Городские
ремесла Первоначально все без исключения
ремесленники принадлежали храму либо дворцу правителя. Оттуда они получали
заказы и сырье для работы, владелец выдавал им паек и вознаграждение за работу.
Иногда правитель оделял лучших мастеров небольшим участком земли, который они могли
обрабатывать сами либо нанимали батраков или рабов. Урожай с этого участка
принадлежал мастеру, но он должен был платить либо арендную плату, либо царский
налог. По мере развития ремесел и увеличения количества мастеров, многие из них
стали обзаводиться собственными лавочками, где выполняли уже не только царские
или храмовые заказы, но и работу для частных лиц. Ремесленники объединялись в
цехи, и во главе каждого цеха стоял старейшина. Он следил за тем, чтобы заказы
распределялись между мастерами по справедливости, получал на государственных
складах сырье и нес ответственность за его расход, следил за качеством изделий
и сроками исполнения заказов. По мере развития городов в них
происходил бурный рост различных ремесел. Наряду с уже существующими производствами
стали развиваться гончарное дело, ювелирное искусство. Большим спросом
пользовались резчики по камню, а в городском хозяйстве немалую пользу приносили
плетеные изделия. Тростник и виноградная лоза шли как на строительство, так и
на бытовые вещи — циновки на стены и пол жилищ, плетеные корзины для хранения
продуктов на складах и в зернохранилищах, и многое другое. Прочными
тростниковыми циновками укрепляли берега искусственных водоемов. Из тростника
плели паруса для кораблей, циновки использовались в качестве гробов — в них
заворачивали покойников. Шумеры даже широко торговали плетеными изделиями, в
изготовлении которых немало преуспели. Самые крупные мастерские
располагались при дворце правителя. Во время раскопок в шумерских городах среди
прочих дворцовых построек однажды было обнаружено восемь мастерских разного
профиля. Среди них были камнерезная и ювелирная, золотильня — особая
мастерская, где готовые металлические или каменные изделия покрывали слоем
золота, кожевенная и ткацкие мастерские, кузня, плотницкая мастерская, и
собственная судоверфь. Во главе всех мастерских стоял один человек, выполнявший
функции надсмотрщика и старейшины — он получал на складах сырье для все
производств, следил за дисциплиной, отмечал и доносил начальству имена
ремесленников, отсутствующих на работе. Если старейшина видел, что мастерские
не справляются в срок с каким-либо заказом, он мог потребовать у правителя
дополнительных подмастерьев. Государственные чиновники несколько раз в месяц
устраивали проверки в мастерских, контролируя расход материалов. Ремесленные мастерские работали
не только “под заказ”. Инструменты и рабочая утварь, глиняная посуда и
ювелирные изделия, одежда, всевозможные ткани, предметы быта в больших
количествах поступали на склады, откуда впоследствии либо выдавались для
пользования жителей, либо шли на продажу в соседние страны. Храм — жрецы и администрация
города — требовал большого количества обслуги. Среди прочих хозяйственных
построек при храме возводили пекарни и пивоваренные помещения. Работающие в них
“люди храма” готовили жертвенные блюда для богов и пищу для высшего храмового
начальства, чиновников и многочисленной свиты правителя-энси. Все продукты
выдавались из храмовых амбаров, и расходы записывались до мельчайших
подробностей. Древние кладовщики предусматривали даже количество отходов.
Впоследствии, когда дворец энси отделился от храма, его организация осталась
такой же самой. При дворце существовали свои пекарни, винокурни, свои мастера
по выпечке хлеба и приготовлению пива для господина и челяди. Развитие ремесел требовало все более узкой специализации.
