Реакция
против «панвавилонизма» считает в числе своих представителей такую величину,
как Эд. Мейер, который в своем огромном, непрерывно продолжаемом и обновляемом
труде Geschichte des Altertums и в подготовительных статьях к новому изданию
его первого тома следовал старой осторожной и трезвой методе и высказывался
резко против «берлинских откровений». Египтологи школы Эрмана в своих изданиях:
Zeitschrift fur agypt. Sprache и Untersuchungen zur Geschichte Aegyptens и в
отдельных трудах (напр., Breasted. History of Egypt) также не считаются с этими
«откровениями» и оберегают свою науку от опасного пути ассириологов («Vestigia
terrent»). Удар панвавилонизму нанесен и на его собственной территории
основательными работами иезуита Куглера, посвященными вавилонской астрономии. В
своем рассчитанном на много томов труде Sternkunde und Sterndienst in Babel
этот первоклассный специалист, достойный продолжатель Штрассмайера и Эппинга,
может быть, заходя в своей реакции слишком далеко, отрицает глубокую древность
вавилонской астрономии и старается доказать, что до половины VIII в. она не
имела научного характера, «не обладала сознательным стремлением к познанию
звездной закономерности». На ряду с этим богослов Грессман вместе с
ассириологом Унгиадом и египтологом Ранке иначе подошли к проблеме Babel und
Bibel. Вместо проведения недоказуемых положений и рискованных комбинаций, они
дали в руки интересующемуся этим основным вопросом культуры объективный
материал — точный, строго проверенный перевод текстов и возможно полное
собрание изображений, иллюстрирующих ветхий завет. Таким путем появилось в 1909 г. прекрасное издание
Altorientalische Texte und Bilder zum Alten Testamente. Здесь личный элемент
сведен до самых кратких пояснительных примечаний, и читатель поставлен лицом к
лицу с источниками.
Наконец,
в 1911 г.
Куглер нанес едва ли не окончательный удар панвавилонизму, подвергнув в своей
книжке Im Bannkreis Babels. Panbabylonistische Konstructionen und
Religionsgeschichtliche Tatsachen теорию Винклера систематическому разбору по
пунктам, доказав ее астрономическую и ассириологическую несостоятельность. «На
развалинах панвавилонизма» была названа одна из его предыдущих статей.
Многочисленные нападки вынудили Винклера написать книжку для оправдания своего
метода: DerAlte Orient und Geschichtsforschung (1906) и вместе с А. Иеремиасом
начать серию полемических брошюр Im Kampfe um den Alten Orient. Здесь
вспоминаются времена Гутшмида и Шрадера. Совершенно чужды увлечений и вышедшие
два первых тома A History of Babylonia and Assyria — L. King'a, посвященные
истории Сумира и Аккада (1910) и истории Вавилона (1915) и дающие попытку
изложения истории Вавилона до Хаммурапи на основании всего известного пока
материала. Но увлечения распространяются и на другие области, кроме
религиозной. В 1906 г.
появился труд Jеnsеn'a, Das Gilgameschepos in der Weltliteratur, превосходящий
все раньше написанное и производящий психопатическое впечатление. Если в нем
автор злоупотребляет литературными аналогиями, то превосходящее меру
злоупотребление лингвистикой мы находим в первой половине труда Ноmmеl'я,
Geographic und Geschichte des Alten Orients, вышедшей в известном сборнике
Ivan'a Muller'a (1904). Несколько примыкает к этому направлению и специальный
орган, посвященный древне-восточной Культуре и выходящий под ред. Ф.
Лихтенберга с 1907 г.
— «Memnon», а также выдержавший два издания учебник проф. Виппера, Древний
Восток и эгейская культура, грешащий модернизацией в своем изложении социальных
и экономических отношений.
Эти
отрицательные явления, неизбежные при быстром движении науки, представляются,
конечно, лишь эксцессами, свойственными переходному времени. Общее направление
научной деятельности в современный нам период несомненно следует признать не
только разносторонним, много обещающим, но и трезвым и критическим. Легкость
сношений и большее совершенство технических способов воспроизведения памятников
обусловили возможность новых изданий и пересмотра старых; источники даются в
руки исследователей в новых сличениях и тщательно проверенных изданиях.
