Города,
впоследствии составившие ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела
и др.), до XV в. до н.э., по-видимому, не представляли собой единого
политического или даже этнического целого. Более того, в XV в. не существовало
даже и самого понятия «Ассирия». Поэтому встречающееся иногда применительно к
державе Шамши-Адада I (1813— 1783 гг. до н.э.) обозначение «староассирийская»
ошибочно: Шамши-Адад I никогда и не считал себя царем Ашшура, хотя позднейшие
ассирийские царские списки (I тысячелетие до н.э.) действительно включают его в
число ассирийских царей. Ниневия
первоначально, по-видимому, была хурритским городом. Что же касается города
Ашшур, то его название, очевидно, семитское, и население этого города было в
основном аккадским. В XVI—XV вв. до н.э. эти города-государства зависели
(иногда лишь формально) от царей Митанни и касситской Вавилонии, но уже с конца
XV в. правители Ашшура считали себя независимыми. Они, как и вообще верхушка
горожан, были весьма богаты. Источником их богатств служила посредническая
торговля между югом Месопотамии и странами Загроса, Армянского нагорья, Малой
Азии и Сирии. Одним из важнейших предметов посреднической торговли во II
тысячелетии до н.э. были ткани и руды, а ее центральными пунктами — Ашшур,
Ниневия и Арбела. Здесь же, возможно, происходило очищение серебро-свинцовых
руд. Не исключено, что через те же центры шло и олово. Ашшур
был центром сравнительно небольшого номового государства. В XX—XIX вв. до н.э.
он был исходным пунктом для международной торговли, тесно связанным с другим
торговым центром — Канишем в Малой Азии, откуда Ашшур ввозил серебро. После
завоевания Верхней Месопотамии Шамши-Ададом I, а восточной части Малой Азии —
хеттскими царями торговые колонии в Малой Азии (о которых подробнее см. в
лекции 10) прекратили свое существование, но Ашшур продолжал сохранять большое
хозяйственное и политическое значение. Правитель его носил титул ишши'акку; его
власть практически была наследственной. Он был, видимо, верховным
землеустроителем и председателем общинного совета. Из состава совета
выдвигались ежегодно сменяемые лимму — эпонимы года и, возможно, казначеи.
Постепенно состав совета все больше замещался людьми, близкими к правителю.
Сведений о народном собрании в Ашшуре нет. С усилением власти правителя
значение органов общинного самоуправления все больше падало. Территория
ашшурского нома состояла из мелких поселений — сельских общин; во главе каждого
стояли совет старейшин и администратор — хазанну. Земля была собственностью
сельской общины и подлежала периодическим переделам между семейными общинами,
т.е. «большими семьями». Центром такой семейной общины являлась укрепленная
усадьба — дунну. Член территориальной и семейной общины мог продать свой надел,
который вследствие такой продажи выбывал из состава семейно-общинной земли и
становился личной собственностью покупателя. Но сельская община контролировала
подобные сделки и могла заменить продаваемый участок другим, из запасного
фонда. Сделка также должна была утверждаться царем. Все это показывает, что
товарно-денежные отношения в Ашшуре развивались быстрее и зашли дальше, чем, например,
в соседней Вавилонии,— следствие давнего вовлечения ашшурцев в международный
товарооборот и накопления денежных средств. Отчуждение земли здесь уже стало
необратимым. Следует отметить, что покупаются иногда целые хозяйственные
комплексы — усадьба с полем, домом, гумном, садом и колодцем, всего от 3 до Итак,
Ашшур был небольшим, но весьма богатым государством. Богатство создавало ему
возможности для усиления, но для этого необходимо было ослабление главных
соперников, которые могли бы в зародыше подавить попытки Ашшура к экспансии.
