Боги Картина мира, какой ее видели
шумеры, немыслима без богов. Пантеон шумерских богов чрезвычайно сложен. Прочтя
и расшифровав глиняные таблички, на которых храмовые писцы Шумера записывали
содержание главных мифов, ученые насчитали примерно три тысячи различных богов,
каждый из которых имел свою “специализацию”. “Общество” шумерских богов в
какой-то мере отражало структуру самого Шумера. Среди богов существовала
строгая иерархия. Старшие, наиболее почитаемые боги, выступали в роли
повелителей главных стихий, распорядителей судеб. Им принадлежала власть над
человеческой жизнью и смертью. Этих богов городские общины чаще всего выбирали
себе в покровители, причем случалось так, что небольшой город, находившийся под
покровительством старших богов, держал под своим влиянием более крупного и
богатого соседа. Были у шумеров боги-покровители различных
ремесел, мелкие божества, управлявшие ветрами в пустыне, повелители гроз и
дождей. На низшей ступени в иерархии сверхъестественных существ у шумеров
стояли демоны — все почти без исключения злобные существа, повелевающие
различными заболеваниями, которые в изобилии насылали на людей. Старших богов у шумеров было
четверо. Это Ан, или Ану — бог неба, Энки — бог воды, Энлиль — бог земли.
Четвертой была богиня Нинхурсаг, что в переводе с шумерского означает “мать
всего живого”. Одним из основных направлений
искусства шумеров было изображение богов. Старшие боги шумерского пантеона антропоморфны.
Некоторые детали изображений утрированы — например, чересчур большие глаза и
уши, очевидно, намекали на то, что бог всевидящ и всеведущ. Антропоморфизм — направление в искусстве, в котором животные или
сверхъестественные существа (боги и демоны) изображаются похожими на человека. Все боги делились на две большие
группы — Игиги (боги, обитающие в воздухе и на земле) и Ануннаки (жители
подземного царства). Нередко “обязанности” кого-то из
богов по отношению к людям были тесно связаны со статусом города, которому он
покровительствовал. Например, Энлилю приписывалась власть над человеческими
судьбами. Культ этого бога был особенно развит в Ниппуре — небольшом городе
Южного Шумера. Благодаря этому Ниппур выдвинулся на определяющие позиции в
общественной и религиозной жизни страны, и ниппурские жрецы даже определяли,
кому править в крупнейших городах Шумера. Энлиль вообще был одним из наиболее
почитаемых богов — мифы гласят, что он научил людей обрабатывать землю и
собирать урожай, изобрел мотыгу и плуг. Энлиль покровительствовал растениям,
заботился о земле — неудивительно, что в стране развитого земледелия он стал
одним из главных объектов поклонения. Другой из старших богов шумерского
пантеона — Энки, владыка воды. Это один из старейших богов — первые упоминания
о нем относятся к древнейшим временам существования шумерской культуры в
Месопотамии. Поскольку шумеры владели искусством мореплавания еще до
переселения в этот регион, они вверили свою судьбу богу воды и привезли культ
Энки с собой на новую родину, где он расцвел с новой силой. Шумеры считали Энки
богом мудрости. Он изобрел все ремесла, создал письменность и обучил всему
этому людей. Энки же покровительствовал наукам, литературе и искусству. Довольно интересно взглянуть на
положение “отца богов” — Ану, творца всего сущего. Несмотря на главенствующее
положение среди прочих богов, Ану не имел никаких особых функций. Культ Ану
также не был особенно распространен в Шумере. Видимо, Ану как старший из богов,
находился слишком далеко от людей, и они совершенно не были ему интересны.
