Город в Мачу-Пикчу
Мачу-Пикчу, что в переводе означает «старая вершина», — один из самых необыкновенных городов. Зажатый между двумя островерхими пиками и обрамленный короной покрытых лесами высоких гор, он расположен на высоте 2280 м на крутом склоне над долиной «реки Солнца» Урубамбы и утопает в белоснежных облаках и густых туманах. Почему инки решили обосноваться в этом труднодоступном месте высоко в Андах, неясно до сих пор. Из населенных пунктов, расположенных вдоль дорог империи, осуществлялось управление территориями, наделенными полной автономией. Возможно, Мачу-Пикчу был создан для того же, но исключительное географическое положение города, более всего подходившее для ведения астрономических наблюдений, вскоре сделало его привилегированным. Инки считали, что самые красивые пейзажи, подаренные природой, наделены сверхъестественной силой. В этом отношении Мачу-Пикчу был идеальным и даже мистическим местом, где встречались небо и земля. Возможно, его и выбрали для того, чтобы быть как можно ближе к Солнцу и ежечасно служить своему верховному божеству. Долгое время считалось, что эту местность люди заселили задолго до появления инков и каменные сооружения и мегалитические стены были творениями представителей доисторической цивилизации. Самые смелые ученые приписывали авторство построек инопланетным зодчим. Однако современные исследователи выяснили, что город был построен по приказу правителя инков Пачакути Юпанкуи в 1450 году. Мачу-Пикчу вполне мог быть второй летней резиденцией государя и его двора, поскольку в столице Куско климат был намного жарче. В 1533 году Куско был покорен испанцами под предводительством Франсиско Писарро, а в 1572 году пала последняя столица инков Вилкабамба. Между двумя этими датами обезлюдел и Мачу-Пикчу, но какова была конкретная причина, не знает никто. Исследователи отвергают гипотезу о внешнем вторжении: ни следов насилия, ни разрушений они не обнаружили. Есть предположение, что население скосила эпидемия оспы. А быть может, жители оставили свой город в наказание за бесчестье, нанесенное одной из священных дев солнца. По свидетельству Гарциласа де Веги, сына инкской принцессы и испанского аристократа, насилие над священной девой каралось смертью виновного, всех его родственников, соседей и даже всей общины. вдобавок на оскверненном месте уже нельзя было жить даже животным. Как бы то ни было, а исследователи не теряют уверенности в том, что когда-нибудь смогут разгадать этот секрет. Мачу-Пикчу часто называют потерянным городом инков. Совсем немного времени понадобилось на то, чтобы джунгли поглотили дома, храмы и стены. Город погрузился в 300-летний сон, пока совершенно случайно не был обнаружен американцем Хайрамом Бингемом, организовывавшим археологические экспедиции в Южную Америку. В одной из поездок он встретил индейца, который показал ему город, затерянный в лесах. Ученый, убежденный в том, что обнаружил Вилкабамбу, вернулся сюда через год, заручившись поддержкой Национального географического общества и правительства Перу. Участникам экспедиции удалось расчистить от растительности здания, площади и искусственные террасы Мачу-Пикчу. Исследования Х. Бингема приоткрыли завесу тайны жизни древнего города, но до сих пор наши знания об этом удивительном месте очень ограниченны. Попасть в город-крепость Мачу-Пикчу было непросто. Безопасность была главной заботой населявших его людей. К нему вела одна из мощеных дорог, часть обширной дорожной сети, опоясывающей всю территорию государства инков от побережья до Анд. Чем ближе к горам, тем опаснее становился путь: во многих местах узкая дорога, по которой мог передвигаться только один человек, проходила вдоль устрашающих пропастей и обрывов. С одной стороны от поселка был перекинут подъемный мост над бездной, а с другой, юго-восточной, не защищенной отвесными скалами, были сооружены стены высотой в пять метров и толщиной в метр. На всех окрестных холмах стояли дозорные башни. Многие постройки Мачу-Пикчу частично вырублены в скале, частично сложены из умело подогнанных каменных глыб. Всевозможные выступы и ложбины древние перуанцы приспосабливали под строительные нужды: горы и скалы издревле являлись для них олицетворением предков, поэтому их никогда не пытались видоизменить. Магическое значение имел и камень, который добывали в окрестностях. Там же располагались хижины мастеров, архитекторов, опытных строителей и простых рабочих. Вероятно, тем, что многие камни почитались у инков как священные, можно объяснить столь тщательную подгонку блоков. Ведь между некоторыми из них нельзя просунуть и лезвия! Правда, высочайшей степенью обработки отличались только те камни, которые шли на постройку храмов и домов богатых и знатных горожан. Известно, что инки шлифовали блоки с помощью бронзовых и каменных инструментов, а иногда терли их друг о друга до тех пор, пока они идеально не соприкасались между собой. Здешние мастера умели изготавливать камни-скобы и многогранные камни-гвозди, придававшие конструкции устойчивость. Еще одна примета инкской архитектуры — трапециевидные окна и дверные проемы, которые часто перекрывали многотонными монолитами. Устройство города Мачу-Пикчу был разделен на три сектора. В одном располагались королевская резиденция, дома знати и храмы. Большая Священная площадь отделяла этот район от квартала простых обывателей, мастерских, лавок и кладбища, устроенного в Погребальной скале. Ниже, в южной части города, были дома крестьян с кладовыми и загонами для скота. Двускатные крыши своего жилья инки покрывали соломой, которую стелили на деревянные балки, а их крепили к каменным опорам с помощью лиан. Несколько подобных строений ученые попытались реконструировать. Результаты