Древнеегипетская цивилизация. Обзорная статья

Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах – города, который греки впоследствии именовали Мемфисом. Сами же египтяне называли свою страну Та-Кеме – Черная Земля – по цвету местной почвы. По словам Геродота, Египет – дар Нила, ибо Нил был источником неиссякаемого плодородия, основой хозяйственной деятельности населения. В Египте и соседних  с ним областях имелось почти все ему необходимое. Горы, замыкавшие Нильскую долину, были богаты различными породами камня: гранитом, диоритом, базальтом, алебастром и т.д. В самом Египте металлов не было, поэтому они, добывались в прилегающих к нему областях: на Синайском п-ове – медь, в пустыне между Нилом и Красным морем – золото, на побережье Красного моря – свинец. Египет занимал выгодное географическое положение: Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией, Нил представлял собой важнейшую судоходную нить, связывавшую Верхний и Нижний Египет  с Нубией (Эфиопией). До образования в Египте целостного государства (Верхни5й и Нижний Египет), он представлял собой отдельные части, которые в ходе долгой войны, были объединены в результате победы (3000 г. до н. э.), тогда еще отдельного Верхнеегипетского царства. Начало летописной традиции в Египте связывают с основателем 1 династии царем Мином, который, по преданию, основал столицу на стыке объединенных царств, воздвигнув плотину для того, чтобы защитить новый город от наводнения. При царях 1 династии египтяне стали постепенно продвигаться за пределы своей страны: в Нубию, Ливию, на Синайский п-ов. Одной из главных функций царской власти была организация оросительной системы в Нильской долине и поддержание ее в порядке, как следствие все более развитая сельскохозяйственная деятельность, включавшая в себя искусство возделывания винограда. Развитие скотоводства и ткацкого ремесла, пробы изготовления первой бумаги – папируса и как следствие распространение письменности. С 1 по 7 династии Египет обладал огромной властью, государство приобретало черты централизованной деспотии, опиравшейся на разветвленный бюрократический аппарат, чьей основой являлись обширные ресурсы земли, рабочей силы и продуктов питания. Первым лицом после фараона был верховный сановник, он же главный судья, исполнявший множество разных функций. Во время правления 3 династии Египет окончательно вступил в медный век. Стремительный рост каменного строительства, апогеем которого явилось возведение царских усыпальниц – огромных пирамид с поминальными храмами и городами вельможеских гробниц, особенно при 5-7 династиях. В конце правления 5 династии власть фараонов начинает ослабевать. Истощенный строительством и социальными противоречиями  Египет  к началу правления 7 династии окончательно распался на полузависимые номы, а к середине 23 в. до н.э. в Египте наступил период упадка и внутренней раздробленности. Во время смут оросительная система пришла в негодность, население страдало от жестокого голода, на роль столицы претендовали два объединительных центра, Гераклеополь на Севере и Фивы на Юге. Победителями из этой схватки вышли Фивы и при Ментухотепе 1 страна была объединена, хотя еще и не очень прочно. На правление 11 династии приходится расцвет Среднего царства (22-18 вв. до н. э.) многочисленное строительство крепостей, начало использования бронзы, возникновение производства стекла, создание большого водохранилища, новой оросительной системы,  восстановление прежней производительности сельского хозяйства, появление множества мелких  и средних хозяйств. В эпоху Среднего царства по-прежнему сильны позиции номовой знати, но все большое значение приобретают люди незнатного происхождения, важную опору царской власти составляло приближенное воинство. Главными создателями богатства страны являлись хемуу нисут – царские хемуу; лишенные прав собственности на оружие и средства производства они использовались в царском, храмовом и частном хозяйстве. Рабы - баку, известные еще в эпоху Древнего царства, составляли лишь часть личного имущества собственника и могли быть куплены или проданы. На рубеже 18-17 в. до н. э. Египет, вновь