Эмоционально
окрашенное сопоставление явлений по принципу метафоры, т.е. путем совмещения и
условного отождествления двух или более явлений с каким-либо общим типичным
признаком (солнце — птица, поскольку и оно и птица парят над нами; земля—мать),
долго оставалось .для людей основным способом обобщения. Так возникали мифы,
которые были не только метафорическим истолкованием явлений, но и эмоциональным
переживанием. В обстоятельствах, где проверка общественно признанным опытом
была невозможна или недостаточна (например, за пределами технических приемов
производства, где, однако, тоже применялось ассоциативное обобщение), действовала,
очевидно, и «симпатическая магия», под которой здесь понимается неразличение (в
суждении или в практическом действии) степени важности логических связей. В
то же время люди стали уже осознавать существование некоторых закономерностей,
касавшихся их жизни и труда и определявших «поведение» природы, животных и
предметов. Но они не могли пока найти этим закономерностям иного объяснения,
кроме того, что те поддерживаются разумными действиями каких-то могущественных
существ, в которых метафорически обобщалось существование миропорядка. Сами эти
могущественные живые начала представлялись не как идеальное «нечто», не как
дух, а как материально действующие, а следовательно, вещественно существующие;
поэтому предполагалось возможным воздействовать на их волю, например задобрить.
Важно отметить, что действия логически обоснованные и действия магически
обоснованные тогда воспринимались как одинаково разумные и полезные для жизни
человека, в том числе и для производства. Разница
заключалась в том, что логическое действие имело практическое, эмпирически -
наглядное объяснение, а магическое (ритуальное, культовое) — объяснение
мифическое; оно представляло собой в глазах древнего человека повторение
некоего действия, совершенного божеством или предком в начале мира и совершаемого
в тех же обстоятельствах и поныне, потому что исторические изменения в те
времена медленного развития реально не ощущались и стабильность мира
определялась правилом: делать так, как делали боги или предки в начале времен.
К таким действиям и понятиям критерий практической логики был неприменим. Магическая
деятельность — попытки воздействовать на олицетворенные закономерности природы
эмоциональным, ритмическим «божественным» словом, жертвоприношениями,
обрядовыми телодвижениями — казалась столь же нужной для жизни общины, как и
любой общественно полезный труд. В
эпоху неолита (новокаменного века), видимо, уже появилось ощущение наличия
неких абстрактных связей и закономерностей в окружающей действительности.
Возможно, это отразилось, например, в преобладании геометрической отвлеченности
в изобразительной передаче мира — человека, животных, растений, движений. Место
беспорядочного нагромождения магических рисунков животных и людей (пусть даже
очень точно и наблюдательно воспроизведенных) занял абстрактный орнамент.
Изображение при этом не теряло своего магического назначения и в то же время не
обособлялось от повседневной деятельности человека; художественное творчество
сопутствовало домашнему изготовлению нужных в каждом хозяйстве вещей, будь то посуда
или цветные бусы, фигурки божеств либо предков, но особенно, конечно,
изготовлению предметов, предназначавшихся, например, для культово-магических
праздников или для погребения (чтобы покойник мог ими пользоваться в загробном
мире). Создание
предметов как домашнего, так и культового назначения было творческим процессом,
в котором древним мастером руководило художественное чутье (вне зависимости от
того, осознавал он это или нет), в свою очередь развивавшееся во время работы. Керамические
изделия неолита и раннего энеолита демонстрируют нам одну из важных ступеней
художественного обобщения, главным показателем которого является ритм. Чувство
ритма, вероятно, органично присуще человеку, но, видимо, открыл его в себе