Многие мастера обзаводились своими лавками, либо работали на зажиточных
горожан, иные из которых владели сразу несколькими мастерскими различных
ремесел. Архивы сохранили историю одной богатой городской семьи. Глава семьи
владел тремя производствами — ткацким, суконным и судоверфью. Сам он был
купцом, и торговал добром, производимым в своих мастерских, практически по всей
территории Месопотамии и сопредельных областей. Его жена также владела
несколькими крупными мастерскими. Дела у этого предпринимательского семейства
шли очень хорошо. Доходы, которые муж и жена приносили в казну города, были
столь велики. что правитель одарил супругов двумя фруктовыми садами вблизи от
города (большая ценность в ту эпоху). Говоря о развитии ремесел в
Шумере, нужно постоянно помнить об одном крайне важном моменте. Междуречье было
очень бедной страной, практически не имевшей никаких природных ресурсов. Ни
залежей металлов, ни драгоценных камней, почти не было даже традиционного для
большинства народов строительного материала — камня и древесины. Все это
приходилось ввозить из других стран. Неизвестно, были ли шумеры
знакомы с такими ремеслами, как, скажем, обработка металлов, до того, как
переселились в Месопотамию. Даже если и нет, они великолепно научились как
этому, так и множеству других ремесел. Строительство и деревообработка Древнейшее из ремесел, которыми
владели шумеры — строительство и все, что с ним было связано. Строительные
рабочие очень быстро разделились на опытных мастеров и разного рода
низкоквалифицированных подмастерьев. Одни подносили на строительство глину,
другие лепили кирпичи, третьи клали стены, четвертые обтесывали камень,
привезенный издалека. С давних пор были в Шумере и
плотники. Дерево было в большом дефиците, его использовали преимущественно при
строительстве храмов или дворцов, и от мастера требовалось большое умение в
обработке дерева, чтобы не погубить драгоценный материал. Неудивительно, что
именно плотников отмечают древнейшие шумерские архивы. Как установили
археологи, шумеры достигли значительных успехов в обработке дерева. При
раскопках царских могил были найдены отпечатки деревянных гробов. Разумеется,
дерево за века истлело, но сухая глина превосходно сохранила отпечатки досок,
покрытых искусной резьбой и восхитительным орнаментом. Изделия и мебель из дерева были
большой редкостью. Если в семье имелась деревянная утварь, ее очень берегли и
перевозили за собой из дома в дом. Жилые дома строились без единой деревянной
детали, все дерево приносил и устанавливал хозяин дома. Если же ему приходилось
покинуть дом, он забирал деревянную мебель с собой. Судостроительство Ремесло плотника было тесно
связано с другим древнейшим ремеслом шумеров — судостроением. Приплыв в
Месопотамию из-за моря, шумеры уже тогда были опытными судостроителями. С
развитием сети искусственных каналов, покрывавших всю территорию страны,
судоходство и судостроение пережили новый подъем. Основным материалом для
постройки речных и морских кораблей был тростник. Расшифровывая глиняные таблички, ученые
установили, что шумерские мастера умели делать суда самого разного тоннажа для
различных хозяйственных нужд. Наиболее распространенными были суда
водоизмещением от полутора до пятнадцати
тонн, если переводить на современную систему мер. Верфи имелись в каждом
более-менее крупном городе. Они принадлежали преимущественно храму или
правителю. Мастера на верфях получали весь необходимый материал с
государственных складов. Помимо тростника, им поставляли также и деревянные
части оснастки, изготовленные в храмовых мастерских — мачты, весла, рули, деревянные
детали обшивки, тростниковые циновки, из которых делали паруса. Иногда
изготовлением деревянных деталей занимались садовники, непосредственные
поставщики дерева. Так, согласно дошедшим до наших дней архивным табличкам,
верфи города Умма однажды получили от двух владельцев садов около 12000
деревянных деталей для оснастки судов. Кузнечное дело Довольно быстро шумеры освоили
обработку металлов и кузнечное дело. Основным материалом для шумерских кузнецов
являлась медь. Из нее изготавливали охотничье оружие, вооружение и доспехи,
сельскохозяйственную утварь и рабочие инструменты. Среди кузнецов с самого
начала существовала иерархия — во главе мастерской стоял “симуг галь” —
“большой (главный) кузнец”, в подчинении у которого находились менее опытные
мастера. Глина Значительных высот достигло в
Шумере гончарное искусство. До наших дней дошли кувшины и сосуды идеальной
формы, какую трудно было вообразить в древние времена. Искусная роспись, мастерская
техника обжига сосудов — все это делало шумерские гончарные изделия весьма
ценным товаром. Благо, материала для гончаров было предостаточно в самом
Шумере. Необходимость использовать глину
для строительных работ естественным образом привела к возникновению особого
ремесла — изготовления кирпичей. О том, насколько ценились мастера-кирпичники,
свидетельствуют данные об оплате таких мастеров — семь мер (почти 3 литровых
сосуда) зерна за один рабочий день. Форма кирпичей, которые
использовали шумеры, была довольно необычна — несмотря на то, что даже соседние
с ними народы делали кирпичи в виде аккуратных параллелепипедов, шумерские
кирпичи больше всего походили на буханку черного хлеба с одной выпуклой
стороной. Такая форма кирпича не имеет никакой практической пользы, и ученые до
сих пор не могут с уверенностью сказать, откуда у шумерских строителей была
такая тяга к плоско-выпуклым кирпичам. Ювелирное ремесло Об ювелирных изделиях шумерских
мастеров стоит поговорить особо. Золото и серебро, драгоценные и
полудрагоценные камни — все это привозили в город купцы, чтобы затем увезти на
продажу в виде восхитительных украшений. Храмы и дворцы правителей украшали
ритуальные топоры, сделанные из электрона.
