В 1899 году в забытой богом сирийской деревушке Рас-эль-Аин,
расположенной у истоков реки Хавур, впадающей в Евфрат, появился 39-летний
барон Макс фон Оппенгейм, сопровождаемый охраной из 25 вооруженных людей.
Уроженец Кельна, барон с молодых лет увлекался путешествиями по странам
Востока. Немалое состояние вполне позволяло ему это. Он побывал в Марокко,
Алжире, долгое время жил в Египте, путешествовал по Индии и Восточной Африке. В
последнее время барон странствовал по Северной Аравии, Сирии и Месопотамии,
изучая язык и обычаи бедуинов. Одновременно он занимался поисками древних
культур, хотя археологом в строгом смысле этого слова Оппенгейм не был. Его
можно отнести к числу последних представителей того поколения путешественников
— любителей древностей, которые, собственно, и заложили фундамент
археологической науки. Встреча с бедуинами, кочевавшими в окрестностях
Рас-эль-Аина, оказалась для Макса фон Оппенгейма судьбоносной. Именно от них он
узнал 0 таинственных находках, которые местные жители обнаружили на одном из
окрестных холмов. Это были какие-то необыкновенные каменные изваяния,
изображающие животных с человеческими головами. Загоревшийся Оппенгейм решил увидеть эти изваяния
собственными глазами. Он немедленно отправился в Рас-эль-Аин и здесь от жителей
деревушки впервые услышал название Телль-Халаф. Так назывался холм, где были
найдены таинственные скульптуры. Сегодня это название можно встретить в любом
научном труде, посвященном археологии Ближнего Востока. А тогда, сто лет назад,
Оппенгейм вспомнил лишь, что название Халаф, так же как и река Хавор (Хавур),
упоминается в Библии. Боже, каким же древним должен быть этот холм! 19 ноября 1899 года Макс фон Оппенгейм начал
разведывательные раскопки на вершине Телль-Халафа. Ему сразу же повезло: перед
ним открылась часть фасада большого дворца, фрагменты покрытых рельефами стел,
каменные статуи. Несомненно, под холмом Халаф скрываются необыкновенно
интересные открытия! Но у Оппенгейма не было официального разрешения на
раскопки, и вообще вся его экспедиция было всего лишь импровизацией. Поэтому
барон прекратил работы, прикрыл все находки землей и уехал из Телль-Халафа с
твердым намерением вернуться и продолжить исследования. Он вернулся сюда лишь десять лет спустя, в 1911 году. Но
его возвращение поистине можно было назвать триумфальным. Макс фон Оппенгейм
прибыл в Телль-Халаф во всеоружии — в сопровождении опытных специалистов,
врача, секретаря, лакея и собранного на собственные средства каравана из тысячи
верблюдов, на спинах которых был доставлен багаж экспедиции, запасы провизии и
строительные материалы для лагеря. Это было весьма предусмотрительно, так как в
этой пустынной местности, среди песков и болот, нельзя было найти ничего — ни
гвоздя, ни лопаты, ни продовольствия. Как оказалось, здесь нельзя было найти даже
рабочих, и Оппен-гейму лишь в очень отдаленных селениях с большим трудом
удалось нанять двести армянских крестьян. В последующее время число рабочих
увеличилось до пятисот. Свои раскопки Оппенгейм начал на старом месте. Снова из
земли встали стены разрушенного дворца и могучие статуи-колоссы, изображавшие
сФинксов с женскими головами. Найденные здесь же каменные барельефы изображали
охоту на быков, борьбу льва и быка, человека и льва. «Ощупью продвигаясь вперед
вдоль вымостки, на которой находились изваяния из камня, — вспоминал Оппенгейм,
— мы постепенно освободили остатки отец и помещений дворцового храма. Следуя в
направлении ворот, пробитых в большом фасаде, мы достигли первого храмового
помещения». Раскопанный Оппенгеймом храм в Телль-Халафе существовал в
XI— IX вв. до н.э., в эпоху процветания государства Митанни. О том, что здесь к
этому времени сложились свои, весьма самобытные культурные традиции,
свидетельствует хотя бы портик храма: его перекрытие покоилось на головах трех
божеств, стоящих на спинах свирепых зверей с раскрытыми пастями и сверкающими
глазами, что в целом выглядело очень грозно и торжественно. Но повсюду археологи натыкались на следы разрушений и
пожара. На каменном полу храма лежали остатки обгоревших рухнувших перекрытий.
