Конец
Шумера Ближе к концу III тысячелетия до
н.э. разрозненные города Шумера подвергались неоднократным попыткам объединения
со стороны различных властителей — как правителей крупных городов, так и
иноземцев. Вначале, в Шумерское царство недолго
просуществовало под властью правителя-шумера. На историческую сцену поднялся
человек, коренным образом изменивший основные черты политической жизни
Месопотамии. Это был Саргон, Саргон Древний, как называли
этого правителя позднейшие летописи. Саргон (по-аккадски Шаррукен — “истинный царь”) — правитель
Месопотамии, живший в 2316 — 2261 гг. до н.э. Саргон не принадлежал к шумерскому народу. Он был
выходцем из одного из многочисленных семитских племен, издавна обитавших по
соседству с шумерскими поселениями. Человек таинственного, и, скорее всего,
незнатного происхождения, Саргон начал с того, что основал свое крошечное
царство на севере Шумера, в городке под названием Аккаде. Впоследствии,
после падения потомков Саргона, город Аккаде был полностью разрушен, так что
археологи не могут даже приблизительно определить местоположение древней
столицы царства Саргона. Аккаде
(или Аккад) — город на севере Южной Месопотамии, столица
Аккадского царства при династии Саргонидов. Закрепившись
на собственном троне и набравшись сил, Саргон с необычайной решительностью
повел войну против ослабленных междоусобными распрями шумерских
городов-государств. Соседние города довольно быстро попали под власть Саргона,
и вскоре он представлял самую, пожалуй, значительную силу в Шумере — как в
политическом, так и в военном смысле. Не имея связей и поддержки среди
городской знати крупных городов в богатом Шумере, Саргон обратился за
поддержкой к простому народу. Если вспомнить, что незадолго до того в Лагаше
был свергнут правитель Лугальанда, обложивший народ неимоверными налогами, то
станет ясно — граждане шумерских городов были не очень довольны сложившейся в
стране ситуацией, и умный вождь вполне мог собрать под своими знаменами
множество недовольных. Так и произошло. Если лугали
шумерских городов опирались прежде всего на собственную дружину или на
наемников, то Саргон собрал в свое войско добровольное народное ополчение.
Кроме того, его военная тактика резко отличалась от той, к которой привыкли
шумерские воины. Шумеры при ведении боевых действий ограничивались стычками
между небольшими отрядами тяжеловооруженных пехотинцев, колесниц и копейщиков.
Саргон же сделал упор на подвижные многочисленные группы воинов с легким
вооружением. Немалым преимуществом Саргона оказались и лучники. У шумеров, как
мы помним, не было лучников из-за того, что не было хорошего дерева для боевых
луков. Саргон же, очевидно, либо имел доступ к запасам дерева (тиса или лещины,
из которых лучше всего делать луки), либо при нем был придуман составной лук из
дерева, рога и жил животных. Как бы там ни было, Саргон сделал основную ставку
в бою именно на лучников. Это давало ему громадные преимущества в схватках с
малоподвижными отрядами тяжеловооруженных шумерских воинов. Никому дотоле не известный завоеватель
приобрел немалую поддержку у жителей большинства городов. Вступая в его войско,
люди могли надеяться быстро поправить свое положение — слава о непобедимости
Саргона служила лучшим доказательством того, что его воины не останутся без
добычи. У простых горожан появлялась возможность подняться выше по
иерархической лестнице. Кроме того, завоевательные
действия Саргона встретили поддержку и у многих богачей и знати в большинстве
шумерских городов. Обособленность городов с какого-то момента стала только
мешать развитию торговли, а постоянные междоусобные войны разрушали систему
ирригационных каналов и вредили земледелию. Так что объединение страны под
единой реальной, а не номинальной, как у Лугальзаггези, властью, многим
казалось спасительным для страны. Пользуясь такой поддержкой как
“снизу”, так и “сверху”, Саргон довольно быстро подчинил себе практически все
области к северу от Шумера и отчасти шумерские области. Затем он стремительно
разгромил правителя Шумерского царства и в короткий срок овладел и всем Шумером.