впавший в состояние раздробленности, оказался легкой добычей гиксосов, вторгшихся из Азии; их владычество длилось 100-150 лет и предание о нем как о страшном времени жило на протяжении всей древней истории Египта. Гиксосы не были сплочены и не смогли образовать единую державу, правители Фив, оставаясь относительно независимыми, возглавили борьбу против завоевателей, Яхмос 1, родоначальник 18 династии, овладел крепостью гиксосов Аварисом и довел борьбу с завоевателями до победного конца. Так началась эпоха нового царства (1580-1085 г. до н. э.) время правления 17-20 династий, при которых Египет занял ведущее положение в Восточном Средиземноморье. При фараоне Тутмосе 1 (16 в. до н.э.) Египет превратился в мощную державу, южная граница которой продвинулась за третий порог Нила. Тутмос 1 совершил поход к Евфрату и разгромил в Северной Месопотамии государство Митанни. На первую половину 14 в. до н.э. приходится царствование Аменхотепа 4 (Эхнатона), с именем которого связана важнейшая религиозная реформа. Она не была продолжена после его смерти, его наследники меняли культ за культом, вследствие чего полностью лишились государственной поддержки. При Рамсесе 1 (19 династия) начались длительные войны с хеттами за господство над Сирией; произошла знаменитая битва под сирийским городом Кадешем, в которой участвовали по 20 тыс. воинов с каждой стороны. Египтяне не сумели в первом же бое взять Кадеш, и война растянулась на 21 год, после чего был подписан мирный договор. При наследнике Рамсеса 2, его тринадцатом сыне Мернептахе, и Рамсесе 3, сыне основателя 20 династии Сетнахта, на Египет обрушились волны завоевателей – народов моря и ливийских племен. С трудом отразив натиск врага, страна оказалась на пороге серьезных потрясений, которые появились от частой смены правителей, от усиления власти номовой знати, частых мятежей и заговоров, падения военного престижа Египта и утраты им своих иноземных владений. Эпоха Нового царства была для Египта периодом не только новых завоеваний, но и бурного экономического роста, стимулированного притоком в страну огромного количества сырья, скота, золота и рабочей силы в виде пленных.  Во времена Нового царства отмечалось широкое применение труда рабов, но основным производителем материальных благ по-прежнему оставалось трудовое население Египта, опутанное всевозможными видами повинностей. К началу 11 в. до н.э.  в Египте образовалось два царства, Нижнеегиптеское с центром в Танисе и Верхнеегипетское со столицей в Фивах. К тому времени Сирия, Финикия и Палестина уже вышли из-под влияния Египта, северная половина которого была наводнена ливийскими военными переселенцами во главе с вождями, находившимися в союзе с египетскими властями. Один из ливийских военачальников Шешонк 1 ( 950-920 г. до н.э.) основал  22 династию, но его власть, как и власть его преемников не была прочной, и при ливийских фараонах (9-8 в. до н.э.) Нижний Египет распался на ряд отдельных областей. В конце 8 в. до н.э. нубийский царь Пианхи захватил значительную часть Верхнего Египта и Фивы, местное жречество оказало поддержку завоевателям, надеясь с их помощью вернуть себе господствующее положение, но правитель Нижнего Египта – Тефнахт с помощью ливийцев выступил против нубийцев, но был в скорости разгромлен и вынужден был сдаться на милость победителей. После этого некоторое время Египтом правил нубийский царь Шабака, затем нубийский фараон Тахарки, который был убит ассирийским царем Асархаддоном, освобождение и объединение Египта осуществил основатель 26 династии Псамметих 1. При его преемниках Египет некоторое время снова властвовал над Сирией и Палестиной, тщетно пытался захватить Иерусалим, эллинское государство Кирену, персидские земли, последние сами захватили Египет во главе с царем Камбизом и надолго установили в Египте свое господство. Египет же несколько раз добивался кратковременной независимости от персидских властей ( 28-30 династии), пока не был завоеван Александром Македонским (332 г. до н.э.), в котором египтяне первоначально видели освободителя от гнета персов. Время фараонов закончилось, начиналась следующая эпоха.