Фигура Ану, как правило, нагоняла страх на шумеров, и если Ану гневался на
людей, то гнев его приобретал катастрофические формы, так что “царя богов” приходилось
ублажать особыми жертвоприношениями. Рядом с Ану в шумерских мифах о
сотворении мира стоит фигура его жены, “матери всего живого”, “госпожи, дающей
рождение” — Нинхурсаг, или Нинту. Культ Нинхурсаг был распространен
преимущественно в начале формирования цивилизации шумеров. Затем ее место
заняла Инанна, богиня-покровительница плодородия. Культ Инанны приобрел в
Шумере чрезвычайную популярность. Впоследствии ассирийцы и вавилоняне,
культурные и политические наследники шумеров, сделали Инанну одной из своих
главных богинь. В Вавилоне эта богиня носила имя Иштар. Культ Иштар-Инанны
заслуживает особого упоминания. В его основе лежат древнейшие верования
человечества. Видоизменяясь, культ этой богини переходил в различные страны и
культуры. У шумеров Инанна, богиня
плодородия, любви и войны, почиталась любимицей Ану. Ее культ затмевал культы
остальных старших богинь — Дамкину и Нинлиль, жен Энки и Энлиля. Имя Инанны
носила “утренняя звезда” — небесное тело, великолепно видимое в этих краях на
рассвете. “Утренней звездой” в Месопотамии, а позднее во всей Передней Азии,
куда распространился культ Инанны, называли Венеру. Так что Инанна, Иштар,
Астарта — различные имена той богини, которой поклонялись и египтяне, и греки,
и римляне. В образе этой богини слились сразу несколько верований, уходящих
корнями в глубочайшее доисторическое прошлое человека. Шумерские боги вели такую же
жизнь, как и люди. Они обзаводились семьями, рожали детей. Один из самых
распространенных шумерских мифов повествует о том, как Энлиль соблазнил
Нинлиль, улучив момент, когда она пошла купаться на реку, оставшись без
материнского присмотра. За дерзкий проступок боги изгнали Энлиля в преисподнюю.
Нинлиль последовала за ним. Их сын Нанна, родившийся у Нинлиль по пути в
подземное царство, стал богом Луны. Нанна считался также покровителем пастухов. Сын Нанны, Уту — бог Солнца. Он
был у шумеров богом справедливости, богом судей. Среди сыновей Энлиля известны
также Нингирсу, бог земледелия (особенно почитавшийся в богатом Лагаше),
Нинурта, бог войны и охоты (Библия сохранила его как Нимрода). Сын Энки, Мардук, считался в
Шумере и в Вавилоне богом мудрости, помощником отца, заботящимся о людях. Его
собственный сын, Набу, сделался покровителем писцов. В задачи Набу входила
забота о распространении образования по благодатной земле Шумера. Один из старших богов — Нергал,
соперник Мардука, бог смертельных заболеваний и войн. Он — главный среди
Ануннаков, обитателей подземного царства. Как видим, функции некоторых
богов перекрывают друг друга. Это происходило отчасти потому, что в разных
областях Шумера верования имели свои особенности. Видоизменялись имена богов,
особенно младших, по-разному трактовалась роль того или иного божества. Вряд ли
можно говорить о по-настоящему единой шумерской религии — с общепринятыми
правилами поклонения богам, с единой для всех государств Шумера иерархией
богов. Тем не менее главные шумерские мифы были практически неизменны для всех
городов-государств, одни и те же старшие боги правили миром шумеров. Взаимоотношения шумеров с богами
типичны для всех древнейших религий. Шумеры считали, что боги создали весь мир
для себя. Сначала они сотворили землю, океан, животных и растения. Но поначалу
жизнь богов в созданном ими мире была довольно тяжелой — им приходилось спать
на голой земле, есть траву и пить сырую воду, самим ухаживать за животными,
охотиться на хищников. (Вся эта картина явно была списана шумерами с тягот
первых лет жизни на новой родине, в негостеприимных месопотамских болотах,
среди львов и диких кабанов, под палящим летним солнцем и свирепыми пустынными
ветрами.) Тогда боги решили сотворить
людей, чтобы те заботились о них, строили храмы, приносили жертвы, ухаживали за
стадами животных, принадлежащих богам. Человек в шумерской картине мира занимал
ничтожное место. Он не обладал никакой свободой воли. Сама жизнь человеческая