Новое государство Саргона, которое он назвал “Аккадским Царством”, простерлось
“от моря до моря” — от Средиземного моря на севере до Персидского залива на
юге. Шумерское
царство — первая попытка
объединения всех городов Шумера под властью правителя Лагаша Лугальзаггеси. С Саргона началась новая эра не только в истории
Месопотамии, но и в истории государства как такового. Он создал подлинно
могучую империю, деспотию, во главе которой стоит единовластный правитель —
царь. Он не стал разрушать сложившуюся систему управления в городах Шумера.
Энси и лугали остались на своих местах, управляя хозяйственной жизнью своих
городов, однако теперь они во всем подчинялись Саргону, став всего-навсего
царскими чиновниками. Чтобы обезопасить себя от заговоров, Саргон поселил при
своем дворе представителей знати из всех крупных городов — формально в качестве
вельмож, а на самом деле как заложников. Войско, благодаря которому
Саргон завоевал всю Месопотамию, осталось его надежной опорой. Основная масса воинов
поселилась на землях близ Аккаде — столицы царства. А на новые завоевательные
походы этот удачливый военачальник набирал ополчение из горожан, стремившихся
поправить свое положение. Городские же дружины, существовавшие в каждом
шумерском городе, Саргон распустил, избавившись от риска иметь вооруженного
врага у себя за спиной. Вообще, Саргон Древний за годы
своего правления проявил себя как умный и искушенный политик, дальновидный
хозяин. Объединив Двуречье под своей властью, он много заботился о том, чтобы
подвластные ему земли содержались в порядке. При нем были обновлены дороги и
укреплены ирригационные и судоходные каналы. Ожила международная торговля —
предания сохранили упоминания о том, что во времена Саргона Аккадское царство
торговало с самыми отдаленными странами. В клинописных табличках той поры
встречается упоминание товаров из “страны Мелухха”. Мелухха — предположительно, так в шумеро-аккадское время
называлась Индия. Уважением и почетом Саргон окружил храмы, причем не
только храмы богов своей страны, но и богов Шумера. При нем вновь возвысился
Ниппур — один из крупнейших центров религиозной жизни шумеров. Но почет этот
был, очевидно, лишь внешним. По сути же, царство Саргона не имело ничего общего
с шумерскими городами-государствами. Самым наглядным тому доказательством
служат памятники искусства эпохи Саргона и его преемников — династии
Саргонидов. Если в искусстве шумеров главное место занимает бог, а при нем —
жрец, фигура в значительной степени условная, символизирующая божественную власть,
а не самого властителя, то при Саргоне эта традиция была прервана. Основной
образ в искусстве Месопотамии во времена Саргона — сильная личность, правитель,
добившийся всего своими силами и талантами, каким, несомненно, был сам Саргон.
А при таком правителе жрецам нечего было и рассчитывать на признание их власти
как ниспосланной богами. Боги перешли на сторону того, у кого была сила и
власть, на сторону Саргона. И он самым решительным образом
распорядился приобретенной властью. Простой народ очень скоро убедился, что
новый правитель страны не собирается делиться этой властью ни с кем — хотя бы
формально, как это делали лугали шумерских городов. Царь отныне был
единственным властелином. Его не назначал совет старейшин, как это было раньше.
Саргон сам взошел на трон и сам решал, кого куда назначать в своем царстве.
Единственное “собрание”, о котором упоминают летописи времен Саргона и
Саргонидов — собрание воинской дружины, но и то неизвестно, принимали ли воины
какие-то решения или собирались чисто формально. Между царем и народом, который
на первых порах поддержал его, отныне стояло множество государственных
чиновников самого разного ранга. Такая деспотически-бюрократическая форма
монархического правления со времен Саргона установилась в Месопотамии на многие
тысячелетия. После воцарения Саргона Древнего
разрозненные месопотамские города-государства уступили место единой власти, и в
политическом плане это, несомненно, усилило позиции месопотамских владык,
прежде всего, конечно, самого Саргона — основателя династии. Справедливости
ради, надо заметить, что личные качества Саргона, сколь бы хороши они ни были,
помогли ему достичь успеха потому, что к моменту его становления как политика и
правителя Месопотамия нуждалась в сильном человеке, не скованном
многочисленными родственными и экономическими узами со старой знатью, в
человеке, способном объединить страну и вдохнуть новый дух в старые города.
