menu
person

Культура Шумера (часть 4)

Изобразительное искусство

               

                Протописьменный период. Джемдет-Наср

               

История изобразительно искусства в городах-государствах Шумера подразделяется на несколько основных периодов. Самый ранний — период Джемдет-Насра, названный так по месту, где впервые были обнаружены предметы искусства этого периода. Период Джемдет-Насра, или Протописьменный, охватывает практически все IV тысячелетие до н.э. до начала III тысячелетия до н.э. включительно. В этот период формируются основные черты собственно шумерского искусства, по ряду важных признаков отличающегося от существовавшей ранее в регионе т.н. эль-убайдской культуры.

                В этот период получает значительное развитие не только керамика, но и глиптика, достигающая расцвета в самом конце эль-убайдской культуры.

                Прежде всего, следует отметить, что шумерская глиптика раннего периода характеризуется возникновением нового типа печатей — цилиндрических, которые почти на два тысячелетия вытеснили из обихода плоские печати-штампы.

                По сюжетам и технике исполнения цилиндрические печати периода Джемдет-Насра можно разделить на четыре основные группы. Первая — большие цилиндры с искусно выполненными, глубоко прорезанными в камне изображениями. Тема этих печатей — как правило, разного рода культовые сцены, эпизоды мифов, охотничьи сюжеты. Общая стилевая черта этих печатей — высокая пластичность изображаемых фигур, насыщенная композиция. Особенно много таких печатей было обнаружено при раскопках в районе развалин города Урука.

                Вторая группа, во многом сходная с первой, характеризуется преобладанием в сюжетах геральдических элементов, мифологических и фантастических чудовищ — змееголовых львов и других существ смешанного характера. Многие ученые склонны усматривать в печатях этой группы довольно сильное влияние декоративных элементов, отчасти чуждых шумерской культуре. Композиция рисунка на этих печатях все более тяготеет к орнаментальности.

                Третья и четвертая группы характерны для северных районов Шумера. Третья группа — это широкие и короткие каменные цилиндры, на которых глубоким сверлом-бутеролью врезаны довольно условные изображения однородных групп животных или человеческих фигурок, занятых какой-то работой. Четвертая группа печатей — тонкие, продолговатые камни, украшенные почти исключительно геометрическим либо цветочным орнаментом. Техника их исполнения — та же, что и в печатях третьей группы.

                Искусство вырезания печатей предопределило один из основных мотивов более масштабного пластического искусства, равно как и вообще художественной техники Месопотамии. Идея изображения, позволяющего повторить сюжет на мягкой глине сколько угодно раз, породила орнаментально-фризовую технику, при которой композиция многократно повторяется и в то же время является полностью завершенной. Можно с большой долей уверенности предположить, что именно глиптика вызвала к жизни столь популярный в шумерском искусстве во все периоды его существования “рельеф-повествование”, изображение, передающее некую цепь событий как ряд следующих друг за другом рисунков.

                Печати являлись произведениями искусства сами по себе, соединяя воедино три вида искусства — глиптику, рельеф и круглую скульптуру. Нередко каменные печати вырезались в виде фигурки животного, при этом одна сторона делалась плоской и на ней вырезался глубокий рельеф — собственно печать, сюжет рисунка которой был связан с главной фигурой — львы на статуэтке льва или пастух со стадом на фигурке барана. Одна из известнейших шумерских печатей — печать жреца храма Инанны из Урука объединяет скульптуру с цилиндрической печатью. Каменный цилиндр изображает эпизод одного из мифов, посвященных Инанне, с символикой богини, а на верхней части печати вырезана каменная фигурка барана, служившая, по всей видимости, ручкой печатки.

                Шумерское искусство Протописьменного периода отличается редким натурализмом и мастерством в изображении животных. Древние мастера с большим умением передавали пропорции и формы тела животного, умели великолепно передать позу, движение. Собственно круглая скульптура почти отсутствует в Протописьменный период. Чаще всего встречаются фигуры, выполненные в технике горельефа, срезанные сзади или снизу (исключение — как раз мелкие фигурки). В основном мастер привязывал изображение к той или иной плоскости, соединяя объем и плоскостное изображение. В этот период наибольшее распространение получает высокий рельеф, порой приближающийся к круглой пластике. Отдельные части фигур, выступающие за плоскость сильнее, чем основное изображение, создают иллюзию подвижности композиции, отрыва от плоскости. С другой стороны, такой прием создает ощущение монументальности даже при небольших размерах изображения.

