Ассирия Год распада - 605 до
н.э.
Города, впоследствии составившие
ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела и др.), до XV в. до х.э.,
по-видимому, не представляли собой единого политического или даже этнического
целого. Более того, в XV в. не существовало даже и самого понятия
"Ассирия". Поэтому встречающееся иногда применительно к державе Шамши-Адада
I (1813-1783 гг. до х.э., см. ниже) обозначение "староассирийская"
ошибочно: Шамши-Адад I никогда и не считал себя царем Ашшура, хотя позднейшие
ассирийские царские списки (I тысячелетие до х.э.) действительно включают его в
число ассирийских царей. Ашшур был центром сравнительно
небольшого номового государства. В XX-XIX вв. до х.э. он был исходным пунктом
одного из путей международной торговли, тесно связанным с другим торговым
центром - Канишем в Малой Азии, откуда Ашшур ввозил серебро. После завоевания
Верхней Месопотамии Шамши-Ададом I, а восточной части Малой Азии - хеттскими
царями торговые колонии в Малой Азии прекратили свое существование, но Ашшур
продолжал сохранять большое хозяйственное и политическое значение. Правитель
его носил титул ишшиакку (аккадизация шумерского слова энси); его власть
практически была наследственной. Ишшиакку был жрецом, администратором и военным
вождем. Обычно он же занимал и должность укуллу, т.е., видимо, верховного землеустроителя
и председателя общинного совета. Из состава совета выдвигались ежегодно
сменяемые лимму - эпонимы года и, возможно, казначеи. Постепенно места в совете
все больше замещались людьми, близкими к правителю. Сведений о народном
собрании в Ашшуре нет. С усилением власти правителя значение органов общинного
самоуправления падало. Итак, Ашшур был небольшим, но весьма
богатым государством. Богатство создавало ему возможности для усиления, но для
этого необходимо было ослабление главных соперников, которые могли бы в
зародыше подавить попытки Ашшура к экспансии. Правящие круги Ашшура уже начали
исподволь готовиться к ней, укрепляя центральную власть. Между 1419 и 1411 гг.
до х.э. была восстановлена разрушенная митаннийцами стена "Нового
города" в Ашшуре. Воспрепятствовать этому Митанни не смогло. Хотя
митаннийские и касситские цари продолжают считать ашшурских правителей своими
данниками, эти последние завязывают прямые дипломатические отношения с Египтом.
С начала XIV в. ашшурский правитель называл себя "царем", хотя пока
лишь в частных документах, но уже Ашшутубаллит I (1365-1330 гг. до х.э.)
впервые именовал себя "царем страны Ассирии" в официальной переписке
и на печатях (хотя все еще не в надписях), а египетского фараона называл своим
"братом", подобно царям Вавилонии, Митанни или Хеттской державы. Он
принял участие в военно-политических событиях, приведших к разгрому Митанни, и
в дележе большей части митаннийских владений. Ашшурубаллит I неоднократно
вмешивался также и в дела Вавилонии, участвуя в династийных распрях. В
дальнейшем в отношениях с Вавилонией периоды мира сменялись более или менее
серьезными военными столкновениями, в которых Ассирия далеко не всегда имела
успех. Зато ассирийская территория неуклонно расширялась на запад (верхний
Тигр) и на восток (горы Загрос). Рост влияния царя сопровождался падением роли
городского совета. Царь превращается фактически в самодержца. Адад-нерари I
(1307-1275 гг. до х.э.) к своим прежним должностям, положенным ему как
ашшурскому правителю, добавляет еще и должность лимму - казначея-эпонима
первого года своего правления. Он же впервые присваивает себе титул "царь
обитаемого мира" и, таким образом, является подлинным основателем
Ассирийской (Среднеассирийской) державы. В его распоряжении имелось сильное
войско, основу которого составляли царские люди, получавшие за службу либо
специальные земельные наделы, либо только паек. В случае необходимости к этому
войску присоединялось ополчение общин. Адад-нерари I успешно воевал с
касситской Вавилонией и отодвинул границу Ассирии довольно далеко на юг. О его
деяниях была даже сложена поэма, но в действительности успехи на "южном
фронте" оказались непрочными. Адад-нерари I совершил также два успешных
похода против Митанни. Второй из них завершился низложением митаннийского царя
и присоединением всей территории Митанни (вплоть до большой излучины Евфрата и
г. Каркемиш) к Ассирии. Однако сыну и преемнику Адад-нерари, Салманасару I (1274-1245
