Общество
Южной Месопотамии начала II тысячелетия до н.э. во многом отличалось от
общества предшествовавшего тысячелетия. Месопотамия уже не распадалась на
отдельные номы, существовало явственное стремление к единству страны. Главной
задачей общества было самовоспроизводство и самоподдержание, в том числе и
поддержание этого единства. На достижение этой цели направлялись все
общественные силы — социальные, религиозные, экономические. Как
нам представляется, старовавилонскую экономику уже нельзя делить на сектор
государственный и сектор общинно-частный: в ней приходится различать секторы
собственно государственный и государственно-общинный: и тот и другой находились
под государственным контролем. Внутри обоих этих секторов существовали,
по-видимому, два основных типа хозяйств: крупные и мелкие. К крупным хозяйствам
относились государственное, храмовые, а также хозяйства царя, вельмож и крупных
чиновников. К мелким относились хозяйства общинников, рядовых служащих
государственного или храмовых хозяйств, земледельцев, обрабатывающих казенную
землю за часть урожая. Производство в мелких хозяйствах носило натуральный
характер, и небольшой излишек продуктов, который мог в них образовываться в
благоприятные по климатическим условиям годы после уплаты всех налогов,
составлял их запасной и обменный фонд. Излишки продуктов, которые могли служить
товарами для торговли, накапливались в крупных хозяйствах, и прежде всего
такими излишками могло располагать само государство. Характер
производства остался в принципе тот же, что и при III династии Ура, однако
экономические условия изменились в силу описанных выше причин: увеличение
масштабов государства вело к усилению государственного экономического сектора и
управленческого аппарата. Товарно-денежные отношения, которые могли бы быть
регулятором экономического механизма, были обращены главным образом возне;
внутри себя крупные хозяйства (государства и храмы) были автаркичны, а мелкие —
тем более, и общество вырабатывало другие методы и способы регулирования
экономики, в частности товарообмена, — такие способы, которые могли бы
действовать в рамках главной общественной задачи: в новых экономических
условиях и сообразуясь с ними поддерживать стабильное самовоспроизводство
общества. В
числе этих методов, частично унаследованных от шумерской экономики, а частично
выработанных в старовавилонский период, были следующие: твердые ставки роста на
кредит и система государственного кредитования частных лиц (через тамкаров,
которые были прежде всего сборщиками налогов, но ведали и торговыми и другими
денежными доходами государства); периодическое возвращение по государственному
указу некоторых видов проданной недвижимости первоначальному владельцу и
освобождение кабальных рабов; государственное принудительное ценообразование и
некоторые другие. Как
известно, из-за бедности природных ресурсов Месопотамия была вынуждена
импортировать целый ряд жизненно необходимых ей материалов, в первую очередь
металл, нужный для изготовлення сельскохозяйственных орудий. Между народный
товарообмен был насущной потребностью для Месопотамии с древнейших времен. Он
составлял важный элемент ее экономической структуры, т.е. был одной из
составных частей того целого, воспроизводство которого было главной целью
общества. Государство, осуществляя свои функции по поддержанию общественной
стабильности, держало в своих руках и под своим контролем и эту часть
экономической структуры общества. Международный товарообмен был одним из
наиболее значимых звеньев в деятельности государственного аппарата. Для этой
торговли государство использовало излишки продуктов, которыми oнo располагало.