находилась во власти богов. Поэтому богов надлежало ублаготворять
жертвоприношениями и молитвами. В самом начале формирования
Шумера городской храм был доступен любому жителю общины. Желающий принести богу-покровителю
жертву подходил к алтарю, стоявшему в глубине храма, и сам выполнял обряд и
возносил молитву. Однако со временем жрецы храма ограничили доступ к святилищу. Бог-покровитель зорко
присматривал за своими подопечными. Устами жреца-энси он повелевал, например,
заняться укреплением каналов на полях вокруг города, или требовал, чтобы
городские охотники изловили льва, появившегося неподалеку от городских стен. Но
наряду с отеческой заботой он мог обрушить на нерадивых прихожан всю силу
своего гнева и отвернуться от города. Тогда из сопредельных районов врывались войска
чужого правителя, спускались с гор воинственные племена дикарей, уничтожавших
посевы, захватывавших в плен и уводивших в рабство жителей, угонявших стада. Шумеры чрезвычайно почитали своих
богов, так легко игравших людскими судьбами. В развалинах городских храмов
очень часто находят тщательно сделанные изображения богов — большие каменные
монументы, статуэтки поменьше, изображения голов. Боги — основной персонаж
большинства рельефов на мифологические или исторические темы. Один из
замечательных памятников шумерского монументального искусства — “Стела
коршунов”, изображающая миг военного триумфа, украшена громадным, в сравнении с
человеческими фигурками, изображением бога Нингирсу. В руке бог держит сеть с
пленными воинами. Одно из выдающихся и в то же
время типичных произведений зрелого шумерского искусства — голова богини
Инанны. Удивительно правильные, аккуратные и пропорциональные черты лица,
компактно изображенная прическа с пробором посередине — и огромные глазные
впадины (ученым удалось установить, что глаза были инкрустированы, но с
течением времени инкрустация разрушилась, а каменная скульптура сохранилась
почти нетронутой). Низших богов и демонов шумерские
художники изображали в виде полулюдей-полуживотных. При этом добрые демоны, как
правило, обладали телом крылатого быка и человеческой головой (этот мотив
шумерского изобразительного искусства и скульптуры перекочевал и в более
позднее ассирийское и вавилонское искусство, где получил значительное
развитие), либо человеческим телом с птичьей головой на плечах и крыльями за
спиной. Злые же демоны телом походили на человека, но голова или лицо —
звериные, искаженные злобной гримасой. Шумерская литература Шумер
как независимая страна существовал на протяжение почти двух тысяч лет — в
начале IV тысячелетия до н.э., как уверенно заявляют археологи и историки,
можно уже говорить о развитой системе городов-государств — каждое со своими
порядками и верой, но с единым языком, с единой культурой и единым основным
жизненным укладом. Ближе к концу III тысячелетия до н.э. Шумер, ненадолго
объединившийся под властью правителей Лагаша, был завоеван ассирийским царем
Саргоном, с которого начинается новая страница в истории Двуречья. Немного
парадоксально, но с эпохи Саргона и его преемников, с окончания политической и
экономической независимости Шумера начинается и история той литературы, которую
мы называем шумерской. Во времена становления шумерских
городов-государств основные записи носили, как мы помним, преимущественно
хозяйственный характер. Мало-помалу, спустя несколько сот лет после изобретения
клинописи (современная история называет местом рождения шумерской письменности
город Урук, и даже уточняет датировку этого величайшего события в истории —
рубеж IV и III тысячелетий до н.э.) появляются первые вотивные записи —
таблички с перечислением жертв и даров, приносившихся в храм. Еще позднее
городские правители начинают запечатлевать на письме свои деяния на благо храма
и города. Традиция народного творчества в
течение более тысячи лет остается исключительно устной. Гимны, мифы — все это
передавалось в храмах от поколения к поколению в устной форме. Древнейшее из
произведений собственно шумерской литературы относится примерно к XXIV веку до
н.э.
