Как
мы видели, старовавилонский период истории Месопотамии завершился вскоре после От
XVI—XV вв. из Месопотамии до нас дошло очень мало документов. Первым известным
нам касситским царем Вавилона был Агум II (XVI в. до н.э., второй по счету
династии, которая первоначально правила в Хане). Он правил уже обширной
территорией, куда входила Южная Месопотамия, кроме Приморья, а также горные
области за Тигром, хотя «царем Шумера и Аккада» он себя не титуловал. Около
этого же времени народ хурритов создал на территории Верхней Месопотамии новое
царство — Митанни, о котором речь шла ранее (лекция 8). От
первой четверти I тысячелетия до н.э. до нас дошел любопытный документ —
перечень войн и мирных договоров между Ассирией и Вавилонией (так называемая
«Синхроническая история»). Из этого документа видно, что преемник Агума II,
Бурна-Бурариаш I, около Касситский
царь Куригальзу Старший (начало XIV в. до н.э.) создал царскую резиденцию,
отдельную от Вавилона, построив себе г. Дур-Куригальзу («Крепость Куригальзу»),
Вавилон при этом получил освобождение от общегосударственных налогов и стал привилегированным
самоуправляющимся городом. Еще раньше, видимо при I Вавилонской династии,
подобную привилегию получил Сиппар, около С
середины XIV в. до н.э. в Вавилонии, видимо, происходит оживление экономики, на
что указывает увеличение числа деловых и хозяйственных документов.
Археологически засвидетельствовано проведение новых каналов, запустение старых
и возникновение новых населенных пунктов. Но затем ашшурский правитель
Ашшур-убаллит I вмешивается в династические распри в Вавилонии и дважды сажает
па вавилонский престол своих ставленников. Попытка Вавилонии в дальнейшем вести
войны против Ассирии, сначала успешные, позже кончилась неудачей, и касситские
цари вынуждены были согласиться на контроль ассирийского царя Ашшур-нерари I
над вавилонскомитаннийской торговлей. Зато с Ассирией был установлен мир,
обещавший быть прочным, и вавилонский царь Куригальзу Младший (1333—1312 гг. до
н.э.) сумел одержать победу в войне с Эламом, захватив Сузы и другие города. Однако
это был лишь временный успех, и вскоре в Эламе вновь создается независимое и
могущественное государство. Вообще политическое положение стало дальше
складываться не в пользу Вавилонии. На севере теперь уже существовало мощное
Ассирийское царство, все время расширявшее свою территорию и грозившее отрезать
Вавилонию от торговых путей. С востока, как уже отмечалось, угрожал Элам.
Наконец, с запада, где касситам удалось было избавиться от скотоводческих.
племен амореев, стали надвигаться из степей новые кочевью племена — ахламеи,
или а'ламеи, которые обычно обозначаются в науке как арамеи(Имя Арама в
качестве племенного предка встречается уже в аморейских родословиях; в Библии
арамми означает «кочевник», а термин «Арам» придается как эпитет областям, где
правили династии из кочевников; в средние века население, которое в науке
сейчас обозначается как арамейское, называло себя «сирийцами» или «халдеями», а
термин «арамеи» применяли обычно к языческим, кочевым племенам. Потомки древних
«арамеев» (в условном научном значении термина) сейчас называют себя
«ассирийцами». Древние же ассирийцы были, конечно, не «арамеями», а аккадцами.—
Примеч. ред.). Эта последняя угроза оказалась особенно серьезной. Поэтому предпринимаются
попытки установить между тремя «традиционными» великими державами — Египтом,
Хеттским царством в Малой Азии и Вавилонией — союз, направленный прежде всего
против Ассирии и кочевников. Союз этот, однако, не удался. В середине XIII в.
до н.э. эламский царь Шильхак-Иншушинак совершил опустошительный набег на
Вавилонию, а почти сразу же вслед за ним явился ассирийский царь
Тукульти-Нинурта I. Ассирийцы наголову разбили касситско-вавилонское войско, а
царя Каштилиаша захватили в плен и в цепях увели в Ашшур. Затем пал Вавилон,
его храмы и дворцы были разграблены, а статую бога Мардука увезли в Ассирию,
где он, впрочем, пользовался большим почетом. Семь
лет спустя вавилоняне вновь обрели независимость, а новый касситский царь,
Адад-шум-уцур (около Средневавилонское
общество. Наиболее
типичным документом, дошедшим до пас от касситского и послекасситского периодов,
является кудурру—акт о пожаловании тому или иному лицу более или менее
значительного участка земли из царского фонда, иногда вместе с освобождением от
тех или иных поборов и повинностей. Такое пожалование, строго говоря, не было
дарением, а лишь выдачей земли во временное пользование. Передача ее в
дальнейшем по наследству подлежала утверждению царем. Однако постепенно эта
земля стала рассматриваться как частная собственность, тем более что сами цари,
которым надоели бесконечные споры о наследственных правах, стали передавать
землю «на вечные времена». Таким образом, наряду с общинными землями появились
земли, находящиеся в частной собственности, но вне юрисдикции общинных властей.
