Хотя власть Хаммурапи с самого начала распространялась на такие города, как Сиппар, Киш, Дильбат, Марад и другие, все же зона его владений в 1792 г. была весьма ограничена. Она охватывала не более 80 км в окрестностях Вавилона. По соседству же правили могущественные и опытные цари Шамши-Адад I в Ашшуре и Рим-Син в Ларсе, так что молодому Хаммурапи не представлялось хороших шансов существенно расширить свое маленькое княжество. В таких ситуациях малыми государствами часто проводится политика балансирования и лавирования между могущественными; и есть много примеров того, что они могут не только обеспечить себе (по крайней мере, некоторое время) спокойное существование, но и расширить «под шумок» область собственного влияния, оставаясь в тени враждующих «сильных мира сего». Хаммурапи позднее также вел подобную политику, но именно в ранние годы его правления у него не были развязаны руки. Из источника, относящегося к десятому году его правления, следует, что подданные клялись в верности не только самому Хаммурапи, но и Шамши-Ададу I. Из этого можно заключить, что Хаммурапи состоял под началом ассирийского царя. В связи с этим возникает вопрос о том, были ли впечатляющие победы над Уруком и Исином на седьмом году правления действительно собственным достижением Хаммурапи?
Скудость источников не позволяет составить ясное представление о подобных комбинациях, однако данные клинописных хроник явно неполны. Известно, например, что Хаммурапи прославил свои совместные с Рим-Сином карательные акции против восставших, даже не упоминая о союзнике. Случалось такое, надо полагать, еще не раз. В пользу гипотезы о дружественных (но не вассальных) взаимоотношениях между Хаммурапи и Шамши-Ададом I свидетельствуют и другие источники. Некоторые письма из архива государства Мари указывают на то, что контакты между ассирийским и вавилонским царями складывались дружественно, но не в императивной форме. К Хаммурапи обращались с просьбой о защите ассирийского каравана, а независимый правитель Мари выражал готовность выдать обратно в Вавилон некоего беглеца, признавая тем самым равный статус тамошнего правителя. В Вавилон же, как партнеру и союзнику, посылались списки с важных дипломатических документов. Это подтверждает формальную независимость Хаммурапи: тот, хотя и находился под влиянием Шамши-Адада, но не являлся его непосредственным вассалом. В ранние годы правления Хаммурапи ассирийцы играли роль сильного северного соседа, и вавилонский царь, видимо, предпочитал заключать с ними союзы. При этом ему было поручено выступить против соседней Эшнунны, что отвечало интересам как Ашшура, так и Вавилона. Хроника десятого года правления Хаммурапи сообщает о победе над городом Малгум на Тигре, ниже впадения Диалы. На одиннадцатый год были завоеваны населенные пункты Рапиквум на Евфрате к северу от Сиппара и Шалиби, чье местоположение не установлено. Бесспорно, однако, что экспансия Вавилона в этот период развивалась в областях, находившихся под влиянием Эшнунны или просто ей принадлежавших. Смерть Шамши-Адада (около 1781 г.) могла стать для царя Вавилона началом политический переориентации. Если раньше мощный Ашшур во главе с деятельным царем представлял собой сдерживающий фактор, то со смертью этого активного властителя, который не имел среди наследовавших ему сыновей достойного преемника, положение изменилось.
В северо-западном Мари царем стал Зимрилим, которому удалось свергнуть с трона слабого Ясмах-Адада, а за спиной нового правителя стоял могущественный владыка Северной Сирии — Яримлим из Халпы (Халеб, Алеппо). Область, которой он управлял, называлась Ямхад и была обширной и богатой территорией. Зимрилим женился на его дочери, чем обеспечил себе помощь тестя. Новый царь Мари даже пожертвовал храму бога погоды в Халпе собственную статую, чем выразил благодарность за возвращение отцовского трона. Она была установлена перед лицом божества в знак постоянного почитания. Из писем, которые были найдены в архивах обширного и знаменитого царского дворца Мари, можно получить информацию о политических действиях Хаммурапи во время следующих двух десятилетий его правления. Хроники, которые являются нашими основными и часто единственными источниками, сохраняют для этого периода молчание. В них упоминаются лишь пожертвования и восстановление изображений богов и культового инвентаря, строительство городской стены и канала, изготовление изображения Хаммурапи как «Царя права» и т.д. Конечно, дипломатическая переписка, сохранившаяся в архивах Мари и включающая сообщения представителя Зимрилима в Вавилоне, часто не может полностью прояснить причин событий и их логическую связь. Отдельные письма с трудом и не всегда выстраиваются в хронологическом порядке. В отличие от хроник они не датированы, и их последовательность можно определить, лишь исходя из содержания и часто допуская различные варианты. Как бы то ни было, этот массив документов оставляет то же впечатление, которое мы уже могли бы составить из хроник: между 1780 и 1763 гг. никаких важных для внешнего положения Вавилона событий не отмечено. Область правления Хаммурапи в это время не увеличилась, но, вероятно, была заложена экономическая и социальная основа для дальнейших, вскоре последовавших побед. Что касается отношений с Ассирией, то преемник Шамши-Адада I — Ишме-Даган — был занят по преимуществу борьбой за власть, подавляя стойкое сопротивление других претендентов. Тексты из Мари свидетельствуют, что влияние Ашшура в Месопотамии резко ослабло. В одном из архивных текстов даже присутствует сообщение о том, что Ишме-Даган неоднократно писал Хаммурапи, заверяя последнего в своей лояльности. Таким образом, ассирийский и вавилонский цари поменялись местами. Отсутствие столкновений, характерных для более ранних отношений с Эшнунной, свидетельствует о стабилизации положения и на этом направлении. Хотя ни на заверения Ишме-Дагана, ни на дружественные отношения с Эшнунной нельзя было положиться, но оба государства не казались достаточно мощными, чтобы серьезно угрожать Хаммурапи. К тому же Ишме-Даган еще и увяз в войне с горным народом Турукку, северными соседями гутиев, жившими в верховьях Нижнего Заба и Диалы.
