Огюст Мариетт (1821—1881), один из крупнейших египтологов
XIX столетия, родился в Булони (Франция). В молодости он преподавал французский
язык в одной из школ Англии, а затем в своем родном городе. Увлекшись трудами Шампольона,
Мариетт серьезно начал заниматься египтологией. В 1849 году он получил
незначительную должность в Лувре, где смог впервые познакомиться с богатой
коллекцией египетских древностей. В 1850 году Мариетт по поручению Луврского музея выехал в
Египет на поиски старинных коптских манускриптов. Однако ничего заслуживавшего
Внимания он не нашел, зато навсегда «заболел» Египтом. В конце октября 1850 года он начал на свой страх и риск
раскопки в Саккарском некрополе. Редко случается, чтобы начинающий археолог cразу же добивался выдающегося результата. Но Мариетту повезло: обследуя
саккарские гробницы к северо-западу от пирамиды Джосера, он наткнулся на голову
почти полностью занесенного песком сфинкса. Очистив статую Мариетт прочел на
постаменте надпись, славившую священного быка Аписа, которого в Мемфисе считали
воплощением бога Птаха. Этот текст заставил ученого вспомнить о том, что
античный географ Страбон писал в свое время о некоем месте вблизи Мемфиса, где
находился древний храм Серапеум. К главному входу в этот храм вела аллея
сфинксов. У Мариетга были все основания полагать, что он наткнулся именно на
эту аллею. Мариетт нанял нескольких феллахов и с их помощью за год
раскопал еще 140 сфинксов или их остатков. Его гипотеза полностью
подтвердилась: сфинксы и в самом деле образовывали аллею, которая вела к входу
в Серапеум. Древние египтяне, как известно, обожествляли многих
животных, и в различных районах страны были свои священные животные: крокодилы,
бабуины, ибисы. Священный бык Апис, в культе которого воплотились черты
древнеземледельческого культа быка, считался воплощением бога Птаха и
покровителем Мемфиса. Главным его святилищем был храм, расположенный в Саккара.
Он служил местопребыванием священного быка. Когда бык околевал, его
бальзамировали и хоронили со всей торжественностью, а его место занимал другой,
с теми же самыми внешними признаками, что и его предшественник. В греко-римский
период культ священного быка слился с культом одного из главных богов
греческого Пантеона — Зевса, а также впитал в себя некоторые чисто египетские
черты мифа об Осирисе. Таким образом появилось новое божество по имени Серапис.
Ему поклонялись как греки, так и египтяне. Греки переименовали древний храм
Аписа в Серапейон, а затем это название было трансформировано римлянами в
Серапеум. Комплекс Серапеума представлял собой два храма,
соединенных аллеей сфинксов: храм Птаха и подземное святилище, где жрецы
хоронили мумии священных быков. Мариетт обнаружил его в ноябре 1851 года.
Доступ к гробницам быков закрывала великолепная дверь из песчаника. За ней
скрывалось громадное подземное помещение, высеченное в скале. Оно протянулось в
длину с востока на запад на В нишах главного коридора Мариетт насчитал двадцать
четыре таких саркофага. Все они были пусты. В боковых коридорах он обнаружил и
деревянные саркофаги с останками быков (всего их было 28), кроме них там
оказался саркофаг с мумией Хаэмвеса, верховного жреца бога Птаха и сына На каждом из саркофагов иероглифами было обозначено, кто
был фараоном и верховным жрецом при жизни того или иного быка, какие события
произошли в это царствование. Самые древние саркофаги относились к царствованию
Аменхотепа III из XVIII династии, самые поздние — к периоду правления последних
Птолемеев. Таким образом, между первым и последним захоронением пролегал
диапазон в 1600 лет! И тексты, найденные Мариеттом, проливали новый свет на
египетскую историю этого времени. Украшенные великолепными иероглифическими надписями
крышки саркофагов были сдвинуты, а некоторые саркофаги расколоты. Было
очевидно, что гробницы быков были разграблены много веков назад. Тем не менее
немало великолепных вещей было в спешке оставлено грабителями и валялось в
саркофагах и на земляном полу темных коридоров. Среди этой разрухи Мариетгу посчастливилось найти
нетронутое захоронение священного быка. Он обнаружил в окаменевшей пыли даже
следы рабочих, совершавших захоронение. Целой оказалась и мумия быка, богато
украшенная золотом и драгоценными камнями. После того как находки, сделанные в Серапеуме, были
выставлены в Лувре, имя Мариетга приобрело мировую известность. Даже одного
Серапеума хватило бы для того, чтобы оно навсегда осталось в истории
египтологии. Но Мариетт не собирался останавливаться на этом. В 1857 году при поддержке египетского хедива Саид-паши
Мариетт организовал музей в каирском предместье Булак. Его непрестанно
разраставшиеся коллекции легли в основу знаменитого Египетского музея в Каире.
