Власть закона
 

Как видим, в социальном плане Шумер представлял собой сложное, неоднозначное, но, бесспорно, необычайно развитое общественное устройство. Совершенно естественным в этом свете выглядит возникновение развитой судебной системы, призванной регулировать отношения между горожанами.

                Храмовые и царские чиновники, судебные писцы шумерских городов оставили после себя богатейшие архивы. Благодаря им удалось во многом восстановить семейный уклад шумеров, хозяйственные взаимоотношения, даже картину преступности. Архивы судов — это сотни глиняных табличек с записями брачных контрактов, завещаний, составлявшихся по требованию суда всегда в письменном виде, отчетами о разного рода бракоразводных делах и спорных случаев дележа наследства, разрешавшихся в суде. В этих архивах записано такое разнообразие рассмотренных судами дел, что просто удивительно, насколько всеобъемлющими были шумерские законы. Судьи в древних городах Шумера явно не страдали от безделья. Причем, интересно то, что еще задолго до первых кодексов законов, записанных шумерскими правителями в середине III тысячелетия до н.э., суды руководствовались одним и тем же набором правил, лишь слегка изменявшихся от города к городу. Развитая судебная система — лишнее доказательство высокого уровня развития шумерской цивилизации, намного превзошедшей все культуры, что позднее развились на ее основе во всей Месопотамии.

                Суды разрешали любые вопросы — имущественные, семейные, долговые. Суд мог освободить должника, проданного в кабалу, или, наоборот, официально закрепить передачу человека в рабство. Кстати, шумерский суд был открыт для всех жителей города. Рабы, наравне со свободными гражданами, имели право обратиться в суд — например, чтобы подтвердить, что хозяин отпустил их на свободу. Если бывший хозяин к этому времени был мертв, раб, требовавший правосудия, должен был предъявить суду в доказательство либо соответствующую запись на глиняной табличке, скрепленную именной печатью хозяина, либо привести свидетелей из числа свободных граждан, в присутствии которых хозяин, согласно заведенному у шумеров порядку, должен был освободить раба. Нередко судебное разбирательство по таким вопросам решалось в пользу раба, и его признавали свободным гражданином. Так что, в шумерской судебной системе существовал, как видим, даже принцип определенного равноправия, чего не было ни в одном из государств, возникших позднее на территории Шумера — ни в Ассирии, ни в Вавилоне рабы вовсе не имели права голоса.

                Записи ряда судебных процессов той эпохи довольно интересны и воссоздают картину примитивной справедливости, которой по возможности старались придерживаться шумерские судьи. Так, например, сохранились таблички довольно позднего периода, на которых в подробностях изложен следующий судебный процесс. В городе был убит мужчина. Через несколько дней убийцы пришли к его вдове и признались ей в содеянном. Она, однако, не стала доносить на них. Когда же убийцы были пойманы и их вину доказали, перед судьями встал вопрос: как поступить с женщиной? Во время допроса вдова сообщила судьям, что муж плохо обращался с ней, не уделял ей никакого внимания и не давал денег. В результате судьи пришли к выводу, что молчание женщины вполне можно понять — раз муж плохо обращался с ней, она имела право не считать его мужем и не сообщать властям о том, что знает преступников. Трое убийц были приговорены к смертной казни (шумерский закон не прощал убийства), а вдова оправдана.

 

Литература:

Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. –  М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. —   с.: ил. — (Мировая культура).

Категория: МЕСОПОТАМИЯ в ІІІ тыс. до н.э. | Добавил: konan (23.11.2008)
Просмотров: 1561 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]