«Нет царя, который достаточно силен сам по себе. 10 или 15 царей следуют за Хаммурапи, владыкой Вавилона, столько же — за Рим-Сином из Ларсы, еще по стольку же — за царями Эшнунны и Катны (в Сирии); 20 ведет Яримлим из Ямхада». Очевидно, в данном случае под «царями», которые «следуют» за другими, подразумеваются местные правители или предводители сильных кочевых племен. К сильным следует относить и адресата письма, Зимрилима из Мари: он мог опираться именно на того царя, которого признавали большинство из «следовавших» — Яримлима. Хаммурапи был тесно связан с Зимрилимом, причем царь Мари имел в Вавилоне постоянных представителей — посланников, соглядатаев и информаторов, которые подробно оповещали его о жизни южного соседа. В одном из сообщений такого «посла» говорится:
В свою очередь, и у царя Вавилона были свои доверенные лица при дворе в Мари. В письме на имя одного из них, некоего Букваквума, Хаммурапи ссылается на его сообщение об определенных политических процессах в Верхней Месопотамии. В тех же словах царя информировал и некий Вахди-Лим, который общался со многими вельможами на среднем Евфрате. Оба упомянутых «агента» и сами были высокопоставленными чиновниками в Мари. Хаммурапи требовал от них держать его в курсе дел Зимрилима, состояния его армии, передвижений войск Элама и Эшнунны, которые в это время вели боевые действия в Верхней Месопотамии. Имелась и «обратная связь»: Вахди-Лим получал из Вавилона некоторую информацию для передачи Зимрилиму. Оживленная переписка между правителями и их подданными должна была отложиться не только в Мари: возможно, что письма Зимрилима еще покоятся под руинами Вавилона. Причину возникшей дружбы следует искать не только в том, что Вавилону нужен был мир со своим северо-западным соседом, который контролировал важнейшие торговые пути. Письма из Мари совершенно явно показывают, что Мари поставлял царю Вавилона войска и являлся посредником при найме воинов в Сирии, прежде всего из Ямхада.
В документах, смысл которых не всегда полностью ясен, упоминаются конкретные и очень впечатляющие сведения о численности различных воинских контингентов, которая доходила до 30 000 человек. Царь Мари в частности сообщал Хаммурапи об успехе своих усилий по сбору войска в Ямхаде для помощи Вавилону: «Что касается войск в помощь, о чем ты мне постоянно пишешь, то я написал царю Халпы, чтобы он прислал мне свои войска. Сейчас он послал войска, и они прибыли ко мне». Образовалось подобие «тройственного союза» Халпа (Ямхад) — Мари — Вавилон. Им пользовался Хаммурапи для того, чтобы бороться против Эшнунны, которая опиралась на союзный ей Элам.
Он, посол, в соответствии с указанием, напоминал царю Вавилона после окончания военного сезона, т.е. к началу холодов, о необходимости отпустить, наконец, используемые тем войска из Мари. Хаммурапи же хотел подождать, пока появится ясность относительно намерений противника. Чем завершились эти коллизии — неясно. Впрочем, и Хаммурапи оказывал иногда помощь правителю Мари войсками, хотя при этом возникали задержки.
