Акко — один из городов в Израиле, чья история
продолжалась без перерывов свыше 4000 лет. Акко был расположен на перекрестке международных
торговых путей и поэтому всегда являлся центром истории. Акко расположен между
Тиром (Tyre) на севере и Дором (Dor), Яффо (Jaffa), Ашкелоном
(Ashqelon) и Газой (Gaza) на юге. Стратегическое положение между
Египтом и Сирией подтолкнуло к основанию города правителей,
правивших южным Левантом (Levant). Первое упоминание о городе относится к 1800 г. до н. э. в эпоху
египетского владычества. В этот период город располагался в месте, называемом
сегодня «Тель Акко — Тель эль Пухъар», северо-восточнее современного города, в 700 метрах от моря. Был
завоеван Тутмосом III и Сети I и стал центром провинции, находившейся под
сюзеренитетом Египта. Порт Акко был одним из самых важных на левантийском
побережье. Акко был расположен на перекрестке международных торговых путей и
поэтому всегда являлся центром истории. Акко был центром встреч множества
разнообразных культур и стратегическим местом для военных кампаний. Через Акко проходил
основной поток товаров между Египтом и Сирией. В римскую эпоху
значимость порта Акко была сопоставима с портом Кейсарии (Caesarea).
В Библии
упоминается под именем Акко в книге Судей в связи с расселением колена Акко —
один из городов в Израиле, чья история продолжалась без перерывов свыше 4000
лет. В книге Иисуса Навина город упоминается под именем «Ахшаф» или «Умма». В
эпоху израильского царства был под властью aфиникийцев. В 701 г. до н. э. Акко был
покорен ассирийским царем Санхеривом. Население Акко восстало против его внука Асархаддона
(Ашшурбанипала), который, однако, снова овладел Акко приблизительно в 650 г. В период персидского
владычества Акко стал военно-морской базой, игравшей важную роль в войне против
Египта.
После возвращения евреев из вавилонского пленения Акко
не был ими завоёван и оставался под властью Тира. Был быстро завоёван Александром
Македонским в 333 году до нашей эры и превратился в греческую колонию. В 330
году до нашей эры Акко перебирается с Тель Акко (Тель эль Пухъар) на берег
моря. Город процветал во время правления Александра. Он разрешил
в городе монетное производство и чеканку собственных монет
с его именем. Так Акко стал первым городом в южном Леванте,
где чеканились городские серебряные монеты. На реверсе
серебряных монет Александра, которые чеканились в Акко, был изображен
сидящий Зевс (Zeus), держащий птицу. Под его рукой была надпись
на финикийском «Акко». На аверсе — портрет Александра Великого.
Благодаря успешной финансовой политике монеты Акко
в этот период истории с именем Александра вытеснили монеты Афин (Athens),
Персии и Сидона из обращения. Эти монеты использовались при
финансовых операциях по всему Средиземноморью и, возможно, в международной. Во времена правления Александра в Акко чеканились
как золотые, так и серебряные и бронзовые монеты.
После смерти Александра Великого городом завладели
египетские Птолемеи, которые дали ему название Птолемаида.
Монограмма из букв названия города ΠΤΟΛΕΜΑΙΣ
появляется на монетах, которые чеканились в то время:
Тетрадрахма Птолемея III(Ptolemy III), отчеканенная в Акко
Голова Птолемея I изображена на аверсе,
на реверсе — греческая надпись«царя Птолемея»и египетский орел, стоящий на молниях,. Чекан осуществлялся непосредственно
администрацией Птолемея. Важно обратить внимание, что Птолемеи
создавали обособленные монетные области везде, где правили. Области,
в которых существовал отличный от других мест весовой и монетный
стандарт. Изготовление«птолемейских» монет в Акко продолжалось до Птолемея V.
После 200 г. до н.э. Акко перешел под власть Антиоха III(Antiochus III) в царстве Селевкидов. В этот период валютой в Акко были монеты царей Селевкидов(Seleucid), а именно Антиоха, но также чеканились мелкие бронзовые монеты. Селевк IV(Seleucus IV) продолжал выпуск монет в Акко, а его наследник, Антиох IV Епифан(Antiochus IV(Epiphanes)), во время правления которого произошло восстание Хасмонеев(Hasmonean), отчеканил, помимо серебряных, множество мелких бронзовых монет в Акко, которые также заслуживают
внимания.
Легенда
сперва гласит: «Царь Антиох», а затем: «Царь Антиох Теос Эпифан». Этот
чекан символизирует победу над Египтом. Мы видим там орла,
фигуры Исиды, Зевса Аммона.