Это записанный на глиняных табличках рассказ о войне двух городов — Лагаша и
Уммы. В ходе этой войны Лугальзаггеси, правитель Уммы, разграбил и полностью
разрушил Лагаш — богатейший из шумерских городов. Примерно в это же время в храмах
начинают записывать тексты гимнов и молитв. Переход от идеографического на
фонетическое, слоговое письмо, происшедший в это время, позволил писцам
передавать не только общий смысл, но и большинство грамматических характеристик
текста, и описательные элементы. Одним словом, можно уже говорить, что в конце
III тысячелетия в Шумере зарождается художественная литература. Аккадцы, завоевавшие и
подчинившие себе Шумер, с почтением отнеслись к культуре этого народа.
Произошла примерно та же история, что много веков спустя повторилась при
завоевании римлянами Греции. Победители переняли культуру, искусство, ремесла,
религию завоеванного народа. Аккадский язык принадлежал к семитской группе и не
имел ничего общего с шумерским. Переняв у шумеров клинописную систему
письменности, аккадцы постепенно мирным путем ассимилировали побежденный народ,
но шумерский язык еще долгое время имел широкое хождение в стране. Аккадское
царство, вобравшее в себя Шумер, было двуязычным государством. Постепенно в повседневной
жизни и общении аккадский язык вытеснил шумерский. За шумерским закрепилась роль
священного языка. На нем слагали гимны богам, шумерским языком повсевместно
пользовались в школах. Проводя исторические параллели, можно сказать, что
шумерский язык для жителей Месопотамии — в Аккаде, Ассирии и
Вавилонском царстве стал языком науки и религии, как латынь в Европе в Средние
века и эпоху Возрождения. Как раз в период умирания
шумерского языка, на рубеже III и II тысячелетия до н.э. писцы в храмах и школах
шумерских городов начинают записывать тексты гимнов, сказаний, мифов, эпических
произведений, научных трактатов. Эти тексты и составили основной массив
шумерской мифологической, художественной и исторической литературы. Полную картину шумерского литературного
наследия составить довольно трудно. Дело даже не в сложности шумерского языка —
за двести лет, которые насчитывает история дешифровки клинописи, лингвисты
накопили достаточно знаний. Беда в том, что тексты на шумерском языке зачастую
разрознены. Бывало, особенно в первый период археологических раскопок в Шумере,
что экспедиции из двух разных стран в разное время находили части одного и того
же текста или документа. В результате фрагменты одного и того же произведения
оказывались в музеях разных стран. Это, конечно, затрудняет обнаружение,
идентификацию и перевод шумерских текстов, не позволяет создать возможно более
полную картину шумерской литературы. С другой стороны, несмотря на
значительный объем найденных при раскопках глиняных клинописных табличек с
текстами на шумерском языке, это лишь малая часть некогда огромных архивов. Так
что восстановление и перевод шумерской литературы затрудняются еще и этой
фрагментарностью, наличием крупных пробелов в текстах. Да и степень сохранности
глиняных табличек зачастую оставляет желать лучшего. Тем не менее, даже из имеющихся
в нашем распоряжении текстов складывается цельная и многогранная картина
литературного творчества в Шумере. Шумерская художественная
литература в основном связана с духовной, религиозной жизнью страны. Это прежде
всего записи мифов, к которым причисляется и “Песнь о Гильгамеше” — главный
литературный памятник шумерской цивилизации, а также различные храмовые гимны и
молитвы. К ним примыкает и любовная лирика — скажем, дошедшие до наших дней
любовные стихи являлись некогда частью свадебного ритуала. Другая часть дошедшего до нас
литературного наследия Шумера — записи устного народного творчества, басни,
пословицы и подчас объединяемые с ними “наставления”. Мифы Мифологическое творчество и эпос
— два мощнейших пласта шумерской литературы. Глиняные таблички с записанными на
них текстами этого вида литературы относятся, как правило, к позднему периоду
существования Шумера, а то и ко временам аккадских правителей, захвативших во
II тысячелетии власть над всем регионом. В
какой-то степени утраченные фрагменты
текстов шумерских мифов (порой весьма значительные) удается воссоздать
благодаря сходным с ними мифам Аккада. Миф о сотворении мира гласит,
что Ану, “царь богов”, вместе с Нинхурсаг, богиней-прародительницей, сотворили
землю и небо, и породили старших богов. Далее роль творца переходит почти
полностью к Энки, богу воды. Он создал животных и растения, а потом, вместе с
богиней Нинмах, вылепил из глины человека и повелел ему заботиться о животных,
возделывать землю и приносить жертвы богам. Этот первоначальный миф имел
несколько вариантов. В одном из них человек был творением бога скота Лахара и
богини зерна Ашнан, которым понадобился кто-то, чтобы заботиться об их
“подопечных”. Сельскохозяйственные мотивы вообще чрезвычайно сильны в мифологии
шумеров. Текст одного из мифов об Энлиле содержит повествование о том, как бог
изобрел сначала мотыгу, а затем плуг, и подарил их человеку, обучив его
премудростям земледелия. Крайне интересен с особой точки
зрения миф о полубогах — братьях Энтене и Эмеше, сотворенных Энлилем. Бог дал
каждому из братьев свое задание. Энтен стал земледельцем, Эмеш — пастухом.
