Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом. Самоназвание этой области - Сеннаар. С Севера и Востока Месопотамию окружали горы Армянского и Иранского нагорий, на Западе она граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга ее омывал Персидский залив. Центр развития древнейшей цивилизации находился в Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, а южная – Шумер. Не позднее 4 тыс. до н.э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения, постепенно они заняли всю территорию Месопотамии. Откуда пришли шумеры до сих пор не известно, но согласно легенде, распространенной среди самих шумеров, с островов Персидского залива. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками не установлены. В северной части Месопотамии, начиная с первой половины 3 тыс. до н.э., жили семиты, скотоводческие племена древней Передней Азии и Сирийской степи, язык семитских племен назывался аккадским. В южной части Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу – на ассирийском диалекте ассирийского языка. В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на Юг и концу 3 тыс. до н.э. заняли всю южную Месопотамию; в результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский, однако он продолжал существовать как язык науки и религиозного культа до 1 в. н.э. В конце 3 тыс. до н.э. в Месопотамию из сирийской степи начали проникать западно-семитские скотоводческие племена, которые вавилоняне называли амореями ( кочевники ). С 3 тыс. до н.э. в северной Месопотамии, от верховья реки Диялы до оз. Урмии, обитали племена кутии или гутии. С древнейших времен на севере Месопотамии жили также хурритские племена, которые создали государство Митанни. В 3-2 тыс. до н.э. хурриты и их близкие родственники урартские племена занимали всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли племя и страну хурритов Субарту. Во второй половине 2 тыс. до н.э. из Северной Аравии в Сирийскую степь, Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племен. К концу 13 в. до н.э. арамеи создали в Западной Сирии и Южной Месопотамии множество мелких княжеств, а к началу 1 тыс. до н.э. арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и северной Месопотамии. В 8 в. до н.э. арамейские государства были захвачены Ассирией, однако после этого влияние арамейского языка усилилось, к концу 7 в. до н.э. вся Сирия говорила по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии. В 8-7 вв. до н.э. ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покоренных народов из одного района Ассирийской державы в другой, цель – затруднить взаимопонимание между различными племенами, тем самым предотвратить их мятежи против ассирийского ига и заселить опустошенные во время бесконечных войн территории. В результате неизбежного смешения языков победителем выходил арамейский. Начиная с 9 в. до н.э. в южную Месопотамию начали вторгаться родственные арамеям халдейские племена, постепенно занявшие всю Вавилонию. В 1 в. н.э. вавилоняне полностью слились с халдеями и арамеями. На рубеже 4 и 3 тыс. до н.э. примерно одновременно с возникновением государства в Египте, в нижней части Междуречья Тигра и Евфрата появляются первые государства. В начале 3 тыс. до н.э. на территории южной Месопотамии сложилось несколько небольших городов-государств, они располагались на холмах и были окружены стенами, в каждом жило около 40-50 тыс. человек. На крайнем юго-западе находился город Ур, имевший огромное значение в политической истории Шумера. В центре Месопотамии находился город Ниппур – главное святилище всего Шумера. В первой половине 3 тыс. до н.э. в Шумере создалось несколько политических центров, правители которых носили титул лугаль (большой человек ) или энси (самостоятельный владыка, который первоначально был жрецом-строителем ). Во второй половине 3 тыс. до н.э. на главенство в Шумере стал претендовать город Лагаш. В середине 25 в.до н.э. он разгромил своего главного врага – город Умму, а народные массы, ущемленные в своих экономических и политических правах, объединились вокруг одного из влиятельных граждан города Уруинимгины (Урукагины). Все вместе взятые факты привели к тому, что Уруинимгина стал новым энси. За период своего шестилетнего правления он провел важнее социальные реформы, были отменены поборы с жреческого персонала, увеличено натуральное довольствие подневольных храмных работников, восстановлена независимость храмового хозяйства от царской администрации, восстановлена судебная организация в сельских общинах, была ликвидирована полиандрия (многомужество) – все эти изменения были объявлены договором Уруинимгина с главным богом Лагаша Нингирсу, по которому первый являлся исполнителем его воли. Пока Уруинимгина был занят реформами, началась война между Лагашем и Уммой, она закончилась победой правителя Уммы Лугальзагесси. Он отменил только недавно введенные реформы и распространил свое господство почти на весь Шумер, столицей которого теперь стал город Урук. Основной отраслью экономики Шумера было земледелие, основанное на развитой оросительной системе. К началу 3 тыс. до н.э. относится шумерский литературный памятник – земледельческий альманах, написанный в форме поучения, он содержит указания и советы по сохранению плодородия почв, описывает последовательность полевых работ. Развивалось ремесло, среди городских ремесленников было много строителей домов, уже в этот ранний период кирпич подвергается обжигу в печах, для облицовки зданий пользовались глазурованным кирпичом. Из местного сырья ремесленники имели в своем распоряжении лишь глину ( уже используется гончарный круг, а наиболее ценные сосуды покрываются эмалью и глазурью ), тростник, шерсть, кожу и лен. Бог мудрости Эа считался покровителем всех мастеровых. Начиная с 27 в. до н.э. северная часть