Предприняты и отчасти выполнены грандиозные планы исчерпывающих коллективных
трудов, каковы, напр.: берлинский египетский словарь, каталоги Каирского музея,
серии изданий и переводы иероглифических и клинописных текстов и памятников
искусства (напр., v. Bissing'a, Wreszinsk'oro, издание Assyrian Sculptures,
Sarre и др.).
Вместе
с тем, не ослабевают усилия расширить этот материал привлечением все еще
непонятных письмен не только, хеттов, митанни и мероитов, но и носителей
критско-микенской цивилизации. Открытие последней разрушило традиционную схему
«древней истории» и превратило изучаемый нами отдел исторической науки в первую
главу истории средиземноморского мира. Исследования Б. В. Фармаковского, М. И.
Ростовцева и школы Н. Я. Марра включили сюда и наш Юг. Выстроенное на этом
фундаменте здание будет, во многих наиболее существенных частях, не похоже на
те, которые отражали состояние научного материала прежнего времени. За
созидание его взялся ученый, в своем знаменитом труде систематизировавший
сведения второго периода нашей науки. Новое издание тома Geschichte des
Altertums Эдуарда Мейера уже по внешнему виду указывает на необычайное развитие
этой отрасли исторической науки. Материал, изложенный им в одном томе, пришлось
распределить в двух больших томах и привлечь к делу не только «Древний Восток»,
но и Эгейский мир, и древнейшую Европу. Пред нами пока первая половина этого
труда, который составит эпоху в истории науки. К сожалению, не свободен от
упрека в искусственности построения большой талантливый труд Германа Шнейдера в
двух томах: I. Kultur und Denken der Alten Aegypter, II. Kultur und Denken der
Babylonier und Juden, 1910. Автор—натуралист и философ — пользуется материалом
в переводах специалистов и, исходя из теории Гердера и Гегеля, рассматривает
историю развития человечества, как целого, с историко-философской точки зрения.
Он старается проследить развитие человеческого духа, начиная с Египта, проходя
чрез Вавилоно-Иудею и кончая эллинством. Талантливый наблюдатель «со стороны»
подметил не мало черт, ускользавших от специалистов, и дал несколько
превосходных очерков, касающихся религии, литературы, искусства и, особенно,
науки народов Древнего Востока. Но он мало считается с затруднениями,
представляемыми недостаточностью и случайностью материала, и без всяких
оговорок рисует цельную картину непрерывного развития культур. Конечно, и
незнакомство с языками изучаемых народов не могло не отразиться на цельности
представления об их «культуре и мышлении». Последний труд общего характера по
истории Древнего Востока, имеющий научное значение, принадлежит одному из
хранителей Британского музея Н. R. Наll — The ancient History of the Near East,
1913. Он рассчитан на студентов, но может быть полезен и для специалистов.
Особенностью его является, между прочим, то, что в общую схему включены и
эгейская культура и история Греции до Персидских войн, «когда западная
цивилизация определилась, как отличная от восточной, и началась наша
собственная эра культуры». Книга снабжена многими прекрасными иллюстрациями.
Итак,
накануне мировой войны наша научная область достигла огромных успехов и
небывалого расцвета, привлекла к работе множество специалистов Старого и Нового
Света, добывавших материал на местах, разрабатывавших его в кабинетах и знакомивших
с ним в аудиториях, привлекая многочисленные новые силы. Широкие круги общества
живо стали интересоваться Востоком, доходя иногда до увлечений и крайностей.
Для печатания монументальных изданий и исследований издательства и ученые
общества охотно открывали кредиты; в одной Англии появилось несколько новых
журналов, посвященных Востоку вообще и Египту в особенности (напр., Ancient
Egypt и Journal of Egyptian Archeology, оба с 1914). И наша наука начала
активную деятельность на ниве Древнего Востока, созидая музеи, издавая и
разрабатывая тексты, производя археологические изыскания на местах, пока
сопредельных.