человек не сразу и далеко не сразу сумел образно воплотить. В палеолитических
изображениях мы мало ощущаем ритм. Он появляется только в цеолите как
стремление упорядочить, организовать пространство. По расписной посуде разных
эпох можно наблюдать, как человек учился обобщать свои впечатления от природы,
так группируя и стилизуя открывавшиеся его глазам предметы и явления, что они
превращались в стройный геометризованный растительный, животный или абстрактный
орнамент, строго подчиненный ритму. Начиная от простейших точечных и штриховых
узоров на ранней керамике и кончая сложными симметричными, как бы движущимися
изображениями на сосудах V тысячелетия до н.э., все композиции органически
ритмичны. Даже самый абстрактный узор нес в себе эмоционально-образную
информацию, поддерживаемую устной традицией. С
ещё более сложной формой обобщения мы сталкиваемся при изучении неолитической и
раннеэнеолитической скульптуры. Статуэтки, вылепленные из глины, смешанной с
зерном, найденные в местах хранения зерна и в очагах, с подчеркнуто женскими и
специально материнскими формами, фаллосы и фигурки бычков, очень часто
попадающиеся рядом с человеческими фигурками, синкретически воплощали
восприятие земного плодородия. Наиболее сложной формой его выражения кажутся
нам нижнемесопотамские мужские и женские статуэтки начала IV тысячелетия до
н.э. со зверообразной мордой и налепами-вкладышами для вещественных образцов
растительности (зерен, косточек) на плечах и в глазах. Эти фигурки еще нельзя
назвать божествами плодородия — скорее это ступень, предшествующая созданию
образа божества-покровителя общины, существование которого мы можем
предполагать в несколько более позднее время, исследуя развитие архитектурных
сооружений, где эволюция идет по линии: алтарь под открытым небом — храм. В
IV тысячелетии до н.э. на смену расписной керамике приходит нерасписная, иногда
покрытая стекловидным поливом, выполненная на быстро вращающемся гончарном
круге. Культуру
Протописьменного периода уже можно уверенно назвать в своей основе шумерской
или по крайней мере протошумерской. Памятники ее распространены по всей Нижней
Месопотамии, захватывают Верхнюю Месопотамию и тянутся далеко вверх по Евфрату,
а также по р. Тигр. К наивысшим достижениям этого периода следует отнести:
расцвет храмостроительства, расцвет искусства глиптики (резьбы на печатях),
новые формы пластики, новые принципы изобразительности и изобретение
письменности. Все
искусство того времени, как и мировоззрение, было окрашено культом. Заметим,
однако, что, говоря об общинных культах древней Месопотамии, трудно делать заключения
о шумерской религии как о системе. Правда, всюду почитались общие космические
божества: «Небо» Ан (аккад. Ану), «Владыка земли», божество Мирового океана, на
котором плавает Земля, Энки (аккад. Эйя); «Владыка-Дуновение», божество
наземных сил, Энлиль (аккад. Эллиль), он же бог шумерского племенного союза с
центром в Ниппуре; многочисленные «богини-матери», боги Солнца и Луны. Но
большее значение имели местные боги-покровители каждой общины, обычно каждый со
своими супругой и сыном, с множеством приближенных. Бесчисленны были мелкие
добрые и злые божества, связанные с зерном и скотом, с домашним очагом и
хлебным амбаром, с болезнями и напастями. Они по большей части были различными
в каждой из общин, о них рассказывали разные, противоречившие друг другу мифы. Храмы
строились не всем богам, а лишь главнейшим, преимущественно же богу или
богине—покровителям данной общины. Наружные стены храма и платформы были
украшены равномерно отстоящими друг от друга выступами (этот прием повторяется
и при каждой последовательной перестройке). Сам же храм состоял из трех частей:
центральной в виде длинного двора, в глубине которого помещалось изображение
божества, и симметричных боковых приделов по обеим сторонам двора. На одном
конце двора располагался алтарь, на другом конце — стол для жертвоприношений.
Примерно такую же планировку имели храмы этого времени и в Верхней Месопотамии.
