Глава 1.
Социальные отношения В
этой главе будет
дан обзор взаимоотношений членов
вавилонской общины, отношения
между супругами, а
также судопроизводство в
древнем Вавилоне. Субъектом
права в рассматриваемый период
является, как правило,
свободный мужчина, не
находящийся под патриархальной властью.
Он мог быть либо
свободным общинником (главой
патриархальной семьи - АВИЛУМ,
" человек "), либо царским
служащим (МУШКЕНУМ " падающий ниц ",
т. е. " бивший челом ",
имеется в виду -
царю с просьбой
о принятии на
службу). Авилум -
собственник определенной части
общинной земли, мушкенум
- держатель участка
царской земли под
условием выполнения определенной
службы. Свободные люди были привелигерованнее, и нанесенное им членовредительство каралось по принципу талиона, т. е. зеркального отражения (око за око, зуб за зуб). П. 200 " Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб ". Положение же царских людей на практике могло быть весьма различным: их высшие слои получали от царя большие наделы и были одновременно общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки и мало чем отличались от рабов. Т. е. между свободой и рабством внутри мушкенумов существовали многочисленные промежуточные ступени. Жизнь, честь и личную неприкосновенность Законы Хаммурапи оценивают " дешевле ", чем авилума (п. 201). " Если
он (т.е. авилум)
выбьет зуб у
мушкенума, то он
должен отвесить 1/3
мины серебра ". Но
зато имущество мушкенумов
охраняется более строго,
подобно имуществу храма
или дворца, и
это не удивительно:
ведь оно фактически
есть составляющая часть
имущества самого царя
(п. 8). "
Если человек украдет
либо вола, либо
овцу, либо осла,
либо свинью, либо
ладью, то, если
это божье или
это дворцовое, он
может отдать это в
30-кратном размере, а
если это принадлежит
мушкенуму, - он
может возместить в
10-кратном размере; если
же вору нечем
отдать, то его
должно убить ". Рабы
мушкенумов пользуются, подобно
дворцовым рабам, известными
привилегиями (например, раб
мушкенума или дворца
мог вступать в
брак со свободной
женщиной - п. 176).
Следует заметить, что
царские служащие высших
(а иногда и
средних) категорий никакой
социальной принадлежности не
испытывали, ибо наряду
с большими служебными
наделами владели (или,
во всяком, в
принципе случае могли
владеть) также участками
общинной земли, да
и пожалованной от
царя землей могли
распоряжаться достаточно свободно.
По этим причинам
они относились к
авилумам. Следовательно, мушкенумами
в точном смысле
этого слова были
только царские служащие
низших категорий. Они
вербовались из людей,
по тем или
иным причинам утративших
связь с общиной
(разорившиеся, изгои, беглецы),
а также осевших
на землю членов
пастушеских племен, пришельцев
и т. п. Вероятно,
часть из них
была потомка- ми грушей
шумерской эпохи. Естественно,
что на таких
людей свободные общинники смотрели
свысока, а доля
мушкенумов считалась весьма
незавидной. Позже в
Новоассирийский период, этот
термин означает просто " бедняк ". С
таким значением оно
попало позже и
в арабский (мискин) язык. В
некоторых случаях субъектом
права могла быть
и женщина, прежде
всего, если она
- жрица. В
отношении имущественных прав
жрицы почти ничем
не отличались от
мужчин. Замужняя женщина
тоже могла иметь
в некоторых случаях
отдельное от мужа
(полученное из отцовского
дома) имущество (п. 150)
и обезопасить себя
от ответственности за
его долги, сделанные
до женитьбы (п. 151).
Известными имущественными правами
пользовалась также и
вдова: она получала
свое приданное и
вдовью долю, если
муж дал ее
ей. Если же муж при
жизни не оставил
супруге вдовьей доли,
то она получала
из наследства долю,
подобную доле одного
наследника. В любом
случае она могла
и дальше жить
в доме своего
мужа, правда не
могла распоряжаться им,
" отдавать за серебро ". Причем
ее дети не
могли насильно выселить
ее из дома (п. 171
и 172) Из документов
известны случаи, когда
женщины выступают контрагентами
в различных сделках,
но, за исключением
жриц (и гетер
- они тоже
считались служащими богине
любви Иштар), они
всегда выступают в
этих сделках совместно
с мужем, братом
или сыном. Дети
обычно становились полноправными
лишь после смерти
отца и наследования
семейного имущества. Законы
Хаммурапи и здесь
тоже вносят некоторые
правовые особенности: так,
отец мог лишить
сына наследства, если
тот дважды совершил
тяжелый грех против
него (п. 168 и 169). " Если
он совершил по
отношению к отцу
тяжкий грех, достаточный
для лишения его
наследства, они (судьи)
должны на первый
раз простить его;
если же он
совершил тяжкий грех
во второй раз,
то отец может лишить
его наследства ". Отец
также мог признать
детей от рабыни
своими собственными детьми,
со всеми вытекающими
отсюда правами, посредством
формулы " Мои дети ",
и после смерти
отца они получали
свою долю наследства
наравне с законными
детьми, но даже
если он их
таковыми и не признавал, они
после его смерти все
равно получали свободу
и их мать
тоже, правда, в
этом случае они
уже не могли
претендовать на наследство
(п. 170 и 171) Известны
случаи, когда престарелые
отцы при жизни
передавали детям свое имущество
в обмен на обязательство со
стороны детей выдавать
отцу, пока он
жив, определенное содержание.
Такие же договоры
заключали иногда со
своими детьми и
матери, очевидно, передавая
им свою " вдовью
долю " (свое приданое,
а также, если
были, подарки мужа). Весьма
интересно и важно,
что в этот
период некоторые остатки
правоспособности сохраняют также
и рабы. Так,
за оскорбление действием,
нанесенное свободному, раб
карался только по
суду (отрезанием уха п.
205). " Если
раб человека ударит
по щеке кого-либо
из людей, то
должно отрезать ему
ухо ". Таким
же образом карался
раб, оспаривающий свое
рабское положение ( п. 282).
В более ранний
период известны судебные
процессы, в ходе которых рабы
пытались отстаивать свою
свободу. Как правило,
они их проигрывали.
Видимо, и теперь
раб мог, по
крайней мере, теоретически,
оспаривать свое рабское
состояние в суде,
но проигрыш процесса
уже грозил ему наказанием. Интересно,
что в обоих
случаях наказание назначается
по суду (вместо
непосредственной внесудебной расправы
со стороны хозяина)
и, будучи мучительным
и позорным, вместе
с тем не
снижает ценности раба
как рабочей силы. Кроме
того, дворцовый раб
или раб мушкенума
могли жениться на
свободных, и их
дети считались свободными
(п. 175). " Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет замуж дочь человека, и она родит детей, то господин раба не может предъявлять претензии к детям дочери человека об обращении их в рабство ". | |
| |
Просмотров: 1449 | |
Всего комментариев: 0 | |