Казалось бы,
следовало ожидать, что и мастерские других городов на монетах, выпускаемых
после 169 г.
до
н. э., присвоят царю тот же титул. Однако некоторые из них не следуют в
этом
отношении примеру столицы. Так, Тир стоит абсолютно в стороне. Его
мастерская
пользуется всегда простой легендой «царь Антиох» даже на монетах
аттического
веса. Другая мастерская заимствует у антиохийской серии В изображение
Зевса
Никефора для своих тетрадрахм (на драхмах, как и прежде, изображается
Аполлон), но монарха упорно продолжают называть «царь Антиох Эпифан»,
не
добавляя наименования «Теос», которое фигурирует на модели, выпущенной
в
Антиохии. Антиохийская серия В украшает изображение царя звездами. Одна
из
мастерских подражает этой детали, но в тетрадрахмах с этим символом
по-прежнему
сохраняется простая легенда «царь Антиох». Другие мастерские выпускали
медную
монету с изображением Исиды или головой Зевса Аммона. Следовательно,
эти монеты
выпущены после 169 г.
до н. э. Однако, подражая бронзовым монетам Антиохии, легенду их не
заимствовали. Монарх на этих монетах именуется «царь Антиох».
Бронзовая монета Антиоха IV(Antiochus IV)
В дополнение к чеканке своих монет в Антиохии(Antioch)
в середине второго века до н.э. Селевкиды разрешили выпуск практически
независимых бронзовых и серебряных монет с портретом царя остальным
портовым городам на Земле Израилевой в Яффо(Jaffa), Ашкелоне(Ashkelon) и Газе(Gaza). На монетах из Акко была надпись«Of
the Antiochenes in Ptolemais».
В 200 г. до н. э. Селевкиды
подчинили себе Финикию, область, где применялась птолемеевская система с
принятым весом драхмы 3,60 г;
в 189 г.
они потеряли Малую Азию, область, где была принята аттическая монетная система.
Однако правительство сохранило единообразие обращавшихся денег, и на всей
территории царства продолжала применяться аттическая система. Но когда Деметрий
I в 162 г.
до н. э. высадился в Триполисе, обе боровшиеся стороны, претендент и царь
Антиох V, стали выпускать монеты по финикийскому эталону с тетрадрахмой весом 14,40 г, которым
пользовались Лагиды в своей чеканке.
Были найдены
золотой статер Деметрия I и тетрадрахма Антиоха V такого типа. Эти эмиссии,
вероятно предназначенные для оплаты египетских услуг, представляли собой
исключение. Но в 150/49 г. до н. э., когда Птолемей VI занял Финикию, чтобы
посадить на сирийский трон Александра Балу, претендент возобновил выпуск монет
по финикийскому эталону от своего собственного имени, и его преемники следовали
этому примеру вплоть до 112 г.
до н. э., когда Сидон отделился от селевкидского царства.
В царстве Селевкидов в это время существовали две монетные зоны: одна
пользовалась аттическим(Attic)
стандартом, другая — птолемеевским. Аттическая мера серебра чеканилась
в Акко,.
Тетрадрахма аттического стандарта Антиоха VIII
Большая часть монет Селевкидов в Акко была отчеканена
при Антиохе IV, Деметрии II, Антиохе VIII и Антиохе XII. К концу эпохи
Селевкидов, когда царство начало разрушаться, и централизованная власть
ослабела, различные регионы действовали независимо. Автономный выпуск
монет в Акко с учетом политической ситуации в царстве увеличился
начиная с 132 г. до н.э.
В 1 веке до н.э. римляне сделали город своей колонией. Клавдий(Claudius)
заново отстроил город и обновил его гавань, жители стали гражданами
Рима и были освобождены от уплаты налогов. Ветераны римских легионов
обосновывались в колонии. Поэтому с 1 веке до н.э. латынь
используется в городе в качестве официального языка, соотвественно и монеты
чеканились с надписями на латыни.
Например, на одной из монет, отчеканенных при Нероне(Nero)(примерно
53 г. н.э.), изображен император, пашущий границы города плугом,
запряженным парой быков, на церемонии под названием pomerium.
Эта церемония была символом основания новой колонии. Надпись на монете
гласит COLONIA PTOLEMAIS. Встречаются надчеканы четырех римских
легионов, располагавшихся в Иудее: III, VI, X, XII. Некоторые из этих
легионов упоминаются у Иосифа Флавия(Flavius Josephus) в качестве активных участников в Иудейской войне в Галилее в 66-68 г.г. н.э.