Месопотамии была заселена аккадцами, их
первым царем был Шаррумкен (истинный царь) или Саргон Древний, основатель 3 династии царей Ура. Он вступил в
длительную войну с Лугальзагесси, который властвовал почти во всех шумерских городах. Напав первым, Лугальзагесси
вскоре был повержен, а Саргон, создав первое в истории постоянное войско из
5400 человек, совершал успешные походы в Сирию, горы Тавра, Элам. При Саргоне
сооружались новые каналы, была налажена общегосударственная оросительная
система, введена единая система мер и весов. Аккад вел морскую торговлю с
Индией и Восточной Аравией. В конце правления Саргона в стране буйствовал
голод, который вызвал восстание, подавленное уже сыном Саргона – Римушем. Он
правил недолго и был убит во время дворцового переворота. Следующего преемника
постигла та же участь, и тогда на трон взошел внук Саргона - Нарам-Суэн, при
котором Аккад достиг своего наивысшего могущества, а Нарам-Суэн стал величать
себя могущественным богом Аккада и повелел изображать себя на рельефах в
головном уборе украшенном рогами, которые считались божественным символом. Он
также носил титул царя четырех стран света, так как вел много успешных
завоевательных войн. Однако, при преемнике Нарам-Суэна Шаркалишарри (царь всех
царей) начался распад Аккада; новому царю пришлось вступить в длительную борьбу
с амореями на Западе и одновременно противостоять нашествию кутиев с
Северо-Востока. В самой Месопотамии начались народные волнения и вскоре она
была завоевана кутиями ( Около Вначале Вавилонское царство не играло
особой роли. Первым царем, который начал активно расширять пределы государства, был Хаммурапи
(1792- Чтобы число воинов и налогоплательщиков не уменьшалось, Хаммурапи принял законы, которые облегчали участь свободного, но экономически нестабильного населения; так, например: долговое рабство на кредитора ограничивалось тремя годами, после чего любая задолженность считалась полностью погашенной. Воины получали от государства земельные наделы и обязаны были по первому требованию царя выступить в поход, эти наделы становились личной собственностью и передавались по наследству. Чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт; прелюбодеяние со стороны жены каралось ее утоплением, но если муж решал простить жену, то от наказания освобождались и она и ее любовник. Отец не имел права лишать сыновей наследства и должен был научить их своему ремеслу. В отличие от Вавилонии, Ассирия была
бедной страной. Превращением в крупный торгово-перевалочный центр она была
обязана одному – выгодному географическому положению; на ее территории
пролегали важные караванные пути, по которым из Северной Сирии, Малой Азии и
Армении доставлялись в Вавилонию металлы и строительный лес, а в обмен
вывозились продукты сельского хозяйства и ремесел. Наряду с этим, ассирийцы
основали много торговых колоний за пределами своей страны, важнейшая из них
находилась в г. Канесе в Малой Азии. Отношения между членами колонии и жителями
Канеса регулировались местными законами, а во внутренних делах колония подчинялась
Ашшуру, который облагал ее торговлю огромной пошлиной. Верховным органом власти
в Ашшуре был совет старейшин, им велась датировка событий и отсчет времени.
Сушествовала также наследственная должность правителя (ишшаккум), который имел
право созывать совет, но без санкции последнего не мог принимать важные
решения. Для удержания в своих руках караванных дорог и захвата новых Ассирии
надо было иметь сильную военную власть. Именно это стало основой усиления
власти ишшаккума; однако во второй половине 18 в. до н.э. Ассирию захватил
Хаммурапи. Синхронно Ассирия утратила свою караванную монополию. К середине 2
тыс. до н.э. Ассирия была вынуждена признать власть царей Митанни; но вскоре
начинается упадок Митанни, в чьи владения тоже началась экспансия. Во второй
половине 13 в. при царе Тукульти-Нинтурте 1 (1244 – В конце 13 в до н.э. начинается упадок
Вавилонии. Столетие спустя эламский царь
Шутрук-Наххунте 1 решил, что настал час расплаты с давним врагом и напал на
Вавилонию. Его сын также продолжал политику грабежа Вавилонии. Вавилоняне
объединились вокруг своего царя Эллиль-надин-аххе, чтобы спасти свою страну, но
трехлетняя война закончилась победой эламитов. Вскоре при Навуходоносоре 1
(1126- В Персидское завоевание и утрата
Вавилонией независимости не означали конца месопотамской цивилизации. Для самих
вавилонян приход персов поначалу казался очередной сменой правящей династии.