Правящие круги Ашшура уже начали исподволь готовиться к пей, укрепляя
центральную власть. В конце XV в. до н.э. была восстановлена разрушенная
мнтаннийцами стена «Нового города» в Ашшуре. Воспрепятствовать этому Митанни не
смогло. Хотя митанпийские и касситские цари продолжают считать ашшурских
правителей своими данниками, эти последние завязывают прямые дипломатические
отношения с Египтом. С начала XIV в. ашшурский правитель называл себя «царем»,
хотя пока лишь в частных документах, но уже Ашшур-убаллит I (1365—1330 гг. до
н.э.) впервые именовал себя «царем страны Ассирии» в официальной переписке и на
печатях (хотя все еще не в надписях), а египетского фараона называл своим
«братом», подобно царям Вавилонии, Митанни или Хеттской державы. Он принял
участие в военно-политических событиях, приведших к разгрому Митанни, и в дележе
большей части митаннийских владений. Ашшур-убаллит I неоднократно вмешивался
также и в дела Вавилонии, участвуя в династийных распрях. В дальнейшем в
отношениях с касситской Вавилонией периоды мира сменялись более пли менее
серьезными столкновениями, в которых Ассирия часто терпела поражение, особенно
в конце XIV в. до н.э. Зато ассирийская территория неуклонно расширялась на
запад (верхний Тигр, «страна субареев»)(Так в это время назывались области с
хурритоязычным населением.) и на восток (горы Загрос). Рост
влияния царя сопровождается падением роли городского совета. Царь превращается
фактически в самодержца. Адад-нерари I (1307—1275 гг. до н.э.) к своим прежним
должностям, положенным ему как ашшурскому правителю, добавляет еще и должность
лимму — казначея-эпонима первого года своего правления. Он же впервые
присваивает себе титул «царь множеств» и, таким образом, является подлинным
основателем Ассирийской (Среднеассирийской) державы. В его распоряжении имелось
сильное войско, основу которого составляли царские люди, получавшие за службу
либо специальные земельные наделы, либо только паек. В случае необходимости к
этому войску присоединялось ополчение общин. Адад-перари I успешно воевал с
касситской Вавилонией и отодвинул границу Ассирии довольно далеко на юг. О его
деяниях была даже сложена поэма, но в действительности успехи на «южном фронте»
оказались непрочными. Адад-нерари I совершил также два успешных похода против
Митаныи. Второй из них завершился низложением митаннийского царя Васашатты,
возведением на престол ассирийского ставленника Шаттуары II и подчинением всей
территории Митанни (вплоть до большой излучины Евфрата и г. Каркемиша) Ассирии.
Однако сыну и преемнику Адад-нерари, Салманасару I (1274—1245 гг. до н.э.),
пришлось вновь воевать здесь с митаннийцами и их союзниками — хеттами и
арамеями. Ассирийская армия попала в окружение и была отрезана от водных
источников, но сумела вырваться и разбить врага. Вся Верхняя Месопотамия была
присоединена к Ассирии, а Митанни прекратило свое существование. Салманасар
сообщает в своей надписи, что он взял в плен 14400(14400, или «четыре сароса»,
— круглое число по шумеро-вавилонской системе счета.) вражеских воинов и всех
их ослепил. Здесь мы впервые встречаем описание тех свирепых расправ, которые с
ужасающей монотонностью повторяются в последующие века в надписях ассирийских
царей (начало им, впрочем, положили хетты). Салманасар воевал также против
горных племен «уруатри» (первое упоминание о родственных хурритам урартах). Во
всех случаях ассирийцы разрушали города, жестоко расправлялись с населением
(убивали или калечили), грабили и налагали «знатную дань». Угон пленных в
Ассирию практиковался ещё редко, и, как правило, угоняли лишь квалифицированных
ремесленников. Иногда пленных ослепляли. Очевидно, потребность в рабочей силе
для сельского хозяйства ассирийская знать удовлетворяла в основном за счет
«внутренних ресурсов». Главная же цель ассирийских завоеваний в этот период
состояла в овладении международными торговыми путями и собственном обогащении за
счет доходов от этой торговли путем взимания пошлин, но главным образом за счет
прямого грабежа. При
следующем ассирийском царе, Тукульти-Нинурте I (1244—1208 гг. до н.э.), Ассирия
уже была великой державой, охватывающей всю Верхнюю Месопотамию. Новый царь
дерзнул даже вторгнуться на территорию Хеттского царства, откуда увел «8
саросов» (т.е. 28800) пленных хеттских воинов. Тукульти-Нинурта I воевал также
против степных кочевников и горцев севера и востока, в частности с «43 царями
(т.е. племенными вождями) Наири» — Армянского нагорья. Походы теперь происходят
регулярно, каждый год, но не столько с целью расширения территории, сколько
просто ради грабежа. Зато на юге Тукульти-Нинурта осуществил грандиозное деяние
— завоевал касситское Вавилонское царство (ок. Однако
время осуществления «имперских» притязаний еще не настало. Традиционная
ашшурская знать оказалась достаточно могущественной, чтобы объявить
Тукульти-Нинурту I безумным, низложить его, а затем и убить. Новая царская
резиденция была заброшена. Вавилония
умело воспользовалась внутренними смутами в Ассирии, и все последующие
ассирийские цари (кроме одного) были, видимо, просто-напросто вавилонскими
ставленниками. Один из них вынужден был вернуть в Вавилон увезенную Тукульти-Нинуртой
статую Мардука. Впрочем,
Ассирия сохранила под своей властью всю Верхнюю Месопотамию, а к моменту
вступления на престол Тиглатпаласара I (1115—1077 гг. до н.э.) в Передней Азии
сложилась исключительно благоприятная для Ассирии политическая обстановка.
