Садоводство Несколько иная картина была в
Нижнем Египте, ближе к дельте Нила, где река, впадая в море, разделяется на
множество рукавов, формируя своеобразный венчик, легко узнаваемый на картах —
знаменитую Дельту. Нижний Египет чуть меньше зависел от капризов паводковых
вод, и относительно влажная почва позволяла выращивать в нижнеегипетских
областях и более нежные культуры. Нижний Египет славился своими
садами. Причем примечателен даже не
размах садоводческого дела в стране — все-таки египетский климат был очень
жарким, вполне пригодным для субтропических плодовых деревьев. Дело в другом. И
в Верхнем, и в Нижнем Египте все мало-мальски пригодные для земледелия почвы в
долине реки отводились под хлеб. Сады же и огороды разбивали на изначально
немелиорируемых землях — на краю речной долины или на границе пустыни. К
участку, отведенному под сад или виноградник, прежде всего подводили воду —
либо выкапывали колодец, либо прокладывали ирригационные каналы. О том,
насколько большое значение имел источник для полива сада, можно судить хотя бы
по косвенным — лингвистическим показателям. С самых ранних венков существования
Египта иероглиф “ше”, обозначавший искусственный пруд или канал, стал
использоваться для обозначения сада или огорода в целом. В ряде египетских папирусов,
сохранивших до нашего времени архивы и отчеты надсмотрщиков за земледельцами,
имеется точное перечисление прудов и деревьев в садах, и лишь затем — сведения
о собранных с этих садов урожаях. Иными словами, первоочередному учету
подлежали источники воды и количество деревьев, подлежащих поливу. Полив садовой земли был жизненно
важен, поэтому для полива в саду работали несколько человек. Полив велся в
основном вручную, при помощи коромысла с двумя ведрами или бурдюками.
Изобретенное в эпоху Древнего царства, коромысло-ми оставалось
единственным приспособлением для полива в Египте вплоть до эпохи Нового
царства, когда были изобретены или заимствованы у греков водоподъемные машины.
Одна из таких машин — собственное изобретение египтян, называемое “шадуф”, до
сих пор используется египетскими крестьянами для полива полей. Ми — иероглиф “коромысло” в египетском языке передавал
также идею “равенства” в самом широком смысле. В садах египтяне высаживали
различные плодовые культуры. Огромные поля занимали заботливо огороженные
виноградники. Так, одна из египетских надписей донесла до нас описание
виноградника, занимавшего площадь примерно Виноград впервые появился в
Египте еще в глубокой древности — только сохранившиеся надписи времен еще
Древнего царства упоминают о виноградных посадках-кану на некоторых
территориях Нижнего Египта. Кану — виноградник. Впоследствии так же иногда назывались
и сады вообще. Сбор винограда проводился по
осени. Египетские рельефы донесли до наших дней сцены сбора урожая, из которых
видно, как египтяне ухаживали за виноградом. Тяжелые лозы укреплялись
деревянными подпорками, не позволявшими винограду упасть на землю. Сборщики
срывали гроздья ягод и складывали их в плетеные корзины, которые затем относили
к чану для давки. Давка винограда проходила в два этапа. Сперва несколько
работников ногами, под сопровождение флейты — неизменного атрибута основных
сельскохозяйственных работ — топтали ягоды. Выдавленный сок либо оставляли на
несколько дней перебродить, либо сразу сливали в отдельные чаны. Затем выжимки
собирали в мешки, и виноградари начинали с разных сторон выкручивать полотно
мешка, подобно тому, как выкручивается белье для просушки. Таким образом из
кожуры, оставшейся после вытаптывания, выжимался последний оставшийся сок.