Прежнего величия и славы Вавилона хватило местным жителям для того, чтобы не
испытывать перед завоевателями чувства ущербности и неполноценности. Персы со
своей стороны также относились к святыням и культуре народов Месопотамии с
должным уважением. Вавилон сохранял положение одного из величайших городов
мира. Александр Македонский, разбив персов при Гавгамелах, вступил в Месопотамская цивилизация – одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце 4 тыс. до н.э. человеческое общество вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, что означает сложение культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания, все это тесным образом связано с урбанизацией, сложной социальной дифференциацией, становлением государственности и гражданского общества. Для догородской бесписьменной культуры характерна симпрактичность информационных процессов; иными словами, основные виды деятельности не требовали каких-либо самостоятельных коммуникативных каналов. Мышление человека первобытной культуры можно определить как комплексное с преобладание предметной логики, уровень развития его личности можно назвать дорефлексивным. С рождением цивилизации симпрактичность преодолевается и возникает теоретическая текстовая деятельность, связанная с новыми видами общественной практики (управление, учет, планирование и т.п.). Эти виды деятельности создают условия для возникновения категориального мышления и понятийной логики. К этой новой культуре была причастна лишь часть древнего общества, а именно: ученые-писцы и чиновники-бюрократы. На протяжении всего периода древности первобытная культура сохранялась и сосуществовала бок о бок с древней. Не маловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации. Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже 4-3 тыс. до н.э. По-видимому, она сложилась на основе системы учетных фишек, которую вытеснила и заменила. В 9-4 тыс. до н.э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учета различных продуктов и товаров трехмерные символы – маленькие глиняные шарики, конусы и т.д. В 4 тыс. до н.э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак, на внешней стороне иногда ставили оттиск всех фишек, которые заключены внутрь; необходимость в самих фишках таким образом отпала – достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой знаками-рисунками. Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и специфическую линзообразную форму древнейших табличек. Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал одно или несколько слов. Совершенствование системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа, в результате появились клинописные оттиски. Одновременно происходит фонетизация письма, т.е. значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении но и в отрыве от него. Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы, развитая же клинописная система, способная передавать все оттенки речи, выработалась лишь к середине 3 тыс. до н.э. Престиж месопотамской культуры и письменности был столь велик, что во второй половине 2 тыс. до н.э., несмотря на упадок политического могущества Вавилона и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся средством международного общения на всем Ближнем Востоке. При школах – академиях ( эдубба) создавались библиотеки по многим отраслям знания, существовали и частные собрания глиняных книг. Крупные храмы и дворцы также нередко имели кроме хозяйственно-административных архивов большие библиотеки, самая известная из них – библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала. Большая часть того, что мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев была получена при изучении этих 25 тыс. табличек и фрагментов, извлеченных из этой библиотеки. Древнемесопотамская словесность включает как памятники фольклорного происхождения, так и произведения авторские. Самым выдающимся памятником является аккадский Эпос о Гильгамеше, который повествует о поисках бессмертия, о смысле человеческой жизни. Огромный интерес представляют старовавилонская "Поэма об Атрахасисе" повествующая о сотворении человека и всемирном потопе, и культовый космогонический эпос Энума элиш (Когда вверху). Дошла из Месопотамии и поэма-сказка о проделках хитреца, "Поэма о страданиях невиновного", "Разговор господина с рабом" и "Вавилонская теодицея". Мы до сих пор пользуемся позиционной системой цифр и шестидесятеричным счетом шумеров, деля круг на 360 градусов, час на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Шумеры ввели систему определения лунных фаз (Набуриан), продолжительность солнечного года (Киден). Родившаяся, по-видимому, на рубеже 3-2 тыс. до н.э. идея единой истинной царственной власти, переходящей со временем из одного города-государства в другой, пережила тысячелетия. Войдя в Библию (Книга Давида) как идея смены царств, она стала достоянием раннехристианской историософии и послужила одним из источников возникновения на Руси в начале 16 в. теории Москва – Третий Рим. Характерно, что инсигнии византийских императоров и русских царей происходят из Вавилона. Источник: История древнего мира. Курс лекций. М. 2002. 340 с | |
| |
Просмотров: 4763 | |
Всего комментариев: 0 | |