Следует оговориться, что Мариетт не был, как часто об этом пишут, первым
директором Музея египетских древностей. Еще Мухаммед Али в 1834 году, после
обращения к нему Шампольона, издал декрет о создании национального музея
древностей, поставив во главе его шейха Юсефа Зиа. Юсеф Зиа и его помощники
начали собирать древности по всей стране. Начав широкомасштабные раскопки, Мариетт попросил у
Саида-паши выделить ему для хранения древностей одно из помещений транспортной
компании в Булаке. Четыре комнаты Мариетт использовал для наиболее ценных
экспонатов, а другие сделал запасниками. На первых порах он обходился помощью
только одного рабочего. Очень скоро небольшая коллекция Мариетга стала
настолько популярной, что в 1863 году она была переведена в новое здание,
которое было официально открыто 18 октября хедивом Исмаилом. Некоторые
экспонаты нового музея демонстрировались на международной выставке в Лондоне в
1862 году, лучшие из них были показы на всемирной ярмарке в Париже в 1867 году. Хедив Саид-паша назначил Мариетта директором Управления
по делам египетских древностей и главным инспектором всех раскопок на территории
Египта. Под его руководством начались координированные раскопки в 37 местах —
от Мемфиса до Фив. Впоследствии, правда, археологи критиковали методы, которых
придерживался Мариетт (иногда он не останавливался и перед применением
динамита). Вместе с тем огромным шагом вперед явилось то, что отныне
значительная часть находок не вывозилась в Европу, а оставалась в Египте. Несмотря на большую занятость в музее, Мариетг продолжал
вести раскопки сам. В 1865 году он открыл гробницу сановника Ти, который был
крупным землевладельцем и, как гласят тексты, «начальником всех царских работ,
руководителем строительства пирамид и охранителем вечных мест». Эта самая
красивая и лучше всех сохранившаяся из саккарских гробниц была построена около
2600 года до н.э. — в те времена, когда цари Хеопс, Хефрен и Микерин сооружали
свои пирамиды. Стены гробницы покрывали великолепные многоцветные рельефы,
своим тончайшим рисунком производившие впечатление настенной живописи. Они
изображали и самого сановника Ти, фигура которого всегда втрое, а то и вчетверо
крупнее, чем фигуры людей более низкого звания, и картины повседневной жизни
той эпохи: ремесленников, писарей, рисовальщиков, земледельцев, охоту на
бегемотов, рыбную ловлю, забой домашнего скота и выделку кож, сбор податей и
наказание недоимщиков — короче говоря, всю панораму повседневной жизни Древнего
Египта. Эти изображения настолько реалистичны, что позволили установить, какими
орудиями и инструментами пользовались тогдашние земледельцы и ремесленники,
какие приемы они применяли. Ни одно из ранее открытых захоронений не давало
такого реального представления о жизни древних египтян, как эта гробница. Мариетт открыл и множество других гробниц с подобными же
свидетельствами давних эпох, среди которых особенно выделялась гробница
Птаххотепа, вельможи времен V династии. Владелец ее, возможно, был автором
прославленного «Поучения», одного из древнейших произведений мировой
литературы. Кроме того, Мариетт начал изучение так называемой ложной пирамиды
близ Медума, пирамиды в Лиште и нескольких малых пирамид близ Саккара. Мариетт
раскопал руины заупокойного храма фараона Хефрена, располагавшегося возле Большого
сфинкса. От него к пирамиде Хефрена (в которой в свое время побывал Бельцони)
вела дорога процессий, по которой жрецы несли в последний путь мумифицированное
тело фараона. От храма мало что осталось, но сохранившиеся части входных
пилонов и остатки вестибюля поражают глаз строгостью и соразмерностью
пропорций. Среди руин Мариетт нашел прекрасную диоритовую статую Хефрена. Мариетт оставался в Египте до конца своей жизни. Он
печатал многочисленные статьи в европейских специальных журналах, а также опубликовал
несколько книг. В 1867 году император Наполеон III наградила его орденом
Почетного легиона, а в 1879 году египетский хедив присвоил титул паши. В 1878
году, еше при жизни Мариетта, руководимая им Служба древностей была
преобразована в один из департаментов египетского министерства общественных
работ. На ее нужды стали выделяться значительные средства. Мариетт умер накануне английской оккупации Египта. В знак признательности
его выдающихся заслуг он был похоронен в древнем саркофаге у центрального входа
в созданный им музей. Благодарный Египет воздвиг Мариетту памятник. Он
установлен в саду Египетского музея в Каире рядом с могилой ученого. | |
| |
Просмотров: 1034 | |
Всего комментариев: 0 | |