Различные привозные товары, которые поступали в обмен на эти продукты в казну,
расходовались на нужды государства и частично распределялись между
администрацией и персоналом государственного хозяйства. Тамкары (торговые
агенты) н другие официальные лица, занятые в международном обмене, по-видимому,
постепенно привлекали к этой торговле свои частные ресурсы и пытались наряду с
исполнением своих служебных обязанностей делать собственный бизнес. Международный
товарообмен (государственный и частный) был неэквивалентным, цепы в нем были
стихийными н не имели прямого отношения к производственным затратам; караваны,
груженные одними н темп же товарами, постоянно ходили по одним и тем же
маршрутам, привозя обратно то, что нужно. Частный международный товарообмен
развивался под укрытием государственного, перенимая его методы и используя его
возможности(Несколькоо иначе складывался междуиародный товарообмен вне Южной
Месопотамии.). Наряду с частным международным товарообменом развивался и
внутренний частный товарообмен, но в очень ограниченном масштабе. Годы
природных катастроф и неурожаен, видимо, вызывали временное усиленно
товарно-денежных тенденций в экономике, но с преодолением кризисов все
возвращалось к исходной позиции. Частная торговля в Месопотамии
старовавилонского периода сводилась к отдельным случаям купли-продажи
необходимого в хозяйство или предметов роскоши. Эта торговля не была основана
на товарном производство, и доходы от нее, как правило, в производство но
поступали. Хотя
страна уже но делилась на независимые номы, но и в ото время, как и в
предыдущий период, Месопотамия могла по праву называться «странен множества
городов». Они были разбросаны по берегам Тигра и Евфрата, на местах слияния
крупных каналов. Некоторые из них насчитывали уже не одну сотню лет истории,
такие, как Ниппур, Киш, Синнар, Ур, Урук; были н более новые — Иссин, Ларса, и
такие, чья история была только впереди, как у Вавилона. Города эти занимали
своими постройками площадь 2—4 кв. км и насчитывали не один десяток тысяч
жителей. В центре города обычно помещался храмовой комплекс, обнесенный стеной,
со ступенчатой храмовой башней—зиккуратом, храмами бога-покровителя нома и
других важнейших божеств: здесь же располагались дворец царя пли правителя и
основные хозяйственные строения государственного хозяйства. Остальная часть
города была занята домами горожан и другими постройками, среди которых
встречались храмики мелких божеств. Дома стояли вплотную друг к Другу, образуя
извилистые улицы шириной 1,5—3 м. Нa берегу роки или капала, около которых
вырос город, находилась гавань, где размещались купеческго ладьи п барки; здесь
же, на площади, примыкавшей к гавани происходила, видимо, и торговля. Жизнь
горожан была сосредоточена вокруг многочисленных храмов и дворца, где многие из
них служили в качестве чиновников, воинов, жрецов, ремесленников и торговцев.
Имущественное положение и жизненный уровень большинства горожан не очень сильно
различались. Городская
усадьба чаще всего состояла из жилого дома и участка незастроенной земли.
Размеры отдельных домов колебались в пределах 35—70 кв. м. многие имели два
этажа (в первом находились хозяйственные помещения, второй представлял жилую
надстройку). За сохранностью стены, разделявшей соседей, они следили совместно.
Другим гидом имущества многих горожан были финиковые сады; располагались они
или в окрестностях городов, или в сельских поселениях, находившихся неподалеку.
Площадь садов не превышала чаще всего одного гектара. Горожане, основным
занятием которых были служба или ремесло, часто не занимались сами садовыми
работами, а сдавали свои участки в аренду. За месяц-два до сбора фиников
производился осмотр пальм, с тем чтобы определить ожидаемый урожай. На
основании предварительной оценки составлялся письменный договор, согласно
которому садовник должен был представить хозяину сада определенное количество
фиников. Основным
продуктом питания горожан, как и сельских жителей, был хлеб. Поля, по
выражению, употребленному в одном из писем того времени из Южной Месопотамии,
были «душой страны». От их урожайности зависело снабжение городов зерном и в
конечном счете — благосостояние всех горожан. Жизнь городов во многом была
подчинена ритму сельскохозяйственных, работ. Горожане, связанные с
государственным хозяйством, получали за свою службу наделы обычно в 2—4 га и
лишь в исключительных случаях порядка десятков гектаров. Некоторые горожане
кроме служебных наделов, по-видимому, имели наделы земли в сельских общинах на
правах членства в них. Кроме полей этих двух типов — надельных и общинных —
некоторым горожанам принадлежали крупные земельные владения, о происхождении
которых у нас нет достаточно точных сведений. Возможно, что это были
пожалования крупным чиновникам или лицам, близким царю. Поля, так же как и
сады, горожане редко обрабатывали сами, чаще они сдавали их в аренду
земледельцам, жителям сельских поселений, на территории которых рядом с
общинными землями располагались обычно служебные надели. Участки сдавались в
аренду либо за твердую плату, либо из доли урожая, чаще всего из одной трети. Скота
большинство горожан не держало (или лишь немного овец), рабов имели немного.