гг. до х.э.), пришлось вновь воевать здесь с митаннийцами и их союзниками -
хеттами и арамеями. Ассирийская армия попала в окружение и была отрезана от
водных источников, но сумела вырваться и разбить врага. Вся Верхняя Месопотамия
была вновь присоединена к Ассирии, а Митанни прекратило существование. Салманасар
сообщает в своей надписи, что он взял в плен 14 400 вражеских воинов и всех их
ослепил. Здесь мы впервые встречаем описание тех свирепых расправ, которые с
ужасающей монотонностью повторяются в последующие века в надписях ассирийских
царей (начало им, впрочем, положили хетты). Салманасар воевал также против
горных племен "уруатри" (первое упоминание о родственных хурритам
урартах). Во всех случаях ассирийцы разрушали города, жестоко расправлялись с
населением (убивали или калечили, грабили и налагали "знатную дань").
Угон пленных в Ассирию практиковался еще редко, и, как правило, угоняли лишь
квалифицированных ремесленников. Иногда пленных ослепляли. Очевидно,
потребность в рабочей силе для сельского хозяйства ассирийская знать
удовлетворяла за счет "внутренних ресурсов". Главная же цель
ассирийских завоеваний в этот период состояла в овладении международными
торговыми путями и собственном обогащении за счет доходов от этой торговли
путем взимания пошлин, но главным образом за счет прямого грабежа. Однако время осуществления
"имперских" притязаний еще не настало. Традиционная ашшурская знать
оказалась достаточно могущественной, чтобы объявить Тукульти-Нинурту I
безумным, низложить его, а затем убить. Новая царская резиденция была
заброшена. Впрочем, Ассирия сохранила под своей
властью всю Верхнюю Месопотамию, а к моменту вступления на престол Тиглатпаласар
I (1115-1077 гг. до х.э.) в Передней Азии сложилась
исключительно благоприятная для Ассирии политическая обстановка. Хеттское
царство пало, Египет переживал упадок. Вавилония подверглась нашествию
южноарамейских кочевников - халдеев. В этой политической обстановке Ассирия
фактически оставалась единственной великой державой. Нужно было лишь выстоять
среди общего хаоса, а затем вновь приступить к завоеваниям. И то и другое,
однако, оказалось куда более трудным, чем можно было предполагать. Племена,
появившиеся в Передней Азии в результате этнических передвижений конца II
тысячелетия до х.э., - протоармянские племена, абешлайцы (возможно, абхазы),
арамеи, халдеи и др. - были многочисленны и воинственны. Они вторгались даже в
пределы Ассирии, так что для начала пришлось думать об обороне. Но Тиглатпаласар
I был, по-видимому, хорошим полководцем. Он очень быстро сумел перейти к
наступательным действиям, двигаясь все дальше на север. Ряд племен ему удалось
склонить на свою сторону без боя, и они были "причислены к людям
Ассирии". В Дважды Тиглатпаласар совершал походы
на Вавилонию. Во втором походе ассирийцы захватили и разорили ряд важных
городов, в том числе Дур-Куригальзу и Вавилон. Но около В области литературы, науки и
искусства ассирийцы во II тысячелетии до х.э. не создали почти ничего
оригинального, полностью переняв вавилонские и частично хуррито-хеттские
достижения. В ассирийском пантеоне в отличие от вавилонского место верховного
бога занимал Ашшур ("отец богов" и "Эллиль богов"). Но
Мардук и другие боги общемесопотамского пантеона тоже весьма почитались в
Ассирии. Особо важное место среди них занимала грозная богиня войны, плотской
любви и плодородия Иштар в двух своих ипостасях - Иштар Ниневийской и Иштар
Арбельской. В Ассирии Иштар играла еще и специфическую роль покровительницы
царя. У хеттов и, вероятно, митаннийцев был позаимствован литературный жанр
царских анналов, но наибольшее развитие он получил в I тысячелетии до х.э. Весьма интересным
культурно-историческим и бытовым памятником эпохи являются так называемые
"Среднеассирийские законы" (сокращенно САЗ), которые представляют
собой, скорее всего, не законы государства, а своего рода "научную"
компиляцию - свод различных законодательных актов и норм обычного права
Ашшурской общины, составленный для обучения и для практических нужд. Всего
сохранилось 14 табличек и фрагментов, которые принято обозначать прописными
латинскими буквами от А до О. Сохранность их различна - от почти полной до
очень плохой. Некоторые фрагменты были первоначально частями одной таблички.
