РабствоРабовладение — естественная форма использования труда во
всех древних обществах. Однако, в разных культурах рабский труд использовался
по-разному, и различным было отношение хозяев к рабам. У шумеров, например,
рабский труд был распространен — практически каждому храмовому работнику на
рабочий день придавалась в помощь рабыня. Основным способом приобретения
рабов для шумеров были войны. Во время битв с соседними городами или со свирепыми горными племенами,
совершавшими набеги на богатые поля шумеров, захватывалось немало рабов.
Шумерский иероглиф, обозначающий раба, рисовали путем соединения двух
иероглифов — “человек” и “гора”. Судя по этому иероглифу, первоначально
источником рабской силы были именно дикие горские племена. Нужно отметить, что
рабами становились, как правило, женщины и дети. Взрослых мужчин шумеры не
брали в плен, а захваченных на поле боя врагов убивали, проламывая им головы. Рабство носило отчасти временный
характер — рабы могли выкупиться либо получить свободу. Собственно, именно
перспектива освобождения и могла удержать рабов в подчинении — ведь их работало
в полях и в храмовых хозяйствах почти столько же, сколько свободных
земледельцах, а держать большую стражу не было никакой возможности — слишком
обширны были владения. Дети рабынь и свободных граждан уже становились
свободными, хотя и не имели всех прав. Шумерские историки не писали о
восстаниях рабов, из чего можно заключить, что отношения рабов и хозяев были
вполне спокойными, и рабство само по себе не было слишком угнетающим бременем. Впрочем, и свободные земледельцы
или горожане не были застрахованы от участи раба, причем в родном городе. Если
бедняк доходил до крайности, или если он много задолжал богачу-землевладельцу,
он, как правило, отправлялся в кабалу к заимодавцу. Правда, на этот вид рабства
существовало серьезное ограничение — согласно шумерским законам, люди,
попадавшие в долговую кабалу или продавшиеся богачу в услужение, должны были
находиться во временном рабстве не более трех лет. По истечении этого срока
хозяин обязан был отпустить подневольного работника на свободу. Правда,
зачастую работник сразу же нанимался обратно в кабалу к тому же хозяину,
поскольку ему некуда было идти и нечем
заработать на хлеб. Богачи и бедняки Социальный состав шумерских
городов-государств был весьма разнообразен: земледельцы, работники при храмах,
ремесленники, солдаты, торговцы, храмовые или царские чиновники, жрецы. В
каждой из этих групп существовало разделение как по профессиональному уровню,
так и по благосостоянию. Тот факт, что шумерские города были очень богаты,
вовсе не означал, что богаты были и все их жители. Жестокие условия жизни,
тяжелый труд, постоянные войны — никто из простых людей не был застрахован от
того, что какая-нибудь напасть в любой момент может лишить его имущества,
свободы и даже жизни. Больше всего бедняки страдали от
войн — если напавшие на город враги не грабили жителей подчистую, правитель
города мог забрать оставшееся имущество для оплаты новых военных походов.
Царские сборщики налогов были для горожан самым страшным бедствием. До нас дошла история самой
известной в Шумере социальной реформы, первой за всю историю человечества. Дело
было в Лагаше — самом богатом и влиятельном шумерском городе. В середине III
тысячелетия до н.э. Лагаш сделался фактически центром Шумера, его правители
даже предприняли попытку объединить все города в Шумерское царство, которое,
правда, просуществовало около пятидесяти лет. При правителе по имени Лугальанда
поборы достигли небывалой величины. Городские бедняки были полностью разорены,
и в конце концов город не выдержал. Взбунтовались даже обеспеченные горожане,
также почувствовавшие на себе тяжесть царских налогов. Собрание старейшин
города свергло Лугальанду, и на его трон взошел Уруинимгина, один из знатных
жителей Лагаша. Став лугалем города, Уруинимгина первым делом снизил налоги.
