Ур
– шумерское название Урим, древний город-государство на месте
современного городища, арабы знали это место с незапамятных времён и
дали ему название «Телль-Эль-Мукайяр», что переводится как «Смоляной
холм», который находится в 20 км к Юго-западу. от г. Эль-Насирия в
Ираке. В конце V-го тыс. до н. э. на месте Ура появляется первое
поселение, это было время расцвета эль-обейдской культуры. В
IV-м тыс., в период Урука, происходит становление Ура как города. В XXV
в. до н. э., в период I династии Ура город представляет собой сильное
государство. В течение XXIV-XXII вв. с небольшими перерывами город
находится под подчинением соседних городов-государств Лагаша, Умма, Урука, а затем царству Аккада,
которым правят семицкие племена кутеев. Около XXI в. во время правления
III династии Ура город становится столицей "царства Шумера и Аккада". В
XXI в. при царе Ур-Намму в Двуречье создаются, возможно, самые древние
писаные законы. Для этого периода истории Ура характерно наличие
больших царских хозяйств с фактически рабовладельческой эксплуатацией
подневольных работников. Четыре следующих царя III династии Ура
,Шульги, Амар-Суэн, Шу-Суэн, Ибби-Суэн были обожествлены при жизни.
Около 2000 г. до н. э. государство III династии Ура терпит свой крах в
ходе войны с аморитянами и Эламом. С XVIII по VI вв. Ур остаётся важным
торгово-ремесленным центром, находясь под властью вавилонского, а с VI
в. ахеменидского царств. К концу IV в. до н. э. приходит полный упадок
Ура. В 1854 Ур начинаются раскопки англ. учёным Д. Тейлором,
потом в 1918 году их продолжает Р. Кэмпбелл-Томпсоном, и 1919-22 гг. Г.
Р. Холлом. Особенно широко – начались раскопки в 1922-32 гг.
англо-амер. экспедицией под руководством сэр Леонарда Вулли.
Наиболее многочисленные и интересные памятники, вскрытые раскопками,
датируются временем правления I и III династий Ура. Ко времени
правления I династии (XXV в. до н. э.) относятся 16 царских гробниц, в
которых были найдены многочисленные образцы роскошной утвари, из
золота, серебра, алебастра, ляпис-лазури, обсидиана и др. материалов,
иногда с применением мозаичной техники. Ур времён III династии (XXI в.
до н. э.) представлял собой в плане неправильный овал, окруженный
кирпичной стеной. Среди сохранившихся фрагментарно кирпичных зданий
этого времени - остатки дворца, храмового комплекса, в центре которого
находился четырёхъярусный зиккурат, и др. сооружения. О художественной
культуре Ур говорят многочисленные сокровища представленные в многих
музеях мира.
Лира была найдена Леонардом Вулли в одной из царских гробниц Ура. Лира была сделана из дерева, которое местами истлело от времени и было заменено пластиком. Передняя панель инструмента была украшена ляпис-лазурью, ракушками и красным известняком. Резонансная камера лиры была декорирована золотой маской быка, которая также была частично реставрирована (рога). Борода, шерсть и глаза быка — оригинальные, сделаны из ляпис-лазури. Похожая лира изображена на «Панели мира» «Штандарта Ура».
«Штандарт Ура» представляет собой две наклонные панели, соединенные рейками. Был найден археологом Леонардом Вулли в 1930-е гг. в одной из царских гробниц Ура. Назначение его неизвестно. Вулли предположил, что данный предмет носили на шесте (как штандарт), отсюда его название. Согласно другой теории, «Штандарт Ура» был частью музыкального инструмента. На одной панели штандарта изображены сцены мирной жизни, на другой — военные действия. «Панель войны» представляет собой одно из самых ранних изображений шумерской армии. Боевые колесницы, запряженные четырьмя онаграми каждая, прокладывают дорогу, попирая тела врагов; пешие воины в плащах вооружены копьями; врагов убивают топорами, пленников в раздетом виде ведут к царю, который также держит в руках копье. «Панель мира» изображает ритуальный пир. Процессии несут на пир животных, рыбу и иную снедь. Сидящие фигуры, одетые в юбки с бахромой, пьют вино под аккомпанемент музыканта, играющего на лире. Такого рода сцены весьма характерны для цилиндрических печатей того времени. В аккадский период возникает новая форма храма — зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние — в красный, верхние — в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света. В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Нанне (акк. Сину). Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница отвечала стремлению к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни. Фотография сэра Леонардо Вулли за работой во время раскопок в Уре. Обладая терпением и огромным профессионализмом, сэр Вулли спас многие бесценные предметы, и даже настолько сгнившие и хрупкие, что трогать их можно было только после обработки воском. | |||||
| |||||
Просмотров: 2281 | |
Всего комментариев: 0 | |