Так
на севере и на юге Месопотамии формируется определенный тип Культового
строения, где закрепляются и становятся традиционными некоторые строительные
принципы, общие И почти для всей позднейшей месопотамской архитектуры. Главные
из их таковы: 1) постройка святилища па одном месте (все более поздние
перестройки включают в себя предшествующие, и здание, таким образом, никогда не
переносится); 2) высокая искусственная платформа, на которой стоит центральный
храм и к которой с двух сторон ведут лестницы (впоследствии, может быть, именно
в результате обычая строить храм па одном месте вместо одной платформы мы уже
встречаем три, пять и, наконец, семь платформ, одну над другой с храмом на
самом верху — так называемый зиккурат). Стремление строить высокие храмы
подчеркивало древность и исконность происхождения общины, а также связь
святилища с небесным обиталищем бога; 3) трехчастный храм с центральным
помещением, представляющим собой открытый сверху внутренний дворик, вокруг
которого группируются боковые пристройки (на севере Нижней Месопотамии такой
двор мог быть крытым); 4) членение наружных стен храма, а также платформы (или
платформ) чередующимися выступами и нишами. Из
древнейшего Урука нам известно особое сооружение, так называемое «Красное
здание» с эстрадой и столбами, украшенными мозаичным орнаментом,—
предположительно двор для народной сходки и совета. С
началом городской культуры (даже самой примитивной) открывается новый этап и в
развитии изобразительного искусства Нижней Месопотамии. Культура нового периода
становится богаче и разнообразнее. Вместо печатей-штампов появляется новая
форма печатей — цилиндрическая. Печати-амулеты в форме Животных или головок
животных, которые так распространены в Протописьменньтй период, можно считать
формой, соединяющей глиптику, рельеф и круглую скульптуру. Функционально все
эти предметы — печати. Стремление
как можно точнее передать изображаемую натуру, особенно когда дело касается
представителей животного мира, характерно для искусства Нижней Месопотамии
этого периода. Маленькие фигурки домашних животных — бычков, баранов, коз —
выполненные в мягком камне, разнообразные сцены из жизни домашних и диких
животных на рельефах, культовых сосудах, печатях поражают прежде всего точным
воспроизведением строения тела, а также позы, движения, переданных живо и
выразительно и удивительно лаконично. Однако настоящей круглой скульптуры все
же почти нет. Другой
характерной чертой раннешумерского искусства является его повествовательность.
Каждый фриз на цилиндрической печати, каждое рельефное изображение — рассказ,
который можно прочесть по порядку. В
шумерском искусстве Протописьменного периода мы ужо наблюдаем, как человек
начал отделять себя от природы. Искусство Нижней Месопотамии этого периода
предстает перед нами как качественно новый этап в отношении человека к
окружающему его миру. Не случайно памятники культуры Протописьменного периода
оставляют впечатление пробуждения человеческой энергии, осознания человеком
своих новых возможностей, попытки выразить себя в окружающем мире, который он
осваивает все больше и больше. Памятники
Раннединастического периода представлены значительным числом археологических находок,
которые позволяют смелее говорить о некоторых общих тенденциях в искусстве. В
архитектуре окончательно складывается тип храма на высокой платформе, который
иногда (а весь храмовый участок даже обычно) был обнесен высокой стеной. Храм к
этому времени принимает более лаконичные формы — подсобные помещения четко
отделены от центральных культовых, число их уменьшается. Исчезают колонны и
полуколонны, а с ними и мозаичная облицовка. Основным приемом художественного
оформления памятников храмовой архитектуры остается членение наружных стен
выступами. Не исключено, что в этот период утверждается многоступенчатость
зиккурата главного городского божества, который постепенно вытесняет храм на
платформе. Одновременно существовали и храмы второстепенных божеств, которые
имели меньшие размеры, строились без платформы, но обычно тоже в пределах