Кроме того, он составил список основных правил, регулирующих отношения между
гражданами города — первый свод законов в истории человечества. К сожалению,
этот кодекс очень плохо сохранился, и мы не знаем ранние шумерские законы так
же хорошо, как законы Хаммурапи, которые были записаны почти через восемьсот
лет позже, чем законы Уруинимгины. Тем не менее, даже по малому
количеству дошедших до нас отрывков мы вполне можем судить о том, насколько
глубока была социальная и законодательная реформа, проведенная лугалем
Уруинимгиной. Одна из строк его кодекса гласит: “Да не посмеет сильный обидеть
вдов и сирот”. Эта фраза пользовалась огромной популярностью во всем Шумере,
таблички, на которых она написана, современные археологи находят в разных
концах Месопотамии. Уруинимгина пользовался всеобщей любовью и уважением за то,
что первым попытался как-то облегчить жизнь бедняков. А жизнь бедняков была несладкой,
если судить по сохранившимся глиняным табличкам с шумерскими пословицами. Из
этих пословиц складывается картина довольно тяжелой жизни, требующей от
человека покорности и смирения. Беднякам приходилось зачастую переезжать с
места на место в поисках работы и куска хлеба. Существовала и практика продажи
себя в кабалу. Бедняк заключал с богатым землевладельцем договор, согласно
которому работал у богача почти на положении раба, пока не сможет выкупиться
обратно на свободу. Правда, по шумерским законам, такая кабала могла длиться не
более трех лет, после чего богач обязан был отпустить батрака на волю. Такое
положение было немногим лучше рабства, но значительная часть шумерских бедняков
либо сами постоянно шли в кабалу, либо продавали таким образом сыновей. Уруинимгина, помимо прочих
изменений в законах, полностью запретил закабаление свободных граждан — ни на
три года, ни на какой-либо другой срок. Его
законы и сам он снискали всеобщее уважение в Шумере тем, что впервые лугаль,
правитель страны, сам попытался защитить
граждан от чиновничьих поборов. Большая часть текста законов Уруинимгины
посвящена как раз бытовым ситуациям — богач, пытающийся купить у бедняка его
земельный участок, или сельский староста, которому приглянулся осел простого
крестьянина, обязаны были уплатить владельцу справедливую цену, и “не гневаться
на зависимого”, если цена оказалась высокой или сделка по какой-то причине не состоялась.
Уруинимгина запретил богачам и городским чиновникам отбирать за долги землю и
жилье, особенно у “вдов и сирот”. Несмотря на тяжелую жизнь,
беднякам все же было и к чему стремиться, и чего страшиться. В военное время
успешный завоевательный поход, например, мог неплохо обеспечить бедного
горожанина. С другой стороны, в период мира ремесленник, не справляющийся как
подобает со своей работой, лишался “квалификации” и спускался вниз по
иерархической лестнице. Неумелый каменотес становился подносчиком глины на
строительных работах, прогоревший купец шел наниматься простым погонщиком в
торговые караваны. Плохой оружейник должен был вместо дорогостоящего оружия
браться за изготовление серпов. Такая “дисквалификация” была довольно серьезной
бедой — если
уж человек потерял свое положение в иерархии в родном городе, то даже если он
решит попытать счастья в другом месте, в чужой общине ему будет еще труднее
прижиться. Шумерские города в социальном плане представляли собой почти
полностью замкнутую систему, объединенную вокруг культа бога-покровителя
города. Чужак не мог легко стать своим в таком социуме, в любом случае на это
ушло бы много времени. Бедняки находили своеобразное
утешение в пословицах, стихах и баснях, высмеивающих или осуждающих богачей.
Вот, например, такое изречение: “Тот,
у кого много серебра, может быть, и счастлив, тот,
у кого много ячменя, может быть, и счастлив, но
тот у кого нет совсем ничего, спит спокойно”. И все же в первую очередь именно
богатство, а не личные качества или мастерство давало возможность человеку
занять высокое положение в обществе. Человек из обеспеченной семьи мог начать
карьеру с более высокой ступени, чем выходец из бедных слоев, хотя по большому
счету талантливые люди могли подняться в верхи общества даже с самого низа —
прежде всего благодаря образованию. Литература: Зайцев А., Лаптева В.,
Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний
Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура). | |
| |
Просмотров: 3157 | |
Всего комментариев: 0 | |