В другой раз, хотя и отослав войска, вавилонянин одновременно указывал на сложности долгого пути, который им предстоит преодолеть. Таким образом, союз Мари и Вавилона был, несомненно, заключен ко взаимной выгоде, но создается впечатление, что Хаммурапи смог извлечь из него большую, нежели партнер, пользу. При всех обстоятельствах нужно учитывать, что перемещать войска из Мари в Вавилон было существенно легче, чем в обратном направлении: они могли быть доставлены на кораблях по течению и прибыть в распоряжение Хаммурапи быстро и свежими. Весьма вероятно, что переписка, которой мы располагаем, относится к периоду, отмеченному рядом не слишком удачных военных операций. Как ни старался Хаммурапи обеспечить свои походы материально и дипломатически, но о каких либо решительных акциях не сообщается.
Разумно предположить, что они не завершались блестящими победами, ибо тогда это нашло бы отражение в хрониках. Действительно большая победа была достигнута только около 1762 г. (тридцатый год правления). В это время Хаммурапи, согласно хронике, «подавил с силой великих богов армию Элама прибывшую от границы, Субарту (Ассирию?), гутиев, Эшнунну и Малгум, которые поднялись огромной силой». Царь «упрочил основы Шумера и Аккада». Как понятно из текста, Вавилону противостояли очень крупные силы, хотя трудно сказать, выступали ли они единым фронтом. Были еще достаточно сильные враги, и против них Хаммурапи должен был выступить уже на следующий год, которым и помечен новый успех: Ларса, управляемая одряхлевшим Рим-Сином, подчинилась Вавилону…
Мы не знаем, что привело к этому столкновению. Одно письмо из архива Мари свидетельствует, что был даже запланирован направленный против Элама и Эшнунны союз с Ларсой. Соглядатай Зимрилима во время своего пребывания в Вавилоне узнал от одного погонщика ослов, который сопровождал двух посланников Хаммурапи в Ларсу, об одном письме, полученном Хаммурапи от Рим-Сина. В нем шла речь о том, что если противник, — он не назван по имени, — нападет, надо поддерживать друг друга. «Мои люди собраны в моей стране; пусть же и твои люди в твоей стране будут собраны! Если враг на тебя нападет, мои войска и мои корабли тебя поддержат. Но если враг нападет на меня, то пусть твои войска и твои корабли со мной объединятся». Хаммурапи, видимо, остался невысокого мнения относительно предложений Рим-Сина, хотя считал разумным не прерывать переговоры об альянсе. А вот после своей победы над Эшнунной и ее союзниками, вавилонский царь оказался в выгодной позиции и повернулся против Ларсы. Поражение Рим-Сина означало переход Южной Месопотамии под власть Хаммурапи. Ларса стала провинциальным центром Вавилонского государства; город был пощажен и даже расширился. Об этом есть упоминание в сохранившемся письме Хаммурапи, согласно которому в распоряжение одного чиновника из Ларсы были переданы 180 носильщиков, нужных, чтобы помочь при строительстве в городе.
— Была ли это попытка ранее побежденных, но не подчиненных окончательно врагов использовать свой последний шанс и противостоять экспансии Вавилона? — Или сам Хаммурапи начал войну, окрыленный своим успехом против Ларсы? Точного ответа мы не знаем. Во всяком случае дело вновь дошло до столкновения с прежней коалицией Эшнунны, Ассирии и гутиев. И вновь победа осталась за Хаммурапи, который расширил свою власть дальше на северо-восток далеко за Тигр. Не исключено, что именно к этому времени относится письмо из Мари, в котором Зимрилим призывает вавилонского партнера занять трон Эшнунны или посадить на него кого-то, кому он доверяет. Зимрилим должен был радоваться успеху союзника, так как ранее его страна уже подвергалась нападению со стороны Эшнунны. Впрочем, и сам успех мог быть не таким уж значительным, так как через шесть лет, в 38-й год правления Хаммурапи, тот был вынужден отправиться в новый поход на, казалось бы, поверженного врага. В хронике сказано, что он «разрушил Эшнунну большими массами воды с данной ему Мардуком мудростью».