Подобная конструкция жома оставалась неизменной очень долгое время, и была
усовершенствована лишь в эпоху Позднего царства. Другой культурой, произраставшей
в садах египтян, была смоковница, одно из наиболее
распространенных на Востоке плодовых деревьев. В культивировании смоковницы
египетские садоводы достигли значительных высот. Поначалу они сажали ростки
дикой смоковницы “нехт”, но с течением времени сумели вывести смоковницу со
сладкими плодами-”даб”. Смоковница занимала весьма значительное место в
египетском садоводстве — достаточно сказать, что она считалась деревом,
посвященным Нут, египетской богине неба. Смоковница — субтропическое плодовое дерево из рода фикусов. Нехт — дикая (абиссинская) смоковница. Даб — инжир. Помимо своей функции плодового
дерева, смоковница выполняла важную роль в египетском культе мертвых. Как
позволяют судить некоторые египетские росписи, эти деревья высаживали на
кладбищах — очевидно, чтобы обеспечить покойников тенью и пищей. Сбор винных ягод (смокв) шел
осенью, по современному календарю — примерно в октябре. Работники на сборе
урожая трудились группами по пять человек. Процесс сбора смокв изображался на
рельефах и росписях с необычайным искусством и живостью. Сборщики плодов
забирались на ветви дерева, держа в одной руке кошель или корзинку, куда
складывали ягоды. По мере наполнения, кошели опускали на веревках вниз, где их
принимал еще один член команды. Некоторые росписи сохранили совершенно бытовые
детали — например, изображение мальчика, который, стоя под деревом, протягивает
руку к сборщику, и тот дает ему одну ягоду. Важное место в садовом хозяйстве
Египта играла финиковая пальма. Сажать ее начали сравнительно поздно — понемногу
в эпоху Среднего царства, и особенно широко — во времена Нового царства. Помимо
плодов, ее древесина шла на различные технические нужды. Кроме этого, из
финиковой пальмы египтяне изготавливали пальмовое вино — очевидно, подобное
тому, которое примерно в это же время научились делать жители Вавилонии. Наряду с фруктовыми деревьями,
египтяне устраивали там же, на территории сада, огороды, где на ровных грядках
росли лук, чеснок и салат. Одно время египетские крестьяне выращивали также
огурцы, но основными огородными культурами были все же луковичные. Огороды довольно быстро стали
играть чрезвычайно высокую роль в общей системе сельского хозяйства Египта.
Овощи занимали существенное место в рационе жителей страны, прежде всего
широчайших слоев простого люда. Огороды стали появляться как в маленьких личных
хозяйствах, так и в садах вельмож. Садоводство пережило серьезные
качественные изменения в эпоху Нового царства, когда победоносное египетское
войско привозило из-за границы новые, неизвестные ранее местным земледельцам
сорта фруктовых деревьев. Именно в это время отмечено появление в Древнем
Египте яблок и яблоневых деревьев. Тогда же получило развитие и
декоративное растениеводство. В частности, в египетских садах, особенно при
храмовых хозяйствах, садовники стали культивировать “цветок фараонов” — голубой
лотос. Судя по некоторым данным, египетские цветоводы достигли значительных
высот мастерства — они даже умели добиться, чтобы цветки лотоса распускались
ранее положенного природой срока, сохраняя свою жизненную силу. Необходимость
такого “опережения природы” была связана с тем, что цветки лотоса с какого-то
исторического периода начали играть важную роль в различных храмовых
церемониях, связанных с фигурой царя. Животноводство Основное место в египетском
животноводстве занимал крупный рогатый скот — быки и коровы, помимо своей
хозяйственной ценности, являлись и символическими животными, чьи образы
присутствуют во многих изображениях, посвященных главным египетским божествам.