храмового участка. Своеобразный
памятник архитектуры обнаружен в Кише — светское здание, представляющее собой
первый образец соединения дворца и крепости в шумерском строительстве. Памятники
скульптуры в большинстве своем представляют собой небольшие (25—40 см) фигурки
из местного алебастра и более мягких пород камня (известняка, песчаника и
т.д.). Помещались они обычно в культовых нишах храмов. Для северных городов
Нижней Месопотамии характерны преувеличенно вытянутые, для южных, напротив,
преувеличенно укороченные пропорции статуэток. Всем им свойственно сильное
искажение пропорций человеческого тела и черт лица, с резким подчеркиванием
одной-двух черт, особенно часто — носа, глаз и ушей. Такие фигуры ставились в
храмах для того, чтобы они представительствовали там, молились за того, кто их
поставил. Для них не требовалось конкретного сходства с оригиналом, как скажем,
в Египте, где раннее блистательное развитие портретной скульптуры было
обусловлено требованиями магии: иначе душа-двойник могла бы перепутать хозяина;
здесь же было вполне достаточно короткой надписи на фигурке. Магические цели,
видимо, нашли отражение в подчеркнутых чертах лица: большие уши (для шумеров —
вместилища мудрости), широко раскрытые глаза, в которых просительное выражение
сочетается с удивлением магического прозрения, руки, сложенные в молитвенном
жесте. Все это часто превращает нескладные и угловатые фигурки в живые и
выразительные. Передача внутреннего состояния оказывается гораздо важнее
передачи внешней телесной формы; последняя разрабатывается лишь в той мере, в
какой она отвечает внутренней задаче скульптуры — создать образ, наделенный
сверхъестественными свойствами («всевидящий», «всеслышащий»). Поэтому в
официальном искусстве Раннединастического периода мы уже не встречаем той
своеобразной, порой свободной трактовки, которая отмечала лучшие произведения
искусства времени Протописьменного периода. Скульптурные фигурки
Раннединастического периода, даже если они изображали божеств плодородия,
полностью лишены чувственности; их идеал — стремление к сверхчеловеческому и
даже нечеловеческому. В
постоянно воевавших между собой номах-государствах были разные пантеоны,
различные ритуалы, не было единообразия в мифологии (если не считать сохранения
общей главной функции всех божеств III тысячелетия до н.э.; это прежде всего
общинные боги плодородия). Соответственно при единстве общего характера
скульптуры изображения очень различны в деталях. В глиптике начинают
преобладать цилиндрические печати с изображением героев и вздыбленных животных.
Ювелирные
изделия Раннединастического периода, известные главным образом по материалам
раскопок урских гробниц, по праву могут быть отнесены к шедеврам ювелирного творчества.
Искусство
аккадского времени, пожалуй, более всего характеризуется центральной идеей
обожествляемого царя, который появляется сначала в исторической
действительности, а затем в идеологии и в искусстве. Если в истории и в
легендах он предстает человеком нецарского рода, который сумел достичь власти,
собрал огромную армию и впервые за все время существования государств-номов в
Нижней Месопотамии подчинил себе весь Шумер и Аккад, то в искусстве это
мужественный человек с подчеркнуто энергичными чертами сухощавого лица:
правильные, четко очерченные губы, небольшой нос с горбинкой — портрет
идеализированный, возможно, обобщенный, но достаточно точно передающий
этнический тип; этот портрет вполне соответствует сложившемуся из исторических
и легендарных данных представлению о герое-победителе Сар гоне Аккадском
(такова, например, медная портретная голова из Ниневии — предполагаемое
изображение Саргона). В других случаях обожествленный царь изображен
совершающим победоносный поход во главе своего войска. Он карабкается по кручам
впереди воинов, фигура его дана крупнее, чем фигуры остальных, над его головой
сияют символы-знаки его божественности — Солнце и Луна (стела Нарам-Суэна в
честь его победы над горцами). Он выступает также в виде могучего героя в локонах