                Повествовательность, как уже отмечалось выше — основная черта раннешумерского искусства. Период Джемдет-Насра имеет одну чрезвычайно важную особенность — в это время героем изобразительно искусства становится человек.

                Разумеется, изображения человека присутствовали и в живописи более ранних периодов — неолита и энеолита, но на этих этапах человек все еще остается частью природы, несамоценной в отрыве от прочих деталей изображения. Именно поэтому человеческие изображения в раннем искусстве носят обезличенный характер, зачастую символический — например, образ плодородия либо синкретические изображения полулюдей-полуживотных.

                В период Джемдет-Насра в шумерском искусстве наступает перелом. Человек уже выделяется из природы, он воспринимается как вполне самостоятельная часть общей картины, пусть пока и безликая, являющаяся отражением божества. На печатях и рельефах этого периода человек изображен в различных областях хозяйственной деятельности — охотящимся, пасущим стада, возделывающим поле. Человек строит храмы, совершает культовые обряды.

[Сосуд Инанны. Алебастр, резьба. Урук, 1-я пол. III тысячелетия до н.э. Стр. 157, илл. 46 — верхняя пара]

                Очень интересно при этом взглянуть, как изображали, и следовательно, как воспринимали шумеры человека в искусстве. Один из лучших образцов шумерского искусства периода Джемдет-Насра — алебастровый сосуд из храма Инанны в Уруке, почти метровый в высоту. Наружная сторона стенок сосуда разделена пустыми полосами на три части. Сюжетные рисунки идут снизу вверх. На сосуде изображена, по-видимому, храмовая процессия. Вдоль берега реки, мимо городских полей движется стадо баранов. Все животные изображены в профиль, но глаза нарисованы анфас. Второй ряд изображений — обнаженные люди с дарами и жертвами. Третий ряд — храмовое праздненство, богато разодетые жрецы и жрицы, торжественная процессия. Фигуры людей по преимуществу изображаются на этом сосуде следующим образом: лицо в профиль (при этом глаза анфас), туловище в разворот три четверти или в полный разворот, ноги в профиль.

                Изобразительное искусство периода Джемдет-Насра знает и чисто профильные изображения, однако преобладает профильно-анфасная манера. Таким образом, художники передавали все существенное и типическое, изображая объекты обобщенно, в максимально четко воспринимаемой и воспроизводимой манере.

                В данном случае можно, пожалуй, вести речь о формировании некоего канона в изобразительном искусстве, однако следует отметить, что каноничность не являлась первостепенной и определяющей характеристикой шумерского искусства, особенно в ранний период. Даже в период формирования шумерского искусства, в ранних образцах изобразительно искусства Джемдет-Насра канон “профиль-фас” соседствует с некоторой свободой в изображении отдельных элементов композиции или целых фигур. Идеалитзирование и обобщение определяющих черт удачно сочетается в искусстве Протописьменного периода с умением подчеркнуть конкретные, возможно, в ряде случаев индивидуальные черты. Прекрасный образец именно такого метода в изобразительном искусстве — знаменитая скульптурная голова из храма в Уруке, “Дама из Урука”. По всей вероятности, это было изображение богини Инанны, выполненное в довольно специфической технике. Предположительно, сама фигура богини была нарисована на стене святилища, и из плоскости стены рельефно выступала только голова. Эта версия подтверждается стесанной (вероятно для пригонки к стене) затылочной частью каменной головы.

                Интересным и выразительным это скульптурное изображение делает именно умелое сочетание обобщения и конкретизации в передаче черт человеческого лица. Черты лица безукоризненно правильны, однако неуловимая индивидуальность облика не оставляет сомнений в том, что скульптура носит ярко выраженный портретный характер. Специфика изображения заключается еще и в подчеркнутом утрировании ряда деталей (слегка непропорционально большие глаза, символизировавшие, очевидно, богиню как всевидящее существо).

                Таким образом, Протописьменный период искусства Шумера представляется нам переломным этапом прежде всего в отношении человека к окружающему миру. Это время, когда человек начинает осмысливать себя (еще не как личность, но уже вне окружающей среды). Происходит поиск новых форм, накопление первичного опыта. Именно за счет этого раннее шумерское искусство отчасти свободно от канона — он просто еще не установился до конца.