Первоначально египетский скот был рогатым — на древнейших рельефах и статуэтках
у быков и коров длинные изогнутые рога. Позднее египтяне вывели породу комолого
(безрогого) скота. Рогатые быки и коровы широко использовались в различных
отраслях сельского хозяйства — для утаптывания посевов, как тягловая сила при
пахоте, при обмолоте зерна. Молочное животноводство было известно египтянам,
но, очевидно, не получило широкого распространения. Тем более не выводили
мясные породы — крупный рогатый скот, помимо хозяйственных функций, служил
почти исключительно для жертвоприношений. Быкам и коровам приписывались функции
воплощения божества. Так, черный бык с белыми отметинами в Египте считался воплощением
бога Аписа
и пользовался всеми божественными почестями. Апис — священный был, воплощение бога плодородия. В глубокой древности предки
древних египтян приручили овец, однако вплоть до эпохи Среднего царства бараны
и овцы служили почти исключительно в качестве тягловой силы и при утаптывании
посева. Эта роль принадлежала им почти полностью, и ни на что другое египтяне,
видимо, овец не использовали. Лишь в довольно позднее время, где-то в конце III
тысячелетия до н.э., в Египет были завезены тонкорунные овцы, шерсть которых
шла на изготовление пряжи. Овцеводство получило новый импульс к развитию
примерно за полторы тысячи лет до н.э. Из завоевательных походов царей Нового
царства в Египет были завезены длиннорунные овцы, из руна которых получалась превосходного
качества шерсть. Новая порода овец быстро приобрела важнейшее хозяйственное
значение. Разведение этой породы стимулировало рост прядильного ремесла. Коза — пожалуй, одно из первых
животных, прирученных первобытным человеком, занимала свое место и в хозяйстве
египтян. Это неприхотливое и всеядное животное использовалось, очевидно, в
молочном хозяйстве. Что касается вьючных животных,
то в эпоху Древнего и Среднего царства у египтян служил для этого исключительно
осел. Ослов не особенно часто использовали как тягловое животное — в основном
как вьючное. Лошади впервые появились в Египте с приходом
завоевателей-гиксосов, да и те ввели лошадь лишь как верховое животное. Осел же
был воистину незаменим и при перевозке тюков со сжатым хлебом с пашни на гумно,
и при перетаскивании корзин с плодами, и в дальних купеческих караванах,
тянувшихся через весь Египет. Очень поздно появился в египетском хозяйстве
верблюд. Сфера применения этого животного ограничивалась дальними торговыми
караванами, отправлявшимися в края, которых было не достичь излюбленным
египтянами водным путем. Главной проблемой
древнеегипетских скотоводов были пастбища. Вся сколько-нибудь плодородная земля
отводилась под посевы и сады. Для выпаса обширных стад оставались только узкие
островки растительности на самом краю пустыни, подступавшей к долине Нила. Там
еще росла скудная трава, пригодная для питания животных. Каждый год пастухи
вместе со своими стадами совершали длительное путешествие из районов Верхнего
Египте вниз вдоль течения реки в поисках пастбищ. Для различных пород скота
отводились различные пастбища. На ночь животных загоняли и
привязывали в загоны, служившие дополнительной защитой от хищных зверей. В
загоне находились кормушки, небольшие стойла, где доили коров. Труд пастуха-мениу
был нелегок и опасен. Помимо того, что надлежало следить за здоровьем животных,
за их численностью, необходимо было постоянно отбиваться от хищников, в
изобилии водившихся в Египте. Во время паводков, особенно при высокой воде,
кочевья стад не прекращались, и пастухам добавлялась новая забота — помогать
животным перебираться через многочисленные водные преграды, отбиваясь при этом
от крокодилов — самых опасных водных хищников Нила. Мениу — пастух (вне зависимости от специализации). Пастух выполнял при стаде все
функции — и хранитель, и врач. Пастухи сами проводили осенние случки, сами
принимали роды у коров. Увеличение поголовья было важнейшей задачей пастуха —
он регулярно отчитывался перед царскими чиновниками о поголовье своих стад. Помимо полукочевых стад, в крупных хозяйствах — особенно при дворах вельмож, существовали и породы откармливаемого скота. Для них возводили прочные хлева, в которых проходили и все работы, так или иначе связанные со скотом — выкармливание молодняка, доение, изготовление сыров.
Литература: Зайцев А., Лаптева В.,
Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний
Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — с.: ил. — (Мировая культура). | |
| |
Просмотров: 2142 | |
Всего комментариев: 0 | |