Хеттское царство пало, Египет переживал упадок, Вавилония подверглась нашествию
южноарамейских кочевников — халдеев. В этой политической обстановке Ассирия
фактически оставалась единственной великой державой. Нужно было лишь выстоять
среди общего хаоса, а затем вновь приступить к завоеваниям. И то и другое,
однако, оказалось куда более трудным, чем можно было предполагать. Племена,
появившиеся в Передней Азии в результате этнических передвижений конца II
тысячелетия до н.э., — протоармяне («мушки» ассирийских источников), фригийцы,
протогрузинские племена, апешлайцы (возможно, абхазцы), арамеи, халдеи и др. —
были многочисленны и воинственны. Они вторгались даже в пределы Ассирии, так
что для начала пришлось думать об обороне. Но Тиглатпаласар I был, по-видимому,
хорошим полководцем. Он очень быстро сумел перейти к наступательным действиям,
двигаясь все дальше на север. Ряд племен ему удалось склонить на свою сторону
без боя, и они были «причислены к людям Ассирии». В Дважды
Тиглатпаласар совершал походы на Вавилонию. Во втором походе ассирийцы
захватили и разорили ряд важных городов, в том числе Дур-Куригальзу и Вавилон.
Но около Хотя
ассирийские гарнизоны все еще сидели в городах и крепостях Верхней Месопотамии,
степь была наводнена кочевниками, перерезавшими все коммуникации с коренной
Ассирией. Попытки последующих ассирийских царей заключить против вездесущих
арамеев союз с царями Вавилопии тоже не принесли пользы. Ассирия оказалась
отброшенной на свои коренные земли, а ее экономическая и политическая жизнь
пришла в полный упадок. С конца XI по конец Х в. до н.э. до нас не дошло из
Ассирии почти никаких документов или надписей, Новый период в истории Ассирии
начался лишь после того, как она сумела оправиться от арамейского вторжения. Культура
и общество Ассирии. В
области литературы, науки и искусства ассирийцы во II тысячелетии до н.э. не
создали почти ничего оригинального, полностью переняв вавилонские и частично
хурритско-хеттские достижения. В ассирийском пантеоне в отличие от вавилонского
место верховного бога занимал Ашшур («отец богов» и «Эллиль богов»). Но Мардук,
а также и другие боги общемесопотамского пантеона тоже весьма почитались в
Ассирии. Особо важное место среди них занимала грозная богиня войны, плотской
любви и плодородия Иштар в двух своих ипостасях — Иштар Ниневийской и Иштар
Арбельской. В Ассирии Иштар играла еще и специфическую роль покровительницы
царя (ср. легенду о Саргоне Аккадском). У хеттов и, вероятно, митаннийцев был
позаимствован литературный жанр царских анналов, но наибольшее развитие он
получил позднее, в I тысячелетии до н.э. Так
называемые среднеассирийские законы (САЗ) представляют собой скорее всего не
законы государства, а своего рода «научную» компиляцию — свод различных
законодательных актов и норм обычного права Ашшурской общины, составленный для
обучения и для практических нужд. Всего сохранилось 14 табличек и фрагментов,
которые принято обозначать прописными латинскими буквами от А до О. Сохранность
их различна — от почти полной до очень плохой. Некоторые фрагменты были
первоначально частями одной таблички (C+G). Oни датируются XIV—XIII вв. до
н.э., хотя сам текст, видимо, несколько старше. Своеобразие
САЗ проявляется в том, что они соединяют в себе явления весьма архаичные и
серьезные нововведения. К
последним относится, например, метод систематизации норм. Они группируются в
соответствии с предметом регулирования в очень крупные «блоки», каждому из
которых посвящена особая таблица (в ЗХ группировка значительно болей дробная),
ибо «предмет» понимается чрезвычайно широко. Так, табл. А (пятьдесят девять
параграфов) посвящена различным аспектам правового положения свободной женщины
— «дочери человека», «жены человека», вдовы и т.п., а также блудницы и рабыни.