и с кудрявой бородой. Герой сражается со львом, его мускулы напряжены, одной
рукой он сдерживает вздыбившегося льва, чьи когти в бессильной ярости царапают
воздух, а другой вонзает кинжал хищнику в загривок (излюбленный мотив аккадской
глиптики). В какой-то мере изменения в искусстве аккадского периода связаны с
традициями северных центров страны. Иногда говорят о «реализме» в искусстве
аккадского периода. Конечно, о реализме в том смысле, как мы сейчас понимаем
этот термин, не может быть и речи: фиксируются не действительно видимые (хотя
бы и типичные), а существенные для концепции данного предмета черты. Все же
впечатление жизнеподобия изображаемого очень остро. События
времени Аккадской династии расшатали сложившиеся жреческие шумерские традиции;
соответственно процессы, происходящие в искусстве, впервые отразили интерес к
отдельной личности. Влияние аккадского искусства сказывалось в течение
столетий. Его можно обнаружить и в памятниках последнего периода шумерской
истории — III династии Ура и династии Иссина. Но в целом памятники этого
позднейшего времени оставляют впечатление однообразия и стереотипности. Это
соответствует действительности: например, над печатями трудились мастера-гуруши
огромных царских ремесленных мастерских III династии Ура, набившие себе руку на
четком воспроизведении одной и той же предписанной темы — поклонения божеству. Шумерская литература. Всего
в настоящее время нам известно около ста пятидесяти памятников шумерской
литературы (многие из них сохранились в виде фрагментов). В их
числе—стихотворные записи мифов, эпические сказания, свадебно-любовные песни,
связанные со священным браком обожествленного царя со жрицей, погребальные
плачи, плачи о социальных бедствиях, гимны в честь царей (начиная с III
династии Ура), литературные имитации царских надписей; очень широко
представлена дидактика — поучения, назидания, споры-диалоги, сборники басен,
анекдоты, поговорки и пословицы. Особняком
стоят надписи (на камнях, стелах, глиняных конусах и т.п.); древнейшие содержат
лишь имя бога, название сооружения, возведенного в его честь, и имя правителя.
Позже в состав надписи, особенно в Лагаше, вводятся описания битвы («Стела
Коршунов» Эанатума), история войн с соседями (надпись Энметены), изложение
социальных мероприятий (конусы Уруинимгины); вершиной жанра являются метровые
глиняные цилиндры Гудеа, где в поэтической форме описывается возведение храма
богу Нингирсу по желанию богов. Из
всех жанров шумерской литературы наиболее полно представлены гимны. Самые
ранние записи их восходят к середине Раннединастического периода. Безусловно,
гимн — один из наиболее древних способов коллективного обращения к божеству.
Запись такого произведения должна была производиться с особой педантичностью и
пунктуальностью, ни одного слова нельзя было изменить произвольно, поскольку ни
один образ гимна не был случайным, за каждым стояло мифологическое содержание.
Гимны рассчитаны на чтение вслух — отдельным жрецом или хором(Конечно, текст не
читали вслух с глиняной таблички, а предварительно заучивали «из уст»
какого-либо писца. Жрецы III—II тысячелетий до н.э., как правило, были
неграмотны.), и эмоции, которые возникали при исполнении такого произведения,—
это коллективные эмоции. Огромное значение ритмической речи, воспринимающейся
эмоционально-магически, выступает в таких произведениях на первый план. Обычно
в гимне восхваляется божество и перечисляются деяния, имена и эпитеты бога.
Большинство гимнов, которые дошли до нас, сохранились в школьном каноне г.
Ниппура(Этот канон, или «поток традиции», содержит произведения, записанные, а
чаще всего и составленные в г. Ниппуре, входившие в круг чтения обучавшихся и
зрелых писцов. Ниппурская библиотека была обнаружена в школе, так называемой
э-дубе («дом табличек»). Хотя школа эта была светской (она готовила писцов для
гражданской администрации), однако естественно (особенно для такого культового
центра, как Ниппур), что жрецы оказывали на неё огромное влияние.) и чаще всего
посвящены Энлилю, богу-покровителю этого города, и другим божествам его круга.