Саргон как нельзя более преуспел в этом. Требование времени помогло ему
возвыситься, а личные таланты — удержаться на месопотамском троне. На старости лет Саргон пал
жертвой мятежа старейшин крупнейших шумерских городов, вынужден был бежать и скрываться
в степи, однако сумел вновь собраться с силами и одолеть мятежников. Надо
заметить, что в последние годы своего правления Саргон, очевидно, удерживал
страну в повиновении лишь силой личного влияния. Его сыновья, правившие
Аккадским царством после отца, вынуждены были постоянно сражаться с мятежами во
всех концах страны. Торговля в этот период утратила свое первостепенное
значение для экономики страны — потомки Саргона предпочитали пополнять казну
государства военными походами в соседние страны, немало расширив зону влияния
своего царства. Нарам-Суэн
(Нарамсин) — правитель Аккадского царства в 2236 — 2200 гг. до
н.э. Последним
из правителей династии Саргонидов был внук Саргона Древнего — Нарам-Суэн,
который довел до конца государственную реформу деда, окончательно покончил с
мятежами, значительно расширил границы Аккадского царства, заключал договора с
правителями соседних стран. Нарам-Суэн взял себе титул “царя четырех сторон
света” и повелел именовать себя богом. Он не стал менять сложившуюся издревле
систему управления городами, но если его дед, Саргон, оставлял энси и лугалей в
качестве правителей в родных городах, то Нарам-Суэн стал назначать в качестве
наместников и правителей своих сыновей и простых чиновников. Это в конечном
итоге привело к тому, что при Нарам-Суэне династия Саргонидов совсем утратила
поддержку среди населения, а начавшиеся в этот период набеги могучего горского
племени кутиев вскоре привели к полному падению династии Саргонидов.
Кутии завоевали практически всю
Месопотамию, за исключением Лагаша, слишком удаленного от путей их набегов, Ура
и Урука, защищенных труднопроходимыми болотами. Шумер и Аккад платили им дань,
откупаясь тем самым от новых набегов. Примерно в этот период, во второй
половине XXII в. до н.э., происходит новый расцвет Лагаша под властью Гудеа.
Этот правитель удачно сочетал традиции управления энси и лугалей с методами
аккадских властителей. В отличие от Саргона и его потомков, Гудеа оставил
храмовые земли храмам, а не объявил их собственностью царя (именно это в свое
время окончательно поссорило Нарам-Суэна со жрецами). Но Гудеа не стал дробить
хозяйство Лагаша между множеством храмов, а объединил все земли в храмовое
хозяйство бога Нингирсу. При Гудеа Лагаш был перестроен и обновлен, укреплены
дороги, городские стены. Громадные средства тратил этот правитель на
строительство и украшение нового грандиозного храма бога Нингирсу. Гудеа — правитель Лагаша до Нингирсу — главный бог Лагаша. Сын Энки-творца, покровитель
земледельцев, бог справедливости. Несмотря
на высокие налоги и насильное привлечение горожан на общественные работы, Гудеа
был, по-видимому, почитаем подданными. Многочисленные памятники и надписи в его
честь, найденные при раскопках Лагаша, свидетельствуют о значительном
культурном подъеме города, оживлении торговли. На одной из статуй,
запечатлевших Гудеа, этот правитель сидит в молитвенной позе, держа на коленях
план перестройки города. Благодаря богатой дани, кутии не
трогали Лагаш, и Гудеа почти полностью подчинил себе всю Нижнюю Месопотамию, то
есть значительную часть исконно шумерских земель. Он вел вполне самостоятельную
политику, воевал и торговал с рядом соседних стран. Однако, после смерти Гудеа
созданное им царство начало приходить в упадок, и Лагаш утратил значительную
долю своей мощи. Но именно в Лагаше началось
всеобщее восстание против захватчиков-кутиев, окончившееся полным разгромом и
изгнанием их с территории Месопотамии. Новые правители Шумера перенесли центр
государства из Лагаша в Ур, основав “Царство Шумера и Аккада”. Этот период
династического правления в Южной Месопотамии получил название “III
династии Ура”. При правителях этой династии окончательно сформировался
тот тип государства, который создал Саргон, и который определил развитие
государств Вавилонии и Ассирии. III
Династия Ура — династия
правителей объединенного Южного Междуречья в период с 2112 по 1996 гг. до н.э. Цари
Шумеро-Аккадского царства Ур-Намму и Шульги, правившие
Месопотамией с конца XXI в. до н.э. по середину XX в. до н.э., создали мощную
государственную машину, управлявшуюся несметной армией чиновников всех рангов.