Из царских могил, которые дошли
до наших дней неразграбленными, археологи извлекли массу изысканных головных
украшений, подвесок, серег и ожерелий из золота, серебряные ленты, которыми
шумерские женщины скрепляли прическу, множество бусин из золота и лазурита —
самого распространенного в шумерском ювелирном деле камня. Из захоронений
мужчин-царей были извлечены прекрасно сохранившиеся золотые кинжалы в золотых
ножнах. У одного из этих кинжалов,
найденного в гробнице царя Мес-калам-дуга, золотые ножны покрыты чрезвычайно
реалистичным рисунком, точно имитирующим плетение тростниковых ножен, в каких
хранили кинжалы простые горожане. Основным товаром, выходившим из
ювелирных мастерских, были украшения попроще — для простых горожан. Наряду с
серебром и золотом, на бижутерию шла медь и различные полудрагоценные камни. Из
меди и латуни шумерские мастера изготавливали также зеркала и различную посуду. [Сосуд.
Серебро. Илл. 6] Камнерезное ремесло Наряду с тонким мастерством
ювелиров и мастеров по металлу значительного уровня достигли шумеры и в
обработке камня. Особо следует отметить изготовление печатей. Археологи,
занимавшиеся раскопками шумерских городов, обнаружили огромное количество
круглых или цилиндрических камней с вырезанными на них рисунками — фигурами
людей, животных, сценками или надписями. Оттиски этих печатей использовались в
качестве подписи, так как у каждой печати был свой владелец, заказывавший
мастеру-резчику печатей особый рисунок. Самые древние из найденных печатей — очень простые,
с двумя-тремя примитивными фигурками. Впоследствии искусство изготовления
печатей совершенствовалось, и на печатях позднего периода можно видеть уже
сложные многофигурные сцены — эпизоды охоты, земледелия, а также сцены из
различных шумерских мифов. На печатях впервые появляются изображения животных с
человеческими головами, которых унаследовало позднее искусство Вавилона и
Ассирии. Чем знатнее был обладатель такой печати, тем сложнее был рисунок на ней. Нередко
печати правителей вырезались из полудрагоценных камней и могли служить украшениями
сами по себе. Там, где в незапамятные времена
стояли города шумеров, сегодня находится территория Ирана. Иранские женщины
даже в наши дни нередко украшают себя серьгами или подвесками в виде каменных
цилиндриков с вырезанным рисунком. В таком вот виде сохранилась до наших дней
древняя традиция изготовления печатей. Каменные статуи, наравне с
фигурами из терракоты, украшавшие городские улицы и залы храма или дворца —
особая статья в шумерском искусстве. Статуи правителей, найденные при раскопках
городов Шумера, поражают своей реалистичностью — не тем специфическим
реализмом, отличающим шумерскую культуру, а точной, даже по современным меркам
детальной передачей внешности. Камень, как и дерево, и металл,
в эпоху позднего Шумера довольно широко вошел в обиход жителей. Из камня,
например, изготавливали светильники, похожие по форме на раковины, из которых
шумеры с древнейших времен изготавливали масляные лампы. Примерно в это же
время сами раковины попадали в руки ремесленников и выходили из них подлинными
произведениями искусства. До наших дней, например, дошла раковина-тридакна, в
средней части
которой неведомый мастер вырезал голову и контур летучей мыши. Если смотреть на
эту раковину на свет, то ее чашевидная створка в сочетании с резьбой походит на
статуэтку летучей мыши. Ткачи Огромных, по тогдашним меркам,
масштабов приобрели в Шумере ткацкое и прядильное ремесло. С древнейших времен
горожане получали в храме все необходимое, включая и одежду. Одеяния первых
обитателей Шумера можно было бы назвать “одеждой” лишь с натяжкой — несложные
прикрытия наподобие юбок из травы или тростника. С ростом благосостояния городов
в обиход вошли одежды из пряжи. Прядение шерсти вообще было одним из первых
ремесел, развившихся при городских храмах. Это ремесло традиционно считалось
женским, чаще всего прясть шерсть заставляли
рабынь. Первые упоминания о ткацком ремесле встречаются в шумерских
глиняных табличках лишь в середине III тысячелетия до н.э. Эти данные
подтверждают и результаты археологических раскопок — в частности,
найденные в одном из шумерских городов тяжелые глиняные или каменные круги,
являвшиеся, судя по конструкции, деталями ткацкого станка. Ткацкое искусство развивалось в
Шумере довольно быстро — уже в конце III тысячелетия до н.э. архивы упоминают о
ткачах различной квалификации. В это же время происходят серьезные перемены в
шумерской моде. Простые юбки и накидки из шерстяной пряжи сменяются
разнообразными, зачастую весьма замысловатыми одеяниями. Люди разного
социального статуса носят разные одежды. Не только жрецы и правители, но и
зажиточные горожане имеют совершенно различные по виду одежды для повседневного
ношения и для храмовых или городских праздников. Особняком стояли одеяния
жрецов и жриц. Чтобы лучше представить себе
степень развития ткачества в Шумере, обратимся к первоисточнику — глиняным
табличкам из царских и храмовых архивов (к этому времени власть в городе и
центр экономического развития почти повсюду переместился из храмов во дворцы
энси и лугалей). Ткацкие мастерские храма Энки в
Эреду, старейшем шумерском городе, насчитывали около шестисот ткачих, не считая
рабов и подсобных рабочих. В другом городе только четырех ткацких мастерских при дворце
трудилось восемьсот женщин. А в Лагаше в период его наивысшего расцвета и власти
над всеми городами Шумера в царском дворце работало более трех тысяч ткачих. Шерстяная пряжа изготовлялась из
козьей и овечьей шерсти. Она шла на повседневную одежду горожан и на тонкие
шерстяные ткани, которые носили правители и жрецы. Для ткацкого производства
шумеры выращивали лен. Из него делали все — и грубое сукно, и легкие материи.