Большинство рабов были чужеземцами — либо пригнанными местными воинами в плен,
либо приведенными торговцами из других городов, где они попали в рабство также,
вероятно, в результате пленения. Раб стоил примерно 150—175 г серебра, рабыня—несколько
меньше(Это соответствует стоимости примерло Таким
образом, имущество, позволявшее горожанину прокормить себя и спою семью,
сводилось к небольшому дому с самой необходимой мебелью и хозяйственной утварью
и небольшому полевому участку, либо принадлежавшему ему как члену какой-либо
сельской общины, либо данному ему храмом или государством в пользование
(кормление) за службу; иногда к нему добавлялась маленькая финиковая роща. Другим
источником доходов горожан были натуральные выдачи: храм и дворец снабжали
некоторых своих служащих не земельными наделами, а продуктами — зерном,
шерстью, растительным маслом, иногда небольшим количеством серебра. Кроме того,
выдачи продуктов, часто в значительных размерах, производились во время
храмовых праздников. Во
всех старовавилонских городах и в большинстве селении: имелись храмы. Храм в
древней Месопотамии, как и в других древних обществах, был не только местом
почитания божества, но и одним из важнейших компонентов социально-экономической
структуры государства. Действуя среди группы населения, находящегося в сфере
его влияния, храм мог в случае необходимости оказать поддержку как самым бедным
семьям — помогая им избавиться от разорения, а в критических случаях и просто
избежать голодной смерти,— так и наиболее обеспеченным кругам, предоставляя им
удобные возможности для помещения и сохранения «излишков» имущества. С
древнейших времен одной из важных социальных функций храма была роль «дома
призрения» для лиц, которые оказались отвергнутыми строго регламентированным во
всех отношениях древним обществом из-за своей неполноценности (физической или
социальной),—для одиноких женщин, инвалидов, престарелых, детей — брошенных или
осиротевших. В периоды экономического кризиса (войны, неурожаи) бедняки
посвящали в храм престарелых и больных членов семьи, подбрасывали детей,
которых не в состоянии были прокормить. Главной причиной посвящений такого рода
было стремление избавиться от лишних ртов, от неполноценных членов семьи,
которые не могли работать в полную силу, а внешне это принимало форму дара
божеству от поклоняющегося ему. В периоды стабилизации и экономического подъема
увеличивалось число посвящаемых в храм от богатых семей. Многие наиболее
богатые семьи отдавали в храмы своих дочерей. И здесь соображения чисто
религиозные переплетались с экономическими мотивами. Входя в храмовую обитель,
девушка забирала свое приданое, пользовалась им и, живя в обители, даже
увеличивала его посредством различного рода деловых операций, а после ее смерти
имущество возвращалось обратно в отцовский дом. Роль храма как социального
центра проявлялась и в том, что именно храм выкупал общинников, попавших в плен
во время царского похода, если у них дома не хватало средств на выкуп. Чрезвычайно
важной была роль храма как места разрешения различного рода споров. Здесь
давали показания свидетели, здесь перед лицом божественных символов выигравшая
сторона вводилась в свои права. Кроме
крупных и мелких городов на территории Месопотамия в старовавилонский период
существовало много небольших сельских поселений, расположенных по берегам рек и
каналов, соединявших города друг с другом. Сами постройки в таких поселениях
занимали площадь в несколько гектаров и состояли из домов, сложенных из
кирпича-сырца, а часто и из тростниковых плетёнок, обмазанных глиной. Население
их составляли от пяти— десяти до нескольких сот человек, основным занятием
которых было земледелие. 13 качестве главной сельскохозяйственной культуры
выступал ячмень, средний урожай которого, при редком засеве, и этот период
составлял примерно 12,5 ц с гектара. Пшеницу сеяли нечасто, она не выдерживала
все усиливавшегося засоления почвы. Выращивали также финики, лук, бобовые
растения. С
точки зрения организации сельскохозяйственного производства в экономике
старовавилонской Месопотамии можно выделить два основных вида хозяйств:
собственно государственные хозяйства, которые не только контролировались
государством, но и организовывались самим государством административным путем;
в них были заняты производительным трудом главным образом подневольные
работники. Последние, однако, не сгодились в отряды, как гуруши III династии
Ура, и получали но паек, а надел земли на группу; они назывались наши бильтим —
«приносящие доход» и нс числились рабами. Под поля крупных государственных
хозяйств в старовавилонской Месопотамии предположительно было занято около 1/3
обрабатываемых земель. Другим
видом организации сельскохозяйственного населения были государственно-общинные
хозяйства, которые организовывались как государством (по территориальному), так
и самодеятельно (по территориально-родовому принципу) на мостах и пользовались
определенным местным самоуправлением, хотя и под строгим контролем государства.