Благодаря сильному управлению из центра государства шумеро-аккадское государство
в этот период пережило свой последний взлет. Были вновь отремонтированы
ирригационные каналы, сильно разрушенные за время властвования
захватчиков-кутиев. Экономика начала возрождаться, но сама страна уже сильно
изменилась. Ур-Намму — правитель Шумера и Аккада в 2112 — 2094 гг. до н.э. Шульги — правил в 2093 — 2046 гг. до н.э. Главная
перемена касалась языка. Еще при Саргоне получил широкое распространение один
из ныне вымерших языков семитской группы, который в современной науке так и
называется аккадским. Под влиянием шумерского языка аккадский получил
письменность, оформленную, как и у шумеров, клинописными знаками. Шумерский
язык стал языком официальных документов и храмовых церемоний. Разговорным
языком стал почти повсевместно аккадский. Появились новые боги, новые
верования, новые обряды. Понемногу изменялась вся культура страны. Аккадский
язык — древнейший известный
науке семитский язык. Изменился
и жизненный уклад жителей Месопотамии. Городская семья превратилась в клан,
владеющий земельными угодьями и имуществом. Внутри клана дети могли
обзаводиться собственными семьями, но все имущество оставалось общим, и без
согласия главы семейства никто не мог продать свой надел. Несколько таких
крупных семей становились серьезной внутригородской силой, с мнением которой
считались порой и наместники,
и цари. После правления династии Саргонидов советы старейшин понемногу
приобрели давно утерянное влияние в городе. Коротко говоря, хозяйство в
городах понемногу укрупнялось, мелкие земельные наделы сливались в один. То же
происходило и с землями, принадлежавшими храмам. Так что, правители III
династии просто довели до конца уже начавшиеся процессы в жизни государства. При них все без исключения
земли, принадлежавшие храмам и государству, слились в единое хозяйство,
управлявшееся царем и его чиновниками. Горожан царь попросту закабалил. Отныне
они обязаны были работать от зари до зари, не имея ни одного свободного дня. И
мужчин, и женщин объединяли в группы, которые трудились на царя, получая лишь
скудный паек. Группу работников по указу царского писца могли в любой день
отправить в другой город, где была нужна рабочая сила, при этом чиновники не
смотрели на то, что отправляют, например, мастеров-кузнецов на подсобные работы
на строительстве. Дети отныне вовсе не получали
пайка — их должны были кормить матери. В эти годы погибало — от голода и
тяжелейшего труда — очень много людей. Вся продукция ремесленников и собранные
урожаи отправлялись в царские закрома. Землю даже для высших чиновников и
воинов царь выделял с большой неохотой. Учет продуктов, урожаев и
прочего добра, поступавшего в царские кладовые и выдававшегося из них, при
царях III династии Ура приобрел поистине чудовищный размах. Писцы-надсмотрщики
контролировали каждого работника и даже друг друга. В дворцовых амбарах
накапливались огромные запасы добра. Но торговля с другими странами
уже увядала — купцам-тамкарам приходилось отдавать в казну слишком большую долю
прибыли. Торговля же внутри страны и вовсе была запрещена. Свидетельство тому —
ни одной таблички-договора о купле-продаже земли среди археологических находок
времен III династии Ура. В прежние времена таких сделок заключалось очень
много, теперь же практически вся земля стала собственностью царя. Разоренным свободным
земледельцам и ремесленникам отныне оставалось два пути — либо продаваться в
кабалу, из которой уже не было пути назад, либо идти на государственную службу,
становиться чиновниками, надзирателями, писцами. Несмотря на страшную жестокость
правителей и нищету простого народа, Шумеро-Аккадское царство было очень
устойчивым и сильным государством. Все в нем было систематизировано, приведено
в порядок. Окончательно сложился пантеон, главным богом в котором считался Энлиль.
