспозиции античных
монет. Редкие выставки вряд ли могут служить заменой постоянной экспозиции.
- прим.переводчика).
- Если покупка "слишком хороша, чтобы быть подлинной", вероятно
это подделка! Но, как правило, все монеты, приведенные на иллюстрациях
в аукционных прейскурантах "безопасны", поскольку они исследуются
консультантами продавцов, и подделки чрезвычайно редко проскальзывают
в иллюстрациях.
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ
(К сожалению, в Москве мы лишены таких услуг - примечание переводчика).
На Западе имеются несколько организаций, которые подтвердят подлинность
ваших древних монет, если Вы имеете некоторое сомнение или хотите приобрести
дополнительную уверенность. Некоторые из них дают Вам фотографическое
Свидетельство о подлинности как часть предоставляемой услуги. Это следующие
организации: ACCS (контролируется знаменитым нумизматом David R.Sear);
ANAAB (имеет много внештатных консультантов, для того чтобы гарантировать
точность результатов проверки); ANACS (подтверждает подлинность и классы
всех типов монет, хотя их экспертиза античных монет считается поверхностной).
Британский Музей предлагает услуги по идентификации только для членов
Королевского Нумизматического Общества. Они не дают никаких сертификатов,
но мнение экспертов этого музея наиболее ценное относительно всех остальных.
Почти все другие популярные опознавательные службы для монет (типа PCGS,
NGC, NCI, INGS, PCI, и т.д.) не предлагают опознавательные услуги для
античных монет вообще.
БИБЛИОГРАФИЯ
Мы не будем делать никакой попытки перечислить здесь все книги на эту
тему, но постараемся осветить большинство справочников, которые специально
посвящены подделкам, и попробуем описать их содержание подробно.
George F. Hill "Becker The Counterfeiter", Лондон, 1924 (в
двух частях), Перепечатанный в одном томе издательством "Spink"
в 1955 (это лучшее издание) и 1961, и "Obol International" в
1968. 72 + 39 страниц, 19 таблиц иллюстраций. Иллюстрирует 360 подделок,
сделанных Карлом Вильгельмом Бекером в начале 1800-ых, включая 134 греческие
монеты, 140 римских монет, 27 визиготских золотых подражаний и некоторые
другие подделки средневековых и современных монет. Многие из этих монет
очень хорошо сделаны, часто вводят в заблуждение и очень опасны. Но стиль
- обычно "слишком хорошо, чтобы быть правдой".
Philip Kinns: "The Caprara Forgeries", Лондон и Базель, 1984.
59 страниц, 8 страниц иллюстраций. Описывает и иллюстрирует 91 греческую
монету, чеканенную в начале 1800-ых. Многие из этих монет очень хорошо
сделаны, и несколько из них предлагались на многих главных аукционах в
семидесятые годы и в начале восьмидесятых.
J. N. Svoronos: "Christodoulos The Counterfeiter". Чикаго,
1974. 36 страниц, 17 страниц иллюстраций. Он был первоначально издан как
"Synopsis de Mille Coins Faux, du faussaire C. Christodoulos in Athens"
(1922) и перепечатан в Базеле и Амстердаме в 1963. Обеспечивает иллюстрации
более чем 530 подделок, которые были изготовлены в 1895-1914 годах. Иллюстрации
сделаны с гипсовых оттисков, снятых непосредственно с более чем 1000 матриц,
конфискованных греческой полицией в 1914 году у трех цехов (в Афинах,
Пирее и Корфу). Многие из этих матриц делались также Nikolas Garyphallakis,
племянником и помощником Christodoulos в 1939 году. Теперешнее местонахождение
их неизвестно, хотя они без сомнения все еще используются для производства
фальшивок. Работа по их выявлению крайне необходима.
D. O. Dodson: "Counterfeits I have Known". "CoinAge magazine",
апрель 1967 (20-23, 66, 68, 70, иллюстрированный) и май1967 (20-23). Комментарии,
сделанные в несколько паническом ключе. Призрак Christodoulos часто посещает
нумизматические магазины Афин. Его матрицы - все еще в работе, производя
редкие монеты... Постоянный набор подделок показал замечательную способность
данного бизнеса перенести даже потерю квалифицированного гравера. Фактически
некоторые из монет Garyphallakis называются более опасными по качеству,
чем такие же работы старого хозяина, Christodoulos. Главным образом это
интересное чтение, но недостаточно информативное.