 Истоки культуры Древнего Египта настолько теряются в глубокой древности, что когда  английскими учеными Фл.Питри и Дж. Квибеллом была обнаружена доисторическая культура Египта, она была настолько не схожа с привычной нам культурой фараонов, что ее поспешили назвать неегипетской.  Предполагалось, что египетская культура базируется на многочисленных смежных с ней культурах, например, автохтонных, сахарско-суданских  или африканских. Африканская по происхождению древнеегипетская культура не сразу обрела свое лицо, только по мере приближения к династическому Египту этническое и культурное своеобразие жителей долины Нила проявляется все более заметно. С постепенным переходом к ирригационному земледелию и скотоводству, с отступлением охоты на второй план поселения в долине Нила становятся более постоянными, долговременными, этнический состав – более стабильным. Хозяйственная и этническая стабильность – одно из важнейших условий вызревания прочной культурной традиции, которая впоследствии дала тот неожиданный взрыв, благодаря которому Египет переступил грань доистории. Только многовековое накопление элементов египетской цивилизации – в сфере материальной (постепенный переход к изготовлению медных орудий, совершенствование системы ирригационного земледелия, развитие скотоводства, ремесла, обмена), в сфере социальной (возникновение имущественной дифференциации и социальной иерархии, появление городского населения), в сфере духовной (развитие заупокойных представлений, культа обожествленного правителя, солярной религии, специфических египетских искусств) – и, наконец, появление иероглифического письма, восходящего к пиктографии, позволили египетской культуре проявить свой характер, уже не столько африканский, сколько именно египетский, и эта кристаллизация приходится на сравнительно небольшой отрезок истории – конец додинастического периода (3300-3000 г. до н.э.) и Раннее царство – время возникновения единого египетского государства. Именно в этот период выявляется целый ряд особенностей египетской культуры, которые сохраняются до конца эпохи фараонов, одна из таких черт представляет собой сочетание первобытности со сложным и зрелым мировосприятием. Тогда же возникают все виды знаков египетского письма, системы счета, появляется первый свиток папируса, попытки мумификации, начинают возводиться монументальные сооружения – гробницы-мастабы, статичные статуи официальных лиц. В эпоху Раннего царства формируются характерные черты сакральной египетской монархии, где царь, божественный владыка Обеих Земель, носитель двойной короны Египта, воплощение бога Хора. Впервые складывается царская титулатура из 4 имен. Свою цивилизацию египтяне изначально считали созданной богами и немыслимой без Маат – божественного порядка и истины. Боги –творцы уничтожают первоначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителей всеобщей гармонии Маат. Подобно богам, царь также должен стремиться к Маат, который часто понимался как правопорядок, справедливость. Египетские боги также почитались как создатели ремесел и искусств, письма и счета, науки и магии. Иероглифическое письмо понималось как слово бога, подчеркивалась роль бога мудрости Тота – Владыки слова бога, создателя письменности, покровителя литературы и писцов; его называли также Владыкой счета и Исчислителем лет, он был покровителем лекарей и магов, ему приписывали силу даровать жизнь богам и людям. Некоторые тексты заклинаний были написаны у статуи этого бога, которая находилась в одном из древних храмов, которые ранее именовались домами жизни, в них часто размещались библиотеки, архивы, записи правления царей. Сооружение гигантских пирамид-усыпальниц яркое свидетельство того, насколько велика была в Египте вера в божественную силу царя, распространявшуюся на людей даже после его смерти. Бог Благой (Добрый) при жизни, бог Великий посмертно, царь являлся средоточием религиозной жизни, и от его земного и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны. В конце 5 династии в пирамиде царя Унаса впервые высекаются формулы царского заупокойного ритуала и связанных с ним представлений – Тексты пирамид, пронизанные идеей бессмертия и могущества царя, полагающегося теперь на вечность слова, запечатленного в камне. Центральное место в Текстах пирамид занимает гелиопольская теология, которая ко времени воцарения 5 династии стала общегосударственной и тесно срослась с сакрализированным культом царя. О значимости почитания солнца (Ра) в связи с обожествлением царской особы можно судить по тому, какое место отводилось имени Ра и связанным с ним представлениям в титулатуре и именах царей, например, имя Джосер заключало в себе понятия - золото и солнце, Хуфу величает себя сыном Ра, таким образом солнечное имя вторгается в царскую титулатуру, придав последней вид пятичленного имени. С периода 6 династии все более заметную роль играет город Абидос, в котором более других почитается культ Осириса; каждый стремился построить себе в этом городе гробницу или поминальную плиту, приобщившись таким образом к божественной благодати. Из более поздних текстов Осирис известен как царь подземного мира, вершитель посмертной судьбы и справедливости. В тоже время заметным становится рост этического компонента в общем контексте религиозной культуры, богоугодная земная жизнь будет угодной Осирису в загробном мире. В период создания единого государства упорядочиваются культы многочисленных богов Египта, идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров, вокруг которых формировались основные теологические концепции.

