Как видим, в социальном плане
Шумер представлял собой сложное, неоднозначное, но, бесспорно, необычайно
развитое общественное устройство. Совершенно естественным в этом свете выглядит
возникновение развитой судебной системы, призванной регулировать отношения
между горожанами. Храмовые и царские чиновники,
судебные писцы шумерских городов оставили после себя богатейшие архивы.
Благодаря им удалось во многом восстановить семейный уклад шумеров,
хозяйственные взаимоотношения, даже картину преступности. Архивы судов — это
сотни глиняных табличек с записями брачных контрактов, завещаний,
составлявшихся по требованию суда всегда в письменном виде, отчетами о разного
рода бракоразводных делах и спорных случаев дележа наследства, разрешавшихся в
суде. В этих архивах записано такое разнообразие рассмотренных судами дел, что
просто удивительно, насколько всеобъемлющими были шумерские законы. Судьи в
древних городах Шумера явно не страдали от безделья. Причем, интересно то, что
еще задолго до первых кодексов законов, записанных шумерскими правителями в
середине III тысячелетия до н.э., суды руководствовались одним и тем же набором
правил, лишь слегка изменявшихся от города к городу. Развитая судебная система
— лишнее доказательство высокого уровня развития шумерской цивилизации, намного
превзошедшей все культуры, что позднее развились на ее основе во всей
Месопотамии. Суды разрешали любые вопросы —
имущественные, семейные, долговые. Суд мог освободить должника, проданного в
кабалу, или, наоборот, официально закрепить передачу человека в рабство.
Кстати, шумерский суд был открыт для всех жителей города. Рабы, наравне со свободными
гражданами, имели право обратиться в суд — например, чтобы подтвердить, что
хозяин отпустил их на свободу. Если бывший хозяин к этому времени был мертв,
раб, требовавший правосудия, должен был предъявить суду в доказательство либо
соответствующую запись на глиняной табличке, скрепленную именной печатью
хозяина, либо привести свидетелей из числа свободных граждан, в присутствии
которых хозяин, согласно заведенному у шумеров порядку, должен был освободить
раба. Нередко судебное разбирательство по таким вопросам решалось в пользу
раба, и его признавали свободным гражданином. Так что, в шумерской судебной
системе существовал, как видим, даже принцип определенного равноправия, чего не
было ни в одном из государств, возникших позднее на территории Шумера — ни в
Ассирии, ни в Вавилоне рабы вовсе не имели права голоса. Записи ряда судебных процессов
той эпохи довольно интересны и воссоздают картину примитивной справедливости,
которой по возможности старались придерживаться шумерские судьи. Так, например,
сохранились таблички довольно позднего периода, на которых в подробностях
изложен следующий судебный процесс. В городе был убит мужчина. Через несколько
дней убийцы пришли к его вдове и признались ей в содеянном. Она, однако, не
стала доносить на них. Когда же убийцы были пойманы и их вину доказали, перед
судьями встал вопрос: как поступить с женщиной? Во время допроса вдова сообщила
судьям, что муж плохо обращался с ней, не уделял ей никакого внимания и не
давал денег. В результате судьи пришли к выводу, что молчание женщины вполне
можно понять — раз муж плохо обращался с ней, она имела право не считать его
мужем и не сообщать властям о том, что знает преступников. Трое убийц были
приговорены к смертной казни (шумерский закон не прощал убийства), а вдова оправдана. Литература: Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура:
Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС,
2000. — с.: ил. — (Мировая культура). | |
| |
Просмотров: 1561 | |
Всего комментариев: 0 | |