Экономика Шумера. Торговля

Купечество и торговля

 

Экономика Шумера была крайне разносторонней, и все ее составляющие были тесно взаимосвязаны. Однако самую, пожалуй, важную роль в расцвете шумерской цивилизации, в достижении ей реальной экономической и политической мощи сыграли торговцы. Без отважных и предприимчивых людей, не страшившихся дальних путешествий, страна осталась бы отсталым сельскохозяйственным краем, который пал бы под натиском первого же достаточно сильного соседнего государства. Благодаря купцам развивались ремесла, повышался уровень производства. Шумерские купцы с немалой выгодой торговали в соседних и отдаленных странах, продавая сельскохозяйственную продукцию и закупая все виды сырья, необходимого для промышленного развития своего города. Не будем забывать экономика Шумера практически полностью зависела от импорта. Кроме того, изделия местных мастеров, какими бы качественными они ни были, тоже нужно было уметь сбыть. Так что купцы пользовались в Шумере большим почетом и были, пожалуй, самой богатой частью городского населения.

Поначалу торговля, как и любая иная деятельность в шумерском городе, осуществлялась под эгидой городского храма. На заре своей цивилизации шумерам была известна только внешняя торговля. Жители города получали с храмовых складов все необходимое для жизни, ничего не платя храму за это. Торговцы требовались для того, чтобы вывозить излишки продовольствия в соседние города и обменивать их на строительный материал, металлы и прочее сырье.

Торговцы не путешествовали в одиночку — только большими караванами. Отправлялись в настоящий поход — с сильной охраной, с прислугой. С караваном путешествовал даже городской жрец. Он обязан был в пути защищать караван, людей и товары от нападений злых духов и просить у богов помощи и удачи. Первые шумерские купцы, как и все прочие горожане, являлись “людьми храма”, то есть отдавали в храм все плоды своей торговли, а взамен получали жалованье, пищу и одежду. Однако довольно быстро правители-энси поняли — нужно, чтобы купец был как можно сильнее заинтересован в прибыли. После этого практически во всех городах купцы начали платить храму просто налог со всех сделок. Однако контроль над торговцами жрецам все равно не хотелось терять. Они требовали, чтобы каждая сделка была оформлена документально. Купец, вернувшись из торгового похода, обязан был предоставить жрецам глиняные таблички, на которых были записаны все его продажи и приобретения. Клинописный “контракт” при написании полагалось скрепить оттисками личных печатей каждой из сторон и заверять у городского чиновника в городе, где заключалась сделка. Таблички поступали в архив храма.

                Торговцы очень быстро вошли во вкус. Их караваны отправлялись уже не только в сопредельные области, но и в отдаленные регионы Месопотамии, на север, и даже дальше. Существуют данные, указывающие на то, что шумерские купцы отваживались на дальние морские переходы, до берегов Африки и Средиземного моря. Одно время некоторые ученые даже предполагали, что шумерские торговцы пересекали Атлантический океан и доплывали до самой Англии, откуда привозили олово. Впрочем, эта версия не нашла подтверждения.

                Товары, изготовленные искусными руками шумерских ремесленников, пользовались большим спросом везде, где появлялись купцы из Шумера. Гончарные изделия — идеальной формы вазы и кувшины со своеобразным орнаментом, ювелирные украшения, рабочие инструменты, оружие и многое другое — с выгодой выменивались купцами на металл, строительный камень, дерево, драгоценные камни. Это сырье ввозилось обратно в Шумер, и круг замыкался. Именно купцы стимулировали резкий рост и развитие ремесел — чем выше качество товара, тем легче его продать. Они ввозили в страну все новые виды материалов, способствуя появлению новых способов обработки и новых ремесел. Период наивысшего расцвета внешней торговли в Шумере как раз совпадает с количественным и качественным скачком в развитии ремесел и с общим культурным подъемом страны.

                Шумерские купцы сыграли, кроме того, важнейшую роль в распространении культуры и цивилизации своего народа как во всей Месопотамии, так и в отдаленных странах. Они “экспортировали” не только продукты и изделия, благодаря купцам получила распространение первая система письменности — клинопись, наряду с самой идеей письма. Шумерская система счета, первая из возникших в Месопотамии, быстро получила широчайшее распространение в регионе. Купцы везли с собой шумерский язык, шумерские пословицы, религию, культуру и искусство. Именно через торговлю, а не через завоевания цивилизация шумеров добилась главенствующего положения в Месопотамии и на многие века закрепила это главенство за собой. Ассирийцы и вавилоняне, которым позднее принадлежала почти вся Месопотамия, считали себя наследниками культуры шумеров.

                О том, насколько важную роль торговля играла в политической жизни Шумера, повествует легенда об Энмеркаре, одном из древнейших шумерских правителей, чье имя донесли до наших дней глиняные таблички. Когда правитель соседнего города Аратты отказался платить за купленное зерно, Энмеркар после долгих уговоров просто пригрозил больше никогда не отправлять свои караваны в Аратту. После этого царь Аратты не только полностью рассчитался за зерно, но и сделал богатые жертвоприношения в храм богини. Он даже поклялся в верности и преданности Энмеркару.

                Современные ученые вполне справедливо полагают, что в этой легенде нагляднейшим образом отразился механизм захвата шумерскими правителями рычагов влияния в регионе — сперва экономических, а как следствие — и политических. Видимо, реальной основой для этой истории послужила какая-то сделка городских купцов, оказавшаяся под угрозой. Правитель города, то ли стремясь защитить своих подданных, то ли просто воспользовавшись удобным предлогом, основательно припугнул соседа угрозой полного разрыва торговых отношений. Данная история, кстати, показывает и то, сколь значительную роль играл Шумер в экономике региона — соседний правитель предпочел смириться и всячески выказать свою покорность, только бы не потерять давнего и надежного торгового партнера.