Братоубийственная вражда, распад государства, голод и лишения, рост значения местных центров и  их правителей, все более узурпирующих царские привилегии, усиление позиций средних слоев населения – все это сильно отразилось на общем состоянии египетской культуры. В этот неблагоприятный период изменилось и мировосприятие египтян, которые были вынуждены решать ряд новых социально-политических, религиозных и нравственных проблем, но даже во времена упадка не были утрачены культурные ценности, созданные в эпоху Древнего царства. От времен смут не сохранилось выдающихся памятников искусства, переживавшего тогда застой, но в период Среднего царства появились такие глубокие сочинения как «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» и «Спор Человека и Ба».

Первое из перечисленных творений является впервые написанным трудом по дидактике; основной акцент делается на нравственную основу власти; впервые идея загробного мира приобретает отчетливые очертания; магия, созданная богом-творцом изначально ради отвращения людей от зла, может приобрести противоположное значение; все зависит от воли человека;  те, кто будут глубоко нравственными на земле, ждет бессмертие; во всем этом - официальная идеология, которая стремится возродить духовное единство страны, гармонию и порядок, призывает к восстановлению культов богов, прежде всего к почитанию Ра как воплощения единодержавия; вновь и вновь напоминалось, что время жизни на земле это всего лишь сон и что взамен  воды, воздуха и любви дано будет просветление, а вместо пива и хлеба – умиротворение сердца. Спор Человека и Ба противоречит всем заупокойным текстам, говоря о том, что загробный мир - это страна тягостного сна и мрака, где нет воды, воздуха и радостей любви, каждый входящий в чертог загробного мира никогда больше не увидит солнца. Возможно, что неортодоксальные идеи возникли гораздо раньше и были искусственно прикрыты другими официальными идеологиями, и только времена смут обнаружили эти противоречивые тенденции египетской культуры, на фоне которых подъем культуры в эпоху Среднего царства кажется особенно впечатляющим; фиванские владыки во многом  стремились возродить и продолжить традиции царей Древнего царства, но изменения, затронувшие уклад жизни, язык, искусство, религию и многое другое в период распада страны, наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи, и без них невозможно понять ни стремительного расцвета светской художественной среднеегипетской литературы и научных знаний, ни усиления поисков индивидуальных черт в царской и частной скульптуре, ни переосмысления роли царя в египетском обществе, который теперь не только божество, но конкретный человек. Отделенный неизмеримой дистанцией от своих подданных, царь мог испытывать те же чувства, что и простой смертный; приближенность царя к народу теперь выражалась в вынесении за пределы заупокойных сооружении царских статуй, которые ранее были надежно скрыты от людей.

