Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в
Северо-Восточной Африке, долине Нила. Принято считать, что слово «Египет»
происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от
Хет-ка-Птах – города, который греки впоследствии именовали Мемфисом. Сами же
египтяне называли свою страну Та-Кеме – Черная Земля – по цвету местной почвы.
По словам Геродота, Египет – дар Нила, ибо Нил был источником неиссякаемого
плодородия, основой хозяйственной деятельности населения. В Египте и
соседних с ним областях имелось почти
все ему необходимое. Горы, замыкавшие Нильскую долину, были богаты различными
породами камня: гранитом, диоритом, базальтом, алебастром и т.д. В самом Египте
металлов не было, поэтому они, добывались в прилегающих к нему областях: на
Синайском п-ове – медь, в пустыне между Нилом и Красным морем – золото, на
побережье Красного моря – свинец. Египет занимал выгодное географическое
положение: Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром,
островами Эгейского моря и материковой Грецией, Нил представлял собой важнейшую
судоходную нить, связывавшую Верхний и Нижний Египет с Нубией (Эфиопией). До образования в Египте
целостного государства (Верхни5й и Нижний Египет), он представлял собой
отдельные части, которые в ходе долгой войны, были объединены в результате
победы ( Братоубийственная вражда, распад государства, голод и лишения, рост значения местных центров и их правителей, все более узурпирующих царские привилегии, усиление позиций средних слоев населения – все это сильно отразилось на общем состоянии египетской культуры. В этот неблагоприятный период изменилось и мировосприятие египтян, которые были вынуждены решать ряд новых социально-политических, религиозных и нравственных проблем, но даже во времена упадка не были утрачены культурные ценности, созданные в эпоху Древнего царства. От времен смут не сохранилось выдающихся памятников искусства, переживавшего тогда застой, но в период Среднего царства появились такие глубокие сочинения как «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» и «Спор Человека и Ба». Первое из перечисленных творений является впервые написанным трудом по дидактике; основной акцент делается на нравственную основу власти; впервые идея загробного мира приобретает отчетливые очертания; магия, созданная богом-творцом изначально ради отвращения людей от зла, может приобрести противоположное значение; все зависит от воли человека; те, кто будут глубоко нравственными на земле, ждет бессмертие; во всем этом - официальная идеология, которая стремится возродить духовное единство страны, гармонию и порядок, призывает к восстановлению культов богов, прежде всего к почитанию Ра как воплощения единодержавия; вновь и вновь напоминалось, что время жизни на земле это всего лишь сон и что взамен воды, воздуха и любви дано будет просветление, а вместо пива и хлеба – умиротворение сердца. Спор Человека и Ба противоречит всем заупокойным текстам, говоря о том, что загробный мир - это страна тягостного сна и мрака, где нет воды, воздуха и радостей любви, каждый входящий в чертог загробного мира никогда больше не увидит солнца. Возможно, что неортодоксальные идеи возникли гораздо раньше и были искусственно прикрыты другими официальными идеологиями, и только времена смут обнаружили эти противоречивые тенденции египетской культуры, на фоне которых подъем культуры в эпоху Среднего царства кажется особенно впечатляющим; фиванские владыки во многом стремились возродить и продолжить традиции царей Древнего царства, но изменения, затронувшие уклад жизни, язык, искусство, религию и многое другое в период распада страны, наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи, и без них невозможно понять ни стремительного расцвета светской художественной среднеегипетской литературы и научных знаний, ни усиления поисков индивидуальных черт в царской и частной скульптуре, ни переосмысления роли царя в египетском обществе, который теперь не только божество, но конкретный человек. Отделенный неизмеримой дистанцией от своих подданных, царь мог испытывать те же чувства, что и простой смертный; приближенность царя к народу теперь выражалась в вынесении за пределы заупокойных сооружении царских статуй, которые ранее были надежно скрыты от людей. Среднее царство по праву считается классическим периодом египетской культуры; в это время окончательно складывается среднеегипетский язык, развивается скоропись (иератическое письмо), наблюдается общий подъем хозяйственной жизни. В эпоху Древнего царства уже были созданы основные архитектурные формы, воплотившиеся в монументальных сооружениях, пирамида и заупокойный храм, солнечный храм с обелиском и их компоненты: типы колонн, декор зданий и т.