Цивилизация Древнего Египта

                Цивилизация Древнего Египта справедливо считается одной из самых загадочных и притягательных в истории мировой культуры. Уникальность Египта —  прежде всего в его долговечности. Ни одна страна, ни одна культура ни до ни после не существовали такое продолжительное время — более четырех тысячелетий, причем в практически неизменном виде. Для сравнения достаточно вспомнить Грецию, от истоков до падения которой прошло около двух тысячелетий. За это время греческая цивилизация впервые появилась на мировой сцене, прошла через ряд драматичнейших изменений, нередко сотрясавших ее до основания, была завоевана римлянами, покорила их души, и наконец, уступила место христианской культуре. А царство фараонов вошло в историю уже окончательно сформировавшимся, просуществовало почти сорок веков, и лишь потом сошло на нет, растворившись в более молодых культурах.

                Богатейшая культура, высокий уровень искусства, полная тайн и жестоких загадок мифология и история — вот неполный список того, что привлекает к древнеегипетской цивилизации умы ученых, исследователей, писателей вот уже не один век.

                Египет — одна из древнейших мировых цивилизаций, чью историю удалось воссоздать по многочисленным оставшимся письменным документам. Еще в 4-м тысячелетии до нашей эры первые правители Древнего Египта объединили племена, обитавшие в Северной Африке вдоль плодородной долины реки Нил. Только благодаря Нилу людям удавалось выжить в суровых иссушающих песках африканских пустынь. В Египте очень редки дожди. Единственная вода, несущая жизнь этой земле — вода Нила. Как в древности, так и сегодня пустыни занимают 96% страны. Плодородные земли лежат лишь по берегам Нила, каждый год во время разлива наполняющего колодцы и покрывающего прибрежные поля слоем питательного ила. Пока в Египте не были построены современные плотины, жизнь в стране в течение долгих веков и тысячелетий зависела только от одной реки, ее капризов и прихотей.

                Представим себе картину древнего Египта. До летнего разлива реки страна задыхается в жарких песках. Знойные ветры из пустыни, безжалостно палящее солнце изнуряют людей и животных. Спасения от обжигающего дыхания пустыни не найти даже в немногочисленных оазисах. Надежды нету даже на Нил, высыхающий под жестокими солнечными лучами. Только с приходом лета, с ежегодным половодьем и щедрым разливом Нила жизнь снова вступает в свои права. Поля вдоль течения реки напитываются животворной влагой и толстым слоем богатого минеральными веществами ила, дающими жизнь новому урожаю, наполняются колодцы и каналы. Именно поэтому египтяне с древнейших времен обожествляли Нил, источник жизни. Именно поэтому они связывали с этой рекой все свои надежды и верования.

                Нигде больше в мире граница между плодородной землей и губительной пустыней, между жизнью и смертью не проведена так отчетливо, как в Египте. И только в Египте эта граница всегда была так хрупка, так мало зависела от человека. Неудивительно, что вся культура Древнего Египта столь тесно связана с миром мертвых, слишком близко подошедшим к миру живых. Египтяне больше думали о смерти, чем о жизни — может быть, потому, что большую часть времени им приходилось выживать, а не жить на этой благословенной земле вдоль течения великой реки.

                Культ мертвых, культ смерти — вот что так притягивает современного человека в культуре Древнего Египта. Жизнь египтянина была подготовкой к загробному существованию, и все его силы были устремлены на то, чтобы обеспечить достойную жизнь души после смерти. Фараоны начинали готовиться к смерти и торжественному погребению, едва взойдя на трон. Знаменитые египетские пирамиды, где хоронили правителей, строились порой не один десяток лет.

Когда в прошлом веке ученые смогли прочитать надписи, найденные в гробницах фараонов, в газетах шутили: “Удивительно, где египтяне брали силу — ведь они не успевали отдохнуть после строительства одной пирамиды, как пора было браться за новую”.

                И действительно, пирамиды — первое, что приходит в голову, когда речь заходит об Египте. Это поистине грандиозные сооружения, секрет строительства которых до конца не разгадан до сих пор, а техника древних строителей поражает точностью ( в щель между двумя громадными плитами пирамиды невозможно просунуть бритвенное лезвие — настолько точно подогнаны друг к другу каменные блоки). Египетские пирамиды, овеянные легендами и суевериями, до сих пор таят в себе множество тайн и загадок.

Первые исследователи древнеегипетских гробниц нередко писали о необъяснимом страхе, охватывавшем их вблизи захоронений фараонов. Это вызвало к жизни одну из самых известных легенд, связанных с египетскими пирамидами — “проклятие фараонов”, гибель, которая ждет смельчака, решившегося проникнуть в священную гробницу.

                Пожалуй, самый яркий пример веры в это “проклятие” относится почти к нашему времени. В 1923 году английские археологи вскрыли гробницу фараона Тутанхамона. Вскоре после этого в собственном доме в Англии от сердечного приступа умер лорд Карнарвон, на чьи деньги была отряжена экспедиция. Эта смерть, а также сильнейшая гроза, во время которой у лорда случился приступ, заставили все европейские газеты с новым жаром заговорить о таинственном “проклятии фараонов”. Хотя врачи не обнаружили ничего мистического в смерти лорда Карнарвона, это не разубедило мистиков и романтиков и вызвало еще больший интерес со стороны общественности к раскопкам в Египте. К огорчению досужей публики, археологи, вскрывавшие гробницу, умерли значительно позже и при вполне обычных обстоятельствах. Впрочем, и в наше дни порой вспоминают про “проклятие фараонов”, даже делаются попытки научного объяснения — от гипотез об инфразвуковых колебаниях стен гробниц (это вызывает у человека физиологический страх) до самых экзотических предположений, вроде рассеянных в пыли склепа ядовитых порошков.

