Многие
народы древности бесследно исчезли с исторической сцены. Ничего, кроме
археологических находок, не осталось от шумеров, филистимлян, хеттов, сыгравших
значительную роль в человеческой цивилизации. Ассирийцы
- редчайшее исключение. Гибель их древней столицы в 612 году до нашей эры и
последующее окончательное крушение государства не сопровождались уничтожением
ассирийцев как народа или ассимиляцией их с завоевателями. Они «спаслись» в
неприступных горах Курдистана и там, среди своих соседей-курдов, нашли убежище
на долгие годы. Через
100 лет после гибели Ниневии ассирийцы упоминаются в дворцовых надписях
древнеперсидского царя Дария I. Так, в Сузах археологи обнаружили надпись,
сообщавшую о строителях царского дворца: «Земля была вырыта... гравий засыпан,
и кирпичи сформованы, и эту работу сделали вавилоняне. Дерево, называемое кедр,
было привезено с гор Ливана. Ассирийцы довезли его до Вавилона». Сведения
об ассирийцах встречаются и у средневековых арабских историков, которые
сообщают, что «потомки ассирийцев продолжают жить на тех же местах». Это
подтверждается целым рядом бесспорных фактов, например, армянская церковь с
древнейших времен и до наших дней называет епископство города Мосула
ассирийским епископством. Сами ассирийцы называют его «курсий д'Нинви», что
значит «епископство Ниневии». До сих пор в январе они отмечают «День Ниневии»
как самый торжественный праздник. Как и их древние предки, нынешние ассирийцы
соблюдают пост «Баута д'Нинви» («Пожелание Ниневии»), который считается самым
важным и строгим постом. Они надевают на голову войлочные конусообразные шапки,
какие носили их предки и какие можно увидеть на древних барельефах: такие шапки
на Востоке были распространены только среди ассирийцев. Но
о Ниневии рассказывается не только в древних документах, об этом городе
упоминается и в самой Библии. В книге «Бытие» (10, 11) говорится: «Из сей земли
(Сеннаар. — Н.И.) вышел Ассур и построил Ниневию». Случилось это в глубокой
древности, но о расширении Ниневии долго не было никаких известий — вплоть до
того времени, когда туда был послан Иона. Господь повелел Ионе идти в город
великий, в Ниневию, и возвестить там о ее разрушении, так как она всегда была
полна гордыни и говорила в сердце своем: «Я — и нет иного, кроме меня». Но
Иона и сам, вместо того чтобы подчиниться Господу, бежал от лица Его. Только
после второго повеления Иона послушал Господа и отправился в Ниневию — «великий
город перед лицом Бога». Это был чрезвычайно большой город, окружность которого
составляла примерно В
исторической литературе основателем Ниневии считается Синахериб, сын царя
Саргона. Он перенес сюда столицу из Дур-Шаррукина, обустроил город с невиданной
роскошью и окружил его стеной (протяженностью около Ниневия
была огромным городом, численность населения которого достигала 170 000
человек. Дома в городе были большие и светлые, улицы — прямые, широкие и
зеленые. Центральная улица ассирийской столицы, прозванная Царской, в ширину
равнялась Стены
дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии были покрыты рельефными плитами.
Действующие лица и сцены, изображенные на этих плитах, — это ассирийские воины,
штурмующие вражеские крепости, форсирующие реки или готовящие коней к бою;
колонны рабов и рабочих, перетаскивающих в корзинах землю и камень и возводящих
дворцы. Однако главным героем на всех рельефах является сам царь Ашшурбани-пад,
который всегда изображается великим и могучим. В
Библии несколько раз упоминается о Ниневии, и многие пророчества предсказывают
ее гибель: она станет безлюдной и сухой, как пустыня, потому что всегда была
городом крови, грабительства, обмана и убийств. Еще при жизни царя
Ашшурбанипала войска мидийского царя Фраорта пытались штурмом взять Ниневию, но
тогда город выдержал все нападения противника. По
преданию, Ниневию спас стодневный пост. В дни осады царь повелел «провозгласить
и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его, чтобы ни люди, ни скот, ни
волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбища и воды не пили. И чтобы
покрыты были вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый
обратился от злого пути своего, от насилия рук своих». Бог увидел их добрые
дела и отвел от них бедствие, которым угрожал вначале. Однако
при жизни царя Ашшурбанипала участились и выступления покоренных народов, а
после его смерти восстание против ассирийских правителей подняли Сирия,
Финикия, Иудея, Египет. Отделился и Вавилон, на его престол вступил бывший
наместник вавилонского приморья Набопаласар, который заключил союз с мидийским
царем Киаксаром. В
614 году до нашей эры мидийский царь при поддержке вавилонской армии под
предводительством Набопаласара осадил Ниневию, но все их усилия были напрасны.
Горожане дали завоевателям достойный отпор, и только получив подкрепление со
стороны всех подвластных ему народов, мидийский царь преодолел сопротивление
ниневийцев. Этому
помогло и одно природное обстоятельство: мидийцам удалось разрушить плотину на
реке Хусур, Тигр вышел из берегов и смыл часть городских стен, что позволило
мидийцам войти в ассирийскую столицу. Ворвавшиеся в город завоеватели начали
беспощадно уничтожать жителей и грабить царские дворцы. Потом они предали город
огню и сровняли его с землей, а все богатства Ниневии отправили в Экбатаны. Поиски
столицы ассирийского царства в 1842 году начал французский консул П.Э. Ботта,
но они оказались безрезультатными. Через четыре года на земле древней
Месопотамии появился другой археолог — Астон Генри Лэйярд, которому и
посчастливилось открыть Ниневию. | |
| |
Просмотров: 1172 | |
Всего комментариев: 0 | |