Старым, или Древним царством по
традиции называется период правления III-VI египетских династий, длившийся
более пятисот лет. С этого периода начинается довольно подробно
реконструированная история политической и экономической жизни Древнего Египта.
Старое царство — время начала строительства великих египетских пирамид,
окончательное оформление государственного строя Египта. Фараон утверждается на
троне как единоличный правитель страны, благосостояние знати значительно
повышается. Растет количество зависимых людей — в первую очередь, сельской
бедноты. Однако, следует сразу заметить, что Египет времен Старого царства не
был страной, где господствовал рабский труд. Зависимость бедняков от знати была
совершенно особенной, и об этой особенности социального устройства Египта будет
рассказано особо. Старое и Раннее царства недаром
объединяются историками в одну эпоху — Древнее царство, причем основания для
этого куда более весомы, чем историческая традиция, длящаяся со времен
Манефона. Дело прежде всего в орудиях труда. В этом плане оба периода немногим
отличаются друг от друга — все то же преобладание медно-каменных орудий, те же
технологии, хотя и доведенные почти до совершенства. Сельское хозяйство не
претерпело никаких серьезных качественных изменений. Зато количественные
изменения были поистине грандиозны. В эпоху Старого царства богатство царских и
вельможных кладовых достигает невиданного ранее уровня. Это естественным
образом повлекло за собой развитие ремесел, повышение уровня каменного
строительства и обработки камня. Фараоны Старого царства начали вести внешнюю
торговлю, которая, впрочем, не играла пока сколько-нибудь значительной роли в
экономике страны — сырьевые ресурсы Египта были по-прежнему неисчерпаемы, всем
необходимым страна обеспечивала себя сама, а импорт состоял преимущественно из
предметов роскоши и велся исключительно на государственном уровне, а не
усилиями купцов. В эпоху Старого царства фараоны
достигают своего наибольшего могущества. Если в эпоху Раннего царства номархи
все еще сохраняли определенные политические свободы, то уже фараоны IV династии
полностью подчиняют знать своей воле. Фараон может сменить номарха, послать
вельможу из одной области править в другой район. Непомерно возрастает
количество правительственных чиновников во всех областях страны, во всех
отраслях хозяйственной деятельности. Активизируется и
внешнеполитическая жизнь страны, что нашло отражение в традиционной для тех
времен форме — многочисленных завоевательных походах, откуда войска фараонов
приводили множество пленников, захватывали скот и привозили богатую добычу —
драгоценности, слоновую кость, черное дерево, добывавшиеся во время походов
вглубь материка, строительное дерево (за ним египтяне регулярно отправлялись на
восточное побережье Средиземного моря, в первую очередь — за знаменитыми
ливанскими кедрами). Египет в эпоху Древнего царства
достиг небывалой мощи, но внутреннее положение “пирамиды власти” было вовсе не
таким устойчивым, как того хотелось бы фараонам. Ближе к концу эпохи, во время
правления V-VI династий, номовая знать начала усиливать противостояние
сверхдеспотичной царской власти. Номархов не устраивало положение чиновников
“на хозяйстве”, лишенных былых прав и экономической независимости. И в конце
концов им удалось подорвать власть фараонов. Постепенно те начали идти на все
более серьезные уступки, даруя номам новые и новые свободы. Под конец власть
фараонов стала исключительно номинальной, и в Древнее царство — возможно,
самый важный период всей истории цивилизации Древнего Египта. Именно в это
время египетская цивилизация оформилась, приобрела свои неповторимые черты.