Но есть также гимны царям и храмам. Однако гимны можно было посвящать лишь
обожествленным царям, а обожествлялись в Шумере не все цари. Наравне
с гимнами, богослужебными текстами являются плачи, очень распространенные в
шумерской литературе (особенно плачи о народных бедствиях). Но самый древний
памятник подобного рода, известный нам, не богослужебный. Это «плач» о
разрушении Лагаша царем Уммы Лугальзагеси. В нем перечисляются разрушения,
произведенные в Лагаше, и проклинается их виновник. Остальные же дошедшие до нас
плачи — плач о гибели Шумера и Ура, плач о гибели Ура, плач о гибели Урука и
Эреду—ритуального характера: они исполнялись, видимо, при обряде восстановления
разрушенных городов и храмов. С
культом связана замечательная серия поэм (или песнопений), начиная с «Хождения
Инаны в преисподнюю» и кончая «смертью Думузи», отражающая миф об умирающих и
воскресающих божествах и связанная с соответствующими обрядами. Богиня плотской
любви и животного плодородия Иннин (Инана) полюбила бога - (или героя-) пастуха
Думузи и взяла его в мужья. Однако затем она низошла в преисподнюю, по-видимому
чтобы оспорить власть царицы преисподней. Умерщвленная, но хитростью богов
возвращенная к жизни, Инана может вернуться на землю (где тем временем все
живое перестало размножаться), лишь отдав преисподней за себя живей выкуп.
Инана почитается в разных городах Шумера и в каждом имеет супруга или сына; все
эти божества преклоняются перед ней и молят о пощаде; лишь один Думузи гордо
отказывается. Думузи предан злым гонцам преисподней; тщетно сестра его
Гештинана («Лоза небес») трижды превращает его в животное и прячет у себя;
Думузи убит и уведен в подземный мир. Однако Гештинана, жертвуя собой,
добивается, чтобы Думузи на полгода отпускали к живым, на это время она сама
взамен него уходит в мир мертвых. Пока бог-пастух царит на земле,
богиня-растение умирает. Структура мифа оказывается много сложнее, чем
упрощенный мифологический сюжет умирания и воскрешения божества плодородия, как
он обычно излагается в популярной литературе. К
ниппурскому канону принадлежат также девять сказаний о подвигах героев,
отнесенных «Царским списком» к полулегендарной I династии Урука, — Энмеркара,
Лугальбанды и Гильгамеша,— об их дальних походах и сказочных приключениях.
Ниппурский канон, видимо, начал создаваться в период III династии Ура, а цари
этой династии были тесно связаны с Уруком: ее основатель возводил свой род к
Гильгамешу. Включение в канон урукских легенд произошло скорее всего потому,
что Ниппур был культовым центром, который всегда был связан с господствующим в
данное время городом. При III династии Ура и I династии Иссина единообразный
ниппурский канон был введен в э-дубах (школах) других городов державы. Все
дошедшие до нас героические сказания находятся на стадии образования циклов,
что обычно характерно для эпоса (группирование героев по месту их рождения —
одна из ступеней этой циклизации). Но памятники эти настолько разнородны, что
их с трудом можно объединить общим понятием «эпос». Это разновременные
композиции, одни из которых более совершенны и законченны (как замечательная
поэма о герое Лугальбанде и чудовищном орле), другие—менее. Однако составить
даже примерное представление о времени их создания невозможно — различные
мотивы могли включаться в них на разных этапах их развития, сказания могли
видоизменяться на протяжении веков. Ясно одно: перед нами ранний жанр, из
которого эпос разовьется впоследствии. Поэтому герой такого произведения — ещё
не эпический герой-богатырь, монументальная и часто трагическая личность; это
скорее удачливый молодец из волшебной сказки, родственник богов (но не бог),
могучий царь с чертами бога; он имеет сказочных помощников — орла, дикого
человека Энкиду. Известны
также эпические произведения, где героем является божество. Одно из
них—сказание о борьбе богини Иннин (Инаны) с олицетворением подземного мира,
названным в тексте «гора Эбех», другое — рассказ о войне бога Нинурты со злым
демоном Асаком, также обитателем подземного царства. Нинурта одновременно
выступает и как герой-первопредок: он сооружает плотину-насыпь из груды камней,
чтобы отгородить Шумер от первозданного океана, который разлился в результате
смерти Асака, а воды, затопившие поля, отводит в Тигр. Есть и другая
пространная поэма с восхвалениями Нинурты. Если
не прямо к культовой, то, во всяком случае, к жреческой литературе следует
