В самом начале ХХ века
французские археологи в городе Сузы, в трехстах километрах от
Вавилона, выкопали из земли каменную стелу высотой два с лишним метра, покрытую
клинописными значками. После расшифровки оказалось, что это аккадский язык,
язык Вавилонского царства, а на громадном куске диорита высечены двести
девяносто законов, которые ввел во время своего правления Хаммурапи. Семьсот
лет каменный обелиск простоял в Вавилоне, но после одного из разрушительных
нападений на город камень был вывезен из города. Сузы — древняя столица Эламского царства ( IV — I тыс. до н.э.) Диорит — прочная горная порода, хорошо поддающаяся
обработке. Широко использовалась в древности. Помимо текста законов, на стеле были выбиты “пролог” и
“эпилог” — возвышенные речи, написанные от лица самого Хаммурапи, установившего
эти законы. Сам “кодекс” очень четко систематизирован и охватывает все стороны
жизни государства, которые имели важное значение в ту эпоху. Первые пять глав “кодекса
Хаммурапи” посвящены тому, как вообще надлежит вершить правосудие в стране.
Затем идут довольно обширные разделы, посвященные охране имущества царя,
храмов, царских чиновников и жителей городской общины. Отдельно Хаммурапи
упоминает имущество, которое было даровано подданному за службу царю. Далее
идут законы о торговле, законы о владении и продаже земли. Большой раздел —
около семидесяти законов — посвящены регулированию семейных вопросов, к ним
примыкают наказания за телесные повреждения — умышленные или случайные, и
наконец — сделки с личным имуществом граждан Вавилонии. Главным объектом внимания
законов Хаммурапи была, безусловно, собственность — неважно, государственная
или частная, земля, дом или рабы. Рабы, хотя и считались скорее имуществом, чем
людьми, все же имели какие-то права перед законом. Так, если раб не признавал
свое рабское состояние, господин был должен сперва доказать свое право на него
в суде, и лишь потом волен был наказывать. Кроме рабов (вардум,
по-аккадски) как мы узнаем из текста законов, в Вавилоне времен Хаммурапи
существовали еще два класса граждан — авилум (свободные жители городской
или сельской общины) и мушкенум (люди царя). Авилум были
единственно по-настоящему свободными гражданами, так как “люди царя” находились
под практически полной его властью, не говоря уже о рабах. За большинство преступлений
нарушителя закона ждала жестокая смерть. Хаммурапи придерживался принципа “око
за око”, или “талион” — когда за преступлением следует кара, равная ему по
тяжести. Когда тексты законов Хаммурапи были впервые опубликованы в наши дни,
многие ужасались жестокости наказаний. Даже за незначительный проступок
провинившемуся могли отрубить руку, отрезать уши, губы или пальцы, облить лицо
кипящей смолой. Широко практиковалась порка плетьми. Талион — древний законодательный принцип, в основе которого
лежит идея воздаяния подобным за подобное. Смертную казнь влекли за собой, согласно кодексу
Хаммурапи, почти сорок различных преступлений. Особенно тяжкая участь ждала
вора, совершившего кражу имущества храма или дворца, а также кражу, совершенную
из чужого дома во время пожара. Смертью карались ложное обвинение в
преступлении, преднамеренное убийство, кровосмешение. Женщины при Хаммурапи находились
в совершенно бесправном положении. Если за семьсот лет до того, в Шумере,
женщина могла потребовать и получить развод, то теперь отважившуюся на такой
поступок топили. Такие же наказание ждало и женщину, которую муж обвинил в
нерадивости, или изменившую мужу. Свободные и обеспеченные люди
часто вместо физического наказания присуждались к выплатам крупных штрафов.
Сумма штрафа колебалась от двукратной до тридцатикратной стоимости имущества,
поврежденного или присвоенного обвиняемым. В случае особо серьезного преступления
горожанина могли изгнать из города, лишив его всего имущества и защиты семьи. Большинство школьных учебников
истории, упоминая законы Хаммурапи как первый образец записанных и
применявшихся в масштабах целого государства законов (что само по себе неверно
— ведь уже за семьсот лет до этого существовал шумерский кодекс Уруинимгины),
почему-то акцентируют внимание на жестокости записанных в этих законах
наказаний, совершенно упуская из виду такие моменты, как например, запрет на
долговое рабство. Благодаря такому подходу законы Хаммурапи стали синонимом
“крайне жестоких законов”. Кстати говоря, оговор, согласно кодексу Хаммурапи,
карался весьма сурово. Но при всей своей жестокости,
законы Хаммурапи были чрезвычайно важны для страны в целом. Только благодаря
царским законам простые горожане не умирали от голода, продав землю за долги, а
богачи не подминали под себя всю городскую общину, задолжавшую им серебро —
основной эквивалент денег в старовавилонском обществе. Благодаря этим законам
Двуречье снова обрело единство и мощь, превратилось в сильное государство,
каким было многие сотни лет назад. Только таким образом — когда царь держал в
руках все нити государственной власти, и могла существовать страна, подорванная
разрушительными войнами и набегами. Законы Хаммурапи действовали в
Вавилонии довольно долгое время и оказали свое влияние на формирование правил и
законов как в Ассирийском царстве, так и позже, в Нововавилонский период. На первый взгляд, законы
Хаммурапи могут показаться на редкость нелогичными — с одной стороны,
невероятная жестокость наказаний за кражу, с другой — поразительная для
древнего государства забота о бедняках. Значительная часть законов Хаммурапи
направлена на то, чтобы богачи не могли притеснять бедняков и отбирать у них
имущество, скот, и главное богатство — землю. Однако в общем контексте своего
времени эти законы абсолютно логичны и представляют собой стройную систему
законодательных актов. Защищая бедняков от полного разорения, вавилонский царь
ограждал себя от возможного политического усиления богатых горожан и землевладельцев,
а кроме того, полное обнищание значительной части населения могло стать
причиной бунтов. Защита собственника от покушения
на его собственность — другая сторона той же проблемы. Вопрос собственности
имел первостепенное значение как для простых жителей Месопотамии, так и для их
правителей, поскольку именно собственность — царская, храмовая или частная —
обеспечивала нормальное функционирование государства. Законы Хаммурапи служат
наилучшим доказательством тому. Литература: Зайцев А., Лаптева В.,
Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний
Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура). | |
| |
Просмотров: 1191 | |
Всего комментариев: 0 | |