В
настоящий момент целый ряд стран — Франция, Америка, Англия и Италия —
производят раскопки во всех странах, таящих в недрах своих следы культуры Древнего
Востока. Прекрасным введением к этому новому периоду раскопок может служить
книжка славнейшего из современных археологов, Flindеrs Petrie, Eastern
Explorations; Past a. Future. London, 1918.
В
Двуречье, как известно, раскопки всегда давали наибогатейшие результаты, и уже
в конце войны они снова начались. Англичанами были произведены тогда раскопки
вблизи крепости: Салихия на Евфрате, см. А. Воissier, Les fouilles de Salihiyeh sur PEuphrate (Rev.
arch. 1923, janv.—avr.). В 1918—19 гг.
Британским музеем были начаты розыскания: в Эриду; там нашли первые следы
каменных сооружений в Вавилонии (см. Восток, I, стр. 124). В то же время
Британский музей копал и на месте древнего Ура. Здесь был раскопан, между
прочим, дворец Шульги (Н. R. Hall, Recent excavations at. Ur of the Chaldeens. Journ. of
the Manchest. Egypt
и Orient. Soc. IX, 1921). В 1922 г. в Уре возобновила
работы совместная экспедиция Британского музея и Филадельфийского университета,
которая завершила начатое в 1918—19 гг. и выявила с достаточной полностью
историю этого важнейшего вавилонского города. О послевоенных раскопках см. Langdоn, Ausgrabungen in Babykmien seit 1918 (Der Alte
Orient, XXVI, 1927). Если Двуречье
археологически завоевано англичанами и американцами, то в Сирии, являющейся
ныне колонией Франции, раскопки ведутся французскими учеными. Французское
правительство не жалеет средств на археологические изыскания и основало, в
целях сохранения памятников и производства раскопок, особое Service des antiquites
de Syrie, охватывавшее также и Киликию в момент ее оккупации французскими
войсками (см. J. Сhamоnard, A propos du Service des antiquites de Syrie в Syria, 1920). Раскопки
ведутся одновременно в Тире, Сидоне, Библе и в Тель-Неби-Мунд, являющемся
местом древнего Кадеша. В особенности важными оказались раскопки в Библе, где
был обнаружен египетский храм, восходящий к Тинисской эпохе, и таким образом
доказано, что уже в эту древнейшую эпоху Финикия являлась провинцией египетской
культуры. О раскопках в Библе см. Montet, Comptes Rend., 1922, стр. 7 сл. и
1923, стр. 84 сл.
Также
стоят отдельного внимания публикации вавилонской секции Пенсильванского
университета, продолжающей издавать неистощимые сокровища Ниппурского архива.
За время войны появились ценные издания, выпущенные Роebеl'ем, Chiera,
Ungnad'oм и Lutz'ом. Почетное место займут в будущем издания приобретений
другого американского университета, а именно Yale-университета. Университет
издает таблетки своих коллекций в нескольких Yale Oriental Series, из которых
самыми важными являются серии Babylonian Texts и Researches.
У
нас продолжались работы над изданием памятников Госуд. Эрмитажа, в котором
принимали участие Б. А. Тураев, Ф. Гесс В. К. Шилейкои др. С 1921 г. стал издаваться
особый орган для статей, посвященных памятникам Эрмитажа — «Сборник
Государственного Эрмитажа». Среди статей имеются исследования, трактующие
памятники Древнего Востока. Богатая сокровищница московского Музея изящных искусств,
в котором хранится большая коллекция В. С. Голенищева, описывалась в
многочисленных трудах Б. А. Тураева. В деле описания Б. А. Тураеву помогали его
московские ученики, Т. Н. Бороздина-Козьмина и В. М. Викентьев, а также и
петербургские ученики. После смерти Б. А. Тураева над подготовкой к печати
некоторых его рукописей с описанием предметов коллекции работал проф. И. Г.
Франк-Каменецкий. Предметы ассиро-вавилонского происхождения в коллекции
Голенищева описывались В. К. Шилейко в XXV т. «Записок Вост. отдел. Арх. о-ва»,
в «Сборнике в честь Мальмберга» и т. д. Им же подготавливалось новое издание
каппадокийских таблеток голенищевского собрания, а также Музея письменности,
основанного П. П. Лихачевым в Петербурге. Памятники этого музея продолжали издаваться
и во время войны. Египетские памятники описывались Б. А. Тураевым в его
«Египтологических заметках», издававшихся с 1916 г. Академией наук. М.