                Человек впервые взглянул на себя со стороны, его мировосприятие стало менее экстравертным, направленным исключительно вовне. А увидев и изобразив со стороны себя, он перенес этот метод и на окружающий мир, ставший вполне понятным и воспроизводимым художественными методами. Искусство Джемдет-Насра отличает именно эта черта — осязаемость и доступность окружающего мира.

 

                Раннединастический период

                Более поздний период в истории шумерского искусства, обладающий своими специфическими характеристиками — Раннединастический период, начинающийся примерно с середины III тысячелетия до н.э.

                Меняется глиптика, искусство изготовления печатей, основной вид шумерского изобразительного искусства. Сохраняется цилиндрическая форма, но фигуры изображаются уже не поперек, а вдоль по оси цилиндра, занимая всю его поверхность. Животные на рисунках этого периода поднимаются на задние лапы. В бытовых сценах (как правило, в сценах охоты) львы и дикие вепри оказываются вровень с человеком, в мифологических же сюжетах (к примеру, борьба Гильгамеша с быком или схватка кого-нибудь из богов со львом) человек ощутимо доминирует в рисунке — он сжимает голыми руками зверя, не доходящего ему и до пояса, нередко даже отрывает животное от земли.

                Все фигуры на печатях этого периода тесно переплетаются между собой, так что на поверхности печати практически не остается свободного места. Узор из сплетенных между собою человеческих фигур и звериных тел все более тяготеет к орнаментальности. Сюжеты таких печатей — преимущественно мифологические сценки, тавромахия. Здесь получает существенное развитие изображение антропоморфных существ и фантастических животных — человеческое тело с рогатой бычьей головой, прообраз греческого Минотавра, а также крылатый бык с человеческим лицом, элемент, получивший много позже развитие в ассирийской и вавилонской монументальной скульптуре.

                Изображения, выполненные в такой технике и с такими сюжетами, получили в современной научной литературе общее название “фриза сражающихся”. 80% дошедших до нашего времени изображений Раннединастического периода представляют собой те или иные модификации “фриза сражающихся”.

                Орнаментально-повествовательный рельеф, сформировавшийся еще в период Джемдет-Насра, значительно укрепил свои позиции в искусстве Раннединастического периода. Надо, однако, заметить, что скульптурный рельеф — явление не слишком частое в шумерском искусстве. Видимо, недостаток материала сыграл свою роль в том, что настенные рельефы в храмах и дворцах Шумера не столь велики и часто встречаются, как, скажем, в Египте. В основном шумерский рельеф — небольшие каменные или деревянные доски, каменные или глиняные плакетки. Они изготавливались, как правило, в честь знаменательных событий городской жизни — постройки нового храма, крупной военной победы. Большинство рельефов украшали стены городских храмов, но бывало и так, что на самом месте знаменательного события воздвигался каменный обелиск с вырезанными на нем сценами. К последним относится “Стела коршунов” — каменный обелиск, украшенный рельефами со сценами битвы, триумфа победителей и расправы над пленными. Этот памятник был воздвигнут в честь победы правителя Лагаша Эанатума над городом Уммой, долгое время враждовавшим с Лагашем. Памятник в честь этого события, вероятно, стоял на окраине Лагаша, где могла происходить сама битва.

                Рельефы Раннединастического периода имеют следующие специфические черты, носящие стилевой характер: горизонтальное членение плоскости изображения. Рельеф-повествование движется по горизонтали, каждый ряд изображений отделен от соседнего разграничительной чертой. Один ряд посвящен тому или иному отдельному этапу или событию в цепи повествования. Внутри ряда демонстрируется порядок развития событий (например, изображение первой стадии битвы заключается в передаче выдвижения войска на позиции. При этом задние ряды — тяжелая пехота, копейщики, еще стоят на месте, средние ряды колесничих натянули удила, а военачальник на своей колеснице уже вырвался вперед). Читаются такие “повести” снизу вверх. Характерно для искусства этого периода выделение правителей, жрецов, вождей из общей массы людей. Если на ранних этапах развития изобразительно искусства шумеры выделяли размером только богов, то теперь изображения богов приобретают вовсе колоссальный, по сравнению с обычными людьми, размер (взять хотя бы уцелевший элемент изображения бога Нингирсу, сжимающего в руке сеть с пленниками со “Стелы коршунов”), а правители и жрецы оказываются значительно выше своих сограждан. При этом налицо соблюдение строгой иерархии в изображениях — чем выше общественное положение того или иного персонажа, тем он выше ростом на общем фоне.