История Египетского царства, дошедшая до наших дней благодаря надписям на камне и папирусам, сохранившимся в гробницах фараонов и знатных людей, начинается примерно за три с половиной тысячи лет до нашей эры. К этому времени, как гласят первые египетские папирусы, царь Менес (фигура, за многие тысячелетия ставшая полумифической) объединил разрозненные царства в долине Нила и положил начало Первой династии правителей Египетского царства. Очень мало известно о додинастическом периоде истории Египта — только по древнейшим захоронениям ученые смогли примерно установить, что развитая культура древнего Египта сформировалась уже примерно в пятом тысячелетии до нашей эры.

 

Менес (Мина) — фараон единого Египта, основатель I династии

 

                К 3500 г. до н.э. формирование государственной структуры Египта в общем закончилось, и с тех пор в течение трех тысяч лет Египет пребывал почти неизменным. Сменялись цари и правящие династии, то один, то другой город становился столицей, но устройство страны оставалось неизменным. Жрецы — наиболее образованный класс египетского общества — уподобляли государственный строй своей страны пирамиде, главному символу Египта, ставшему впоследствии памятником всему египетскому народу и государству. В основании пирамиды — народ, простые крестьяне и ремесленники. Их больше всего, и они придают пирамиде устойчивость. Над ними — жрецы, хранители мудрости и знаний. Это — средний слой пирамиды. И на самом верху пирамиды находится фараон, живой бог Египта, властитель и символ власти. В устойчивости пирамиды египтяне видели залог устойчивости государства.

                История династий Египта представляет собой довольно пеструю картину. Хронологически принято делить историю Древнего Египта на следующие периоды: додинастическая эпоха (I и II династии, ок. 3100 - 2600 г. до н.э.), Древнее царство (III-VI династии, ок. 2600 - 2200 г. до н.э.), феодальный, или I Переходный, период (VII-X династии, ок. 2200-2000 г. до н.э.), Среднее царство (XI-XII династии, 2000-1785 г. до н.э.), царство гиксосов, или II Переходный период (XIII-XVII династии), Новое царство (XVIII-XX династии, с 1567 по 1075 г. до н.э.) и Позднее царство (XXI-XXXI династии, до 332 г. до н.э.). Позднее царство иногда подразделяется на III Переходный период ( XXI-XXIV династии) и собственно Позднее царство. В 332 г. до н.э. Египет был захвачен Александром Македонским. С этого началась новая страница в истории Древнего Египта, именуемая греко-римским периодом и имеющая мало общего с Египетским царством прежних веков.

 

Гиксосы (гиксы) — племена кочевников, захватившие Египет и правившие им с 1786 до 1567 г. Благодаря гиксосам в египетской армии впервые появились боевые колесницы, усилилась армия.

 

                Цивилизация Древнего Египта характеризуется прежде всего  неповторимостью. В период своего формирования Египет был практически полностью изолирован от внешнего мира. Южные рубежи страны отделяла от соседних цивилизаций Древней Африки пустыня. Только памятники искусства древнейшего периода истории Египта позволяют с некоторой долей уверенности установить отдаленное родство народа, переселившегося в незапамятные времена в плодородную долину Нила, с более южными соседями.

                В додинастический период — с 5 тысячелетия до н.э. до примерно 3500 г. до н.э. — прочие крупные цивилизации Древнего Мира (прежде всего, разумеется, цивилизация шумеров) только формировались, люди постепенно осваивали неприветливые земли Ближнего Востока. Велико искушение предположить, что обе великих цивилизации вышли из одной колыбели, что, возможно, Египет и Шумер — наследники еще более древней цивилизации, благо общие черты присутствуют в обеих культурах. Трудно с уверенностью сказать, когда между двумя  народами, разделенными Средиземным морем — египтянами и шумерами, начались первые торговые и культурные контакты, и трудно сказать, насколько, к примеру, повлияла шумерская письменность на формирование египетского иероглифического письма. В распоряжении ученых есть несколько разрозненных образцов курсивного письма додинастического периода, по времени совпадающих с датой формирования шумерской письменности, и некоторые исследователи отмечают некоторое сходство между теми и этими образцами письменности. Однако материал настолько скуден, что говорить с уверенностью о параллелях или взаимном влиянии крайне затруднительно.

 

Курсивное письмо — способ алфавитного письма, при котором буквы при написании соединяются. И Египет, и Шумер впоследствии пользовались иероглификой, а не курсивом.

 

                С юга, востока и запада — пустыня песка, с севера — пустыня воды, Средиземное море. В таких условиях происходило формирование египетской культуры, сохранившей свою самобытность на протяжении всей истории Египта. А это было нелегко. Богатая страна многократно подвергалась завоеваниям со стороны соседних народов, привносивших на период своего правления в Египте собственные культурные традиции. Кроме того, Египет вел весьма широкий торговый и культурный обмен с другими странами Средиземноморья и Ближнего Востока. Но под всеми заимствованиями египетская культура сохраняла собственный стержень.

                В наше время египетская цивилизация стала неиссякаемым источником различных домыслов и леденящих кровь историй об оживших мумиях, о тайных знаниях древнего народа, о зловещей магии египетских жрецов. За всей этой мишурой зачастую бывает трудно увидеть подлинную суть культуры Древнего Египта, гораздо более занимательную и таинственную, чем все истории о “тайнах пирамид”. Тайн действительно немало, гораздо больше, чем точных, наверняка проверенных историками и лингвистами сведений о жизни этой страны — среди всех древних культур самой таинственной и притягивающей внимание любознательных людей.

 

 Литература:

Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура).

Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: konan (23.11.2008)
Просмотров: 1602 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]