В восточном углу зала в неестественной позе лежал скелет молодой девушки с
сохранившимися украшениями. Несомненно, что храм Телль-Халафа погиб в огне
войны. Ученые, казалось, стояли на пороге тайны. Но раскопки шли
очень медленно. В тяжелом, нездоровом климате люди заболевали, многих больных
пришлось отправить подальше от этих гиблых мест. Заболел и сам Оппенгейм. А в
1914 году раскопки пришлось надолго прервать — началась Первая мировая война. Лишь спустя 14 лет, в 1927 году, Оппенгейм вернулся в
Телль-Халаф и продолжил исследования, еще больше углубившись в недра холма. И
здесь его ждали главные, хотя и менее выразительные находки... Это были амулеты с изображениями быков, баранов и
фантастических существ — полурыб-полузмей с человеческими головами. Это были
грубые глиняные фигурки сидящих на корточках женщин, рожающих уродливых, часто
безголовых младенцев. Это была яркая керамическая посуда характерной яйцевидной
формы. И все эти находки датировались концом VI—V тысячелетиями до н.э. Макс фон Оппенгейм нашел в Телль-Халафе остатки одной из
древнейших земледельческих культур Передней Азии. Сегодня термин «халафская культура» прочно вошел во все
научные труды и учебники. Следы этой культуры встречают от верховьев Евфрата до
гор Тавра на севере и Ура на юге. Ее создателями, вероятно, были пришельцы с
севера, первоначальная родина которых находилась в «Турецкой Месопотамии». Благодаря позднейшим раскопкам сегодня наши сведения о
халафской культуре сравнительно полны. Предполагается, что в этот период уже
был известен металл, поэтому к нему применяют термин «халколит». Но наиболее
характерным признаком халафской культуры является керамика сравнительно простых
форм, щедро украшенная натуралистическим орнаментом — головами быков и муфлонов,
полнофигурными изображениями леопардов, оленей, змей, скорпионов, птиц,
онагров, а также людей. Нередко орнамент образуют схематические изображения
деревьев, растений и цветов или просто тесно расположенные прямые или волнистые
линии, скопления точек и кругов. Точно такой же простой узор можно и сегодня
встре-тиТЬ на медных сосудах, продающихся на базарах Ближнего Востока. Ранняя халафская керамика покрыта красной или черной
росписью по фону абрикосового цвета. В более поздний период изготовлялась
керамика более сложных форм с кремовой обмазкой и заостренным отогнутым
венчиком. В заключительный период халафцы делали большие многоцветные «тарелки»
с тщательно орнаментированной центральной частью. Керамика — самое замечательное достижение халафской
цивилизации. Но для нее характерно и множество других интересных черт —
архитектура, религия, резьба по камню, ткачество и торговля. Поселения
халафского периода состояли из двухкомнатных домов, вытянутых вдоль мощеных
улиц. В каждом доме было круглое сводчатое помещение и длинный прямоугольный
вестибюль, возможно, с двускатной крышей. Эти дома сооружались на каменных
фундаментах со стенами из грубо вылепленного кирпича-сырца, так как формованный
кирпич в это время в Месопотамии еще не был известен. Остатки святилищ с
бычьими рогами, огромные рога животных, изображенных на глиняных сосудах,
свидетельствуют о том, что здесь господствовал культ быка, служившего объектом
поклонения как символ мужской плодовитости. Многочисленные женские статуэтки
доказывают существование у халафцев и культа Богини-Матери. Носители халафской культуры были земледельцами. Они
выращивали пшеницу-эммер, ячмень, лен. Рисунки на халафских сосудах
свидетельствуют о высоком развитии ткачества, главным образом, видимо,
шерстяных тканей. Возможно, халафцами были одомашнены козы и овцы. Торговые связи халафцев были необыкновенно широкими и
хорошо организованными. Они простирались от Персидского залива до Средиземного
моря. Никогда до этого ни одна культура не осуществляла столь широкой торговой
экспансии. Конец халафской культуре положили пришельцы с юга
Месопотамии — носители убейдской культуры, двинувшиеся на север в поисках новых
земель. Халафская культура была уничтожена или исчезла, по-видимому, около
4400—4300 гг. до н.э., и сегодня материальные свидетельства этой удивительно
яркой земледельческой цивилизации можно увидеть лишь в многочисленных музеях, в
том числе и в знаменитом музее Телль-Халафа в Берлине, основанном Максом фон
Оппенгеймом. | |
| |
Просмотров: 1085 | |
Всего комментариев: 0 | |