Царям воздавались божественные почести, был создан даже так называемый “Царский
список” — документ, в котором перечислялись все правители Шумера с
древнейших времен, причем их родословная возводилась к богам. Энлиль — один из старших богов шумерского пантеона, бог
человеческих судеб, творец всех людей. Более ста лет просуществовала
эта деспотия, имевшая уже мало что общего с шумерскими городами-государствами
прежних времен, но сильная и победоносная. Так что мало кто в Шумеро-Аккадском
царстве ожидал того стремительного и внезапного падения, которое произошло в
конце ХХ в. до н.э. Когда племена
кочевников-скотоводов начали угрожать Нижней Месопотамии, исконным шумерским
территориям, против них была воздвигнута громадная оборонительная стена. Однако
кочевники просто обошли ее по краю и начали нападать поочередно на все
месопотамские города, попадавшиеся им на пути. Огромные стада, которые гнали с
собой кочевые племена амореев, окружали плодородные поля
вокруг города, полностью блокируя его. Под угрозой голода городскому правителю
ничего не оставалось, кроме как сдаться. Амореи
(амориты)
— древнесемитские племена, пришедшие в Месопотамию из Аравии. Царь в это время покинул страну, а когда вернулся,
могучая держава уже рассыпалась на глазах. Значительная часть городов оказалась
захвачена, многие правители объявили о своей независимости, поскольку помощи от
царя им было не дождаться. Большая часть государственных работников,
фактических рабов, разбежалась, присоединяясь к кочевникам, грабящим страну. В
короткое время все было кончено. Ибби-Суэна, последнего правителя III династии,
захватили в плен, а Шумеро-Аккадское царство бесповоротно распалось на
несколько более мелких государств. Месопотамия вновь превратилась в страну
множества городов, но города эти уже не были столь же сильны и богаты, как
прежде. Захватчики-амореи не заботились
о том, чтобы поддерживать в порядке систему каналов, дававших жизнь
месопотамским полям, и вскоре громадные земли высохли и не годились даже под
пастбища для неприхотливых овец. Землю стали отдавать частным хозяевам, и
именно благодаря им в Двуречье продолжалась хозяйственная жизнь и земледелие,
пусть и без прежнего размаха. Вновь понемногу оживала торговля, но все это было
не то, что прежде. Цивилизации Шумера приходил конец. Но столь развитая культура все
же не могла умереть окончательно. Пусть в новом виде, но месопотамские
государства еще могли обрести новое дыхание. Однако прошло довольно много
времени, прежде чем Месопотамия вновь стала играть важную роль в жизни древнего
мира. И эта роль была связана прежде всего с Вавилоном — городом, возникшим
довольно поздно по сравнению с древнейшими шумерскими городами, но оставшимся в
памяти людей на долгие века, в течение которых были забыты и сами шумеры, и их
язык, и их цивилизация. Литература: Зайцев А., Лаптева В.,
Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний
Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура). | ||
| ||
Просмотров: 2016 | |
Всего комментариев: 0 | |