В феврале 1813 года швейцарец Иоганн Людвиг Буркхардт
(1784—1817), первооткрыватель Петры, отправился в путешествие к верховьям Нила.
Так и не дождавшись каравана, с которым было бы безопаснее путешествовать в
пустынной местности, Буркхардт вышел в путь вдвоем со слугой, пожилым арабом
Мохаммедом Абу Саадом. Они ехали на верблюдах, поскольку только «корабли
пустыни» могли безропотно и быстро передвигаться по этим выжженным землям. В Фивах, где сосредоточено наибольшее количество
памятников древнеегипетского искусства, в то время никакие раскопки не велись,
и в Европе о богатствах этого города еще было мало что известно. Осматривая
остатки храмов, засыпанных песком, Буркхардт нашел огромную гранитную голову,
торчащую среди руин. Он назвал ее «Молодым Мемноном» — по имени легендарного
сына богини утренней зари Эос и царя Эфиопии. Согласно легенде, Мемнон пал от
рук Ахилла. Эос оплакивала его гибель, и слезы ее, росой капая на статую, производили звук,
похожий на стон. О своей находке Буркхардт сообщил в английское консульство и
добавил, что готов оплатить все расходы по раскопкам и транспортировке этой
головы, чтобы преподнести ее в подарок Британскому музею. Следующее открытие необыкновенной важности было сделано
им у самой границы Судана. От случайного попутчика он услышал однажды странное
название Эбсамбал. Так местные жители называли какой-то древний храм с фигурами
богов. Насмотревшись всяческих чудес в Нижнем Египте, Буркхардт не рассчитывал
увидеть в этой глуши ничего особенного. Но научный интерес победил: вместе со
своим слугой Буркхардт отправился в указанное ему место. Дальнейшее походило на сказку. Миновав усеянную камнями и
скальными грядами пустыню, всадники вышли на тропинку, которая петляла вдоль
берега Нила. Она привела путников к небольшому, давно заброшенному храму. Но
внимание Буркхардта привлекло совсем другое: на противоположном, западном
берегу Нила, среди выжженных солнцем, как будто оплавленных скал, он увидел
словно выросшие из-под земли огромные пилоны, между которыми возвышались
гигантские статуи. Позади них виднелось странное сооружение, нечто вроде
украшенного нишами фасада, прилепившееся к скале, а может быть, как и в Петре,
высеченное в ней. «На противоположном (левом) берегу Нила виден храм
Эбсамбал. 5 марта 1813 года» — записывает Буркхардт в блокноте. Переправляться на тот берег было не на чем. Но на обратном
пути из Судана, 22 марта 1813 года, Буркхардт все же добрался до загадочного
*рама. «...Скалистые гряды по обоим берегам находятся совсем
близко от берега, — писал ученый в своем дневнике. — На западном берегу
расположен Ференг, на восточном — гора,
которая называется Эбсамбал. Слово Это, вероятно, греческое, окончание «бал»,
очевидно, модификация слова «полис». Когда мы достигли вершины холма, я оставил
проводника с верблюдами, а сам спустился по весьма отвесной расселине, забитой
песком чтобы посмотреть на храм. В наши дни ни одна дорога не ведет к нему... но
весьма возможно, что река несколько переместилась и что некогда вдоль берега
вилась тропинка, по которой проходили в храм. Последний находился в двадцати
шагах над уровнем реки и целиком вырублен в скале, в этом месте почти
вертикально. Сохранился храм хорошо. Его фасад украшают шесть огромных
статуй...» И фигуры, и скала, и вырубленный в скале вход — все было
засыпано толстым слоем песка. Слуга нашел щель, и они пробрались внутрь пещеры.
Спутник ученого разжег огонь, и Буркхардт увидел барельефы на стенах, колонны с
капителями в виде женской головы с коровьими ушами, остатки резного
убранства... Сегодня этот пещерный храм, входящий в знаменитый
комплекс Абу-Симбела, носит название Малого. Тогда, в 1813 году, Буркхардт еще
не знал, что сделанное им открытие станет известным всему миру, а найденные им
великие памятники древней Нубии войдут в число культурных сокровищ всемирного
значения. Новое потрясение ожидало Буркхардта на берегу Нила. Когда
путешественники спустились к берегу и оглянулись, их поразило фантастическое
видение. Чуть южнее статуй храма, где они только что побывали, на фоне
оранжево-бурых скал Буркхардт увидел колоссальных размеров лицо. Потом еще одно,
другое, третье... Похожие друг на друга как две капли воды, каменные колоссы
равнодушно взирали на текущие перед ними воды Нила. Их головы были увенчаны
коронами фараонов. Горы песка возвышались над ними, угрожая вскоре совсем
скрыть их от человеческого глаза... До Буркхардта ни одному европейцу не доводилось видеть
колоссов Абу-Симбела. Они произвели на него неизгладимое впечатление. «Я осмотрел все достопримечательности Эбсамбала и
собирался было уже подняться наверх, — писал Буркхардт, — когда, к счастью,
пройдя немного дальше на юг, я увидел остатки того, что сохранилось не
засыпанным песком от четырех огромных статуй, высеченных в скале и находившихся
примерно в двухстах ярдах от храма. Очень жаль, что они сейчас фактически
погребены под грудами песка, который ветер гонит и гонит с горы. У одной из
этих статуй поверх песка видны почти полностью голова, часть груди и руки.