Сюда же входят различные правонарушения, совершенные женщиной или против неё,
брак, имущественные отношения супругов, права на детей и т.д. Иными словами,
женщина выступает здесь и как субъект права, и как его объект, и как
преступница, и как потерпевшая. «Заодно» сюда же отнесены действия, совершаемые
«женщиной или мужчиной» (убийство в чужом доме— § 10; чародейство — § 47), а
также дела о мужеложестве (§ 19—20). Такая группировка, разумеется, значительно
удобнее, чем в ЗХ, но и ее недостатки очевидны: воровство, например,
оказывается в двух разных таблицах (А, § 1, 3—6 и C+G, § 8), ложные обвинения и
ложные доносы тоже попадают в разные таблицы (А и N); такая же участь постигает
и нормы, касающиеся наследования (А, § 25—26 и О, § 1—3). Впрочем, эти
недостатки очевидны лишь с нашей, современной, точки зрения. Новым по сравнению
с Законами Хаммурапи является также чрезвычайно широкое применение публичных
наказаний—порки и «царской работы», т.е. своего рода каторжных работ (помимо
денежной компенсации потерпевшему). Такое явление для столь ранней древности
уникально, потому что в древнем праве наказание обычно рассматривается как
удовлетворение потерпевшему, здесь же оно производится явно в интересах
государства или общины. Это могло бы объясняться необычайно высоким развитием
правовой мысли. Вернее истолковать это обстоятельство как сохранение общинной
солидарности, рассматривавшей многие правонарушения, особенно в области
земельных отношений или против чести и достоинства свободных граждан, как
затрагивающие интересы не одного потерпевшего, по всей общины. Наряду
с этим САЗ, как уже отмечалось, содержат и черты архаические. К ним можно
отнести § 10 табл. А и § 2 табл. В+0, согласно которым убийца выдается «хозяину
дома», т.е. главе семьи убитого. «Хозяин дома» может поступить с ним по своему
усмотрению: убить или отпустить, взяв с него выкуп (в более развитых правовых
системах выкуп за убийство не допускается). Такое смешение архаических черт с
чертами сравнительно высокого развития характерно как для права, так и для
самого среднеассирийского общества, как оно отражено в САЗ. Ашшур
был богатым торговым городом. Значительное развитие товарно-денежных отношений
позволило законодателям широко применять денежные компенсации в виде десятков
килограммов металла (неясно, свинца или олова, но скорее свинца). Однако при
этом существовала долговая кабала на весьма жестких условиях: по истечении
определенного срока задолжники считались «взятыми за полную цену», т.е.
купленными. С ними можно было обращаться как с рабами, подвергать телесным
наказаниям и даже продавать «в другую страну» (А, § 44, В+0, § 3). Земля, как
уже упоминалось, служит объектом купли-продажи (табл. В+0, § 6), хотя и под
контролем властей. Из деловых документов видно, что община может заменить
продаваемый участок земли другим, т.е. частная собственность на землю
сочетается с сохранением определенных прав общины. Патриархальность
семейных отношений, очевидная уже из приведенного выше порядка наказания убийц,
становится еще яснее при взгляде на те законоположения, которые регулируют
семейное право. Существовала еще «большая семья», и власть домовладыки была
чрезвычайно широка. Он мог отдавать своих детей и жену в залог, подвергать жену
телесным наказаниям и даже наносить ей увечья. «Как ему угодно» он мог поступить
и со своей «согрешившей» незамужней дочерью (А, § 56). Прелюбодеяние каралось
смертью для обоих его участников: застав их па месте преступления, оскорбленный
муж мог убить обоих. Если
он этого не сделал, то по суду на прелюбодея накладывалось такое же наказание,
какому муж пожелает подвергнуть свою жену (А, § 15). Женщина могла стать
юридически самостоятельной лишь в том случае, если она овдовела и не имеет ни
сыновей (хотя бы малолетних, но старше 10 лет!), ни свекра, ни других родичей
мужа — мужчин. В противном случае она остается под их патриархальной властью.
САЗ устанавливают весьма несложную процедуру превращения наложницы-рабыни в
законную жену и узаконения рожденных ею детей (А, § 41), но во всех остальных
случаях отношение к рабам и рабыням чрезвычайно сурово. Рабыням и блудницам под
страхом тяжелого наказания запрещалось носить покрывало — столь же обязательным
для свободной женщины было его носить(Обычай этот, возможно, был занесен в
Ассирию степняками — он не засвидетельствован ни для Вавилонии, ни для раннего
Ханаана.— Примеч. ред.). Однако тяжелые наказания накладываются на рабов по
закону, а не по произволу господ. САЗ упоминают также некие категория зависимых людей, однако точный смысл соответствующих терминов пока не вполне ясен (из деловых документов видно, что практиковалось и «добровольное» поступление свободных людей под покровительство знатных лиц, т.е. превращение свободных в клиентов). В ассирийском судопроизводстве широко применялись ордалия (испытание водой) и клятва. Отказ от ордалии и клятвы был равносилен признанию вины. Наказания, налагаемые по САЗ, как правило, чрезвычайно суровы и исходят, хотя и не столь последовательно, как Законы Хаммурапи, из принципа талиона (воздаяния равным за равное), что выражается в широком применении членовредительных наказаний. | |
| |
Просмотров: 1053 | |
Всего комментариев: 0 | |