Среднее царство по праву считается классическим периодом египетской культуры; в это время окончательно складывается среднеегипетский язык, развивается скоропись (иератическое письмо), наблюдается общий подъем хозяйственной жизни. В эпоху Древнего царства уже были созданы основные архитектурные формы, воплотившиеся в монументальных сооружениях, пирамида и заупокойный храм, солнечный храм с обелиском и их компоненты: типы колонн, декор зданий и т.д. В эпоху Среднего царства основной стиль был пересмотрен, исходя из новых потребностей общества; строятся уникальные ансамбли; среди них выделяется заупокойный храм Аменемхета 3, названный впоследствии Лабиринтом; он занимал фантастическую территорию 72 - тыс. кв. м. От времен Среднего царства и правления гиксосов дошли первые математические и медицинские тексты, где впервые в истории медицины изложено учение о кровеносных сосудах, пульсе и сердце (папирус Эберса), древнейшее учение о мозге; магическая терминология почти полностью заменена практической (папирус Эдвина Смита). От эпохи Среднего царства сохранились и древнейшая запись обмера страны, и списки созвездий на саркофагах, и первый в мире словник, напоминающий энциклопедию, который был найден в библиотеке, открытой в одной из гробниц Рамессеума, а также  шедевры египетской художественной литературы: «История Синухета», «Красноречивый поселянин», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», которые свидетельствуют о многочисленных представлениях египтян, в том числе и об экзотике дальних стран.

Эпоха гиксосского владычества затормозила естественное развитие египетской культуры, но не прервала линию ее преемственности. Новое царство явилось дальнейшим значительным этапом не только внутреннего развития культуры, но и небывалого прежде интенсивного распространения ее за пределы Египта, взаимодействия с культурами соседних народов. Положение Египта как мировой державы создает особо величественный стиль, ярко отразившийся в монументальных храмовых постройках в Фивах – Граде Аммона, в торжественных надписях фараонов-завоевателей, в одах и гимнах богам и прежде всего Аммону Победоносному, именем которого освящали все военные походы. Главенствующее положение Египта нашло отражение в храмовых и гробничных сценах с изображениями посольства от четырех стран света или в гимнах, где египетские боги воспевались не только как творцы Египта, но других стран. Культура иных народов, какими бы жалкими и презренными они не казались самим египтянам, оказалась для них вовсе не чужой и принималась тем легче, чем ближе к закату была слава  великой державы фараонов, вынужденной все более считаться со своими новыми политическими соперниками: хеттами, ассирийцами, вавилонянами. Степень проникновения египетской культуры в иную этнокультурную среду была различна; особенно благоприятно она сказалась на культурах Нубии и Ливии, с которыми имела много общих корней; впоследствии египетская культура через них распространилась в Судан, Эфиопию, Западную Африку. С другой стороны, Египет многое  заимствовал из Азии, хотя и трансформировал азиатские элементы в лоне собственной культуры. Эпоха Нового царства особенно примечательна грандиозным строительством храмов в Египте (Фивы, Абидос) и в Нубии (Абу-Симбел, Бухен, Солеб), дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, пластики, развитием многожанровой литературы (Сказка об обреченном царевиче, Правда и Кривда, Миф об истреблении людей, религиозная поэзия, автобиографии, любовная лирика). В новоегипетских текстах возрождаются и умножаются мотивы упоения ратной славой, стены храмов и гробниц запечатляли бесконечные сцены пиршеств, военных трофеев, принятие дани от чужеземцев, приношение жертв. Новые веяния вторгаются даже в консервативную область древнеегипетской литературы, как заупокойные тексты, гимны богам, включенные в Книгу мертвых, как бы оттесняют ритуал на второй план. Мир и внешняя стабильность, казалось надолго установившиеся  в Египте с воцарением Аменхотепа 3 после долгих войн, внезапно были разрушены в правление его сына Аменхотепа 4; изменив вере своих предков на двенадцатом году своего царствования он порвал с традиционным египетским многобожием и учредил культ солнечного диска – Атона; по приказу царя в египетских надписях уничтожаются не только имена богов, но и само понятие бог, которое заменяется на понятие властитель, а знак бога – знаком, обозначавшим властителя; само солнце мыслится не как бог, а как царь; отныне в мире правят только два царя: Солнце-Атон и его сын Эхнатон – Угодный солнцу. Амарнский период был кратким, но чрезвычайно ярким этапом древнеегипетской