В. Никольский продолжал свое капитальное издание «Документов хозяйственной
отчетности древней Халдеи из собрания Н. П. Лихачева». В 1915 г. он издает II том
этой серии - Эпоха династии Агаде и эпоха династии Ура (Древности восточные.
Труды Вост. ком. Москов. арх. о-ва, V, Москва, 1915). Судьбе было угодно, чтобы
этот II том был последним томом грандиозной серии, задуманной М. В. Никольским.
Преждевременная смерть не дала ему завершить свое важное дело. В 1915 же году
В. К. Шилейко выпустил свою ценную книгу: Вотивные надписи шумерийских
правителей, в , которой он издал и памятники из собрания Н. П. Лихачева. После
смерти своего учителя, М. В. Никольского, В. К. Щилейко оставался единственным,
неутомимым издателем клинописных сокровищ музея Н. П. Лихачева.
Новые
раскопки, издания результатов прежних раскопок, опубликование сокровищ,
хранящихся в музеях, привели к новому расцвету дисциплин, изучающих историю
культуры Древнего Востока. Одним из признаков этого расцвета является издание
новых журналов одновременно с большинством старых periodica. Во Франции издается с 1920
г.
«Syria, Revue d'art oriental et d'archeoldgie», Paris. «Kemi» — египтологический журнал. В Чехословакии «Archiv
orientalni». В Германии «Archiv fur Orientforschung». В Австрии, правда, прекратил свое существование такой почтенный орган, как «Wiener
Zeitschrift fur d. Kunde des Morgenlandes», но зато в Германии из «Zeitschrift der Deutschen Morgenland. Gesellschaft»,
охватывавшего все востоковедные дисциплины, выделились в 1922
г. два новых журнала: «Zeitschrift fur Indologie u. Iranistik» и «Zeitschrift fur Semitistik u. verwandte Gebiete». В Италии был основан в 1920
г. периодический орган «Aegyptus, rivista
italiana di egittologia e di papirologia», Milano. С 1922
г. ориенталисты Голландии, Дании и Норвегии стали сообща издавать журнал «Acta Orientalia,
ediderunt Societates Orientales Batava, Danica, Norvegica», Lugduni Batavorum. В Америке в 1917
г. появились «Journal of the Society of Oriental Research»,
Ohio и «Harvard African Studies». У нас с 1921
г. стали издаваться «Известия Рос. академии ист. мат.
культуры». Вышли 5 томов и в дальнейшем издание продолжалось по выпускам, число
которых достигает сейчас 119. Среди многочисленных статей в них имеется немало
посвященных Древнему Востоку. В 1922
г. появился I том «Ежегодника Рос. института истории
искусств», в котором помещено несколько статей, трактующих о памятниках
Древнего Востока. С 1922 г.
стали издаваться 2 новых журнала, посвященные востоковедению: «Восток» в
Петербурге и «Новый Восток» в Москве.
Усилившийся
интерес к Древнему Востоку сказался во введении обильного египтологического и
ассириологического материала в последние томы как энциклопедии Pauly-Wissоwa,
Realenzyklopadie des Klassischen Altertums, посвященной преимущественно
греко-римской древности, так и словаря Rоsсher'а, Ausfuhrliches Lexikon d.
griechiesch. u. romisch. Mythologie и Reallexicon d. Vorge-schichte — Ebert'а. Продолжалась
успешная дешифровка текстов еще недоступных пониманию и филологическая
разработка памятников уже поддающихся чтению. Большим событием было издание Н.
Я. Марром своей работы: Определение языка второй категории ахеменидских
надписей. Успехов в чтении эламских надписей достигли и Husing и Scheil (см.