Впрочем, ведение самостоятельного мелкого хозяйства было ещё невозможно, и
новые собственники стремились объединяться в новые общинные структуры—«дома»,
или «братства». Значительные земли, а также целые селения (вернее,
причитающиеся с них поборы и повинности) отдавались также храмам. Все эти новые
явления связаны с распадом: государственного хозяйства с его громоздким и
дорогим административным аппаратом. На смену ему пришло взимание налогов и
повинностей со всего (или с большей части) населениям. Разница же между
общинниками и держателями царских земель постепенно стерлась — и те и другие
фактически превратились в частных хозяев, в одинаковой степени облагаемых
налогами и повинностями. Этот процесс ускорялся еще и тем, что из-за засоления
старых орошаемых земель их приходилось покидать и осваивать новые, которые царь
считал своими и где новые каналы прокладывались за счет царских налогов и
повинностей. С другой стороны, города, как уже отмечалось, получали привилегии,
превращаясь в автономные единицы. Теперь возникает новое деление общества: с
одной стороны, привилегированные, освобожденные от общегосударственных налогов
и повинностей граждане городских общин, а также крупные землевладельцы,
получившие такое же освобождение, с другой же — неполноправное, обложенное
налогами и повинностями, жившее в большинстве случаев на царской земле сельское
население Формирование этой новой структуры общества еще только началось, а
полное свое завершение оно получило в I тысячелетии до н.э. Царское
хозяйство в средневавилонский период по перечисленным причинам практически
сходит на нет. До нас дошло довольно значительное количество документов из
храмовых хозяйств (к сожалению, они еще плохо изучены). Из этих документов
видно, что и храмы собственного хозяйства практически не вели. Храмовые архивы
состоят из приходных и расходных ведомостей. В первых записываются доходы от
приписанного к храмам подневольного «люда» (амелуту). Поступления эти
называются «уроком», но храмовые работники все же вели свое самостоятельное
хозяйство, хотя, по всей видимости, не были его собственниками. С
социально-экономической точки зрения такие работники храмов должны
рассматриваться как разновидность рабов-илотов. В расходных ведомостях
фиксировались натуральные выплаты жрецам и ремесленникам храма. К
концу рассматриваемого периода начинают вновь возрождаться товарно-денежные
отношения, причем весьма интересно, что всеобщим мерилом цен теперь служит не
серебро, а золото. Причины этого изменения пока неясны, да и на практике
золотом почти никогда не платили. Расплачивались зерном или другими товарами,
иногда серебром или медью, лишь указывая их стоимость в золоте. Вновь
и теперь, видимо, уже беспрепятственно развивается ростовщичество с его
неизбежным последствием — долговой кабалой. Но теперь это не временное рабство,
а постоянное, даже для свободнорожденных граждан. Таким
образом, положение беднейших слоев населения резко ухудшилось. Неудивительно
поэтому, что не только рабы или храмовые плоты, но даже полноправные общинники
бежали из своих мест, превращаясь в изгоев — хапиру. Эти разноплеменные группы,
объединенные общим несчастьем, бродили в предгорьях Загроса и в степи,
промышляя мелким скотоводством, случайной работой по найму, а то и разбоем.
Хапиру довольно скоро стали известны по всей Передней Азии: это был весьма
взрывчатый социальный материал, внушавший немалое беспокойство мелким царькам
Сирии и Финикии, но не слишком опасный для Касситского царства. Еще
одной важной общественной группой в Вавилонии были воины. Основу касситского
войска составляли колесничные части — новый, впервые появившийся род войск.
Касситы существенно улучшили конструкцию переднеазиатской боевой колесницы. При
изготовлении этих колесниц использовалась кооперация ремесленников нескольких
профессий и самой высокой квалификации: столяров, медников, кожевников,
оружейников. Усовершенствованию подвергалось и другое вооружение: появились
чешуйчатые панцири для пехоты, а также броня для лошадей, мощные луки и т.п.
Однако неправильно видеть в касситских колесничных некую «феодальную»
аристократию. Действительно составляя привилегированную часть войска, они тем
не менее находились на полном содержании у царя, получая от него коней,
колесницы и вооружение. | |
| |
Просмотров: 1202 | |
Всего комментариев: 0 | |