                В целом изображения людей в искусстве Раннединастического периода носят гораздо более шаблонный характер, чем в предыдущую эпоху. Памятники этого периода представляют собой ценность скорее с исторической, чем с собственно художественной точки зрения — кроме всего прочего, подавляющее большинство этих произведений несет некую смысловую нагрузку, крайне важную для понимания духа и идеи изображения, но совершенно не поддающуюся расшифровке в силу скудости чисто исторических сведений.

                Раннединастический период — время окончательного формирования шумерского общества и разделения на классы. По мере того, как выделяются группы людей, подчиняющие себе контроль над экономикой, политикой, культом и ритуалом, искусство становится частью официальной идеологии. В этот период изображения людей сводятся преимущественно к изображениям божеств и жрецов, проводящих культовые действия, либо богов и военачальников на поле брани. Образы человеческих фигур все более наделяются сверхъестественными чертами. Свобода в изобразительной технике, столь широко проявлявшаяся в период Джемдет-Насра, пропадает, уступая место канону, идеологии — порой в ущерб художественной выразительности. Усиливающаяся тенденция канонизации искусства проявляется в скульптуре как Южного, так и Северного Шумера, речь идет именно об общей тенденции.

                Изображения тела становятся все более условными, пропорции тела, хотя и соблюдены, но отчетливо заметно, что эта точность не является первоочередной задачей. Мастеру нужно передать идею, воплощенную в скульптуре — например, именно в этот период в фигурках молящихся подчеркиваются прежде всего просительно сложенные руки. Проводя сравнение с Протописьменным периодом и с ранним искусством, нетрудно заметить следующую эволюцию мировосприятия, особенно характерную для шумеров: первоначально человек не выделяет себя из окружающего мира, затем начинает вглядываться в себя и в него, отождествляя себя со своим богом. Следующий этап — некоторое абстрагирование, взгляд уже не на мир, а на бога.

                Тем не менее, было бы ошибочно говорить о полной канонизации шумерского искусства Раннединастического периода. Вплоть до конца III тысячелетия до н.э. страна оставалась по большому счету разрозненной, не существовало единых идеологических требований и единого художественного канона. При общей унификации “генеральных линий” оставалась бесконечная вариативность. Так, практически во всех регионах Шумера вырабатываются одинаковые технические приемы: инкрустация бровей и глаз (прием, известный еще в эпоху Джемдет-Насра), непропорционально большие глаза и уши, и проч. Однако, напрочь отсутствует единый стандарт в изображении поз, одежды, пропорций тела, сочетания узоров в глиптике. Все вместе это создает картину искусства, объединенного общими художественными и мировоззренческими принципами, но вполне самобытного в каждом регионе Шумера. Единый стандарт развился и закрепился в месопотамском искусстве уже позднее, в эпоху ассирийских и вавилонских правителей.

                Поражает умение шумерских мастеров пользоваться для достижения художественной выразительности цветом. Лучше всего это демонстрируют ювелирные изделия той эпохи. Раскопки “царских могил” в Уре — захоронений царицы Шуб-ад и царя Мес-калам-дуга — предоставили в руки археологов и историков богатейший материал, полностью опровергший бытовавший какое-то время тезис о не использовании шумерами цвета. При том, что цветовая гамма шумерских ювелиров была ограничена цветами трех основных материалов — желтого (золото), синего (лазурит), красного (сердолик), комбинации этих цветов позволяли достичь необычайной выразительности и изысканности.

                Стоит упомянуть здесь же и довольно интересную технику украшения жилищ. Глиняные колонны в некоторых шумерских дворцах украшены по всей поверхности правильным узором круглых шляпок глиняных гвоздей трех основных цветов — красного, желтого и синего. Подобный декоративный элемент присутствует и во внутренней отделке самих стен жилищ.

 

 Литература:

Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура).
Категория: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ | Добавил: konan (23.11.2008)
Просмотров: 3632 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]