работу последнего Dechiffrement d'un document Anzanite relatif aux presages в
Rev. d'Assyr. 1917, XIV, стр. 29 сл.). Griffith успел еще более приблизиться к
пониманию мероитских надписей (ср. его статью в Шамполлионовском сборнике:
Meroitic funerary inscriptions from Faras, Nubia). Самым блестящим триумфом
науки было, конечно, чтение хеттских таблеток Богазкеойского архива, в основу
которого легло прекрасное исследование Нестора ассириологии Фр. Делича
Sumerisch-Akkadisch-Hettitische Vocabularfragmente (в Abhandl. d. Preus. Akad. d.. Wiss., 1914, phil.-hist. Kl. № 3). Совершенно новым
была расшифровка хеттских иероглифов Грозным. Это был, конечно, еще больший
триумф, чем раскрытие чтения клинообразных надписей (В. Нrоznу, Les
inscriptions hittites hieroglyphique, Praha, I—II, 1933—34). Ряд других
исследователей, как Сейс и Форер, также работали в этой области (см. Е.
Fоrrеr,- Die Hethitische Bilderschrift). Чрезвычайно важным явилось также
открытие семитического алфавитного клинообразного письма в Ras Schamra (см. Hans Bauer, Das
Alphabet von Ras Schamra. Seine entzifferung und
seine Gestalt. Halle—Saale, 1932). В
дисциплинах, уже переживших стадию дешифровки и чтения, продолжалось
филологическое углубление. в Гейдельберге разрабатывается словарь для
ассиро-вавилонского языка, см. С. Веzоld, Zettelproben d. babylonisch-assyrischen
Worterbuches d. Heidelberger Akad. d. Wissenschaften (Sitzungsber. d. Heidelb. Akad., philos.-hist. KI., 1920, XVI и след.). Халдский
язык получил исчерпывающую трактовку в работах И. И. Мещанинова, который далеко
продвинул вперед понимание этого языка и издал впервые большое количества новых
текстов. Его перу принадлежит многочисленная серия работ, из которых основные:
Халдоведение. Баку, 1927; Язык ванских клинообразных надписей на основе
яфетического языкознания, Лгр., 1932 и Язык Ванской клинописи, Лгр., 1935.
Изучая
тексты с точки зрения филологической, наука не забывала, конечно, исследовать
всесторонне и их содержание. Социально-экономические вопросы была затронуты в
работах: G. Соntenau, Umma sous la
Dynastie d'Ur, Paris, 1916; V. Sсheil, Recueil de lois assyriennes,
Paris, 1921; W. M. Flinders Petrie, Social life in ancient Egypt, London, 1923;
С. А. Котляревский, Социально-экономические и правовые отношения Вавилонии по
законам Хаммураби (Новый Восток, III, стр. 329 сл.); И. Н. Бороздин, Хеттские
законы (ibidem, IV, стр. 291 сл.) Д. А. Ольдерогге, и др. Материальная:
культура Древнего Востока стала предметом исследований: J. dе Моrgan, La
prehistoire orientale, I—III, 1925—27; G. Соntenau, Manuel d'archeologie
orientale. Paris, 1927; H. Francfort, Studies, in Early Pottery of the Near East, 1924; Сhilde, The most
ancient East. London, 1928; G. Воsоn, Les, metaux et les pierres dans les inscriptions
assyro-babyloniennes, 1914; H. F. Lutz, Textiles and Costumes among the peoples
of the Ancient Near East, Leipzig, 1923 его же, Viticulture and Brewing in the ancient Orient,
Leipzig, 1923; A. Neuburger, Die Technik des Altertums. У нас было основано в лице Рос. академии истории
материальной культуры специальное ученое учреждение, изучающее материальную
культуру всех стран и всех времен.
Наряду
с материальной культурой изучалась и духовная культура Древнего Востока: так,
чрезвычайно интенсивно протекала работа над историко-религиозными проблемами. Продолжались
также научные переводы древне-восточных религиозных текстов). Богатейшая
сокровищница литературы Древнего Востока привлекала и в послевоенный период
внимание исследователей. На науку Древнего Востока также обращалось внимание
исследователей. Продолжались исследования в области вавилонской астрономии и
астрологии; из них можно отметить большую работу Weidner'a — Handbuch d.
babylon. Astronomie, 1915; исследование Воll'я и Bezold'a — Antike Beobachtungen farbiger Fixsterne
(Afoh. Munch. Akad. т. XXX, 1918) и
написанную Bezold'oм первую главу книжки Воll'я — Sternglaube und Sterndeutung,
Leipzig — Berlin, 1917 и второе изд. 1919 г. Исследование изобразительного искусства
Древнего Востока продолжалось с большим успехом. В новой переработке начали
выходить выпуски известной серии Kunstgeschichte in Bildern, изд. Е. A.
