Более шести тысяч лет назад народ, называвший себя “шумеры”,
или — описательно — “черноголовые”, поселился в Месопотамии. До сих пор никто
не знает, откуда они пришли в эти края, и почему были вынуждены покинуть свою
прародину. Предполагается только, что они приплыли в Месопотамию по морю,
переплыв Персидский залив. Сами шумеры называли своей прародиной блаженный
остров Дильмун, на котором живут в радости и довольстве их боги.
В те времена, когда первые шумеры поселились в
Месопотамии, это была почти пустыня. Вод Тигра и Евфрата не хватало, чтобы
напоить сухую землю и сделать ее плодородной — слишком жаркий климат, слишком
свирепое солнце. В эти неприветливые края более шести тысяч лет назад приплыли
лодки шумеров. Новые обитатели не стали выгонять немногочисленные племена
местных жителей или захватывать их в рабство. Они расположились вдоль течения
реки, основав первые маленькие поселения, из которых впоследствии выросли
богатые города. Почва вдоль берегов двух главных
месопотамских рек была сильно заболоченной. Отыскав подходящий по размеру
островок твердой земли,
шумерская община возводила там легкие тростниковые хижины и начинала
обживать остров. Шли годы. Жители тростниковой деревни постоянно сбрасывали в
окружающую болотистую почву весь свой мусор, благодаря чему размеры островка
увеличивались, и поселение расширялось. Окончательно освоившись в новых
условиях, шумеры первым делом принялись за орошение земель. За многие годы они
прорыли сложнейшую сеть каналов, связанных с Тигром и Евфратом. Вода, впервые в
истории покоренная человеком, оживила сухую месопотамскую почву. Там, где было
необходимо, каналы строились таким образом, чтобы осушить болота. Безжизненный
край превратился в благодатную равнину, где процветало земледелие и
скотоводство. Оросительные каналы, созданные
шумерами, заложили основу процветания их народа. Больше двух тысяч лет шумеры
следили за каналами, регулярно прочищали и укрепляли их. Позднее, когда
выросшие на этой щедрой земле царства начали заботиться не о плодородии почвы,
а о покорении соседних народов, каналы стали приходить в упадок. Когда весной
наступало половодье, земля вновь, как в глубокой древности, покрывалась
непроходимыми болотами, а во все остальные месяцы сохла и трескалась под
безжалостными лучами солнца. Но до великих царств было еще
очень далеко. Пока что в небольших прибрежных деревнях люди строили каналы,
орошали поля, засевали их, собирали урожай. Мало-помалу шумерские поселения
стали расширяться и укрепляться. Первое, что шумеры возводили в
своем городе — храм. Для его строительства выбиралось самое возвышенное место.
Если же поблизости не было холма, где мог бы стоять храм, для него возводили
специальную ступенчатую платформу, поднимавшую храм над всеми остальными
постройками в городе. Храм был центром всей жизни шумерского города. Главный
жрец — энси — являлся
одновременно и городским правителем.
Храмы
владели всей землей и всеми угодьями в округе. Поначалу жрецы сами осуществляли
контроль за работами, но с течением времени начали передавать это в руки
богатых горожан, которые арендовали или покупали участки земли. Энси почти каждое утро выходил к
народу и объявлял волю бога-покровителя и божественные указания о том, как
должны работать жители, какие жертвы приносить. Круг обязанностей энси был
весьма широк и включал в себя самые разнообразные хозяйственные вопросы. Энси
следил за тем, чтобы каналы, орошающие поля вокруг города, содержались в
порядке, чтобы арендаторы земель исправно платили подати. Этимология титула
“энси” (“жрец, закладывающий краеугольный камень”) указывает на то, что
верховный жрец еще и ведал строительством храма. С раннего утра жители выходили
работать. Кто-то трудился на строительстве канала, кто-то обрабатывал поля
вокруг города, кто-то пас принадлежащие храму и городу стада, кто-то
отправлялся на рыбную ловлю или на охоту. Работали все вместе — и энси, и все
жрецы, и простые горожане трудились бок о бок на постройке нового канала, а
вечером возвращались в город, где храмовые служители выдавали каждому зерно,
хлеб и пиво. Шли годы. В храмовых амбарах
накапливались немалые богатства, и город уже мог позволить себе продавать часть
зерна и прочих запасов в обмен на то, чего жители не могли добыть сами.
Месопотамия бедна на полезные ископаемые, в ней нет ни запасов металлов, ни
драгоценных камней или золота. Однако все это шумеры выменивали на хлеб, торгуя
даже с далекими странами. Караваны купцов-тамкаров отправлялись во все
стороны, увозя на продажу зерно и привозя металлы, драгоценности, дерево.
Постепенно правители-жрецы —
энси — начали понемногу освобождаться от подчиненности храму и править городом
вполне самостоятельно. Порой городскими правителями становились военные вожди
или знатные богачи, чьи дворцы соперничали по красоте и пышности с храмами.
Таких правителей шумерские летописи называют лугаль. Лугаль и энси
могли править вместе. Как правило, лугаль при этом обладал большей властью в
городе, нежели энси. Бывало так, что энси небольших городов открыто подчинялись
лугалю собственного или соседнего города, хотя исторически власть энси в Шумере
имела более глубокие корни, нежели власть лугалей.
Город богател, и храмовым
служителям становилось все труднее вести устный учет богатств, хранившихся в
амбарах. Единственный материал, на котором можно было фиксировать количество
запасов, буквально лежал под ногами. Окрестности изобиловали мягкой глиной, из
которой лепили плоские таблички или небольшие цилиндры. На влажной поверхности таблички
выдавливались рисунки, обозначавшие те или иные предметы или продукты. Затем
табличку высушивали на солнце и помещали для сохранности в глиняный
“конверт”. Так начиналась письменность — изобретенный шумерами способ
фиксировать факты и события, главный дар этого народа последующим временам и
культурам. Примерно в конце IV тысячелетия до н.э. окончательно оформились и укрепились около десяти городов — центров шумерской культуры. Результаты археологических раскопок в местах, где некогда высились храмы и дворцы шумерских городов, а также расшифрованные учеными-лингвистами глиняные клинописные таблички из архивов крупных городов Шумера неоспоримо свидетельствуют — уже в конце IV тысячелетия до н.э. Южная Месопотамия была необычайно высокоразвитой для своего времени страной, где земледельцы собирали богатые урожаи, процветали различные ремесла, имелась сложная и эффективная система государственного управления, устойчивая экономика, зрелая судебная система. Значительного подъема достигли культура и искусство. Шумеры создали интереснейшую литературу, отголоски которой встречаются даже в библейских текстах, написанных гораздо позже и под несомненным влиянием шумеров. Литература:
Зайцев А., Лаптева В.,
Порьяз А. З 177 Мировая
культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура). | |||||
| |||||
Просмотров: 1949 | |
Всего комментариев: 0 | |