отнести поэмы, откликающиеся на события истории. Такова серия поэм, связанных с
династией Аккаде и особенно с именем Нарам-Суэна — сначала с его подвигами, а
затем с его гордыней, осужденной богом Энлилем. Сюда же примыкает и гимническое
произведение, условно называемое «Проклятие городу Аккаде». Более
распространены в шумерской литературе произведения, посвященные описаниям
созидательных деяний божеств, так называемые этиологические (т.е. объясняющие)
мифы; одновременно они дают представление и о создании мира, как оно виделось
шумерам. Возможно, что специально космогоническихсказаний в Шумере и не было
(или они не записывались). Трудно сказать, почему это так: вряд ли возможно,
чтобы представление о борьбе титанических сил природы (богов и титанов, старших
и младших богов и т.д.) не отразилось в шумерском мировоззрении, тем более что
тема умирания и воскрешения природы (с уходом божества в подземное царство) в
шумерской мифолографии разработана подробно — в рассказах не только об
Иннин-Инане и Думузи, но и о других богах, например об Энлиле. Устройство
жизни на земле, установление на ней порядка и благоденствия — едва ли не
любимая тема шумерской литературы; она наполнена рассказами о сотворении
божеств, которые должны следить за земным порядком; заботиться о распределении
божественных обязанностей, об установлении божественной иерархии, о заселении
земли живыми существами и даже о создании отдельных сельскохозяйственных
орудий. Главными действующими богами-творцами обычно выступают Энки и Энлиль. Многие
этиологические мифы составлены в форме прений — спор ведут либо представители
той или иной области хозяйства, либо сами хозяйственные предметы, которые
пытаются доказать друг другу свое превосходство; например лето и зима, медь и
серебро, мотыга и плуг, скотовод и землепашец. В распространении этого жанра,
типичного для многих литератур древнего Востока, большую роль сыграла шумерская
э-дуба. О том, что представляла собою эта школа на ранних этапах, известно
очень мало, однако в каком-то виде она существовала уже с самого начала
письменности (о чем свидетельствует наличие учебных пособий). Видимо, как
особое учреждение э-дуба складывается не позже середины III тысячелетия до н.э.
Первоначально цели обучения были чисто практическими — школа готовила писцов,
землемеров и т.д. По мере развития школы обучение становилось все более
универсальным, и в конце III — начале II тысячелетия до н.э. э-дуба становится
чем-то вроде «академического центра» того времени — в ней преподают все отрасли
знаний, тогда существовавшие: математику, грамматику, пение, музыку, право,
изучают перечни правовых, медицинских, ботанических, географических и
фармакологических терминов, списки литературных сочинений и т.д.; существует
учебник приемов земледелия — в ритмизованной форме. Большинство
рассмотренных выше произведений сохранилось именно в виде школьных или
учительских записей, через школьный канон. Но есть и специальные группы
памятников, которые принято называть «текстами э-дубы»: это произведения,
рассказывающие об устройстве школы и школьной жизни, дидактические сочинения
(поучения, нравоучения, наставления), специально адресованные школярам, часто
тоже составленные в форме диалогов-споров, и, наконец, памятники народной
мудрости: афоризмы, пословицы, анекдоты, басни и поговорки. Через э-дубу до нас
дошел и единственный пока образец ритмизованной сказки на шумерском языке. Даже
по этому неполному обзору можно судить о том, насколько богаты и разнообразны
памятники шумерской литературы. Этот разнородный и разновременный материал,
большая часть которого была записана только в самом начале III (если не в
начале II) тысячелетия до н.э., во многом сохранил приемы, свойственные устному
словесному творчеству. Основной стилистический прием большинства мифологических
и праэпических рассказов — многократные повторения, например повторение в одних
и тех же выражениях одних и тех же речей (но поочередно между разными
собеседниками). Это не только художественный прием троекратности, столь
характерный для эпоса и сказки (в шумерских памятниках он иногда достигает
девятикратности), по еще и мнемонический прием, способствующий лучшему
запоминанию произведения,— наследие устной передачи мифа, эпоса, специфическая
черта ритмической, магической речи, по форме напоминающей шаманское камлание.