 

                Внутренняя торговля   

 

Постепенно, по мере того, как шумерское общество расслаивалось на классы, появлялись различные формы собственности, помимо храмовой. Земля, животные могли принадлежать кому-то из горожан, кто-то занимался собственным ремеслом, возникла и частная собственность. Это был важнейший переломный момент в формировании цивилизации шумеров, и почти сразу вслед за этим начала развиваться и внутригородская торговля.

                Разумеется, этот вид торговли тоже оказался под полным контролем храмов и царей.  Особенно строго чиновники из городской администрации следили за торговлей продуктами. Учитывалась и записывалась самая ничтожная сделка.

                Ближе к концу III тысячелетия до н.э. наряду с продовольствием, сырьем и готовыми изделиями ремесленников в Шумере возник новый объект купли-продажи — земля. Документально зафиксированы случаи продажи земельных участков одними горожанами другим. Главная собственность богов перешла, хотя бы частично, в руки человека. Впрочем, надо заметить, что это не повлияло на отношение шумеров к своим богам — люди никогда не переставали считать себя безвольными слугами по отношению к многочисленным богам.

                Изучая торговые документы шумерских купцов, ученые обнаружили, что в какой-то момент торговля делает важный шаг вперед. Если на ранних этапах развития Шумера всеобщим товарным эквивалентом, своеобразной “валютой” было зерно, то при возникновении внутреннего рынка его место довольно быстро занимают медь и серебро. Золото при торговых расчетах использовалось реже — видимо, за счет того, что имело меньшую практическую значимость для большинства горожан. Товары не имели какой-то фиксированной цены. На цену влияли спрос и предложение, урожаи, войны. В военное время цены на все товары резко взлетали вверх. Шумерские купцы (как и все купцы всех последующих стран и эпох) использовали любую возможность продать свой товар втридорога. Ловкость была главным условием удачливости торговца.

                “Ловкость” и “жульничество” в торговом деле у шумеров явно были синонимами. Купец мог продать ничего не подозревающему покупателю мешок зерна, смешанного с песком, негодные тряпки вместо хорошей одежды. Впрочем, таких мошенников осуждали не только люди, складывавшие обидные пословицы про “позорящих звание торговца”, но и боги. В шумерских мифах содержится немало гневных высказываний, с которыми боги обращаются к нечестным купцам.

                Возникновение и бурное развитие внутренней торговли историки относят ко второй половине III тысячелетия до н.э. В этот период в городах начинают строить базары — места, где совершались все внутригородские сделки. На базаре продавали и покупали продукты, утварь для дома, одежду, ткани. При заключении сколько-нибудь серьезной сделки стороны приглашали писца. Он составлял соответствующую запись на глиняной табличке, продавец и покупатель ставили под глиняным документом свои “подписи” — оттиски личных печатей, потом такой же печатью украшал документ и писец — свидетель сделки. Табличку он затем относил храмовому или царскому чиновнику.

                Горожане могли приобрести все товары на базаре, городские торговцы же для заключения сделок  отправлялись на городскую пристань, куда привозили свой товар заезжие купцы. Оптовая торговля велась прямо на пристани, а то и на палубе купеческого корабля, при этом все сделки строго учитывались местными чиновниками и писцами. Помимо купцов, на пристань заходили и ремесленники — приобрести подешевле сырье для своих мастерских.

                Городской базар со временем стал своего рода культурным центром города — сюда приходили поговорить с друзьями, узнать последние новости, послушать рассказы купцов о диковинных далеких странах. Здесь же можно было занять денег или продуктов у ростовщика под залог имущества. Ростовщичество, как и практически всякий вид деятельности в шумерском городе, подлежало строгой учетности. Таблички из древних архивов свидетельствуют, что шумерские ростовщики выдавали ссуды на сравнительно короткий срок. Рассчитывались заемщики обычно в одно и то же время — после сбора урожая. Разные товары давались под разные проценты. За меру ячменя, например, требовалось отдать ростовщику треть меры, очень редко можно было получить ячмень под пятую часто (20%). Зато финики можно  было взять не выше, чем под те же 20%. За ссуду серебра ростовщик требовал от 20 до 30%.

                Некоторые документы шумерской эпохи свидетельствуют о существовании даже в те далекие времена купеческих товариществ. Для совершения какой-нибудь особо крупной сделки сразу несколько купцов занимали у ростовщика серебро “на всех”. После завершения сделки каждый получал прибыль пропорционально тому, как много своего капитала он вложил в дело. Если такие солидарные займы проходили через ростовщиков, легко предположить, что купцы могли и сами по себе объединять капиталы для сделки, с которой не справились бы поодиночке. Иными словами, торговля и предпринимательская деятельность в Шумере достигли весьма высокого уровня развития.

                И все-таки, какие бы удачные сделки ни заключали купцы в родном городе, как бы ловко ни обвешивали своих сограждан, главным занятием шумерских торговцев оставались все же “внешнеэкономические” сделки. Экономическое процветание Шумера, высокий уровень материальной культуры, развитие искусства — как прикладного, так и декоративного — зависели от ввозимого в страну сырья. И тем более заслуживают уважения шумерские мастера. Не имея собственного материала, не владея методами обработки или частично утратив их после переселения в Месопотамию, они за довольно короткий срок научились создавать из привозного сырья — металлов, камня, драгоценных камней подлинные шедевры. Как по техническому исполнению, так и по художественному оформлению изделия шумеров намного опередили сопредельные страны и культуры.



Литература:

Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. –  М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. —   с.: ил. — (Мировая культура).


Категория: МЕСОПОТАМИЯ в ІІІ тыс. до н.э. | Добавил: konan (01.11.2008)
Просмотров: 6119 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]