В 67
г
н. э. из Акко Веспасиан предпринял поход против
восставшей Галилеи. Значение гавани Акко уменьшилось после того, как
Ирод I
построил порт в Кесарии. В римский период Акко значительно перерос
границы
Старого города. В течение этого периода евреи продолжали жить в городе,
но
никогда не составляли в нем большинства. Называли евреи город по
прежнему «Акко». Город в это время служил базой римским легионам,
которые были направлены
для подавления иудейского восстания. Римляне использовали
в качестве местной валюты городские монеты.
Адриан(Hadrian) перестроил колонию (Akko-Ptolemais) и чеканил похожую, не связанную с памятными событиями«основную монету»(«founder
coin»).
Множество монет, среди которых были и специальные типы,
было отчеканено в Акко во время римского периода. Три исключительно
интересных монеты были отчеканены при Элагабале(Elagabal)(218-222
г.г. н.э.): на одной изображен акрополь, городская крепость,
на другой — порт с кораблем, видимый со стороны моря. На третьей
изображен зодиак. Большая часть монет, отчеканенных в Акко
при римлянах, были бронзовыми, но в короткий период при Каракалле(Caracalla)
выпускались серебряные провинциальные тетрадрахмы,
что свидетельствовало об относительной важности Акко. На аверсе
изображался император, на реверсе — орел.
В византийский
период (324 - 637 г
н.э.) Акко становится почти целиком самаритянским городом и даже получает
название Самаритики. И наконец в 630г. Акко был завоеван арабами, которые
вернули ему древнее имя Акко. В византийский период в Акко монеты не чеканились. При Умаядском халифате(Umayyad caliphate) для покорения Кипра и походов в Северную Африку Муавийя(Mu‘āwīyah) построил флот в доках, которые остались в Акко еще с византийского периода. Ибн Тулун(Ibn
Tulun) правил Акко в девятом веке. Он отстроил порт, который позднее
был захвачен крестоносцами и чьи остатки можно видеть и сейчас.
Бронзовые монеты чеканились в Акко при Умайяде и Абассиде(‘Abbasid). В одиннадцатом веке(династия Фатимидов) в городе чеканился золотой динар с именем халифа Абу-Аль-Гясема(Abu al-Qāsem). Также мусульманами чеканились в Акко серебряные дирхамы(dirhams) и полу-дирхамы(half-dirhams).
В исламский период название Акко вновь появилось на монетах. Через пять
лет после покорения крестоносцами Иерусалима в 1099 г., в 1104 г., Акко
был захвачен Болдуином I(Baldwin I). Город, укрепленный стенами и башнями, назывался Аккон(Accon) и играл важную роль во время правления крестоносцев на Святой Земле. В 1887 г. он был захвачен Саладином(Salah ad-Din). В 1191 г. его отвоевали обратно Ричард Львиное Сердце(Richard the Lion Heart) и Филипп — король Франции(Philip
the King of France) и сделали столицей королевства крестоносцев
на сотню лет до 1291 г., когда Иерусалим уже не управлялся ими. Город
был разделен на кварталы по названиям городов, откуда прибывали
крестоносцы, а также и по военным орденам — Тамплиеры(Templars) и Госпитальеры(Hospitallers).
Количество жителей достигало 50 000. Существовал важный коммерческий
квартал вокруг гавани, из которой крестоносцы отправлялись в Европу. Вскоре после Третьего Крестового похода(1191 г.) в Акко было отчеканено большое количество бронзовых имитаций мусульманских монет с надписью ACCON. В период крестоносцев Акко чеканил два основных типа монет. Это были имитации монет мусульман, включая золотые безанты(bezants), и западные европейские денье(denier) из биллона. Бронзовые пужуазы(pougeoise) чеканились в Акко с изображенным на них флёр-де-лисом(fleur de lys), эмблемой французского королевского дома Бурбонов. С захватом города мамлюками султана Аль-Ашраф Халиля(al-Ashraf
Khalil) 18 мая 1291 г. выпуск монет в Акко прекратился. Более того,
и сам город перестал существовать на ближайшие 450 лет.
Извините но на последней монете .Тетрадрахма Каракаллы (Caracalla). Нет никакого там надчекана а шапки диоскуров это нормальный реверс монеты . Например в Антиохии часто звезда и т.д.
Молодец, чтот заметил!