их работы могут увидеть современные туристы. На юге и на западе Мачу-Пикчу были устроены ступенчатые сельскохозяйственные террасы, защищенные стенами из грубо обработанных камней. Они назывались «анденес» (отсюда и пошло название горного массива Анд). Такое расположение угодий облегчало искусственное орошение и предотвращало подмыв почвы. Анденес наполняли плодородной землей, привозимой из долины Урубамбы. Здесь выращивали маис, картофель, целебные травы и цветы. Однако для пропитания тысячного населения Мачу-Пикчу одних террас явно недоставало. В радиусе пяти километров от города обнаружено множество мест, предназначенных исключительно для земледелия и скотоводства. Крестьяне, жившие там, были людьми «второго сорта» — представителями разрозненных древних племен, некогда вытесненных инками со своих земель. Между собой отдельные части города, которые к тому же находились на разном уровне, соединяла разветвленная сеть каменных лестниц, вырубленных прямо в скале. Высоким уровнем инженерного и строительного искусства отличалась и система водоснабжения. Вода подавалась в город из горных источников по искусственно созданным каналам. Водопровод древнего народа сегодня действует так же, как и 500 лет назад. Священные храмы Мачу-Пикчу Так получилось, что более всего инкский город знаменит своими необычными храмами. Святая святых Мачу-Пикчу — самая высокая точка города, Интиуатан, — «место, которому благоволит солнце». Сердцем его является ритуальный камень, напоминающий солнечные часы. С его помощью жрецы определяли время суток, высчитывали месяцы и годы. Камень-алтарь играл особую роль в церемонии символического привязывания солнца, которую исполняли для того, чтобы светило вернулось в Мачу-Пикчу на следующий год. Задобрить божество могли всевозможные жертвоприношения — вероятно, это были не только животные, но и дети. Весьма необычен храм Кондора, названный так благодаря камню, который повторяет очертания птичьей головы и клюва. Позади него высятся две скалы, символизирующие крылья. Должно быть, необычный камень тоже служил алтарем, ведь «клюв» окаймлен желобом, в который, скорее всего, должна была стекать кровь жертв. Возможно, этот храм был связан с культом кондора, который являлся для инков олицетворением свободы, воздуха. Бесспорный шедевр архитектуры инков — храм Солнца. Возведенный на скалах, он чем-то напоминает гнездо кондора. Отсюда жрецы могли вести астрономические наблюдения, например определять точное положение солнца, что было важно для проведения мистических ритуалов. Полукруглая стена храма скрывает огромный гранитный постамент с множеством выбоин, похожий на алтарь и наверняка служивший жертвенником. На его поверхности в день летнего солнцестояния на восходе всегда появляется полоса света. У подножия скалы, на которой воздвигнут храм Солнца, располагается вход в пещеру, служившую, вероятно, усыпальницей для мумии некой знатной персоны. Инки верили, что душа человека оставалась связанной с телом до тех пор, пока оно было не тронуто тлением. Поэтому умершие из числа знати и духовенства подвергались мумификации. Кстати, мумии инков совсем не походят на классические египетские. На востоке за городской чертой был обнаружен ритуальный камень с тремя ступенями. Одна из них знаменует небо, жилище богов, вторая — землю, третья — подземное царство, куда возвращается все живое. На этот камень укладывали умерших, а потом под воздействием солнечных лучей днем и холодных ветров ночью там происходила их естественная мумификация. Назначение многих храмов Мачу-Пикчу неизвестно. Например, какому божеству был посвящен храм Трех окон, ученые еще не выяснили, хотя и установили, что, как полагали инки, окна этой постройки вели в бесконечность. Новые загадки принесли и раскопки так называемого Зала ступок. В его центре расположены камни с выдолбленными в них лунками, в определенное время наполняемыми водой. Благодаря особому расположению окон и фокусированию солнечных лучей такой зал мог служить для астрономических изысканий, например важных расчетов сроков сельскохозяйственных работ. Не исключено также, что эти лунки использовались жрицами для изготовления красок из толченых растений и минералов для росписей тканей и сосудов. Местные жители предлагают свое объяснение: по их мнению, наполненные водой ступки — это два широко раскрытых глаза, стремящихся к солнцу и к небу. Сегодня Мачу-Пикчу — популярный туристический центр. Многие стремятся сюда, чтобы воочию увидеть непревзойденное строительное искусство инков. Но многих влечет сюда и легенда об Эльдорадо — мифической стране, богатой золотом и драгоценными камнями. Золото и серебро инки именовали слезами солнца и луны, эти металлы были для них сакральными. Совсем иное отношение к ним демонстрировали европейцы. Первые испанские конкистадоры, захватив Куско, нашли здесь так много золотых предметов, что примерно в течение полугода переплавляли их в слитки и отправляли в метрополию (это стало причиной невиданного за всю историю обесценивания золота: оно подешевело в несколько раз). Исчерпав запас инков, испанцы развернули очередную кампанию по поиску сокровищ, поверив указанию на то, что они спрятаны неподалеку от Куско в труднопроходимой горной местности. Мачу-Пикчу в силу своего местоположения долгое время отождествляли с этим сказочным краем. И, несмотря на то что изделий из благородных металлов в нем обнаружено не было, его все равно прозвали Золотым городом инков. Но и без столь впечатляющей истории одинокий, затерянный в горах Мачу-Пикчу мог бы считаться одним из самых таинственных городов. И вряд ли в этом плане с ним удастся потягаться какому-либо другому уголку планеты. | |
| |
Просмотров: 915 | |
Всего комментариев: 0 | |