Они датируются XIV-XIII вв. до х.э., хотя сам текст, видимо, несколько старше. Ашшур был богатым торговым городом.
Значительное развитие товарно-денежных отношений позволило законодателям широко
применять денежные компенсации в виде десятков килограммов металла (неясно,
свинца или олова). Однако при этом существовала долговая кабала на весьма
жестких условиях: по истечении определенного срока заложники считались
"купленными за полную цену". С ними можно было обращаться как с
рабами, подвергать телесным наказаниям и даже продавать "в другую
страну". Земля служит объектом купли-продажи, хотя и под контролем
властей. Из деловых документов видно, что община может заменить продаваемый
участок земли другим, т.е. частная собственность на землю сочетается с
сохранением определенных прав общины. Патриархальность семейных отношений,
очевидная уже из приведенного выше порядка наказания убийц, становится еще
яснее при взгляде на те законоположения, которые регулируют семейное право.
Существует еще "большая семья", и власть домовладыки чрезвычайно
широка. Он может отдавать своих детей и жену в залог, подвергать жену телесным
наказаниям и даже наносить ей увечья. "Как ему угодно" он может
поступить и со своей "согрешившей" незамужней дочерью. Прелюбодеяние
карается смертью для обоих его участников: застав их на месте преступления,
оскорбленный муж может убить их обоих. По суду же на прелюбодея накладывалось
такое же наказание, какому муж пожелает подвергнуть свою жену. Женщина могла
стать юридически самостоятельной лишь в том случае, если она овдовела и не
имеет ни сыновей (хотя бы малолетних), ни свекра, ни других родичей мужа -
мужчин. В противном случае она остается под их патриархальной властью. САЗ
устанавливают весьма несложную процедуру превращения наложницы-рабыни в
законную жену и узаконения рожденных ею детей, но во всех остальных случаях
отношение к рабам и рабыням чрезвычайно сурово. Рабыням и блудницам под страхом
тяжелого наказания запрещалось носить покрывало - обязательную принадлежность
костюма свободной женщины. Однако тяжелые наказания накладываются на рабыню по
закону, а не по произволу господ. САЗ упоминают также некие категории
зависимых людей, однако точный смысл соответствующих терминов пока не вполне
ясен (из деловых документов видно, что практиковалось и
"добровольное" поступление свободных людей под покровительство
знатных лиц, т.е. превращение свободных в клиентов). В ассирийском
судопроизводстве широко применялись ордалия (испытание водой) и клятва. Отказ
от ордалии и клятвы был равносилен признанию вины. Наказания, налагаемые по
САЗ, как правило, чрезвычайно суровы и исходят, хотя и не столь
последовательно, как Законы Хаммурапи, из принципа талиона (воздаяние равным за
равное), что выражается в широком применении членовредительных наказаний. Источники:
1. История Востока;
Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997 | |
| |
Просмотров: 1078 | |
Всего комментариев: 0 | |