Хозяйственный и социальный уклад Древнего царства были не только сохранены, но
и укреплены по прошествии эпохи смут. Древнее царство оставило
потомкам памятники удивительного мастерства древнеегипетских строителей и
архитекторов — пирамиды в Долине царей, искусные каменные рельефы и настенные
росписи. В этот исторический период сформировалась идеологическая основа
культуры и искусства Древнего Египта, возникла письменность. Экономический
подъем, происшедший при фараонах первых династий, положил начало развитию
ремесел египтян. По всем этим причинам Древнее царство заслуживает особенного
внимания, поскольку картина хозяйственной и общественной жизни страны в эту
эпоху — ключ к пониманию всех последующих исторических периодов египетской
цивилизации — Среднего и Нового царств. (Экономические механизмы Древнего
царства будут подробно разобраны в разделе “Экономика и общество Древнего
Египта). I Переходный период Фараоны VI династии были
фактически последними правителями единого Египта эпохи Древнего царства. Где-то
около Это мгновенно пагубно отразилось
на всей жизни Египта. Прежде всего, децентрализация ударила по жизненно важной
для египетской экономики ирригационной системе. Без единой координирующей
власти, поддерживавшей всю сеть оросительных сооружений страны в порядке и в
соответствии с единым планом, некому стало следить за прочностью и пригодностью
бассейнов, каналов и плотин. Ирригационная сеть быстро пришла в упадок, и
усилия, которые предпринимали отдельные вельможи на территории своих номов, не
приводили к сколько-нибудь удовлетворительным результатам. Снизилась
урожайность полей, в некогда сытой стране Кеми вспыхнул голод. До наших дней дошло не так много
письменных свидетельств о временах VII — IX династий, когда в Египте царил
экономический и политический хаос. То немногое, что попало в руки историков,
рисует картины страшного голода, опустошения страны. Во всем Египте начался
мор, богатые области вымирали, некому было работать на полях. С трудом
отвоеванные у природы в течение веков пахотные земли превращались в болота, как
в глубокой древности. О том хаосе, который творился в
политической жизни Египта после падения Древнего царства, можно судить хотя бы
по приведенному Манефоном в его “Истории Египта” списке царей VII династии. За
семьдесят дней, что провела на троне Египта эта династия, в ней успело
смениться семьдесят фараонов. Не вполне понятно, было ли это сознательным
преувеличением со стороны автора, желавшего показать абсурд ситуации, либо дело
в действительности обстояло так. Как всегда бывает в подобной
политико-экономической ситуации, номархи вели постоянные междоусобные войны,
окончательно подкашивавшие население страны и
разрушавшие остатки ирригационных сооружений. На ослабленную страну
немедленно набросились соседние государства, ранее сами не раз попадавшие в
зависимость от могущественного Египта прежних времен. Внешнеэкономические связи
были полностью разрушены. Наиболее ярко рисуют эту тяжелую
эпоху два больших папируса, один из которых хранится в наше время в музее немецкого
города Лейдена, другой — в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В обоих
этих документах, относящихся к более позднему времени, но явно содержащих копии
текстов I Переходного периода или начала Среднего царства, описывается время
смут, внутренних потрясений и ударов со стороны прежних данников или союзников
Кеми. В обоих папирусах упоминаются и события, очевидно, до глубины сотрясшие
основы самого государственного строя Египта — народные восстания. Писец — автор
текста так писал об этом событии: “Страна перевернулась, точно гончарный круг.
Бедные разбогатели, а богатые повержены в нищету. Тот, кто не имел даже упряжки
коров, чтобы вспахать поле, владеет теперь несметными стадами. Тот, кто после
смерти мог надеяться лишь на яму на краю пустыни, стал хозяином пышной
усыпальницы, а выброшенное тело ее прежнего хозяина тлеет в песке”. Лейденский
папирус содержит призыв к знатным людям —
вернуть страну к прежнему порядку, только это, по мнению автора текста,
способно спасти страну от полного исчезновения. Лейденский папирус и
папирус из Эрмитажа, различные по форме, но единые по содержанию, помогают со
всей отчетливостью воссоздать картину общественной жизни Египта времен VII — IX
династий, времени полного безвластия. На фоне внутренних междоусобиц и захватнических
нападений соседей, на фоне разрушенной экономики и торговли, видимо, произошло
крупнейшее народное восстание за всю историю Древнего Египта. Это был не просто
социальный переворот, при котором бедняки отнимали у знати богатства. Если
происходили покушения на гробницы — священные для египтян места, важнейший
элемент их мировоззрения, значит, социальные потрясения приняли немыслимый
размах. Напуганные этим, представители знатных родов стали склоняться к мысли о
необходимости реставрации единого государства с централизованной властью. Лейденский
папирус — по сложившейся
традиции, египетские папирусы называются по имени их первого публикатора или
владельца. Борьба номархов за объединение
страны заняла значительный период времени. Начиная c середины XXII в. до н.э.,
фараоны трех последовательных династий —
IX-XI — понемногу стягивали воедино номы Верхнего и Нижнего Египта.