То же самое случилось и с Мари, когда Хаммурапи, господин Южной и Средней Месопотамии, перенес военные действия на Север, в долину Среднего Евфрата и на ассирийские земли. В текстах из Мари, которые, как правило, превозносят союз с Вавилоном и взаимную военную помощь, появляются некоторые указания на то, что отношения между этими государствами несколько ухудшаются. Документы озвучивают недовольство оттягиванием сроков отправки вспомогательных войск, задержкой материальной помощи, разногласиями по стратегическим вопросам. В одном из писем сообщается о грубом обращении, которому подверглась оправленная из Мари в Вавилон делегация. Посол Зимрилима при дворе Хаммурапи жалуется на отказ в приеме. Причиной послужила якобы недостаточная пышность одежд членов посольства. Возмущенные, они немедленно покинули двор. Хаммурапи, которому сообщили об инциденте, все-таки велел их вернуть и облачить в парадные одежды. При этом вавилонский царь не преминул заметить, что раздача этих одеяний гостям — не обязанность, но жест доброй воли, от которого ему, возможно, придется отказаться в ближайшем будущем. Было бы неправильно связывать разрыв доселе теплых отношений между Вавилоном и Мари с подобными формальностями, тем более что датировка скандала не ясна. Разногласия между союзниками не являются чем-то совершенно необычным, и только наши знания о дальнейших событиях могут придать им существенное значение. Но они могут указывать на то, что Хаммурапи уже не столь дорожил союзом с Мари. Такое изменение внешнеполитического курса особенно показательно, так как датируется временем после серьезных военных успехов. В этой ситуации далеко не праздным кажется вопрос, содержащийся в письме из Мари. Отправитель озабочен перспективами, которые могут открыться после возможной смерти Хаммурапи. Его интересует, можно ли будет договориться с преемником царя или следует готовиться к войне независимо от личности властителя Вавилона. Царь не умер, и проблема приобрела характер академический. А сам Хаммурапи сделал Мари — важную стратегическую область на Среднем Евфрате — своей следующей военной целью. Можно предположить, что особого сопротивления оказано не было. Победа над Мари в хронике 33 года упомянута почти мимоходом: больше внимания уделено восстановительным работам на Южно-Месопотамской системе каналов, поврежденной, вероятно, во время войны против Ларсы. Затем сообщается, что Мари, Малгум (уже в который раз!) и ассирийские города завоеваны. Вскоре последовало восстание против Хаммурапи, которое можно лишь реконструировать. Мы исходим из того, что хроника следующего, тридцать четвертого, года говорит только о строительстве храма, не найдя ничего более достойного упоминания, а через год сообщает: «По приказанию Ану и Энлиля уничтожил он (Хаммурапи) стены Мари и стены Малгума». Такая последовательность событий исключает ведение регулярных боевых действий, и разрушение стен должно быть отнесено на счет борьбы с сопротивлением населения. Нет сведений и о судьбе Зимрилима, который, возможно, уже умер. Последнее десятилетие своего правления Хаммурапи провел в борьбе с ассирийской областью Субарту в Верхней Месопотамии. Если раньше он уже побеждал ассирийские войска, которые участвовали в походах против него в союзе с его противниками, то теперь он добился успеха в самуй ассирийской земле. При этом остается неясным, насколько далеко он продвинулся. Стела Хаммурапи, найденная в верхнем течении Тигра, не может быть доказательством присоединения этой территории, даже если это действительно знак одержанной победы. В прологе к знаменитому собранию установленных Хаммурапи законов указывается, что царь «возвратил городу Ашшуру его милостивого бога, имя Иштар оставил пребывать в Ниневии». Казалось бы, можно говорить о присоединении Ассирии, но указанных результатов можно было добиться и краткосрочной оккупацией, и даже дипломатическим путем. В течение своего правления, длившегося 43 года, Хаммурапи сумел объединить под своим началом почти всю Месопотамию. В уже упомянутом прологе к законам он разумно истолковал эти успехи, стараясь не упоминать завоеваний, но перечисляя в основном последовавшие затем благодеяния по отношению к присоединенным территориям. Царь Вавилона выступает здесь как «восстановитель», «дарующий изобилие», «носитель избытка», милостивый воин, как «живитель», который приносит своим подданным «воду в изобилии». Перед нами человек верующий, восстанавливающий обряды, приносящий благополучие правитель, который проявляет милость к врагам, «пастырь людей», к одобрению богов выполняющий свою высокую миссию. Лишь в южном Уре удалось обнаружить «Самовосхваление» Хаммурапи, где превозносятся его военные успехи. В тексте, дошедшем до нас как в шумерском, так и двуязычном шуммерско-аккадском варианте, говорится: «Тех, кто был мне враждебен, я умертвил, их оружие разбил, их земли поверг, их жителей взял в плен, их войска победил, тех, кто не был мне послушен, согнул я своей ногой. Царь, который выполняет военную волю бога Мардука, который его врагам (уничтожающую) силу показывает, это я. Я изгнал вражду, я вырвал зло, (людей) моей страны возложил я на роскошный луг, я не оставил никого, кто нагоняет на моих людей ужас». Столь скромное отношение к своим, действительно немалым, военным заслугам позволяет нам характеризовать Хаммурапи как человека передового и — для своего времени — гуманного. Источник: http://jhistory.nfurman.com | |
| |
Просмотров: 2636 | |
Всего комментариев: 0 | |