Статуя рядом с ней — в более плачевном состоянии. Насколько можно судить,
голова у нее разбита и изуродована. Что же касается туловища, то, начиная от
плеч, оно скрыто под толщей песка. У остальных двух статуй видны только
прически... На скалистой стене, между второй и третьей статуей виднеется
характерная голова Осириса. Я предполагаю, что если можно было бы очистить от
песка пространство под Осирисом, то здесь наверняка откроется обширный храм.
Описанные нами огромные статуи, по всей вероятности, украшают вход в этот храм
— точно так же как шесть стоящих во весь рост статуй в соседнем храме...» Предположения Буркхардта оказались верными: эти статуи
действительно охраняли вход в древний храм, подобный тому, в котором он только что
побывал. Однако он не мог в одиночку раскапывать это колоссальное сооружение,
которое ныне называется Большим храмом. Буркхардт лишь точно описал загадочные
головы и их местоположение в надежде, что будущие исследователи откроют тайну
Абу-Симбела. Действительно, прошло всего несколько лет, и экспедиция под
руководством Джованни Бельцони расчистила эти статуи от песка, откопала вход в
пещерный храм и исследовала это величественное сооружение. Однако понадобилось
еще немало средств и времени для того, чтобы до конца раскопать весь ансамбль.
Едва ли не столетие — вплоть до 1910-х годов — продолжались расчистка и
изучение Абу-Симбела. Древние египтяне построили немало пещерных храмов, но
храмы в Абу-Симбеле превзошли и по величине и по отделке всех своих
предшественников. Четыре колоссальные статуи (у одной из них повреждено лицо) в
двадцать метров высотой, как выяснилось, изображают великого фараона Рамсеса
II. Древний скульптор вырезал их прямо в скале. На головах — двойные короны,
лицо украшает подвесная стилизованная бородка — клафт, символ царского
достоинства. Фигуры сидели так, что вход в Большой храм не достигал их колен, и
даже на их ноги люди вынуждены были смотреть, задрав головы вверх. Внутри храм
расписан фресками, украшен барельефами, прославляющими деяния и подвиги
фараона. А тот храм, который Буркхардт видел вначале, оказался посвященным жене
Рамсеса II — Нефертари. Раскрыта и тайна темноты, окутывающей храм внутри. Для
этого потребовались не только раскопки, но и длительные наблюдения за другими
храмами, усыпальницами, и прежде всего пирамидами. Оказывается, бывают Дни,
когда лучи солнца пронизывают все подземные залы, заглядывая в самую их
глубину. И первый такой день зодчие искусно приурочили к тридцатилетию
восшествия Рамсеса на престол. Сегодня уже невозможно представить себе Египет без
открытого Бурк-хардтом Абу-Симбела. Этот храм Рамсеса II, возведенный 3200 лет
назад, наряду с пирамидами Гизы давно стал «визитной карточкой» Египта. В середине XX века мир стал свидетелем еще одного чуда,
связанного с Абу-Симбелом. После ввода в действие Асуанской плотины храм
Рамсеса II вместе с ценнейшими статуями, фресками и барельефами должен был
неминуемо скрыться под водой. По призыву ЮНЕСКО архитекторы, скульпторы,
инженеры всего мира приняли участие в разработке проектов по спасению
Абу-Симбела. Предложения поступали самые разные — окружить храм
водонепроницаемой каменной дамбой, накрыть его огромным стеклянным колпаком,
поднять домкратами. Наконец был принят следующий план: распилить статуи и храм
вместе со скалой на отдельные блоки, поднять на поверхность и собрать в другом,
безопасном, месте. Работы длились более двух лет, и с августа 1966 года
возрожденный храм уже красуется на скале у старого русла Нила. | |
| |
Просмотров: 891 | |
Всего комментариев: 0 | |