J. Friedlander: "Ein Verzeichniss von griechischen falschen Munzen".
Берлин, 1883. Храбрая попытка издавать все известные подделки античных
монет (кроме Бекера и медальонов Ренессанса), он перечисляет 125 монет,
изготовленных в1550-1883, из которых 57 были работы Капрара.
H. Gaebler: "Falschungen Makedonischer Munzen". Берлин, 1931-1942
в восьми частях. Автор приводит много подделок Македонии. Весьма трудная
книга с точки зрения ее покупки, некоторые из суждений автора были с тех
пор отменены, но очень полезная, если Македония - ваша область коллекционирования.
R. A. G. Carson: "The Geneva Forgeries". 1958 Numismatic Chronicle,
pp. 47-58, Reprinted by Attic Books in 1977. Брошюра 14 страниц и 2 страницы
иллюстраций, описывает и иллюстрирует опасные монеты Нигриниана, Юлиана
Паннонского, Александра из Карфагена, Валенса и Мартиниана, произведенные
в 1920-ых. Это очень необходимая работа.
IBSCC (Международное Бюро для выявления поддельных монет), издатель Бюллетеня
по Подделкам, выходящего дважды в год, начиная с 1976. Каждый Бюллетень
содержит 20 или большее количество страниц иллюстраций подделок.
Zander H. Klawans: "Imitations and Inventions of Roman Coins (Renaissance
Medals of Julius Caesar and the Roman Empire)". Санта Моника,1977.
136 страниц, богато иллюстрированных. Показаны многие из сестерциев, сделанных
Giovanni Cavino и его близкими друзьями в середине1500 годов.
Richard H. Lawrence: "The Paduans, medals by Giovanni Cavino".
Нью-Йорк, 1883, Перепечатанный в Нью-Джерси в 1964 и Чикаго в 1980. 31
страница, приведен список 72 сестерциев, а также нескольких медалей. Никаких
иллюстраций.
M. D. O'Hara: "Forgeries of Byzantine Coins from the "Beirut"
and other "Schools"". pp. 487-522 of "Byzantine Coins
and Their Values",2-ое издание, Лондон, 1987. Иллюстрированный корпус
из 93 монет (главным образом золотых).
M.J. Price: "Croesus or Pseudo-Croesus? Hoard or Hoax? Problems
Concerning the Sigloi and Double-Sigloi of the Croisid Type". pp.
211-221 in "Studies in Honor of Leo Mildenberg", Бельгия, 1984.
Изучение 81 "монеты", которые появились на нумизматическом рынке
в 1981.
O. E. Ravel: "Numismatique Grecque Falsifications, moyens pour les
reconnaitre (Greek Counterfeit Coins and How to Recognize Them)".
Лондон, 1946, перепечатанный Obol International (Чикаго), 1980. 104 страницы,
10 страниц иллюстраций.
E. S. G. Robinson: "Some Early Nineteenth Century Forgeries of Greek
Coins". 1956. Публикация шести монет Caprara.
Konstantin V. Golenko: "The Method of Counterfeiting Ancient Coins
of the Bosporous by M. Sazonov, as Told by Himself". ANS Museum Notes
Vol. 20 (1975), pp. 25-28. Очень полезная статья, хотя и не иллюстрированная.
Перевод А.Пятыгина, 2002.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Наша страна пока не стала центром мировой подделки античных монет подобно
Болгарии, которую таким образом "прославил" господин Славей.
Но первые попытки осуществления этого процесса в Москве уже начались.
Сложность ситуации заключается в том, что московский изготовитель продает
эти изделия именно как копии античных греческих и римских монет, поэтому
к нему претензии минимальны. Копии продаются по цене 5 долларов за штуку,
и копируют из римских монет как редкие, так и самые обыкновенные денарии
и антонинианы, но обязательно только в очень хорошем состоянии. Копии
изготавливаются методом литья, вес при этом не соблюдается, шов от литья
и литник не удаляются. Никаких специальных знаков, указывающих на то,
что перед вами копия монеты, не ставится. Монета при этом получается несколько
меньше оригинала, что обусловлено применением метода литья по выплавляемым
моделям. На данный момент количество типов копий греческих и римских монет
в совокупности перевалило за 150 штук. К сожалению, некоторые господа
берутся дорабатывать данные изделия. При этом гурт монеты обрабатывается,
убираются следы литья, монета покрывается сернистой патиной. Автор видел
некоторые экземпляры, доработанные таким способом, и может сказать, что
они вполне способны ввести в заблуждение не только начинающего коллекционера,
особенно при отсутствии весов и достаточного освещения. На приведенном
примере мы видим "московский" денарий Домициана вместе с монетой,
послужившей ему оригиналом.