Египет представлял из себя два государства — северное со столицей в городе
Гераклеополе, южное — Фиванское, объединенное вокруг фиванского нома. К середине XIX в. до н.э. страна
вновь оказалась под властью одного правителя. Победу в извечной борьбе северных
и южных номархов одержал фиванский правитель Ментухетеп I. Верхний
Египет вновь оказался ведущей политической силой в стране. Ментухетеп
I — четвертый фараон XI
династии ( ок. Однако было бы несправедливо
делать выводы о I Переходном периоде как о времени абсолютного упадка Египта.
Несмотря на тяжелейшее экономическое и политическое положение, страна все же
продолжала развиваться. Именно ко времени
I Переходного периода относятся некоторые изменения в хозяйстве Египта,
в немалой степени повлиявшие на всю историю Среднего царства и определившие
лицо новой эпохи. Прежде всего, изменился
хозяйственный уклад. С распадом общегосударственного хозяйства, обеспечивавшего
работников всем необходимым, мелкие хозяйства — как номовые, так и сельские
общины — стали играть гораздо более важную роль, чем раньше. С другой стороны,
разрушение прежних внутриэкономических связей привело к специализации отдельных
хозяйств на тех или иных ремеслах. Это, в свою очередь, повлекло за собой
расширение внутреннего рынка, активизировало торговлю между номами.
Специализация хозяйств и внутренняя торговля стали одними из важнейших факторов
экономической жизни Египта Среднего царства. Разрушение существовавшей ранее
хозяйственной системы, снижение числа рабочих рук спровоцировали серьезнейшие
качественные изменения как в сельском хозяйстве, так и в ремесленных
производствах. Именно к I Переходному периоду относятся первые случаи
использования египтянами бронзы наряду с медью. Появляются новые породы
крупного рогатого скота, гораздо более продуктивные (что было особенно важно в
связи с уменьшением не только пахотных, но и пастбищных земель). Произошли серьезные изменения в
орудиях труда. В разных концах Египта в это время возникают усовершенствованные
конструкции плуга, различных инструментов, использующихся во всех отраслях
хозяйства. Таким образом, при сниженных материальных и людских ресурсах,
достигается относительно приемлемый уровень производительности, не позволяющий
хозяйству полностью прийти в упадок. Развившийся внутренний рынок ускорил обмен
опытом и проникновение новых приспособлений и усовершенствований во все области
Египта. В политическом плане следует
отметить одну важнейшую особенность I Переходного периода, во многом
определившее внутриполитическую ситуацию
во всю эпоху Среднего царства. Самостоятельность номов в I Переходный период,
та самостоятельность, за которую боролись номархи, достигла значительных высот.
Номарх в этот период — полновластный правитель своей территории, не только
в политико-экономической, но и в религиозной
сфере. Сохранившиеся до наших дней письменные памятники времен подъема номов I
Переходного периода свидетельствуют о попытках мелких правителей вести новое
летоисчисление от момента воцарения (естественно, в каждом номе — свое
летоисчисление). Позиции, отвоеванные номархами, оказались настолько прочны,
что даже новое объединение Египта не лишило их новых прав. Номархи сделались
серьезнейшей политической и экономической силой на весь период Среднего
царства. Литература: Зайцев А., Лаптева В.,
Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний
Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура). | |
| |
Просмотров: 1889 | |
Всего комментариев: 0 | |