истории и несмотря на верхушечный характер реформы, имел важные последствия для всех сфер египетской культуры, впитав в себя наиболее яркие реалистические сюжеты и стилистические приемы. Амарна создала галерею скульптурных шедевров – портретов Эхнатона и членов его семьи, изящных рельефов, многоцветных росписей, среди которых особенно выделяются пейзажные композиции, именно под влиянием Амарны впервые появляются светские образы царя и царицы, изображенных в бытовой непринужденной обстановке. Во времена Амарны новоегипетский язык становится письменным, появляется некультовая лирика; любовная поэзия целиком подчинена сакральным целям и включена в ритм жизни храма. После Амарнского периода усиливается начавшаяся еще при Аменхотепе 3 своего рода гигантомания в храмовом строительстве, которая проявилась также в сооружении царских статуй-колоссов. Достаточно вспомнить огромные луксорские колонные дворцы и пилоны с монументальными статуями Рамсеса 2, гигантский масштаб сооружений в Карнаке первых фараонов 19 династии, завершивших предпринятое здесь еще Хоремхебом строительство гипостильного зала, знаменитого Рамессеума на западном берегу Нила, пещерный храм Рамсеса 3 в Абу-Симбеле с величественными статуями царя. По мере угасания цивилизации Египта неожиданно  с новой силой проявились древнейшие ее черты, что было связанно со стремлением египтян отстоять свою самобытность перед угрозой военного и культурного завоевания; обнаруживается намеренная архаизациия на волне усиления международных контактов. Один из лучших памятников этого периода – стела Пианхи из Гебель Баркала, красочное повествование  о покорении Египта царем Напаты – в своих строках обнаруживает связь со ставшими к тому времени классическими литературными текстами. В период правления 24 династии, при которой Египет вновь испытал кратковременный подъем экономики и культуры, архаизация становится основой официальной политики; ушла в прошлое слава Фив, культурным сосредоточием страны становится город Саис в Дельте – культурный центр богини-воительницы Нейт, древнейшие черты почитания которой как великой матери богов приобретают особое значение. Надписи саисского периода поражают нагромождением титулов, изображений, смешением стилей, внешней стилизацией в ущерб индивидуализации, особым изяществом и совершенством исполнения, свидетельствующим о многовековой шлифовке. После завоевания персами Египет, являлся одной из наиболее развитых сатрапий Ахеменидской державы, непосредственно включился в жизнь целого ряда народов, объединенных в Царстве стран, с которыми имел прежде лишь косвенные контакты, теперь Египет населяло еще больше выходцев из Азии: евреев, арамеев, финикийцев, персов, мидийцев, которые приносили с собой свои обычаи и верования. С саисского периода официальным письменным языком в Египте становится наследник новоегипетского языка – демотический, который активно включает в свою лексику слова из арамейского языка, распространенного тогда в западной части Персидской державы, хотя персы и не ставили перед собой цель изменить язык Египта и специфику его культуры и ради упрочения здесь своего господства вынуждены были считаться с местными традициями. Дарий 1 в угоду этим традициям иногда изображался  в египетском военном облачении; Камбиз был посвящен в мистерии Нейт и, как саисские цари, носил титул сына Ра, подобие Нейт. В период персидского владычества получает дальнейшее развитие демотическая литература, при Дарии 1 была записана Повесть о Петеисе 3 – это произведение является свидетельством духовной деградации египетского жречества в позднеегипетский период, ибо в центре его внимания преступные интриги священнослужителей, борющихся за обладание жреческим саном, сулящим немалый доход. В основном литература отражает углубление нравственных исканий, усиление тяги к магическому, интерес к древности. Поздний Египет живет лихорадочной жизнью: постоянные смены династий, от упадка и развала к новым взлетам, нестабильность, ожидание прихода завоевателей, смуты между владельцами распадающегося на отдельные области государства вызвали волну небывалого увлечения чудесами, оракулами и привели к усилению апокалиптических настроений. Развитию культуры Египта не был положен предел при греко-македонском владычестве; соприкоснувшись с иной цивилизацией, она пережила новый своеобразный расцвет, будучи уже частью общей эллинистической культуры.


Источник: История древнего мира. Курс лекций. М. 2002. 340 с

Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: konan (24.02.2009)
Просмотров: 4939 | Рейтинг: 4.8/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]