После того, как ткань сходила со станка, ее обрабатывали, возможно, красили, и
лишь затем отправляли на склады. Кожевенники Примерно в одно время с
ткачеством шумеры овладели и кожевенным ремеслом. В кожевенных мастерских
храмовые ремесленники обрабатывали и выделывали кожи, шили из нее обувь (судя
по найденным археологами изображениям, незамысловаты сандалии). Из кожи
делались стулья, мешки для продуктов и мехи для хранения вина. Кожа шла на
ослиную и конскую упряжь. Широкие толстые полосы кожи наматывались на ободья
боевых колесниц и купеческих повозок. Кроме того, из кожи шили шлемы для
простых солдат из царского войска. Мукомолы и пекари
В самих шумерских городах
увеличение количества “людей царя” — ремесленников, работающих на правителя
города, вызвало расширение дворцового хозяйства. “Людям царя” полагалось
довольствие, следовательно, расширялись пекарни, кухни, увеличивался весь штат
“кухонных работников”. Правители стали строить даже специальные “дома помола”.
В каждом из таких “домов” трудилось порой до трехсот человек. Громадными
каменными жерновами они вручную размалывали ячмень, пшеницу и эммер.
Из полученной муки выпекалось
множество различных сортов хлеба. Царские пекарни снабжали хлебом не только
дворцовых работников и ремесленников. Часть хлеба продавали горожанам. Даже при
том, что в каждом шумерском доме стояла собственная печь для выпечки хлеба,
горожане вовсю покупали государственный хлеб. Так, известно, что одна из
пекарен в городе Лагаш каждый месяц потребляла около 100 тонн муки разных
сортов.
Не менее широко было поставлено и пивоваренное дело. В том же Лагаше одна из
царских пивоварен перерабатывала в месяц примерно 150 тонн ячменного зерна. Это
— лишнее свидетельство того, сколь многолюдными были дворы шумерских
правителей, особенно в период расцвета Шумера. Храм и дворец правителя
содержали певцов и музыкантов. Большим спросом пользовались у
мужчин и женщин Шумера косметические средства. Когда в наши дни ученые
обнаружили нетронутые грабителями прежних времен царские захоронения, то в
могиле царицы Шуб-ад возле тела царицы они нашли несколько баночек и мисок с
остатками красок. Интересно, что любимой косметической краской у шумерских
женщин была зеленая. Развитие
ремесел повлекло за собой резкий скачок в культурном развитии Шумера. Найденные
при раскопках изделия древних мастеров — лучше свидетельство того, насколько
опытными были шумерские ремесленники. Их изделия пользовались большим спросом в
соседних странах (например, характерную шумерскую керамику ученые-археологи
обнаруживают даже в отдаленных от Шумера регионах). Мастерство шумерских
ремесленников было необычайно высоко для того времени. Неудивительно, что
соседние и даже довольно отдаленные народы дорого ценили изделия шумерских мастеров. Развитие
ремесел, таким образом, стало еще одним, наряду с сельским хозяйство,
источником благосостояния шумерских городов-государств. Бурный рост ремесел
повлек за собой культурный взлет. За короткое время цивилизация шумеров вышла
на определяющие позиции во всем регионе Месопотамии. Государства, возникшие по
соседству с Шумером, а позднее ассимилировавшие этот народ и его культуру, с
благодарностью восприняли все достижения как ремесленной деятельности
шумеров, так и их культуру, сделав ее своей. Литература: Зайцев А., Лаптева В.,
Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний
Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура). | |||
| |||
Просмотров: 4761 | |
Всего комментариев: 0 | |