д. В эпоху Среднего царства основной стиль был пересмотрен, исходя из новых потребностей общества; строятся уникальные ансамбли; среди них выделяется заупокойный храм Аменемхета 3, названный впоследствии Лабиринтом; он занимал фантастическую территорию 72 - тыс. кв. м. От времен Среднего царства и правления гиксосов дошли первые математические и медицинские тексты, где впервые в истории медицины изложено учение о кровеносных сосудах, пульсе и сердце (папирус Эберса), древнейшее учение о мозге; магическая терминология почти полностью заменена практической (папирус Эдвина Смита). От эпохи Среднего царства сохранились и древнейшая запись обмера страны, и списки созвездий на саркофагах, и первый в мире словник, напоминающий энциклопедию, который был найден в библиотеке, открытой в одной из гробниц Рамессеума, а также шедевры египетской художественной литературы: «История Синухета», «Красноречивый поселянин», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», которые свидетельствуют о многочисленных представлениях египтян, в том числе и об экзотике дальних стран. Эпоха гиксосского владычества затормозила естественное развитие египетской культуры, но не прервала линию ее преемственности. Новое царство явилось дальнейшим значительным этапом не только внутреннего развития культуры, но и небывалого прежде интенсивного распространения ее за пределы Египта, взаимодействия с культурами соседних народов. Положение Египта как мировой державы создает особо величественный стиль, ярко отразившийся в монументальных храмовых постройках в Фивах – Граде Аммона, в торжественных надписях фараонов-завоевателей, в одах и гимнах богам и прежде всего Аммону Победоносному, именем которого освящали все военные походы. Главенствующее положение Египта нашло отражение в храмовых и гробничных сценах с изображениями посольства от четырех стран света или в гимнах, где египетские боги воспевались не только как творцы Египта, но других стран. Культура иных народов, какими бы жалкими и презренными они не казались самим египтянам, оказалась для них вовсе не чужой и принималась тем легче, чем ближе к закату была слава великой державы фараонов, вынужденной все более считаться со своими новыми политическими соперниками: хеттами, ассирийцами, вавилонянами. Степень проникновения египетской культуры в иную этнокультурную среду была различна; особенно благоприятно она сказалась на культурах Нубии и Ливии, с которыми имела много общих корней; впоследствии египетская культура через них распространилась в Судан, Эфиопию, Западную Африку. С другой стороны, Египет многое заимствовал из Азии, хотя и трансформировал азиатские элементы в лоне собственной культуры. Эпоха Нового царства особенно примечательна грандиозным строительством храмов в Египте (Фивы, Абидос) и в Нубии (Абу-Симбел, Бухен, Солеб), дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, пластики, развитием многожанровой литературы (Сказка об обреченном царевиче, Правда и Кривда, Миф об истреблении людей, религиозная поэзия, автобиографии, любовная лирика). В новоегипетских текстах возрождаются и умножаются мотивы упоения ратной славой, стены храмов и гробниц запечатляли бесконечные сцены пиршеств, военных трофеев, принятие дани от чужеземцев, приношение жертв. Новые веяния вторгаются даже в консервативную область древнеегипетской литературы, как заупокойные тексты, гимны богам, включенные в Книгу мертвых, как бы оттесняют ритуал на второй план. Мир и внешняя стабильность, казалось надолго установившиеся в Египте с воцарением Аменхотепа 3 после долгих войн, внезапно были разрушены в правление его сына Аменхотепа 4; изменив вере своих предков на двенадцатом году своего царствования он порвал с традиционным египетским многобожием и учредил культ солнечного диска – Атона; по приказу царя в египетских надписях уничтожаются не только имена богов, но и само понятие бог, которое заменяется на понятие властитель, а знак бога – знаком, обозначавшим властителя; само солнце мыслится не как бог, а как царь; отныне в мире правят только два царя: Солнце-Атон и его сын Эхнатон – Угодный солнцу. Амарнский период был кратким, но чрезвычайно ярким этапом древнеегипетской истории и несмотря на верхушечный характер