В этих хозяйствах производительным трудом были заняты в основном свободные, но
мог применяться также труд их рабов и других подневольных работников. Для
старовавилонского периода был, вероятно, характерен процесс постоянного
обезземеливания части свободного населения (из-за прироста населения, дробления
наследственных участков, засоления почвы и т.п.), с одной стороны, и освоения
новых сельскохозяйственных угодий—с другой. Государство силами общинников и
зависимого населения проводило большие работы по расчистке старых и прорытию
новых каналов, на берегах которых создавались собственно государственные
хозяйства и новые поселения, организованные по принципу территориальных общин.
Всей жизнью таких общин управлял сонет старейшин, избиравшийся жителями из
числа наиболее уважаемых и богатых семейств; во главе совета стоял староста,
назначаемый обычно царём. Одни общины платили налог государству натурой, в
других — часть орошаемой земли отводилась под государственное хозяйство. Эти
земли царь мог раздать своим чиновникам в качестве вознаграждения за службу, а
мог поселить здесь работников из прибегавших под его покровительство бедняков,
которые за это отдавали ему значительную часть своего урожая. Главной
задачей большинства мелких хозяйств было самовоспроизводство, товарность их
была низкой, тем не менее каждому хозяйству приходилось, хотя и редко,
приобретать необходимые орудия и предметы, которые оно не могло изготовить
само. Не только мерилом цен, но зачастую и средством платежа в это время служило
серебро, которое значительно потеснило зерно, употреблявшееся ранее для этой
цели. Все имело свою оценку в серебре — любые виды движимого и недвижимого
имущества, доходы от жреческой должности, плата наемному работнику, расходы,
связанные с несением определенных повинностей. Однако у большинства горожан, а
тем более жителей мелких сельских поселений серебра в наличии не было совсем,
им располагали в основном только лица, занимавшиеся торговлей. Некоторым
количеством серебра владели в виде украшений наиболее обеспеченные семьи.
Ручные и ножные браслеты, серьги, кольца, имевшие стандартный вес, мелкий
серебряный лом могли в случае необходимости употребляться при денежных
расчетах. Но основная масса наличного серебра была сосредоточена в руках
государства (во дворце и храмах), которое распределяло часть своих запасов
среди высших дворцовых и храмовых служащих посредством выдач или подарков. Отсутствие
в обращении достаточного количества серебра, особенно за пределами больших
городов, вдали от центральных учреждений и торговых компаний, и низкая
товарность хозяйства приводили к тому, что не только не всегда и не везде можно
было продать за серебро продукты сельского хозяйства, но и купить их за серебро
также бывало затруднительно. Купля-продажа за серебро при отсутствии чеканной
монеты необходимо требовала взвешивания, расчетов, т.е. определенных знаний и
квалификации, которыми большинство населения, конечно, не обладало. Это еще
больше затрудняло обращение серебра, особенно в сельской местности. В крупных
городах, где были меняльные лавки и жило много торговцев, такого рода
затруднений не возникало. Серебро здесь могло обращаться свободнее, и его,
вероятно, всегда можно было реализовать, так как потребность в серебре в связи
с развитием хозяйства все возрастала. Естественным
следствием низкой товарности хозяйства было развитие кредита. Поскольку серебра
было мало, то дать его в долг, рассчитывая на возвращение долга с процентами
серебром же, можно было только в том случае, если должник имел торговый капитал
или занимал значительное положение в государственном хозяйстве, т.е.