Энтен удостоился почетного титула “земледельца богов” за то, что рыл каналы и
проводил воду в поля, обрабатывал землб и собирал богатые урожаи. Богам была по
душе деятельность Энтена, и они всячески покровительствовали ему. Эмеш возревновал к брату и
пришел к своему творцу Энлилю с жалобой на Энтена и с требованием дать и ему
почетное имя “земледельца богов”. Выслушав Эмеша, Энлиль призвал к себе Энтена,
и когда тот поведал творцу обо всех своих делах, бог обратился к брату-пастуху
с увещеванием. Энлиль отказал Эмешу в праве именоваться “земледельцем богов”,
поскольку он не заботится о земле так, как это делает его брат. По требованию
Энлиля братья примиряются. Все эти мифы содержат целый ряд
параллелей с религиозными текстами гораздо более позднего времени — с
библейской историей о сотворении мира и многими другими эпизодами, в частности,
Книги Бытия. Шумерский миф о сотворении человека из глины, несомненно, древнее
аккадского и родственных ему верований древних евреев. А история об Энтене и
Эмеше — прямой прообраз библейской легенды о Каине и Авеле, только шумерский
миф оканчивается миром, а не братоубийством. Отчетливая
“сельскохозяйственная” направленность шумерской мифологии лишний раз наглядно
показывает всю глубину перелома в социальном устройстве древнейших обществ.
Собирательство, охота уступили место земледелию, и скотоводство также оказалось
в подчиненном положении. Поля для урожая были ценнее, чем поля для выпаса
скота. А миф о братьях — пастухе и землепашце — отражает драматичность смены
общественных приоритетов. Много общего имеют между собой
шумерский и библейский рай. Собственно, даже само название блаженной земли, где
живут шумерские боги — Эн-эден, практически полностью совпадает с библейским
“садом Эдема”. А недавние археологические и исторические изыскания привели к
удивительному открытию. Эн-эденом именовалась земля на территории Месопотамии —
с чрезвычайно плодородной почвой и великолепными климатическими условиями. За
обладание этой территорией шли постоянные войны между городами,
соседствовавшими с ней. Видимо, таинственный Эн-эден был столь великолепен, что
предания об этой земле передавались из поколения в поколение, а в гораздо более
поздние времена трансформировались в образ райского сада. И, разумеется, говоря о
параллелях между шумерской мифологией и библейскими преданиями, нельзя не
упомянуть легенду о всемирном потопе. Не подлежит никакому сомнению, что в
основу библейского мифа лег более древний шумерский — о праведнике Зиусудре,
царе из города Шуруппака. Миф гласит, что боги
разгневались на людей и решили истребить их. Только Ану решил спасти , если не
все человечество, то хотя бы праведного правителя Шуруппака. Ночью он явился к
Зиусудре и в шепоте ветра рассказал ему, как надо построить корабль и что
делать, чтобы уцелеть при потопе. Зиусудра построил ковчег, усадил
в него домочадцев, домашнюю скотину и все имущество. Когда воды потопа стали
спадать, Зиусудра привел свой корабль к вершине горы Нисир неподалеку от
берегов Тигра. Он последовательно выпускал из ковчега голубя, ласточку и
ворона. Когда ворон, выпущенный последним, не вернулся, Зиусудра вышел из ковчега. Семиты-аккадцы унаследовали этот
миф у шумеров. В их варианте Зиусудра носит имя Ут-напиштим, и это уже не