реформы, имел важные последствия для всех сфер египетской культуры, впитав в себя наиболее яркие реалистические сюжеты и стилистические приемы. Амарна создала галерею скульптурных шедевров – портретов Эхнатона и членов его семьи, изящных рельефов, многоцветных росписей, среди которых особенно выделяются пейзажные композиции, именно под влиянием Амарны впервые появляются светские образы царя и царицы, изображенных в бытовой непринужденной обстановке. Во времена Амарны новоегипетский язык становится письменным, появляется некультовая лирика; любовная поэзия целиком подчинена сакральным целям и включена в ритм жизни храма. После Амарнского периода усиливается начавшаяся еще при Аменхотепе 3 своего рода гигантомания в храмовом строительстве, которая проявилась также в сооружении царских статуй-колоссов. Достаточно вспомнить огромные луксорские колонные дворцы и пилоны с монументальными статуями Рамсеса 2, гигантский масштаб сооружений в Карнаке первых фараонов 19 династии, завершивших предпринятое здесь еще Хоремхебом строительство гипостильного зала, знаменитого Рамессеума на западном берегу Нила, пещерный храм Рамсеса 3 в Абу-Симбеле с величественными статуями царя. По мере угасания цивилизации Египта неожиданно с новой силой проявились древнейшие ее черты, что было связанно со стремлением египтян отстоять свою самобытность перед угрозой военного и культурного завоевания; обнаруживается намеренная архаизациия на волне усиления международных контактов. Один из лучших памятников этого периода – стела Пианхи из Гебель Баркала, красочное повествование о покорении Египта царем Напаты – в своих строках обнаруживает связь со ставшими к тому времени классическими литературными текстами. В период правления 24 династии, при которой Египет вновь испытал кратковременный подъем экономики и культуры, архаизация становится основой официальной политики; ушла в прошлое слава Фив, культурным сосредоточием страны становится город Саис в Дельте – культурный центр богини-воительницы Нейт, древнейшие черты почитания которой как великой матери богов приобретают особое значение. Надписи саисского периода поражают нагромождением титулов, изображений, смешением стилей, внешней стилизацией в ущерб индивидуализации, особым изяществом и совершенством исполнения, свидетельствующим о многовековой шлифовке. После завоевания персами Египет, являлся одной из наиболее развитых сатрапий Ахеменидской державы, непосредственно включился в жизнь целого ряда народов, объединенных в Царстве стран, с которыми имел прежде лишь косвенные контакты, теперь Египет населяло еще больше выходцев из Азии: евреев, арамеев, финикийцев, персов, мидийцев, которые приносили с собой свои обычаи и верования. С саисского периода официальным письменным языком в Египте становится наследник новоегипетского языка – демотический, который активно включает в свою лексику слова из арамейского языка, распространенного тогда в западной части Персидской державы, хотя персы и не ставили перед собой цель изменить язык Египта и специфику его культуры и ради упрочения здесь своего господства вынуждены были считаться с местными традициями. Дарий 1 в угоду этим традициям иногда изображался в египетском военном облачении; Камбиз был посвящен в мистерии Нейт и, как саисские цари, носил титул сына Ра, подобие Нейт. В период персидского владычества получает дальнейшее развитие демотическая литература, при Дарии 1 была записана Повесть о Петеисе 3 – это произведение является свидетельством духовной деградации египетского жречества в позднеегипетский период, ибо в центре его внимания преступные интриги священнослужителей, борющихся за обладание жреческим саном, сулящим немалый доход. В основном литература отражает углубление нравственных исканий, усиление тяги к магическому, интерес к древности. Поздний Египет живет лихорадочной жизнью: постоянные смены династий, от упадка и развала к новым взлетам, нестабильность, ожидание прихода завоевателей, смуты между владельцами распадающегося на отдельные области государства вызвали волну небывалого увлечения чудесами, оракулами и привели к усилению апокалиптических настроений. Развитию культуры Египта не был положен предел при греко-македонском владычестве; соприкоснувшись с иной цивилизацией, она пережила новый своеобразный расцвет, будучи уже частью общей эллинистической культуры. Источник: История древнего мира. Курс лекций. М. 2002. 340 с | |
| |
Просмотров: 5095 | |
Всего комментариев: 0 | |