Рассказ на табличке часто выглядит просто конспектом, где записи отдельных
строк служили как бы памятными вехами для сказителя. Однако зачем тогда было
педантично, до девяти раз, выписывать одни и те же фразы? Это тем более странно,
что запись производилась на тяжелой глине и, казалось бы, сам материал должен
был подсказать необходимость лаконичности и экономности фразы, более сжатой
композиции (это происходит только к середине II тысячелетия до н.э., уже в
аккадской литературе). Не стремясь оторваться от живого слова, шумерская
литература фиксировала его на глине, сохраняя все стилистические приемы и
особенности устной поэтической речи. Связь с устной поэзией ощущается очень
живо. Важно,
однако, заметить, что шумерские писцы-«литераторы» не ставили себе задачей
фиксировать все устное творчество или все его жанры. Отбор определялся
интересами школы и отчасти культа. Но наряду с этой письменной протолитературой
продолжалась жизнь устных произведений, оставшихся незафиксированными,— быть
может, гораздо более богатая. Неправильно
было бы представлять эту делающую свои первые шаги шумерскую письменную
литературу как малохудожественную или почти лишенную художественного,
эмоционального воздействия. Сам метафорический образ мышления способствовал
образности языка и развитию такого характернейшего для древневосточной поэзии
приема, как параллелизм. Шумерские стихи — ритмическая речь, но в строгий
размер они не укладываются, так как не удается обнаружить ни счета ударений, ни
счета долгот, ни счета слогов. Поэтому важнейшим средством подчеркнуть ритм
являются здесь повторы, ритмические перечисления, эпитеты богов, повторение
начальных слов в нескольких строках подряд и т.д. Характерны аллитеративные
созвучия, спонтанная рифма, иногда связывающая два полустишия, Ритмизацию
создает и одинаковость структуры глагольных форм, неизменно стоящих в конце
стиха-предложения. При
знакомстве с древними шумерскими памятниками, особенно мифологическими,
бросается в глаза отсутствие поэтизации образов. Шумерские боги — не просто
земные существа, мир их чувств — не просто мир чувств и поступков человеческих;
постоянно подчеркиваются низменность и грубость натуры богов,
непривлекательность их облика. Первобытному мышлению, подавленному
неограниченной властью стихий и ощущением собственной беспомощности,
по-видимому, были близки образы богов, творящих живое существо из грязи из-под
ногтей, в пьяном состоянии, способных из одного каприза погубить созданное ими
человечество, устроив Потоп. А шумерский подземный мир? По сохранившимся
описаниям он представляется на редкость хаотичным и безнадежным: там нет ни
судьи мертвых, ни весов, на которых взвешиваются поступки людей, нет почти
никаких иллюзий «посмертной справедливости». Однако загробная судьба не для всех
людей равна: разницу создает и род смерти, и в особенности наличие или
отсутствие погребальных жертв. Идейное наследие первобытности вначале мало что могло противопоставить стихийному чувству ужаса и безнадежности перед лицом враждебного мира. Постепенно, однако, по мере того как в государствах Нижней Месопотамии укрепляется и становится господствующей идеология классового общест | |
| |
Просмотров: 1508 | |
Всего комментариев: 0 | |