принадлежал к той небольшой группе лиц, в руках которых сосредоточивались
основные доходы от сбора налогов и торговли. Большинство семей стояло вне этого
круга и не могло рассчитывать на получение займа, если кредитору не
предоставлялась достаточно твердая гарантия. Такой гарантией могла служить
личность должника или его недвижимость — в этих случаях должник, нуждаясь в
займе, шел на заклад или на продажу в рабство членов своей семьи или даже себя
самого или (если он жил не в пределах государственного хозяйства) на продажу
своей недвижимости. Продажи такого рода, которые скрывали за собой долговые
сделки, носили временный характер и по истечении определенного срока или
выполнении определенных условий должны были аннулироваться. Древнее
общество Месопотамии выработало целую систему экономических рычагов,
способствовавших товарообмену в условиях слаборазвитых товарно-денежных
отношений и помимо частного кредита. В числе таких рычагов было широкое
развитие государственной кредитной системы. Представителями этой системы были
государственные чиновники-тамкары, а также кабатчики (корчмари) и пекари. Их
деятельность предоставляла сельскому, а в значительной степени и городскому
населению основной, а нередко и единственный источник товарообмена. Имущественное
положение большинства жителей старовавилонской Месопотамии колебалось в
незначительных пределах, было относительно стабильно и давало им возможность
поддерживать свою жизнь и жизнь своей семьи в рамках принятых в данном обществе
норм. Над этой массой стояла небольшая группа богатых семей, представители
которых занимали высшие должности в государственном или храмовом хозяйстве (и в
общинах) либо входили в число приближенных или родственников царя. Эти
семейства владели многочисленными строениями в городах, десятками гектаров
садов, большими земельными имениями, доход с которых исчислялся десятками тысяч
литров зерна, значительными по тем масштабам стадами овец. Все работы в таких
имениях велись с помощью арендаторов (в полеводстве и садоводстве)(Арендаторами
выступали не обязательно обезземелившиеся хозяйства — нередко брали в аренду
землю дополнительно к своему основному наделу или собственности хозяева
состоятельные, имевшие средства для дополнительных затрат. Земля либо
обрабатывалась силами своей семьи и рабов, либо, возможно, сдавалась в
субаренду.), наемных работников (в скотоводстве) и рабов, труд которых мог
применяться во всех отраслях большого хозяйства. Низший
слой общества составляли бедняки — из числа крестьян и горожан, разорившихся
вследствие каких-либо природных или социальных катастроф, или из пришлых людей,
которые ничего не имели и жили только выдачами из дворца или храма, к
покровительству которых они обратились. В количественном отношении бедняков и
богачей в мирное время было немного по сравнению с основной средней массой
населения, но их существование оказывало огромное влияние на социальную жизнь
общества и общественное развитие. Скромное
имущественное положение и доходы большинства населения определяли и скромные
потребности. В старовавилонский период в Месопотамии были известны и находились
в употреблении, как в частном, так и в государственном хозяйстве, нормы,
определявшие необходимый для существования человека уровень потребления.
Считалось, что взрослому мужчине-работнику необходимо для пропитания В
сословном отношении общество того времени делилось па полноправных свободных
граждан (авилум), владевших недвижимой собственностью на правах членства в
какой-либо (городской или сельской) общине, на лиц с ограниченными юридическими
и политическими правами {мушкенум), не имевших недвижимой собственности, но
получивших от государства за службу или работу в условное владение землю, и на
рабов (вардум), которые были собственностью своих хозяев. Высшая дворцовая и
храмовая знать относилась к авилумам. Собственность на землю не носила
сословного характера, и в той мере, в какой земельные участки продавались
(главным образом сады, дома, весьма редко поля), их могли покупать и мушкенумы.
| |
| |
Просмотров: 1363 | |
Всего комментариев: 0 | |