Seemann'a в Лейпциге (см. рец. Т. Н. Бороздиной-Козьминой, Новый Восток, III,
стр. 543 cл.). Исследования о пластике: В. Меissnеr, Grundzuge d.
babylonisch-assyr. Plastik. (D. Alte Orient, 1915); H. Fechheimer, D. Plastik d.
Agypter, Berlin, 1923; его же, Kleinplastik der Agypter, Berlin, 1922. Появилось также несколько монографий, посвященных всем отделам изобразительного искусства той или другой страны Древнего Востока: P. Handcock, The archaeology of the Holy Land, London, 1916; Gapart,
Lecons sur Part egyptien, Ltittich, 1920. О
значении искусства Древнего Востока для истории мирового искусства см.
небольшую, с большим энтузиазмом написанную статью Bissing'a — Die Bedeutung der
orientalischen Kunstgeschichte fur die allgemeine Kunstgeschichte, Utrecht,
1922. За время войны и после нее
появились не только монографии, посвященные отдельным сторонам различных
древне-восточных народов, но и труды, охватывающие в полном объеме многогранную
культуру некоторых стран Древнего Востока. Ценные обзоры ассировавилонской
культуры дали М. Jastrow — The civilisation of Babylonia a. Assyria,
Philadelphia, 1915; B. Meissner — Babylonien u. Assyrien, том I (обнимающий
материальную культуру), Heidelberg, 1920; G. Соntenau — La civilisation
assyro-babylonienne, collection Payot, Paris, 1922 (небольшое, но ценное
исследование); L. Dеlароrte, La Mesopotamie. Les. civilisations babylonienne et
assyrienne, Paris, 1923 (обширный труд). Хороший обзор древне-восточной
культуры, не зараженный панвавилонизмом, дает A. Yirkus своем Altorientalischer
Kommentar zum Alten Testament, Leipzig — Erlangen, 1923.
В
разбираемый нами период истории науки о Древнем Востоке не были забыты и
исторические исследования. W. King выпустил A History of
Babylon, London, 1915, а в 1916
г. переиздал свою A History of Sumer
a. Akkad, появившуюся в первом издании в 1910 г.
L. Dеlароrte, La
Mesopotamie: les civilisations babylonienne et assyrienne.
Paris, 1923; A. Moret, Le Nil et la civilisation egyptienne. Paris, 1924; Ассириолог Е. G. Кlаubеr написал небольшую по
объему, но дельную Geschichte des alten Orients (I том серии Weltgeschichte in
gemein-verstandlicher Darstellung), Gotha,
1919. В Кембридже под редакцией J. B. Bury, S. А. Соrk, F. E. Adсосk вышел
коллективный труд The Cambridge Ancient, History, первые тома которого
посвящены Древнему Востоку. Прекрасным введением в историю Древнего Востока
может служить книга академика В. П. Бузескула: Открытия XIX и начала XX века в
области истории древнего мира. I. Восток. Петроград, 1923. Акад. Бузескул сумел
чрезвычайно ясно и удобообозримо расположить весь тот ценный материал, которым
насытил свою книгу. Многочисленными указаниями о заграничной научной
литературе, приводимыми В. П. Бузескулом, мы воспользовались с большой
благодарностью. Много ценных библиографических данных мы получили также из
обстоятельной статьи проф. А. А. Фреймана, Востоковедение в Германии и из многочисленных сообщений о научной жизни Запада и
рецензий на вновь появляющиеся заграничные книги, помещенных в «Востоке» и
«Новом Востоке». Более полные сведения о том, что сделано востоковедами
Петербурга за последние годы, можно получить в недавно изданной Академией наук
книжке «Востоковедение в Петрограде 1918—1922», Петроград, 1923.