правитель, а простой житель Шуруппака, славный только своей праведной жизнью. Шумерский миф, перешедший на
страницы Библии, сумел серьезно всполошить историков и археологов. Во время
раскопок в Уре в начале XX века среди слоев земли и археологического мусора
ученые вдруг обнаружили мощный слой песка. Объяснить его появление в земле, где
над и под песком находились слои земли, свидетельствующей о человеческом
поселении, можно было только одним способом — предположив, что Библия права и
всемирный потоп все же имел место. В настоящее время, правда, ученые отказались
от этой поэтически красивой версии. Они склоняются более ко мнению, что в
Шумере в древние времена действительно произошла крупная природная катастрофа,
повлекшая за собой сильное наводнение. Можно лишь предполагать, каковы были
масштабы этого стихийного бедствия, если оно вошло даже в мифологию, и память о
нем дошла до народов, существовавших много позже шумеров. Есть в шумерской мифологии и
параллели с библейской историей об Аврааме, и ряд более мелких деталей,
свидетельствующих о том, что древние евреи многое заимствовали у шумеров, чей
народ и культура ко времени формирования библейских текстов уже давно
растворились в иных народах и языках. К мифологической литературе
относят и самое известное, самое обширное и хорошо сохранившееся произведение
шумерской письменности, величайший памятник шумерской литературы — “Эпос о
Гильгамеше”, или “Песнь о Гильгамеше”. Истории о многочисленных
подвигах героя Гильгамеша представляют собой часть эпического наследия шумеров.
Сам Гильгамеш, долгое время считавшийся полностью вымышленным персонажем — один
из первых величайших правителей в истории Шумера, царь города Урука, центра
культа Инанны-Венеры. В сюжетных эпических поэмах,
составляющих корпус текстов “Песни о Гильгамеше”, нашли свое воплощение лучшие
образчики месопотамской поэтической речи, все достижения шумерской литературы.
Каждая из поэм посвящена какому-либо из подвигов Гильгамеша. Он то отправляется
на поиски бессмертия в подземное царство, где встречает своего друга и
помощника — бога Энлиля, то сражается с гигантским быком, посланным Инанной,
чтобы уничтожить прогневавший ее Урук. В одном из вариантов эпоса Гильгамеш
приходит на помощь Инанне, уничтожая злобных демонов, досаждавших богине. “Песнь о Гильгамеше” интересна
со всех точек зрения. Текстуально это образчик зрелого шумерского поэтического
языка. В тексте эпоса то и дело встречаются описания различных культовых
обрядов, исполнявшихся шумерами. И, разумеется, этот текст
исполнен необычайной философичности. Рассуждения авторов эпоса о бренности
всего земного, полностью соответствующие шумерским верованиям о тяготах и
печалях загробного существования, отличаются редкой выразительностью и силой. К
примеру, когда Гильгамеш спускается в подземное царство и встречает там Энлиля,
сосланного в подземное царство за соблазнение богини Нинлиль, между друзьями
происходит следующий диалог: “Скажи мне, друг мой, скажи мне, друг мой, скажи мне закон земли, который
ты знаешь”. “Не скажу я, друг мой, не скажу я, друг мой, не скажу я закон земли, который
я знаю. Если бы сказал я тебе закон земли, который я знаю, сел бы ты тогда и заплакал”. Энлиль рассказывает Гильгамешу, что в царстве смерти людей ждет тяжелое существование — горький хлеб, сол | |
| |
Просмотров: 4471 | |
Всего комментариев: 0 | |